Рабочая программа кружка "Окружающий мир/Экология"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Окружающий мир/Экология" для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okr_mir_ekologiya.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано
Заместитель директора по ВР
______________ Гурова Е.В.
31 августа 2020 года
Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
имени Виктора Владимировича Шитика станицы Атаманской
Календарно-тематическое планирование
По кружку «Окружающий мир/Экология»
Класс 3 «А»
Учитель : Хабибуллина Людмила Михайловна
Количество часов: всего 17
Планирование составлено на основе авторской программы по окружающему миру. «Школа России». Программы по учебным предметам авторов : А.А. Плешаков, Москва. «Просвещение», 2014 г. муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4, протокол №1. от 28.08.2020 года.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Окружающий мир/Экология" для 3 класса составлена на основе:
- примерной программы начального образования по окружающему миру: Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ А.А.Плешаков.- М.: Просвещение, 2014.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Главная задача начальной школы – помочь обучающемуся постепенно сменить основной вид деятельности с игровой на учебную (познавательную). Поэтому одним из главных средств воспитания будут игры, предметно-практическая и трудовая деятельность, наполненные новым содержанием, несущие в себе информацию об окружающем мире и основных культурных, нравственных ценностях нашей страны.
Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.
Содержание данной программы реализуется через деятельностный подход, создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека.
Практическая, деятельностная направленность курса реализуется через исследовательские задания, практикумы, игровые занятия, опыты. Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная.
Основными методами обучения являются методы наблюдений, анализ, синтез и т.д., ролевые и дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природного материала, разработка и создание экознаков.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Результатом работы кружка «Окружающий мир/ Экология» будет ценностное отношение к природе, первоначальный опыт эстетического, эмоционально – нравственного отношения к природе, элементарные знания о традициях нравственно –этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, по месту жительства; личный опыт участия в экологических акциях и проектах.
Место курса в учебном плане или плане внеурочной деятельности
На изучение курса «Окружающий мир/Экология» в начальной школе в 3 классе выделяется 17 часов. (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир/Экология»
Программа «Окружающий мир/ Экология» также ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;
- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного успешной учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направлениях на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Познавательные УУД
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи.
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Программа рассчитана на 17 часов – 0,5 часа в неделю.
Содержание курса внеурочной деятельности (17ч.)
Введение. Что такое окружающая среда и окружающая природа? Экологические связи неживой и живой природы.
Живое в природе. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Кто улетит, а кто останется? Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Растения рядом. Растение – живой организм. Размножение комнатных растений. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Хвойные и лиственные растения. Дикорастущие растения и культурные растения. Лекарственные растения. Растения – сорняки и вредители здоровья человека. Викторина «Зелёный мир вокруг нас». Разнообразие животных. Проект «Разнообразие животных и растений родного края». Следы на снегу. Зимовье зверей. Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Микроскопические организмы. Правила поведения в природе.
Неживое в природе. Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. Вода, её признаки и свойства. Берегите воду! Почва. Состав и свойства почвы. Берегите воздух! Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным приметам. Времена года в неживой природе.
Заключение. Обобщение проделанной экологической работы за год.
Условия реализации Программы
Для реализации Программы необходимо:
- Мотивационная готовность учащихся к работе
- Организация планомерных, систематических занятий с учащимися
- Условия для проведения занятий
- Оснащенность кабинета мультимедийным и компьютерным оборудованием.
- Необходимая литература для осуществления проектной деятельности.
Материально-техническое методическое обеспечение процесса
Оборудование: таблицы, предметные картинки с изображением растений, животных, птиц; комнатные растения; виды дорожных знаков; индивидуальные торфяные горшочки для посадки семян, почвогрунт, семена (гороха, фасоли), луковицы; градусник для измерения температуры воды, Красная книга; CD с записью голосов птиц и животных, микроскоп, измерительный модуль “Температура”, коллекция “Виды почв”, географические карты.
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Даты проведения | |||
всего | аудит. | внеаудит. | план | факт | ||
ВВЕДЕНИЕ | 2 | |||||
1 | Что такое окружающая среда и окружающая природа? | 0,5 | ||||
2 | Экологические связи неживой и живой природы | 0,5 | ||||
ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ | 21 | |||||
3 | Живая природа. | 0,5 | ||||
4 | Приспособленность видов к условиям жизни. | 0,5 | ||||
5 | Кто улетит, а кто останется? | 0,5 | ||||
6 | Вода и жизнь | 0,5 | ||||
7 | Воздух и жизнь. | 0,5 | ||||
8 | Роль ветра в жизни растений и животных. | 0,5 | ||||
9 | Растения рядом. | 0,5 | ||||
10 | Растение – живой организм | 0,5 | ||||
11 | Размножение комнатных растений | 0,5 | ||||
12 | Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. | 0,5 | ||||
13 | Хвойные и лиственные растения | 0,5 | ||||
14 | Дикорастущие растения и культурные растения. | 0,5 | ||||
15 | Лекарственные растения | 0,5 | ||||
16 | Растения – сорняки и вредители здоровья человека. | 0,5 | ||||
17 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас» | 0,5 | ||||
18 | Разнообразие животных. | 0,5 | ||||
19 | Проект «Разнообразие животных и растений родного края» | 0,5 | ||||
20 | Следы на снегу. Зимовье зверей | 0,5 | ||||
21 | Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. | 0,5 | ||||
22 | Микроскопические организмы | 0,5 | ||||
23 | Правила поведения в природе | 0,5 | ||||
НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ | 10 | |||||
24 | Неживая природа | 0,5 | ||||
25 | Солнце – источник тепла и света | 0,5 | ||||
26 | Вода, её признаки и свойства | 0,5 | ||||
27 | Берегите воду! | 0,5 | ||||
28 | Почва. Состав и свойства почвы. | 0,5 | ||||
29 | Берегите воздух! | 0,5 | ||||
30 | Погода. Климат | 0,5 | ||||
31 | Прогноз погоды | 0,5 | ||||
32 | Предсказание погоды по народным приметам. | 0,5 | ||||
33 | Времена года в неживой природе. | 0,5 | ||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 1 | |||||
34 | Обобщение проделанной экологической работы за год | 0,5 | ||||
Итого | 34 | 15 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
для обучающихся 1 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности...
Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополните...
Рабочая программа по спецкурсу "Экология моего пространства" для 3 класса
Программа адаптационного периода по курсу «Экология моего пространства» разработана с помощью авторской программы А.А. Плешакова «Окружающи...
Рабочая программа факультативного курса "Экология родного края. Морянка"
Рабочая программа по факультативному курсу «Экология родного края. Морянка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1....
Рабочая программа кружка «Юные экологи»
Программа рассчитана на детей 8-9 лет....
Рабочая программа кружка «Юный эколог»
Пояснительная запискаДля групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка «Юный эколог» отраж...