Рабочая программа факультативного курса "Экология родного края. Морянка"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по факультативному курсу «Экология родного края. Морянка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г.
2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.
3. Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов.
Авторы: И.Э.Гмырина, Л.В.Большакова, О.В.Макарова, О.В.Яговкина.
Архангельск.: АОИППК, 2010г.
4. Программы экологического обучения и воспитания младших школьников.
Архангельск, 1995.
Рабочая программа по окружающему миру соответствует учебному плану школы во 2, 3, 4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.doc | 434.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу «Экология родного края. Морянка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г.
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.
- Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов.
Авторы: И.Э.Гмырина, Л.В.Большакова, О.В.Макарова, О.В.Яговкина.
Архангельск.: АОИППК, 2010г.
4. Программы экологического обучения и воспитания младших школьников.
Архангельск, 1995.
Рабочая программа по окружающему миру соответствует учебному плану школы во 2, 3, 4 классах.
Общая характеристика факультативного курса
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Выпускник начальной школы должен соблюдать определённые правила образа жизни. Курс программы по экологии родного края и программы краеведения «Морянка» основан на концепции регионального компонента Архангельской области федерального государственного стандарта общего образования с учетом действующих в начальной школе программ. Содержание программы по экологии родного края и «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством учебного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Культурное ядро программы составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.
Основная идея - конкретизировать содержание федерального компонента с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.
Цели изучения курса
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
- содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.
Задачи изучения курса:
- формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;
- формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.
1 год обучения.
- формирование представлений о природной и социальной среде жизнедеятельности организма;
- воспитание элементарной экологической культуры;
--воспитание элементарной экологической культуры
2 год обучения.
- расширение знаний детей и формирование начальных представлений о жизни природных сообществ;
- формирование практических умений по наблюдению разнообразных природных явлений, навыка работы с живым природным материалом.
3 год обучения.
- осознание взаимосвязей человека и природы
- формирование практических умений по наблюдению разнообразных природных явлений, навыка работы с живым природным материалом
Описание места факультативного курса «Экология родного края. Морянка»
в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и согласно базисному плану школы на изучение курса «Экология родного края» во 2 - 4 классах начальной школы отводится 1ч в неделю. Программа рассчитана на 102 ч: 2, 3 и 4 классы — по 34часа
(34 учебные недели). В курсе «Экология родного края» интегрировано изучается курс «Морянка» по 17 часов в год . За период обучения в начальной школе -51 час.
Описание ценностных ориентиров содержания факультативного курса
1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
2. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
3. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
4. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
5. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения факультативного курса «Экология родного края. Морянка»
Личностными результатами изучения курса во 2 классе являются:
-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса во 2 классе являются следующие действия:
Регулятивные УУД:
-определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-учиться планировать учебную деятельность.
-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты).
-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
-добывать новые знания: находить необходимую информацию.
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-слушать и понимать речь других.
-выразительно читать и пересказывать текст.
-вступать в беседу на занятии и в жизни.
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Экология родного края. Морянка» во 2 классе является формирование следующих представлений:
- название области, областного города, (села), в котором проживает.
-родственные связи в семье.
-малые фольклорные формы (колыбельные, пестушки, заклички, считалки), знать 1-2 из них наизусть.
-виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитье).
-фамилию, имя, отчество М.В. Ломоносова, временной период жизни (сейчас, давно, очень давно), название малой родины М.В. Ломоносова.
Личностными результатами изучения курса в 3 классе являются следующие действия:
-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса в 3 классе являются следующие действия:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-читать вслух и про себя тексты учебной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Экология родного края. Морянка» в 3 классе является формирование следующих представлений:
- основные занятия членов семьи;.
- каким был Михайло Ломоносов в детские и отроческие годы, где и как учился читать, писать, считать; как относился к учению.
- Северных писателей и поэтов (Ф. Абрамов, С. Писахов, Н. Рубцов).
- виды транспорта Архангельской области.
- подвижные народные игры Русского Севера (не менее 2).
- приводить примеры видов народных художественных ремесел (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитье).
- соблюдать правила подвижных народных игр Русского Севера.
- находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере.
-называть характерные признаки сезонов года родного края.
- о любви к родному дому, об ответственности за родных и близких.
- о символике родного края.
- о древних городах и селах Архангельской области, их достопримечательностях.
- особенности северного народного костюма.
- имена выдающихся деятелей науки и культуры родного края (не менее 3).
- названия стран, в которых проходило обучение М.В.Ломоносова, основные события в годы его учения.
- географическое положение Архангельской области.
- основные водоемы родного края.
- основные виды профессий нашего края.
- объяснять значение символики Архангельской области.
- записывать названия стран, и отдельных городов, в которых учился М.В. Ломоносов.
- правильно вести себя в природе.
- приводить примеры животных и растений родного края.
- соблюдать правила здорового питания.
- о сметливости, талантливости, щедрости и великодушии поморов.
- о творчестве музыкантов, художников Севера.
Личностными результатами изучения курса в 4 классе являются следующие действия:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
Метапредметными результатами изучения курса в 4 классе являются следующие действия:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Экология родного края. Морянка» в 4 классе является формирование следующих представлений
-важные события в истории родного края (освоение Севера, основание Архангельска, пребывание Петра I на Севере, битва у Новодвинской крепости, участие жителей Архангельской области в Великой Отечественной войне, освоение Арктики).
- культурно-исторические центры Архангельской области.
- имена выдающихся деятелей истории, науки и культуры родного
края (не менее 5).
- основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина,
причины проявления интереса народов мира к жизни и деятельности М.В. Ломоносова, нравственные качества, свойственные М.В. Ломоносову-человеку, ученому, гражданину России;
- нормы здорового образа жизни.
- использовать источники дополнительной информации.
- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры родного края.
- рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
- о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине.
- о содружестве жителей Архангельской области и стран Баренцева и Евро-Арктического региона.
Содержание факультативного курса «Экология родного края. Морянка»
Содержание программы факультативного курса предполагает изучение таких тематических блоков познания окружающего мира:
- Природа - источник существования человека.
- Природа - источник творческой деятельности.
- Природа и деятельность человека.
- Предметный и природный мир.
- Духовный мир.
- Социальный мир.
Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.
В программе соблюден принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения - дома, семьи, самого себя, затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства.
В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. При этом, согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе ценностей: чем больше их обмен и систематичность, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей. Изучение курса строится на деятельностной основе -через «открытие» новых знаний, применение их в общении (свободном и деловом), в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной, ситуациях.
В программе курса представлены следующие содержательные разделы программы «Морянка»
- «Вот она какая, дорогая родина моя» - посвящена истории родного края и направлена на становление личности, принимающей близко судьбу малой родины.
- «Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре, духовным традициям Русского Севера.
- «Славные поморы» — знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родину и способствует
формированию нравственного идеала поморов.
- «Мой Север, скупой чародей!» — помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины. Задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы. Понять, что природу надо любить и охранять.
- «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику, растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Инструментарий для оценки планируемых личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения программы начального образования
Инструментарий планируемых личностных результатов освоения программы начального образования:
1. Типовые задания по оценке личностных результатов (представленные в книге: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ под ред. А.Г.Асмолова.- М.:Просвещение,2008.)
2. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, представленных в книге: Воспитательный процесс изучение эффективности / под редакцией Е.Н.Степанова.- М.: Творческий центр ,2003.
3. Методики изучения уровня адаптации для 1 и 4 классов: проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домик» - О.А. Орехова, пиктографический тест «Школа» - Баркан А.И. ,Полуянов Ю.А., психолого-педагогический прогностический скрининг Е. Егжаковой (в 1-х классах),
4.Методика исследования эмоционально-психологического климата Карповой Г.Н. ( 4 класс)
5. Социометрия Дж. Морена.
6. Цветовой тест отношений (изучение эмоционально-психологического климата в коллективе) Эткинд
Методы оценки: фронтальный (устный, письменный) опрос, индивидуальная беседа, анкетирование, возрастно-психологическое консультирование.
Инструментарий планируемых метапредметных и предметных результатов освоения программы начального образования:
- наблюдение за деятельностью детей в быту, природе, школе.
- анкетирование обучающихся, их родителей.
- продуктивная деятельность детей.
Формы и критерии оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в процессе освоения программы начального образования
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Методы оценки: фронтальный устный, письменный опрос, индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Критерии оценки планируемых предметных, метапредметных результатов
Курс безотметочный. Допускается лишь словесная объяснительная оценка:
-недостаточная предметная подготовка;
-подготовка соответствует требованиям стандарта, ученики способны принимать знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
-подготовка соответствует требованиям стандарта, обучающиеся демонстрируют способность
выполнять задания повышенного уровня
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Экология родного края. Морянка»
Информационно-методическое обеспечение
1. Экология обучения и воспитания младших школьников. Колбасенко М.Н. /Архангельск: 1995.
2.. Экология обучения и воспитания младших школьников. Методические рекомендации по планированию и содержанию учебного материала. Колбасенко М.Н / Архангельск: 1995
3. Программа по краеведению «Морянка» для 2 – 4 классов. Гмырина М.Н., Большакова Л.В., Полякова И.Ф. А. /АО ИППК РО, 2011.
3. «Уроки экологии в начальной школе». Е.А. Сорокоумова. /М: 2007.
4. Азбука развлечений «Экология – предмет интересно или нет», С – Петербург, 2001.
5.Книга для чтения «Морянка». Большакова Л.В, Голышева В.В., Полякова И.Ф. Архангельск: 2012.
6. Рабочая тетрадь «Морянка» Полякова И.Ф., Богданова И.В., Большакова Л.В./ Архангельск: 2013.
7. Словарь – справочник для учащихся 2 – 4 классов. Антипина Л.Ю., Бородкина Ю.А., Михайленко Е.В./АО ИППК РО 2011.
Материально-техническое обеспечение
- Мультимедиа проектор.
- Многофункциональное устройство.
- Мебель для обучающихся.
- Маркер-меловая доска.
- Интерактивная доска.
- Ноутбук.
Учебно-тематическое планирование
по курсу «Экология родного края. Морянка»
2 класс (34ч)
РСМ (17ч)
№ п/п | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Предметные | Метапредметные, личностные | ||
1 | Введение. Что изучает экология. | Экология. Загрязнение окружающей среды. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
2 | Мой дом и двор. Северная изба. Всякому мила своя сторона. Я рисую любимый город (село). РСМ | Особенности северной избы. История села, города. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты). Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
3 | Экология ближайшего окружения моего дома, школы. Забота о чистоте дома. Наш Северный край. Где мы живём. РСМ | Дом, школа. Правила гигиены в школе и дома. Край наш северный. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
4 | Зелёные насаждения. Всякому дню забота своя. Природные часы, календарь и компас. Поморский календарь. РСМ | Зелёные насаждения. Характерные признаки времён года, смены дня и ночи. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст. |
5 | Зелёные насаждения. Времена года на Севере. Осень в произведениях писателей, поэтов и художников Севера. РСМ | Зелёные насаждения. Характерные признаки времён года, смены дня и ночи. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
6 | Дорога из дома в школу. Путь- дорога. Дороги моего края. РСМ | Виды транспорта. Правила безопасного поведения на улицах села, города. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты).Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
7 | Дорога из дома в школу. Времена года на Севере. Сезонные изменения в Архангельской области. РСМ | Виды транспорта. Правила безопасного поведения на улицах села, города. Характерные признаки времён года | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). |
8 | Мой будущий дом. | Особенности дома. Условия для комфортного проживания. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст. |
9 | Какая моя квартира (дом). | Особенности дома. Условия для комфортного проживания. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
10 | Кто живёт в квартире (доме). Родной очаг. Наша дружная семья. Семейные традиции и праздники. День рождения. РСМ | Родственные связи в семье. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты).Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
11 | Кто живёт в квартире (доме). Родной очаг. Наша дружная семья. Семейные традиции и праздники. День рождения. РСМ | Родственные связи в семье. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). |
12 | Комнатные растения. Животные в доме. | Растения и животные дома. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст. |
13 | Животные и растения нашего края. РСМ | Растения и животные родного края, Архангельской области. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
14 | Бытовые приборы. | Правила безопасного поведения в быту. Назначение бытовых приборов. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты).Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
15 | Наша одежда и обувь. | Как появилась одежа, обувь. Их значение в жизни человека. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). |
16 | Природа в нашем доме. Животные и растения нашего края. РСМ | Растения и животные родного края, Архангельской области. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст. |
17 | Маленький огород на подоконнике. | Культурные растения. Правила домашнего растениеводства. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; -выразительно читать и пересказывать текст. |
18 | Маленький огород на подоконнике. | Культурные растения. Правила домашнего растениеводства. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
19 | Вода в моём доме. | Как появляется вода в доме. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты). Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
20 | Вода и здоровье человека. | Значение воды для жизни человека. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
21 | Вода и человек. Наш Северный край. Реки, моря, озёра. РСМ | Водоёмы родного края. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст. |
22 | Краски и звуки зимы за окном. | Особенности зимнего времени года. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
23 | Времена года на Севере. Зима. РСМ | Особенности зимнего времени года на Севере (продолжительность, климатические условия). | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты). Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
24 | Воздух в моей квартире. | Значение воздуха для жизнедеятельности человека. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
25 | Воздух и дыхание человека. | Значение воздуха для жизнедеятельности человека. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; -выразительно читать и пересказывать текст. |
26 | Свет и тепло в моём доме. | Как появились свет и тепло. Правила бережного отношения. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
27 | Как я вижу. | Глаза. Особенности восприятия окружающего мира. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
28 | Источники света и тепла. Времена года на Севере. Смена времён года. Погода и климат. РСМ | Особенности климата на Севере. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
29 | Откуда приходят свет и тепло. Времена года на Севере. Смена времён года. Погода и климат. РСМ | Особенности климата на Севере. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
30 | Свет и тепло в старинном северном доме. | Уклад жизни в старину. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты). Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
31 | Телевизор в моём доме. | Устройство телевизора. Правила поведения в быту. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
32 | Как жить в своём доме в ладу и согласии. Людям на потешение, всему свету на удивление. РСМ | Правила мирного сосуществования. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст. |
33 | Людям на потешение, всему свету на удивление. Народные промыслы Архангельской области. РСМ | Народные промыслы Архангельской области. Каргопольская игрушка, козули, лоскутное шитьё. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты).Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
34 | Мальчик из Холмогор. РСМ | Детские и юношеские годы М.В.Ломоносова. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
Учебно-тематическое планирование
по курсу «Экология родного края. Морянка»
3 класс (34ч)
РСМ (17ч)
№ п/п | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Предметные | Метапредметные, личностные | ||
1 | Экскурсия в лес, парк. ТБ Картины родной природы. РСМ | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
2 | Вот она какая родина моя. Север синий на краю России. РСМ | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
3 | Изучаем родное село. Реки, озёра. Охрана водоёмов. РСМ | Знать водоёмы своего края. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
4 | Изучаем водоёмы Архангельской области. Охрана водоёмов. РСМ | Знать водоёмы своего края, правила поведения на водоёмах. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
5 | Мой Север, скупой чародей! РСМ | Знать писателей, поэтов Севера. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
6 | Лесные богатства нашего края. | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
7 | Воздух. Значение его чистоты для жизни организмов. | Знать значение воздуха для жизни организмов | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
8 | Царство почвы-уникальный мир природы. | Виды почв, значение для человека. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
9 | Экология в нашем доме. Как рукодельница семью одевала. РСМ | Основные занятия членов семьи | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
10 | Экомир моей семьи. Как рукодельница семью одевала. РСМ | Основные занятия членов семьи | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
11 | Экология человека. Здоровью нет цены. | Знания о ЗОЖ, правильном питании, двигательном режиме. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
12 | Они любили свою землю. М.В. Ломоносов- путь в науку. РСМ | Иметь представления, каким был Михайло Ломоносов в детские и отроческие годы, где и как учился читать, писать, считать; как относился к учению. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
13 | Они любили свою землю. М.В. Ломоносов- путь в науку. РСМ | Иметь представления, каким был Михайло Ломоносов в детские и отроческие годы, где и как учился читать, писать, считать; как относился к учению. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
14 | Путешествие по городам Архангельской области. РСМ | Города Архангельской области. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
15 | Древние города и сёла Севера. Холмогоры, Нёнокса, Вавчуга. РСМ | Города Архангельской области. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
16 | Экскурсия на водоём, в лес. ТБ Зимние наблюдения за окружающим миром. РСМ | Называть характерные признаки сезонов года родного края | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
17 | Описание зимней природы в знаковой системе. | Называть характерные признаки сезонов года родного края | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
18 | Учимся распознавать знаковые системы. | Знания о знаковых системах, их использовании в жизни. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
19 | Игра «Метеорологи». | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края. Знания о знаковых системах, их использовании в жизни. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
20 | Экологическая безопасность. | Правильно вести себя в природе. Правила безопасного поведения. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
21 | Защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. | Правильно вести себя в природе. Правила безопасного поведения. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
22 | Неблагоприятные природные факторы. | Правильно вести себя в природе. Правила безопасного поведения. | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
23 | Практическое занятие «Охранять природу-значит охранять Родину!» | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
24 | Красная книга Архангельской области. РСМ | Растения и животные Архангельской области, занесённые в Красную книгу. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
25 | Проект «Красная книга Архангельской области». РСМ | Растения и животные Архангельской области, занесённые в Красную книгу. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
26 | Защита проектов. Красная книга Архангельской области. РСМ | Растения и животные Архангельской области, занесённые в Красную книгу. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
27 | Природоохранная деятельность. | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
28 | Природоохранная деятельность в Архангельской области. РСМ | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |
29 | Заповедники. | Растения и животные Архангельской области, занесённые в Красную книгу. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
30 | Заповедники Архангельской области. РСМ | Растения и животные Архангельской области, занесённые в Красную книгу. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
31 | Проект «Земля — планета жизни». | Значение жизни на Земле. Связь человека с природой. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
32 | Защита проектов. Земля - планета жизни. | Значение жизни на Земле. Связь человека с природой. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
33 | Экологический десант «Зелёный наряд для школьного двора» | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
34 | Экологический десант «Зелёный наряд для школьного двора» | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Учебно-тематическое планирование
по курсу «Экология родного края. Морянка»
4 класс (34ч)
РСМ (17ч)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...
Рабочая программа кружка "Мой родной край"
Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...
Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...
рабочая программа по литературе родного края
Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...
рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ
пояснительная запискатематическое планирование...
Рабочая программа кружка "Экология родного края"
Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....
Рабочая программа курса «Азбука родного края»
Предназначен для УМК "Школа Росии", соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....