Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класса "Семейный бюджет"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Ермакова Елена Зинатуловна

Презентация и технологическая карта урока по окружающему миру "Семейный бюджет" с целью создания условий для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Предмет

окружающий мир

Тема урока

Семейный бюджет

Класс

3

Предметная программа и ее автор

 УМК «Школа России»

  • Окружающий мир. А. А. Плешаков.

Тип урока

урок открытия новых знаний

Цель

Создать условия для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, правилами ведения домашнего хозяйства, учить планировать (соотносить свои желания, потребности и возможности);
  • Формировать представление о структуре семейного бюджета.
  • Повторить изученные экономические понятия.

Развивающие:

  • Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои, традиции.
  • Развивать познавательный интерес, устную речь детей.
  • Развивать умение делать оптимальный выбор.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе.
  • Воспитывать организованность, бережливость, самоуважение, уважение к старшим

Оборудование

Карточки – схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список доходов и расходов), листы для самооценки, компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор.

Этап урока

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Организационный этап.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

- Ребята, я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу.

Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения.

– Определите свое настроение на начало урока

- На уроке мы вновь работаем в группах. Назовите правила работы в группе.

- Все ли правила сказали. Проверьте. (Слайд 2)

Проверяют готовность и самоготовность к уроку.

Оценивают своё настроение смайликами. 

Называют.

Проверяют.

II.Актуализация знаний обучающихся о государственном бюджете и основных экономических понятиях  

(Слайд    )

Вопросы учителя группам: «Государственный бюджет» (Слайд 3)

-Что такое государственный бюджет?

-Что означает выражение "денежная сумка"? (бюджет)

-Как называются деньги, которые в нее кладут?

-Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета?

-Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства?

- На что идут расходы?

-молодцы!

План доходов и расходов государства.

Бюджет.

Доходы.

Расходы.

Налоги.

III. Постановка проблемы урока  

-Как вы думаете, может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

-Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?

Отгадайте ребус. (Слайд  4  )

-Подумайте и обсудите в группах ответ на вопрос; Может ли у семьи быть свой бюджет?

Да, семейный.

Семья.

Ответы детей.

 

IV. Определение темы урока.

-   Как вы думаете над какой темой мы будем сегодня работать на уроке? (слайд 5)

- Какие задачи мы сегодня ставим перед собой на уроке? (слайд 6)

- Какая задача стоит сегодня перед нами на уроке? 

Семейный бюджет.

Ответы детей.

V. Работа по теме урока

- Мы с вами сегодня будем работать не просто в группах. А каждая группа- это будет семья. (слайд 7)

- Чтобы всем членам семьи было хорошо и уютно, какой должна быть семья? (ответы детей; дружная, все должны помогать друг другу, поддерживать, быть внимательными.)

1."Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.

-Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? (слайд 8)

-Назовите членов семьи.

-В ваших больших семьях (группах) проживают мама, папа, бабушка, дедушка, дочь (сын) студент и дочь (сын) школьник. Распределите роли.

- Какие доходы могут быть в семье?

Учитель, обобщение: (слайд 9)

Если в семье работает папа, мама, есть бабушка и дедушка, еще маленькие дети и студенты. В такой семье доходы сложатся из зарплаты родителей, пенсии, пособий и стипендии.

2.Определение новых терминов (учебник С.77) (слайд 10)

- Откройте учебник и найдите ответы на вопрос: Какие виды доходов еще существуют? (Обсудите в группах-семьях ответ на вопрос)

Учитель, обобщение: (Слайд 11   )

Если папа (или другой член семьи) – писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – гонорар.

Предположим, папа предприниматель, имеет собственную фирму. Тогда он будет получать не зарплату, а прибыль от работы фирмы.

Семья может иметь сбережения. Если они хранятся в банке, то банк регулярно выплачивает за это определенную сумму денег – процент.

-Доход семьи – это сумма, заработанная членами семьи за месяц.

Из доходов и расходов.

Мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Распределяют.

Зарплата мамы, папы, пенсия бабушки и дедушки, стипендия студента.

Обсуждают.

VI.Физкультурная минутка.

Мышечная и эмоциональная релаксация

 - Игра “Знаете ли вы номиналы денег?”. Учитель называет разные числа, если есть такие номиналы денег, то дети приседают, если нет - поднимают руки.

Выполняют.

VII.Первичное закрепление нового материала.

В ваших семьях появились доходы. Вам необходимо подсчитать общий доход вашей семьи. Как и в любой семье, в вашей есть и расходы.

- У вас на столах карточки (доход семьи и расходы).

- Подсчитайте доход вашей семьи. (слайд 12)

- Возьмите карточки с расходами и распределите расходы по значимости от 1 до 14. (слайд 13)

- Что произошло в ваших семьях? Из-за чего начинается спор?

- Почему произошёл спор?

-Какие советы по экономии вы можете порекомендовать?

-Кто должен принимать решение о расходах в семье? (слайд 14).

3.Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (слайд 15).

-Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?

– Правильно. А какая формула будет лучшей?

– Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках-подсказках.

Тексты карточек:   (Слаид 16)

дефицит – превышение расходов бюджета;

экономия – бережливое ведение хозяйства;

жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный – бережливо расходующий что-либо.         

– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

 - Давайте попробуем разобраться с данной ситуацией, почему же так получилось.

– На чем можно сэкономить? (слайд 17)

- Что такое экономия?

- Экономия – это когда бережно относишься ко всему что нас окружает, потому что это экономит наше время, силы, здоровье и деньги.

Учитель обобщение: в каждой семье должна быть экономия, мы должны бережно относиться к вещам, бытовым приборам, к расходованию электричества и воды.  (слайд 18)

– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?

– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.

– Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?         

– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

94 денежки.

Распределяют.

Распределение расходов.

Доход меньше, чем расход.

Все вместе.

Доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов.

Та, в которой доходы больше, чем расходы.

Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.

Ответы обучающихся.

Ответы: не покупать лишних вещей, большого количества продуктов, бережно относиться к своим вещам, экономно расходовать воду и электричество. Необходимо планировать расходы. Нужно много трудиться.

Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.  

Труд человека кормит, а лень портит.

VI. Самостоятельная работа.

1.Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей

2.Работа с учебником. (слайд 19)

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Найдите ответ на вопрос в учебнике с.77.

- А непредвиденные расходы?. (слайд20,21)

-Как нужно планировать семейный бюджет?

Теперь мы знаем, что есть государственный, семейный бюджет. Вы должны уже сейчас учиться быть бережливыми, составлять свой бюджет.

Премия, наследство.

Болезнь, несчастье.

Исходить из доходов.

VII.Повторение пройденного материала.

Обобщение полученных знаний в работе в тетради с.48 №2 (слайд 22)

 – Теперь обменяйтесь тетрадями для проверки. Проверьте работу своего соседа. (слайд 23-24)

- Кто верно выполнил задание? Молодцы!         

Обобщение: нужен ли семейный бюджет?

Не случайно есть целая наука экономика, которая учит как надо вести хозяйство, планировать расходы, учитывать доходы. Ведь люди давно уже задумывались над этими вопросами, и народная мудрость отразилась в таких пословицах.

Слайд 25 - пословицы

Деньги счёт любят.     Бережливость лучше богатства.

 По приходу и расход.    Копейка рубль бережёт.

Выполняют.

Отвечают.

VIII. Подведение итогов урока.  (слайд 26)

Что вам понравилось?

 Рекомендации учителя по выполнению домашнего задания.

Творческое домашнее задание.  (слайд 27)

– Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.

Отвечают.

IX. Рефлексия и самооценка уч-ся        

(Слайд 28   )

IX. Рефлексия и самооценка уч-ся        

– Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе группы – безымянный, кому урок понравился – мизинец.        

Молодцы!

– Благодарю вас за урок!

Выполняют.

Литература:

Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организации / А.А.Плешаков. – М.:Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. Учебник для 3 класса в 2-х частях; М.: «Просвещение», 2012

 Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях; издательство М.: «Просвещение», 2013

Дмитриева О.Д. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 3 класс. М.: ВАКО, 2015.

Приложение.

Доходы-расходы

Семья

Доходы

Расходы

Карточка 1

дефицит – превышение расходов бюджета;

экономия – бережливое ведение хозяйства;

жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный – бережливо расходующий что-либо.

Карточка 2

Доходы

  • Зарплата папы – 40 денежек.
  • Зарплата мамы – 30 денежек.
  • Пенсия дедушки – 10 денежек.
  • Пенсия бабушки – 10 денежек.
  • Стипендия старшего сына (дочери) – 2 денежки.
  • Пособие – 1 денежка.
  • Пособие многодетной семье – 2 денежки

Карточка 3

Расходы

  • Лекарства – 2 денежки.
  • Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 40 денежек.
  • Одежда, обувь – 10 денежек.
  • Бытовая химия  - 2 денежки.
  • Предметы личной гигиены – 2 денежки.
  • Транспорт (автобус, такси) – 4 денежки.
  • Велосипед – 20 денежек.
  • Спортивная (музыкальная) школы,  кружки - 5 денежек.
  • Книги, канцелярские товары – 2 денежки.
  • Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) – 20 денежек.
  • Игрушки – 3 денежек.
  • Видеокассеты (диски) – 3 денежки.
  • Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 6 денежек.
  • Отдых, поездка – 40 денежек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Побываем в гостях..." А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс.

На уроке третьеклассники знакомятся с видовым разнообразием жилищ, возводимыми народами России в разные времена....