Рабочая программа кружка «Юные экологи»
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Порошина Светлана Алексеевна

Программа рассчитана на детей  8-9 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunye_ekologi.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

 «Юные экологи»

Составила:  Порошина С. А.

учитель начальных классов

2014 – 2015 уч. год

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе методической литературы, Интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14.

Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Поэтому в образование был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)  для использования  различных  форм и способов ведения образовательной деятельности.

ФГОС является нормативным правовым актом, разработанным и утвержденным Правительством Российской Федерации. Он разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и является одним из стратегических ресурсов устойчивого развития многонационального народа России.

Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий, предусмотренных Стандартом для индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечит рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития детей.

В основе Стандарта лежит признание ценностно-нравственного и системообразующего значения образования современного российского общества, удовлетворение актуальных и перспективных потребностей личности и общества.

В основу Стандарта положен системно - деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Он предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества на основе толерантности, ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Системно - деятельностный подход создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Одним из направлений ФГОС для организации образовательного процесса в начальной школе является внеурочная деятельность, которая ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.

Одним из направлений внеурочной деятельности является научно – познавательное, в частности одна из его частей  «Познание окружающего нас мира».

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература.

Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

 Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

 Появляется возможность  организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.   При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.  

Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.

Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.

Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Сформировать систему эколого-биологических знаний.
  2. Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
  3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
  4. Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.

Развивающие:

  1. Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
  2. Развивать индивидуальные способности детей.
  3. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
  4. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.

Воспитательные:

  1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
  2. Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
  3. Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
  4. Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
  5. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.

Отличительная особенность программы состоит в повышении эффективности экологической и краеведческой работы с младшими школьниками, что позволяет подготовить их к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования.

Сроки реализации программы и возраст воспитанников

Программа рассчитана на детей  8-9 лет. Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

 Реализация программы рассчитана на 68 часов в год. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Осуществляются как групповые  занятия так и индивидуальные консультации.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера.

Ожидаемые результаты

и способы определения их результативности

            По итогам Программы ожидаются следующие результаты:

  • Привлечение учащихся к просветительской деятельности;
  • Участие кружковцев в проектной деятельности различного уровня;
  • Организация и проведение школьных экологических акции;
  • Оформление памяток, листовок, стенгазет, буклетов, презентаций;
  • Работа по озеленению территории школы

Содержание Программы.

                                                       Девиз:

                                            Я познаю природу!

                                Я выступаю в защиту природы!

                                       Я помогаю природе!

                       Тема 1.Введение (2 часа)

  Знакомство с целями, задачами, планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности. Экология-наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Экологические факторы, их взаимодействие. Роль экологии в деле охраны природы.

                     Тема 2. Природоохранная деятельность осенью.(36 часов)

Осенние явления в природе. Операция «Озеленение». Заготовка природного материала для  дальнейшего использования его в беседах для учащихся 1-4 классов на тему «Лесная аптека». Работа над индивидуальными проектами: «Не проходите мимо» и групповыми  «Экологическая почта»

Влияние сельскохозяйственной, промышленной, градостроительной, транспортной и других видов деятельности человека на окружающую среду. Сознательные и случайные, положительные и отрицательные воздействия. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор.

Практическая деятельность

 Экскурсии в окрестности города с целью изучения экологического состояния природных объектов.

Работа над проектом: «Влияние хозяйственной деятельности местного населения на окружающую среду».

                     Тема 3. Природоохранная деятельность зимой (12 часов)

Животные и растения зимой. Зимующие птицы, их польза. Корма для зимующих птиц. Значение зимней подкормки. Техника изготовления кормушек., способы  их прикрепления. Акция  «Кормушка». Творческая работа «Они зимуют с нами».

Акция «Новогодняя Елка».

                     Тема 4. Природоохранная деятельность весной (18 часов)

Весенние явления в природе. Фенологические наблюдения. Просветительско-агитационная деятельность кружковцев среди учащихся 1-2 классов «Березкины слезки», «Нерыночные отношения или майский лес».

Акция «Пернатый гость» - Агитационная стенгазета. Экскурсия в краеведческий музей. Акция «Чистый лес - чистая совесть». Операция «Озеленение».

                 

                     

Календарно - тематическое планирование

Название разделов, тема

кол-во

часов

теоре-тич.

практи-ческих

проект-ная

Экскурс.

Тема 1.

Введение

2

2

Тема 2.

Природоохранная деятельность

36

6

10

14

6

2.1.  Осенние  явления в природе

2

2

2.2. Операция  «Озеленение»

2

2

 2.3.Заготовка природного материала для дальнейшего его использования в беседах с учащимися 1-3 классов на тему:  « Лесная аптека».  

2

2

2. 4.Работа над индивидуальными проектами: «Не проходите мимо».

4

2

2

2.5.Работа над групповым проектом  «Экологическая почта»

6

2

4

2.6.Экскурсии в лес

6

6

 2.7.Раболта над коллективным проектом «Влияние хозяйственной деятельности местного населения на окружающую среду города Покачи и его окрестностей»

14

4

2

8

Тема 3.

Природоохранная

деятельность зимой.

12

4

8

3.1.Растения и животные зимой. Зимующие птицы.

2

3.2.Значение зимней подкормки для птиц. Техники изготовления кормушек для птиц и способы их прикрепления.

2

3.3.Школьная акция  «Кормушка»

2

3.4.Творческая коллективная работа-школьная стенгазета «Они зимуют рядом с нами».

2

3.5.Акция  «Новогодняя елка»

2

3.6.Участие в школьном  «Элемарафоне»

2

Тема 4.

Природоохранная

 деятельность весной.

18

2

8

4

4

4.1.Весенние явления в природе. Фенологические наблюдения.

2

4.2.Просветительские беседы для учащихся 1-4 классов на темы: «Березкины слезки».

4

2

4.3.Акция  «Пернатые друзья»

2

4.4.Экскурсия в музей «Птицы нашего округа»

2

4.5. Акция  «Чистый лес - чистая совесть»

2

4.6. Операция  «Озеленение»

2

4.7.Экскурсии для учащихся 1-4 классов в лес.

2

 Итого:

68 часов

14

22

18

14

Предполагаемые результаты реализации Программы

Результативность. Организация внеурочной деятельности по экологическому направлению «Моя первая экология» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

 Результаты изучения курса представлены следующим образом:

предметные;

метапредметные;

личностные.

Личностными результатами являются:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой

с точки зрения экологической допустимости;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и  характеризовать факты и события, происходящие в природе.

 Значение  курса состоит  в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической  грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. 

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов

Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения  задач по различным направлениям.  Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.  

Второй уровень результатов проявляется в активном использовании школьниками своих знаний,  приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.

Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных  природоведческих конкурсах, викторинах, выполнение творческих работ  и проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях.

Учащиеся должны знать:

  • наиболее типичных представителей животного мира России,
  • какую пользу приносят представители животного мира;
  • планета Земля - наш большой дом;
  • Солнце - источник жизни на Земле;
  • неживое и живое в природе;
  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
  • человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
  • способы сохранения окружающей природы;
  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
  • ухаживать за домашними животными и птицами;
  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Формы контроля

Творческие работы представляются в виде:

  • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
  • Отчётов по наблюдению за природными объектами;
  • Оформленных исследовательских работ;
  • Экологических сказок;
  • Стихотворений;
  • Книг-раскладушек и т.д.

Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.

Методическое обеспечение Программы

Среди основных способов и форм работы с детьми в рамках реализации программы планируется использование групповых и индивидуальных занятий:

  • Проектная деятельность учащихся
  • Озеленение территории школы
  • Лекционная деятельность учащихся
  • Организация и участие в экологических акциях различного уровня.

Учитывая возрастные, психолого-педагогические возможности учащихся, отобраны следующие методы работы по данной Программе:

  • Беседы
  • Метод наблюдения
  • Исследовательская работа
  • Экскурсия
  • Метод проектов

Условия реализации Программы

Для реализации Программы необходимо:

  • Мотивационная готовность учащихся к работе
  • Организация планомерных, систематических занятий с учащимися
  • Условия для проведения занятий
  • Оснащенность кабинета мультимедийным и компьютерным оборудованием.
  • Необходимая литература для осуществления проектной деятельности.

                           Список использованной литературы

  1. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа  Текст  /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
  2. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
  4. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география  Текст  /  О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  5. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам  Текст  / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа.  Текст  /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.
  7. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст  /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.
  8. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение  Текст  / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.
  9. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе  Текст  / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.
  10. Симаков, Ю. Г. Живые приборы  Текст  / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
  11. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь  Текст  / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
  12. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты Ярославль: «Академия развития», 1997.
  13. Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа  Текст  / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.
  14. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  15. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
  16. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
  17. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
  18. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  19. Интернет-ресурсы.                                  

                

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Рабочая программа кружка "Юный цветовод".

Тематическое планирование....

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

для обучающихся 1 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности...

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА кружка «Юный фотограф»

Программа кружка "Юный фотограф" предназначена для учащихся 2 - 5 классов. На этом курсе учащиеся исследуют мир цифровой фотографии, используя обычную бытовую цифровую фотокамеру, стандартное программ...

Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополните...

Рабочая программа кружка «Юный эколог»

Пояснительная запискаДля групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка «Юный   эколог» отраж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный эколог» учителя Иноземцевой О.С.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка «Юный эколог»учителя Иноземцевой О.С.с 4 «А» классомна 2016-2017 учебный год...