Методическая разработка урока окружающий мир 3 класс Тема: Развитие растений из семени.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Методическая разработка урока окружающий мир 3 класс "Развитие растения из семени".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_razvitie_rasteniya_iz_semeni.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
окружающий мир 3 класс
Тема: Развитие растений из семени.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 класс
Тип урока: Изучение нового
Тема: Развитие растений из семени.
Цель урока: Исследовать и смоделировать условия прорастания семян.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности, формирование внутренней позиции школьника, гражданина – бережно относящегося к природному достоянию человечества
Метапредметные:
Регулятивные: определение общей цели и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.
Познавательные: извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала.
Коммуникативные: использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Тип урока: урок моделирования
Оборудование:
Материал для исследования: - семена фасоли (гороха): сухие, замоченные 1,4,8 суток
( с проростками);
- лупы;
- аптекарские весы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Тест «Моё настроение».
- Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).
- Настроение замечательное, настрой рабочий.
II. Этап постановки задачи и моделирование
Цели:
- понаблюдать за проросшими семенами фасоли;
- выявить и рассмотреть все части проросшего семени;
- мотивировать детей на выдвижение гипотез о причинах прорастания семян.
- Ребята, для работы на уроке мы сегодня разделимся на группы.
( учитель раздаёт детям в группы семена фасоли: сухие и замоченные 1,4,8 суток с проростками и лупы).
- Рассмотрите внимательно. Что это? ( Семена фасоли сухие, сморщенные, гладкие, намоченные, с ростками и без ростков, ростки маленькие и большие)
- Составьте ряд, разложите семена по порядку. Чем они отличаются? (они отличаются ростками (проростками), а семена без проростков отличаются размером.
- Я вам предлагаю взвесить сухие и крупные семена. Что наблюдаете? ( отличаются по весу)
- Исследуйте семена. Что у них внутри? Рассмотрите внимательно все части и попробуйте придумать им названия. ( Ребята рассматривают семена, выделяют части и дают им свои названия).
- Ребята, у частей семени есть научные названия: семядоли, зародыш, корешок, стебель. Рассмотрите таблицу "Строение семени", покажите все названные части семени.
- Предположите, что происходит с семенами? Почему у них появились проростки? Обсудите в группах, а я запишу все ваши варианты на доску.
III. Этап анализа и моделирования
Цели:
- проанализировать возможные условия для прорастания семян;
- сформулировать гипотезы о причинах прорастания семян;
- уметь планировать простейший эксперимент (опыт);
- умение делать предсказания результатов опыта;
- уметь записывать планируемый опыт в схематической форме с помощью условных знаков и небольшим количеством подписей.
Учащиеся выдвигают гипотезы:
- Их положили в воду или завернули в мокрую тряпочку.
- Нужно, чтобы солнце на них светило: будет тепло и свет. Потому что растения растут весной и летом, когда светло и тепло.
- Нужно в землю закопать.
- Для того, чтобы семя проросло необходимы вода и тепло.
- Кто из вас попробует составить схему , основываясь на всех ваших ответах?
Семя → проросшее семя → ? вода
тепло
свет
земля
тепло и вода
- Как будем проверять, что же в действительности понадобилось семенам, чтобы прорасти? ( (провести опыт и проверить)
- В группах выберите одну гипотезу и обсудите, как её проверить.
( гипотезы распределяются между 5 группами)
- В работе вам помогут карты проведения опыта.
План опыта | |
"Как проверить?" | "С чем сравнить?" |
Предсказание | |
Результат | |
Вывод: |
Дети после групповой работы представляют свои результаты.
1 группа. Гипотеза: вода
План опыта | |
"Как проверить?" | "С чем сравнить?" |
Взять семена фасоли, завернуть в мокрую тряпочку, положить на блюдце, поставить на полочку. | Ещё фасолинки положить на блюдце сухими, поставить на ту же полочку. |
Предсказание | |
Семена прорастут. | Семена не прорастут. |
Результат | |
Вывод: |
2 группа. Гипотеза: свет
План опыта | |
"Как проверить?" | "С чем сравнить?" |
Сухие фасолины положить на подоконнике на свет. | Сухие фасолины положить в тёмную коробочку, а её в ещё одну тёмную коробочку, чтобы не попадал свет. Коробочки поставить на подоконник. |
Предсказание | |
Семена прорастут. | Семена не прорастут. |
Результат | |
Вывод: |
3 группа. Гипотеза: тепло
План опыта | |
"Как проверить?" | "С чем сравнить?" |
Сухие фасолины в блюдце поставить на батарею ( можно около окна). | Сухие фасолины в блюдце поставить между стёкол. Света должно быть столько же, сколько падает на батарею. |
Предсказание | |
Семена прорастут. | Семена не прорастут. |
Результат | |
Вывод: |
4 группа. Гипотеза: земля
План опыта | |
"Как проверить?" | "С чем сравнить?" |
Сухие фасолины закопать в сухую землю, поставить на подоконник | Сухие фасолины положить в тёмную коробочку (потому что в земле темно), поставить на тот же подоконник. |
Предсказание | |
Семена прорастут. | Семена не прорастут. |
Результат | |
Вывод: |
5 группа. Гипотеза: тепло и вода
План опыта | |
"Как проверить?" | "С чем сравнить?" |
Фасолины, завёрнутые в мокрую тряпочку, в блюдце поставить на батарею (можно около окна) | Фасолины, завёрнутые в мокрую тряпочку, в блюдце поставить между стёкол. Света должно быть столько же, сколько падает на батарею. |
Предсказание | |
Семена прорастут. | Семена не прорастут. |
Результат | |
Вывод: |
IV. Этап контроля
Цель:
-соблюдать необходимые условия для проведения спланированного опыта;
- сделать прогностическую оценку об этапе подведения итогов.
После обсуждения и принятия планов опытов дети создают спланированные ими условия.
- Ребята, предположите, когда мы с вами сможем подвести итоги наших опытов и сделать вывод об условии прорастании семян? ( через 7 дней)
V. Этап оценки ( отсрочен во времени)
Цели:
- умение откидывать не подтвердившиеся гипотезы;
- умение делать выводы, формулировать тему урока.
Результаты проверяются через неделю, заносятся в карты. По результатам делаются выводы: семена проросли в опыте группы № 1 ( в мокрой тряпочке), значит семенам для прорастания нужна только вода. Также семена проросли в опыте группы № 5, но в холоде чуть-чуть, а в тепле проросток большой. Значит, семена лучше прорастают в тепле.
- Какова же тема нашего урока? Сформулируйте. (Развитие растений из семени)
- Какую цель урока поставили? (выяснить условия прорастания семян)
- Добились цели? ( да)
- Оцените свои достижения на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
- Продолжи хотя бы одно высказывание:
*сегодня я узнал...
*было интересно...
*было трудно...
*я выполнял задания...
*я понял, что...
*я научился...
*у меня получилось...
*урок дал мне для жизни...
*мне захотелось...
- Благодарю всех за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как долго живут растения"
Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).Тема: «Как долго живут растения. РСМ Болота и луга как сообщества нашего края».Цели: 1. Обобщить и систематизировать зн...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Степные просторы" в 4 классе.
На этапе изучения нового материала используется педагогическая технология - обучение в сотрудничестве или технология работы в малых группах. Продуктивность опыта заключается в том, чт...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие профессий людей» 2 класс УМК Гармония
В ходе работы над подготовкой к уроку ученики начали оформлять стенд о профессиях. На уроках развития речи дети писали сочинения «Кем я буду, когда вырасту?», «Профессия моих родителей». На уроке изоб...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Как лечились наши предки» 3 класс УМК Гармония
В ходе урока ученики познакомятся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье. Знание того, как устроен организм, как работает, в чём он нуждается, как уберечь его от микробов и вредных ве...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «В жаркой пустыне» для обучающихся 4 класса
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной зоне пустынь.Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. На этапе проверки домашнего задания, ц...
Методическая разработка урока окружающего мира на тему: Почему Солнце светит днем, а Звезды ночью? 1 класс.
Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс....
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Мы в семье" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Мы в семье" (УМК "Перспектива", 1 класс) Тип урока: изучение нового материалаЦель: создание условий для формирования пр...