Методическая разработка урока по окружающему миру , 4 класс " Мир глазами историка "
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Разработка урока по окружающему миру , 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по окружающему миру , 4 класс Мир глазами историка | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Мир глазами историка»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО учителя: Ковалева Т.Н..
Санкт-Петербург, Московский район, ГБОУ ФМЛ№366
Используемый УМК: «Окружающий мир» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова– М.: Просвещение, 2018.
Учебный предмет, класс: «Окружающий мир»,4 класс
Тема: «Мир глазами историка» | Тип: комбинированный | ||
Цель урока: сформировать представление об окружающем мире с точки зрения историков и об истории, как науке, изучающий длинный путь развития человечества. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: -создать условия для формирования представления об истории, как науке; -способствовать формированию у учащихся представления об окружающем мире с точки зрения историков; -способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах. | Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество усвоения материала; Познавательные: осуществлять поиск и обработку информации , анализировать, делать на основе анализа выводы и обобщения; Коммуникативные: развивать умение участвовать в диалоге, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушать и понимать других. | Личностные: -проявлять интерес к истории, как науке; -ориентировать на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач; -уважать чужую точку зрения; -формировать уважительного отношения к иному мнению; - воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры . | |
Ресурсы урока: -виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания; -различные методы: проблемное обучение, групповая работа, индивидуальная работа, работа с учебником; -оборудование: учебник, книги, словарик, материалы для работы в группах, индивидуальной работы, интерактивная доска, мобильный телефон с выходом в интернет, презентации. |
Условные обозначения
Универсальные учебные действия – УУД, Р - регулятивные, К - коммуникативные, Л - личностные, П - познавательные.
Название этапа | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |||
1.Организационный этап урока | Организация и мотивация познавательной деятельности учащихся | Организует. Мотивирует во вступительном слове на работу. | Вытягивают ключик определенного цвета, рассаживаются по четырем командам постоянного состава. Столы расставлены по определённой схеме. Садятся с трёх сторон стола лицом к учителю. (на столе карточка такого же цвета, на которой изображены: лопата, кисточка, летопись, древние монета и посуда….) | Р: организация рабочего места. | |||
2.Постановка учебной задачи. Мотивация | Актуализация знаний. | -Рассмотрите изображения предметов на карточке вашей команды и подумайте, что их объединяет, с каким понятием они связаны? -Сегодня на нашем уроке присутствует ученик 5 класса, увлекающийся историей, он будет помогать нам. -Ваши ключики помогут нам открыть потайные дверцы истории. | Думают, совещаются, высказы -ваются. (с историей) | Пятиклассник читает стихотворение Н. Веденяпиной: ИСТОРИЯ. | Р: целеполага-ние; умение ставить проблему и определять пути её решения. П : анализ, выделение главного, система -тизация. К : умение слушать и слышать собеседника. | ||
3.Изучение нового материала. Физкультминутка | Открытие знаний. Смена деятельности, отдых. | 1)-Открываем первую дверцу, подберем ключ. (на презентации картинка) и попадаем в ... ? Библиотеку. -Посмотрите сколько здесь разных книг, название которых начинается со слова «История». -Давайте дадим определение этому понятию ,пользуясь учебником, и запишем его в опорный конспект. 2)-Нам надо открыть вторую дверь, подберем ключ- в мир исторических источников (на электронной доске следующий слайд). -Аккуратно придвигаем коробочку с песком и при помощи кисточки, расчищаем поверхность стекла до тех пор, пока вы не поймете, что перед вами. -Кто такие археологи? -На каком уроке мы с вами говорили об этом глобусе? -Где может находиться ,в каком музее, данный вещественный источник? -А этот предмет в каком музее нашего города можно увидеть? -Где мы можем увидеть такую книгу? -Объясните своими словами, что такое исторический источник. -Продолжите заполнять опорный конспект. 3) –Открываем следующую дверь в исторический музей. (3 слайд презентации) Здесь экскурсоводом будет наш знаток –любитель истории. Команды должны внимательно слушать и запоминать исторические источники, кто назовет больше всего- отправится на экскурсию в данный музей. -Сейчас мы с вами немного отдохнем. Игра-имитация археологов(пришли-разведали-раскопали-поискали-изучили-записали). | 1)-команды определяют, чей ключ подходит. 1к. - ищет его в учебнике на странице 29 2к.- на странице 30 3 к.- на странице 31 4 к.- на странице 35 Презентуют выполненное задание. Заполняют опорный конспект. 2) Команды определяют, чей ключ подходит. Каждый член команды при помощи кисточки отодвигает-расчищает песок по краям коробочки, чтобы было видно изображение под стеклом. Каждая команда рассказывает о своем найденном историческом источнике. -По одному из команд отвечают на поставленный вопрос. 1 к.- обнаружила иллюстрацию-фрагмент карты звездного неба Готторпского (Большого Академического )глобуса, который находится в Кунсткамере. 2 к.- иллюстрацию древнеримской монеты. 3 к.- иллюстрацию фрагмента глиняной посуды. 4 к.- иллюстрацию старинной книги. -Ребята в командах обсуждают, и один представитель обобщает в виде определения. -Заполняют опорный конспект. 3)Подбирают ключ. Слушают ,смотрят презентацию и запоминают исторические источники. Высказываются по очереди. -Повторяют движения и слова за пятиклассником. | 1) Помогает ориентировать- ся в учебнике и опорном конспекте. 2)Подсказыва -ет, проверяет. Обобщает: похожим способом работают археологи, с помощью лопат, кисточек, ножей. -Археология-помощница истории. -Это письменный исторический источник. -Это вещественный исторический источник. Находится в Эрмитаже. -Это тоже вещественный исторический источник. Находится в Этнографичес -ком музее. -Это устный исторический источник. -Исторический источник-это то, что может нам рассказать о прошлом людей. -Проверяет, уточняет, корректирует. 3)-Рассказывает о музее (Музей Улица времени в Петербурге)по презентации. -Выслушивает по очереди команды, определяет команду-победителя. Проговаривает слова и показывает движения. Археолог-это, что-то! Интересная работа. Это праздник, каждый день, позабудешь свою лень. На раскопках мы копаем-вековую пыль глотаем. В глубь веков свой путь ведем, может, что-нибудь найдем. Золотую безделушку или старую игрушку, слиток ценный или клад, кто ему был бы не рад. | П:анализи -ровать текст учебника, делать на основе анализа выводы и обобщения. К:общение и взаимодей-ствие в совместной деятельнос -ти. Л: проявлять интерес к истории, археологии. П: самостоя -тельно формиро -вать познава - тельную цель, выделять необходи -мую информа -цию. Л : устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Р: выполнение работы в заданном темпе по образцу. | ||
4)-Открываем дверь в следующее интересное помещение-архив. -Что такое архив? Первая команда попробует сформулировать определение сама, вторая ,используя поисковую систему Яндекс, третья прочитает по учебнику, четвертая по словарю. -Заполним опорный конспект. -У нас с вами было 4 ключа, и мы открывали 4 двери, но у меня тоже есть ключ- открываем пятую дверь и попадаем в мультфильм«Археологи» из сериала "Лунтик и его друзья". -После просмотра ответим на вопрос: «Какое археологическое открытие сделали герои мультфильма?» | 4)Последняя команда отдает ключ. -По командам выполняют задание. -Презентуют ответы по очереди. -Заполняют опорный конспект. -Смотрят мультфильм. -Отвечают на поставленный вопрос. | 4) -Помогает при выполнении задания. -Смотрит мультфильм. | П: Самостоя -тельно искать, выделять необходи -мую информа -цию, строить высказыва - ние, точно выражать мысли. | ||||
4.Подведение итогов. | Выделение важной информации. | -Теперь возьмем карточки с таблицей верно/неверно и заполним ее, отвечая на вопросы нашего юного историка. | -Заполняют табличку. Один из команды зачитывает ответы. | -Задает вопросы: -Верно, ли, что слово «история» греческого происхождения? -Верно, ли, что история окружает нас повсюду? -Верно, ли, что история это и прошлое, и настоящее, и будущее? -Верно, ли, что ученые-историки трудятся только в архивах? -Верно, ли, что ценные находки можно отыскать в каждом доме? Проверяет ответы. | П: выделение главного, систематизация, классификация, моделирование, умение выносить оценочные суждения. Л: умение выступать перед аудито - рией, слушать собеседни -ков. | ||
5.Рефлексия. | 1.Великий русский историк В.О.Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». Ребята, о чем он говорит? Почему важно изучать историю? Допишите последнее предложение: «Историю важно изучать….» 2.Инструктаж домашнего задания.
3.А теперь возьмите свои ключи и прикрепите их на доску рядом с тем историческим источником, о котором вам бы захотелось узнать. |
Дописывают последнее предложение в опорный конспект.
3.Дети по очереди прикрепляют ключи. |
2.Благодарит за работу. 3.Делает вывод около какого источника больше всего ключей и обещает подготовить презентацию. | К: умение сосредото -читься на предложенной задаче, умение работать в сотрудничестве. П:систематизация, классификация, моделирование. Л: умение работать в сотрудничестве, проявлять инициати -ву, слушать собеседни -ков, смыслообразование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"
Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...
Методическая разработка урока по окружающему миру для 2 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
Урок окружающего мира по теме " Кто такие звери"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.
Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...
Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". Тема "Хвойные и лиственные деревья"
Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". На уроке используются разнообразные формы работы: ролевая игра, исследование, самостоятельная работа. На уроке используется презентация....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"
Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...
Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Грибы"
Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру на тему во 2 классе на тему"Грибы"...