Рабочая программа "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Зайцева Ирина Вениаминовна

УМК "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir1kl.doc136 КБ
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir.docx88.3 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру 1 класс

 2021-2022г.  Учитель Зайцева И.В.

п/п

Тема урока, страницы учебника

Предметное содержание

Дата

Дата по факту

1

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком

Экскурсия.

Нас окружает удивительный мир. 4 - 5

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы.

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира.

Речевая разминка, работа с иллюстрированным материалом, беседа, задания на классификацию, дидактическая игра «Объекты природы»

40 сайтов, которые облегчат работу учителя – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)   https://rosuchebnik.ru/

2

Взаимоотношения человека с другими людьми.

Давай познакомимся. 6 – 7

ОБЖ: Улица (дорога): тротуар,

обочина, проезжая часть, мостовая

Знакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я  (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Речевая разминка, логические упражнения на сравнения: «Сравниваем портреты двух девочек», работа с иллюстративным материалом.

3

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю

Мы – школьникиПравила поведения в школе 8-14

ОБЖ: Правила пользования транспортом.Дорожные знаки.

Какие помещения есть в нашей школе? Для чего они  предназначаются?

Речевая разминка, рассказывание: «Познакомимся»: расскажу вам о себе. Работа с текстом стихотворения первоклассник. Первоклассник должен выполнять правила поведения в школе.

 

4

Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Сентябрь – первый месяц осени (экскурсия).

15 - 17

Изменения, которые происходят в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках.  Экскурсия в парк. Рассматривание различных деревьев, сравнение их внешнего вида. Наблюдение за птицами. Рассматривание паутинок и полетов лесных паучков.

Развитие умения наблюдать: замечать изменения в природе, определять причину и следствия отдельного явления, отвечать на вопросы по теме наблюдения.

5

Примеры явлений природы: смена времен года

Что нам осень подарила.

18 - 20

Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. Реч. разм., дидакт. игра «Что нам осень подарила», ролевая игра «Узнай по описанию». Развитие описательной речи, умение составлять описательный рассказ. Формирование умения работать с таблицей.

6

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Грибная пора. 21 - 22

Богат осенний лес: грибы, орехи, ягоды рябины, калины и т.д. Реч. разм., работа с таблицей и текстом учебника. Формирование умения сравнивать и различать грибы, плоды разных растений. Формирование умения работать с таблицей. Формирование умения классифицировать объекты по разным признакам

7

Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.

Семья. О маме. 23 -25

Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова: семья крепка ладом.  Реч. разм., рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам), «Моя семья».Рассказы детей о маме.

8

Семейные традиции.

Любимые занятия. 26 – 28

ОБЖ Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музеи, концентры, загородные поездки – любимы досуг многих семей.  Хоз. труд в семье.

Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей  https://uchi.ru/

9

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей.

Как из зерна получилась булка. 31 - 32

Народная мудрость гласит: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб – главное богатство людей. Для того, чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий. Реч. разм., обсуждение различных поговорок, описание натуральных объектов, дид. игра.

10

Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей.

Человек и домашние животные. 33 - 34

Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными. Как заботиться за дом. животными. Решение проблемной ситуации «кого называют дом. животными».

11

Лес. Примеры явлений природы.

Октябрь уж наступил (экскурсия).

Птицы осенью 35-39

Лес, парк (изменился). Листопад почти закончился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало. Перелетные птицы улетели в теплые страны. Животные укрылись  в своих зимних жилищах. Решение проблемной задачи.

 

12

Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Явления природы. 40 - 43

Все, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег,  град, туман, гроза и др.) – явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности.  Реч. разм., работа с иллюстративным материалом учебника – выделение характерных особенностей разных явлений природы.

13

Где ты живёшь? 44 - 45

Мы живем в городе. Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть  в беду?

14

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах,

Правила поведения на дорогах

46 - 49

Мы должны обязательно знать знаки Д,Д.:  «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка» и др. Моделирование «Улицы города».

15

Профессии людей.

Ты и вещи. 50 - 53 

ОБЖ: правила пожарной безопасности.

Кто делает разные вещи: профессии людей. Умение классифицировать предметы по задуманному признаку. Правила отношения к вещам и окружающим предметам. Понятия – антонимы.

16

Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Кто работает ночью. 54 - 55

Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества.

Речевая разминка, ролевая игра «Я работаю ночью».

17

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

Твои  помощники-органы чувств

56-58

 

ОБЖ Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Что такое здоровье? Хорошее состояние органов чувств-показатель здоровья. Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств? Правила охраны зрения, слуха, вкуса.

Учительская — Яндекс.Учебник  https://education.yandex.ru/lab/classes/86728/lessons/mathematics/complete/

18

Гигиена систем органов.

Правила гигиены. 59 - 60

Зачем нужны правила гигиены? Почему человек должен их соблюдать? Уточнение понятий: аккуратный и неаккуратный, чистоплотный и нечистоплотный (чистюля-грязнуля).

19

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена.

О режиме дня. 61 - 62

Что такое режим дня и зачем он нужен. Умение определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха. Понятия:

организованный – неорганизованный.

20

Физическая культура, закаливание.

Урок в спортивном зале.

63 - 65

Будем развивать силу, ловкость, быстроту. Правила закаливания. Игры – соревнования на ловкость и быстроту.

21

 Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Ноябрь – зиме родной брат (экскурсия).

Изменения в природе в ноябре. Характеристика предзимья: признаки

ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков. Экскурсия в парк Речевая разминка: "Закончи (допиши) предложение".

22

Дикие   животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Дикие животные (осенью)

66 - 67

Жизнь диких животных поздней осенью. Различение животных по внешним

характеристикам. Названия животных и их детенышей. Речевая разминка: «Дети и их детеныши» Дидактическая игра «О ком рассказали?» Минутка любознательных: «О чем я хочу узнать?»

23

Животные, их разнообразие.

Дикие и домашние животные

Звери – млекопитающие. 68- 71

Звери – меньшие «братья» человека. Характерные особенности зверей -

млекопитающих: кормление молоком детенышей. Различные представители

этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин, кит и др. Классификация: домашние - дикие животные» Речевая разминка: «Опиши

животное» (с. 74). Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Классификация «Домашние и дикие животные»

24

Птицы.

Что мы знаем о птицах. 72 - 76

Классификация птиц по признаку «перелетные - зимующие», отличительные

особенности этих птиц. Установление зависимостей наступающего сезона и

поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода.

Речевая разминка: «Зимующие и перелетные птицы» Ролевая игра «Расскажу вам о себе». Работа с дневником наблюдений. Обсуждение рассказа «Воробьи» (учебник, с. 74).

25

Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Родной край 77 - 79

Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России. Речевая разминка. "Закончи предложение" Творческий рассказ по образцу «Где ты живешь». Беседа «Край, в котором мы живем, – наша Родина»

26

Дом, в котором ты живёшь.

80 - 83

Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Узнавание здания по вывеске. Речевая разминка. "А что у вас?" Работа с иллюстративным материалом учебника. Беседа «О чем рассказывают вывески?»

27

Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство

Зачем люди трудятся. 84 - 86

Зачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Развитие речи: составление описательного рассказа. Экскурсия в школьную библиотеку Речевая разминка "Спрашивай- отвечай" Чтение и анализ рассказа «Для чего руки нужны?» Е.Пермяка Рассказ детей «Как я тружусь дома?»

28

Примеры явлений природы

В декабре, в декабре все деревья в серебре (экскурсия).

Сезонные изменения в начале зимы. Декабрь – первый месяц зимы. Развитие речи: составление описания. Экскурсия в парк

29

Вода. Свойства воды.

Какая бывает вода? 87 - 89

Вода – вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность. Вода – растворитель; различные состояния воды. Понятия: тело, вещество. Речевая разминка: игра "Да - нет". Опыты с водой: определение свойств воды как вещества. Работа с учебником и рабочей тетрадью

30

 Ценность дружбы

О дружбе. 90 - 91

Кого называют друзьями. Правила дружбы Речевая разминка: "Расскажи о своем друге" Беседа с использованием литературного материала.

31

Чередование труда и отдыха в режиме дня

Идём в гости. 92

Правила поведения в гостях. Как выбирать подарок. Развитие письменной речи: письмо другу. Речевая разминка: "Идем в гости" Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу»

32

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,

С Новым годом! 93

Развитие речевого творчества. Речевая разминка: "Сказка о старых вещах". Обсуждение сценария классного праздника на Новый год

33

 Примеры явлений природы: смена времен года

Январь – году начало, зиме – середина (экскурсия). 4-6

Изменения в природе в январе. Определение деревьев по силуэту. Уточнение понятий: лиственные, хвойные деревья (по результатам наблюдений). Экскурсия в парк или урок в классе Речевая разминка: "В январе, в январе…" Наблюдение из окна Работа с иллюстративным материалом

34

Деревья,

Хвойные деревья. 7 - 8

Хвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и др. – вечнозеленые деревья. Хвойные деревья, которые сбрасывают на зиму листву (сибирская лиственница). Речевая разминка: "Объясни, почему так говорят" Практическая работа с гербарием.

35

Птицы.

Жизнь птиц зимой. 9-12

Птицы в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Зависимость питания птицы от строения клюва. Речевая разминка: "Кто чем питается" Беседа с иллюстративным материалом «Что умеет делать клюв?» Работа с рубрикой «Соображалки»

36

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Москва – столица России. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.  

Наша страна – Россия. 13 - 17

Наша страна – Россия, Российская Федерация. Москва – столица РФ. Символика России: гимн, флаг, герб. Речевая разминка: "Составим рассказ о нашей Родине" Рассказ учителя о гимне России. Знакомство со столицей России (с использованием иллюстративного материала).

37

Природа.

Богата природа России. 18 – 24

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и

животные).

Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка по карте: значение цвета, определение по символам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны. Речевая разминка: "Что такое природа" Путешествие по карте России. Рассказ учителя о лесах России. Беседа «Цветы России»

38

Россия – многонациональная страна.

Мы – россияне. 25 - 29

Россия – страна многонациональная. Особенности народа: язык, искусство, обычаи. Речевая разминка: "Спрашивай – отвечай" Ролевая игра «Магазин "Российский сувенир"»

39

Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад,

Февраль – месяц метелей и вьюг.30-31

Февраль – третий месяц зимы. Зима в разгаре. Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь. Речевая разминка "Назови по порядку" Ролевая игра «Лесные картинки»

40

Звери. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).

Звери – млекопитающие. 

32 – 35

Звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни. Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные. Речевая разминка: "Сочиним рассказ" Беседа с иллюстративным материалом «Как звери живут»

41

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Наш уголок природы. Животные уголка природы. 36 - 39

Уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Чтобы животное чувствовало себя хорошо, нужно знать, как оно живет в естественных условиях, чем питается, кто его враги.

Уголок природы – место обитания комнатных растений. Можно вырастить растение из черенка, листа, семени, луковицы. Речевая разминка: "Угадай-ка" Наблюдения за обитателями живого уголка Работа с учебником Речевая разминка: "Узнай растение". Практическая работа: «Как вырастить растение

42

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

Наш уголок природы. Растения уголка природы 40-42

43

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Мы – граждане России. 43 - 48

Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности Речевая разминка: "Спрашивай - отвечай". Рассказ учителя о правах гражданина России.

44

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

О правилах поведения. 49 - 51

Развитие диалогической речи: культура разговора по телефону. Правила дружбы(повторение). Как разрешать споры и ссоры Речевая разминка. "Разговор по телефону" Обсуждение воображаемых ситуаций

45

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. День защитника Отечества

23 февраля – День защитника Отечества 52

Как можно встретить праздник 23 февраля.

46

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками.8 Марта.

8 Марта – праздник всех женщин. 53-54

Как можно встретить праздник 8 марта в семье, как проявить внимание к родным и близким. Речевая разминка. "Поздравляем с праздником" Практическая работа: приготовление салата из фруктов

47-48

 Примеры явлений природы: смена времен года.

Март – капельник. 55-60

Изменения в жизни природы ранней весной. Характеристика марта: народное название месяца - «капельник»; появление проталин, таяние снега, птичьи «разговоры». Речевая разминка: "Закончи предложение". Наблюдения за весенними изменениями в природе. Чтение рассказа Ю. Дмитриева  "Пушистый незнакомец".

49

Птицы.Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Птичьи разговоры (жизнь птиц весной)

Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры». Правила отношения к птичьи гнездам Речевая разминка: "Узнай птицу по описанию"

50

Закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Если хочешь быть здоров, закаляйся! 61-62

Для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе, закаляться. Занятие спортом тоже закаляет человека. Речевая разминка ."Спрашивай – отвечай" Беседа с иллюстративным материалом «Как можно закаляться». Дидактическая игра: « Какие виды спорта мы знаем?»

51

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Здоровая пища 63-64

Какая пища полезна. Как правильно питаться. Речевая разминка. "Спрашивай – отвечай" Анализ воображаемых ситуаций «Кто правильно питается». Коллективная изобразительная деятельность – подготовка плаката: «Будем питаться правильно!»

52

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Какое бывает настроение. 65

От чего зависит настроение человека. Каким оно бывает. Что нужно делать для того, чтобы настроение было хорошим. Характеристика разных видов настроения: радостно, весело, грустно, плакать хочется и др. Речевая разминка: "Закончи предложение". Работа с иллюстративным материалом учебника. Упражнение "Раскрась шарики".

53-54

Примеры явлений природы: смена времен года. Водоем – единство живой и неживой природы.

Апрель – водолей (экскурсия).

66-71

Сезонные изменения в разгар весны: что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава. Экскурсия на водоем. Речевая разминка: "Сочиним потешку"

55

Насекомые.

Жизнь насекомых весной

Календарь появления насекомых после зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др. Их разнообразие. Развитие речи: описание насекомых. Речевая разминка "Кто знает больше насекомых" Наблюдение развития личинки комара

56

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей

Весенние работы.

Кто работает на транспорте. 72 - 77

Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, белят деревья, сажают овощи, разбивают цветники. Речевая разминка: "Будем трудиться". Практическая работа «Огород на окне»; «Цветник нашего класса».Сравнение  и выделение сходства и различия

видов транспорта.

57

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками.

День космонавтики. 78 - 79

Россия – страна, которая открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт. Речевая разминка "Расскажу вам о космонавтах" Беседа «Как все начиналось» Работа с учебником и рабочей тетрадью.

58-59

Примеры явлений природы: смена времен года,

Май весну завершает, лето начинает (экскурсия).

80-82

«Май весну завершает, лето начинает» – говорят в народе. Изменения в природе в конце весны - начале лета: состояние деревьев, цветение разных растений (фруктовых деревьев, кустарников и трав). Лесные картинки. Экскурсии в парк Речевая разминка: "Вспомним месяцы года и сравним их" Беседа с иллюстративным материалом «Повсюду цветущие сады»

60-61

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Жизнь земноводных весной.

83-84

Лягушки и жабы – земноводные: общие черты и различие. Жизнь земноводных весной. Развитие лягушки. Понятия: земноводные, головастики, развитие. Речевая разминка: "Объясним свой ответ" Сравнение лягушки и жабы. Рассматривание и обсуждение схемы «Развитие лягушки».

62-63

Животные, их разнообразие.

Животное – живое существо.

85-90

Обобщение полученных представлений: любое животное живет (существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство. Речевая разминка: "Закончим предложение" Работа с иллюстративным материалом. Составление плаката «Что умеют животные».

64-65

Природа.

Природе нужны все!

Природа – среда обитания всех живых существ на Земле, ее нужно беречь. Красная книга России. Речевая разминка. Игра "Животные, полезные для человека" Работа с иллюстративным материалом. Сочинение рассказа «Как семья лесника спасла олененка»

66

Урок повторения

Учительская — Яндекс.Учебник  https://education.yandex.ru/lab/classes/86728/lessons/mathematics/complete/



Предварительный просмотр:

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника,  сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); 

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Предметные планируемые результаты

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты обучения на ступени НОО

1 класс

К концу обучения в 1классе учащиеся научатся:

- воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

-         различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;

- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

- различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;

- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

- сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в  1 классе учащиеся смогут научиться:

- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

- различать основные нравственно-этические понятия;

     - рассказывать о семье, своих любимых   занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

2 класс.

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

- называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;

- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

- различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой ;

-         характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;

- называть царства природы;

- описывать признаки животного и растения как живого существа;

- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

К концу обучения во 2 классе учащиеся могут научиться:

- «читать» информацию, представленную в виде схемы;

- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании)    изученные   сведения   из   истории Москвы;

- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

3 класс.

К  концу  обучения  в 3   классе  учащиеся  научатся:

- характеризовать условия жизни на Земле;

- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

- описывать свойства воды (воздуха);
- различать растения разных видов, описывать их;

- последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

- объяснять отличия грибов от растений;

- характеризовать животное как организм; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

- составлять описательный рассказ о животном;

 - приводить   примеры   (конструировать)  цепи  питания;

- характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);

 - сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;

- называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; - работать с географической и исторической картами, контурной картой.

К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:

- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

- различать географическую и историческую карты.  

- анализировать  масштаб,  условные  обозначения на карте;

- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;

     - проводить несложные опыты по размножению растений;

     - проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

      - рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

4 класс.

К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

-выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

-моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребёнка;

- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

-описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

- составлять рассказ-описание о странах — соседях России; различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

- соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

- называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

- различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;

- описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:

- применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.

  1. Содержание учебного   предмета «Окружающий мир»

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращенияс газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .

Содержание программы на ступени НОО

1 класс

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие, части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес – единство живой и неживой природы. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Человек и общество

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Составление схемы родословного древа, истории семьи. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспорт. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Правила безопасной жизни

               Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .

2 класс

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Растения, их разнообразие, части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .

3 класс

Земля — наш общий дом

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек изучает Землю

Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения — царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси до России

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Как люди жили в старину

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

Как трудились в старину

        Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

        Торговля. Возникновение денег.

        Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

        Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения

Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии

В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие

(сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

4 класс

Человек и природа  

«Человек — живое существо (организм

Общее представление о строении тела человека. Человек — живой организм. Признаки живого организма.

Системы органов,  их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Её органы (общие сведения).Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода, за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

 «Человек — часть природы»

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Характеризовать условия роста и развития ребёнка.

«Родная страна: от края до края»

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.Плодородие почв. Охрана почв.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений)

        

Правила безопасной жизни.  

«Твоё здоровье»

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

ОБЖ: правила пожарной безопасности, правила обращения с газом, электричеством, водой. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения  на дороге. Правила безопасного поведения в природе. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Практические работы

Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Человек и общество  

«Человек среди людей»

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми

людьми

 «Родная страна: от края до края»

Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия на карте, государственная граница России.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Россия и её соседи. Япония, Китай, Дания(особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

 «Человек — творец культурных ценностей»

 Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство Х\Ш1 века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К.С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).

 «Человек — защитник своего Отечества»

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии

В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий).

Практические работы

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

«Гражданин и государство»

Наша Родина – Россия, Российская Федерация.  Государственная символика России: Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Русский язык — государственный язык России. Права и обязанности граждан России.

Резерв

     

                       

  1. Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»

Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итого

1.

Введение. Этот удивительный мир.

1

1

2.

Мы - школьники

2

2

3.

Твоё здоровье

6

6

4.

Я и другие люди

3

3

5.

Труд людей

6

6

6.

Родная природа

31

31

7.

Семья

3

3

8.

Наша страна – Россия. Родной край

15

15

9.

Введение. Что нас окружает.

1

1

10.

Кто ты такой.

14

14

11.

Кто живёт рядом с тобой.

6

6

12.

Россия – твоя Родина.

13

13

13.

Мы жители Земли.

9

9

14.

Природные сообщества

23

23

15.

Природа и человек

2

2

16.

Человек и природа

36

24

60

17.

Правила безопасной жизни

1

12

13

18.

Человек и общество

31

29

60

19.

Резерв

3

3

20.

Итого

66

68

68

68

270


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...