Рабочая программа кружка «Юный эколог»
рабочая программа (4 класс) на тему
Пояснительная записка
Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка «Юный эколог» отражает все аспекты содержания экологического образования:
¾ научно-познавательного;
¾ ценностного;
¾ нормативного;
¾ практически-деятельностного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ilona2.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
кружка «Юный эколог»
36 уч.недели
4 часа в неделю
144 часа в год
2013-2014 уч.г.
Кол-во – 10 чел.
Пояснительная записка
Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка «Юный эколог» отражает все аспекты содержания экологического образования:
⎯ научно-познавательного;
⎯ ценностного;
⎯ нормативного;
⎯ практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому ⎯ природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования ⎯ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ⎯ показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста ⎯ не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому при разработке нормативного аспекта содержания учитывается, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации.
Практически ⎯ деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность ⎯ конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего города может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.
В содержании экологического кружка в начальной школе отражены материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.
В содержании найдены отражения знаний о местах обитания живых организмов: о их домах ⎯ природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.
Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды ⎯ значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.
Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний имеют место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом в городе есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов ⎯ влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.
Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха городской среды, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий:
⎯ человек ⎯ природное существо и член общества;
⎯ многообразие природного и социо-культурного окружения человека;
⎯ экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
⎯ труд и поведение человека в окружающей среде.
Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.
Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.
Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.
Программа кружка составлена из расчета 2 раза по 2 часа в неделю (4 часа), 144 часа в год.
При построении программы использовались четыре направления:
⎯ познавательное;
⎯ познавательно-развлекательное;
⎯ практическое;
⎯ исследовательское.
Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бережного отношения к родной земле.
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
экологическая культура включает:
⎯ культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
⎯ культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
⎯ культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура включает следующие основные компоненты:
⎯ интерес к природе;
⎯ знания о природе и ее охране;
⎯ эстетические и нравственные чувства к природе;
⎯ позитивная деятельность в природе;
⎯ мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, являются:
⎯ семья;
⎯ детские дошкольные учреждения;
⎯ школа;
⎯ внешкольные воспитательные учреждения;
⎯ средства массовой информации;
⎯ самовоспитание.
Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая прогресс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу. Компонентами процесса экологического воспитания являются:
Цель кружка :
⎯формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека.
Задачи: развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;
⎯ обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
⎯ воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Принципы:
Междисциплинарность:
⎯ экологизации предметов, т.е. внедрение экологических идей в содержание и методы обучения отдельных предметов;
⎯ интегрированные экологические модули. Комплексные межпредметные знания экологического содержания.
Единство познания, переживания и действия:
⎯ целостные ориентации личности;
⎯ мотивы деятельности;
⎯ природоохранная деятельность.
Педагогическое целенаправленное общение школьников с окружающей средой (природой).
Взаимосвязь глобального, национального и локального уровней экологических проблем.
Принцип альтернативности и прогностичности.
Задачи:
-преодоление у учащихся утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании естественного отношения к ней в связи со сферами сознания: научной, идеологической, художественной, нравственной, которые составляют основу научного мировоззрения;
-обучения-формирования системы об экологических проблемах современности;
- развития системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценка состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
- воспитания-формирования мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как универсальной ценности), нравственного(воли и настойчивости, ответственности) развития личности.
Ожидаемые результаты:
1. знать экологические термины и понятия; правила поведения человека в природе; особенности экологического состояния природы Краснодарского края и г. Сочи; правила техники безопасности при проведении исследований,экскурсий.
2. уметь пользоваться справочной литературой; определять систематическое положение растений,животных,грибов; определять видовые признаки организмов различных групп; составлять рассказ-характеристику-описание местности, экологических проблем; обрабатывать информацию из газет,журналов,телевидения писать отчеты о работе с учетом требований к их написанию; составлять макет листовки,газеты; составлять анкеты,проводить социологический опрос (анкетирование),анализировать результаты; выступать перед аудиторией,вести дискуссию,излагать свою точку зрения.
Методические рекомендации.
Для реализации программы предусмотрены различные формы работы: теоретические и практические занятия,экскурсии. Используются следующие методы и методические приемы: 1.стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (игры, сказки, беседы, доклады, диспуты,викторины). 2. развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседы, наблюдения, практическиеи работы); 3. развитие исследовательских навыков, экологически целесообразных решений (проблемное обучение); 4.вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Условием эффективности реализации данной программы является использование интересного,познавательного материала; оборудование кабинета (наличие компьютера,принтера,сканера,интерактивной доски,пособий).
Занятия с учащимися проводятся на базе МОАУ гимназии №8 г.Сочи.
Список литературы.
1.Акимушкин И. «Причуды природы».1981г.
2.Борисов В.И. «Занимательное краеведение».Краснодар.2005г.
3.Николин С. «Путешествия по сказочному краю». Донской издательский дом.2003г.
4.Пастушенков Л.В. «Лекарственные растения».Ленинград.1990г.
5.Растения и животные.Красная книга». Москва.1980г.
6.»Родная Кубань». Под ред.Ратушняка В.Н. Краснодар.2003г.
7.»Смирнов А.В. Мир растений». Москва.Дрофа.2003г.
8.»Сочиведение» (выпуск 1).Сочи.2004г.
9.»Сочиведение».Географическое краеведение.Гаврилюк Э.Н. Сочи.2007г.
10.»Чрезвычайные ситуации».Под ред.С.К.Шойгу.Краснодар.2005г.
11.»Школьный экологический календарь».Москва.2003г.
12.»Экология.Энциклопедия для детей».Москва.2005г.
13.»Экскурсионные объекты города Сочи»(выпуск 1).Сочи.2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
для обучающихся 1 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности...
программа кружка "Юный эколог-краевед"
Программа кружка "Юный эколог-краевед"...
Программа кружка "Юный эколог"
Пояснительная записка,план практических занятий,......
Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополните...
Программа кружка Юный эколог
Жить в согласии с природой - необходимое условие сохранения цивилизации. Природу надо не безумно любить, а сознательно уважать....
Рабочая программа кружка «Юные экологи»
Программа рассчитана на детей 8-9 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный эколог» учителя Иноземцевой О.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка «Юный эколог»учителя Иноземцевой О.С.с 4 «А» классомна 2016-2017 учебный год...