Методические разработки по учебному предмету «Окружающий мир» /УМК «Школа России»/ 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Ракова Оксана Николаевна

Конспекты  уроков по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс (Сборник)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_po_uchebnomu_predmetu.docx80.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки по учебному предмету

 «Окружающий мир» /УМК «Школа России»/ 2 класс

Свойства воздуха. (1 урок)

Цель: создание представлений учащихся о свойствах воздуха

 Задачи:

Образовательные: 

  • Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами.
  • Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

Развивающие:

  • Развивать умение исследовать свойства вещества экспериментальным способом.
  • Способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся: умение аргументировать свою точку зрения, умение толерантно относиться к чужому мнению.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  • Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
  • Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.

Оборудование и материалы:

  • УМК «Школа России» (учебник по окружающему  миру, рабочая тетрадь)
  • для исследовательской деятельности: коробочки, духи, лабораторные стаканы, банка, бутылка, чашка, ваза,  цветные полоски бумаги, модели геометрических фигур: круг, квадрат, многоугольник, треугольник; цветные ручки, комнатные термометры для измерения температуры воздуха.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Мотивация

 (1 мин)

Начинаем наш  урок. 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давайте 
И на уроке не зевайте.

Подготовка к работе

Коммуникативные

Актуализация

 (6 мин)

- Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Откройте коробочки, которые стоят у вас на партах. Внимательно рассмотрите их (пауза).

- Что в них находится?

- Вы уверены? В них действительно ничего нет?

- Вы можете это доказать?

- Что нужно сделать, чтобы получить научные доказательства?

- Проверим ваши предположения. Следите внимательно. Что у меня в руках? (показать стакан)

  - Что находится в стакане?

Опускаю в чашку с  водой перевёрнутый стакан.

-  Что я делаю?

- Что происходит?

- Почему вода не попадает в стакан?

- В стакане, как и в коробочках

был воздух. О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно . Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

- Значит, мы можем сделать вывод, что …

Ответы детей

…воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырочка, любое пространство заполнено воздухом.  

Личностные, регулятивные

Постановка учебной проблемы

(3 мин)

-Так какой же будет тема нашего урока?

-Что бы вы  хотели узнать о воздухе? Прочитайте вопросы и выберете интересующие вас.

  • Что такое воздух?
  • Из чего он состоит?
  • Каковы свойства воздуха?
  • Как человек их использует?

 

-Цель нашего урока ответить на  эти вопросы

Регулятивные

Расширение и углубление  нового знания.

(10 мин)

Воздух — это нижний слой атмосферы. Мы живём на дне воздушного океана. Он простирается над нами на несколько сотен километров. У этого океана нет берегов, он окружает весь земной шар.

  • Прочитаем статью на с. 48.
  • Что вам понравилось в описании?

-        Давайте рассмотрим и сами опишем небо сегодняшнего дня. (Рассматривают небо из окна.)

  • Почему воздух так необходим? Назовите те объекты природы, которые без воздуха погибнут.

Дети называют животных, растения и человека. (Учитель крепит вертикально на доске карточки с их изображениями.)

Чтение статьи и ответы на вопросы

Регулятивные

Физкультминутка

(1 мин)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше. 

 Раз, два — выше голова, 

Три, четыре - руки шире, 

 Пять, шесть — тихо сесть,  Семь, восемь - тень отбросим. 

Сел на дерево скворец,

И игре нашей конец.  

Наклоны вправо-влево.

Присесть, спина прямая.

Встать на носки.

Поднять голову.

Руки в стороны.

Сесть за парту.

Два хлопка о парту

Дети громко проговаривают эти слова.

Самостоятельная работа

(20 мин)

Предлагаю Вам провести несколько опытов.

Задание для  проведения опытов

Для 1 пары:

Проведите опыты:

1. Возьмите книгу, поднесите к глазам. Что вы видите за книгой?

2. Посмотрите через стакан друг на друга. Вы видите друг друга? А изменился ли у вашего друга цвет волос? Цвет одежды? Почему?

3. Возьмите полоски цветной бумаги. Вы можете назвать их цвет? А какого цвета воздух?

Сделайте вывод. Запишите его.

Воздух ___________________.

Воздух ___________________.

4. Высуньте кончик языка. Попробуйте воздух на вкус. Какой он на вкус?

Сделайте вывод. Запишите его.

Воздух ___________________.

5. Сравните свои выводы, с записями в таблице.

Для 2 пары:

Проведите опыты.

1. Рассмотрите предметы, стоящие на парте: банка, бутылка, чашка, ваза. В них есть воздух? Какой он формы?

2. Рассмотрите  рисунок с геометрическими фигурами  (круг, квадрат, многоугольник, треугольник). На форму какой геометрической фигуры похожа форма воздуха?

Сделайте вывод. Запишите его.

Воздух ___________________.

3. Исследуйте воздух на запах. Понюхайте воздух. Вы чувствуете запах воздуха?

4. Откройте флакончик с духами. Распылите его. А теперь чем пахнет?

Сделайте вывод. Запишите его.

Воздух ____________________.

5. Сравните свои выводы, с записями в таблице.

Для 3 пары (1-ый опыт проводится с помощью учителя)

Проведите опыты.

1. Измерьте температуру воздуха у пола и под потолком. Запишите показания термометра.

Температура воздуха под потолком ________ .

Температура воздуха у пола _________.

2. Сделайте вывод. Заполните пропуски.

Температура воздуха у пола __________, а под потолком ___________.

3. В стакан с водой опустите трубочку. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? ____________ .

Что это? _____________ .

4. Сравните вещества по весу. Сделайте вывод. Запишите его.

_____________ легче по весу, чем ____________.

        

- Подведём итоги работы пар.

Работа в группах.

Отчет пар (от каждой пары рассказчик)

Познавательные, коммуникативные

Физкультминутка

(1 мин)

В небе плавает луна. 

 В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять 

Можем мы луну достать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять-

И пониже перевесить.

Десять, девять, восемь, семь -

Чтоб луна светила всем. 

Плавные покачивания влево и вправо.

Хлопки в ладоши.

Руки вверх.

Хлопки над головой.

Руки вниз.

Ходьба на месте.

Дети тихо садятся.

Подведение итогов. Рефлексия деятельности

( 3 мин)

-Оцените работу вашей пары. На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ:

- Если вам понравилось работать в паре, вы работали дружно, прислушивались к мнению друг друга, у вас всё получилось, нарисуйте весёлую улыбку.

- Если у вас не получилось работать в паре, вы не могли договориться -  нарисуйте соответствующую улыбку.

- Теперь я предлагаю поставить каждому из вас учебные задачи на следующий урок. Вам даны опоры. Проанализируйте их содержание, уровень усвоения нового материала и выберите один из них.

  • Удалось узнать много, хочу найти дополнительный материал.
  • Удалось узнать много.
  • Удалось узнать мало, хочу найти дополнительный материал.
  • Удалось узнать мало.

- Назовите, что вы выбрали.

- Воздух открыл нам немало секретов, потому, что вы были внимательны и помогали друг другу. Это знакомое вам вещество таит в себе еще немало загадок, которые вам придется разгадать. Поэтому наши открытия будут продолжаться. Спасибо за урок!

Учащиеся осуществляют рефлексию: дорисовывают улыбку на воздушном шарике.

Учащиеся работают с

опорой для прогнозирования дальнейшей учебной деятельности

Учащиеся называют

Коммуникативные

Домашнее задание

(1мин)

учебник, с. 46-49; рабочая тетрадь, с. 17, задания 1-2.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Свойства воды (2 урок)

Цель: ознакомление детей со свойствами  воды, с её ролью в жизни человека

Задачи:

Обучающая:

  • формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;
  • познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями воды в природе;
  • учить работать с гипотезой (предположением, через практический подход).

Развивающая:

  • развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда;
  • развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ;
  • развитие самоконтроля;

Воспитывающая:

  • воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу;
  • бережное отношение к воде, к природе в целом.

Формируемые универсальные учебные действия:

 Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

 Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.

Оборудование и материалы:

  • УМК «Школа России» (учебник по окружающему  миру, рабочая тетрадь)
  • для исследовательской деятельности: соль, сахар,  лимон, речной песок, цветные полоски, фломастеры, цветные карандаши, индикаторы (зеленый, желтый, красный).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Мотивация

(1мин)

-Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Подготовка к работе

Коммуникативные

Актуализация знаний

(5 мин)

Проверка домашнего задания

(приложение 1)

Выполнение работы

Познавательные

Определение темы урока. Постановка цели  урока.

(5 мин)

- Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:

Без рук, без ног

На гору ползет.

Кто сильнее всех на свете?

Что в руках не удержать?

Что в решете не унесешь?

Что в гору не выкатишь?

-Молодцы!

(Вывесить табличку на доску «ВОДА»)

- Мы с вами определили тему нашего урока, а сейчас давайте определим его цель.

- Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Давайте посмотрим на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой.

-Что изображено голубым цветом на глобусе?

-Молодцы!

 -А сейчас давайте прослушаем небольшое выступление и попробуем определить цель нашего урока.

-Ребята а  мы с вами знакомы со свойствами воды?

-Так значит какая цель нашего урока?

-Верно! –Молодцы!

-Давайте еще раз грамотно попробуем сформулировать тему и цель нашего занятия.

- А  знакомиться с  этими свойствами мы будем  с помощью опытов.

Ответы на вопросы

Личностные,

регулятивные,

 познавательные,

коммуникативные

Физкультминутка

(1мин)

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. 

 Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. 

 Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок

Дети машут руками, словно крыльями.

Дети делают плавательные движения руками.

Ходьба на месте.

Дети садятся за парты.

Практическое  применение знаний.

(20 мин)

ОПЫТ 1. (Форма воды.)

Приготовьте разную посуду, например, стакан, пробирку, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание:  какую форму приобретает вода? Вывод…..

ОПЫТ 2. (Цвет воды.  Прозрачность воды).

Приготовь полоски цветной бумаги: серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной?   Какого же цвета вода?  

Вывод…

 Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти в стакан. Что можно сказать о прозрачности воды?  

Вывод…

ОПЫТ 3. (Вкус воды )

Каков вкус соли, сахара, лимона, лука?  Попробуй воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой?  

Вывод….

Опыт 4.(Запах воды)

Когда твоя мама печет пирожки, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее.

Вывод…..

ОПЫТ 5. (Текучесть воды.)

Приготовь плоскую тарелочку.  Вылей на неё из пробирки  немного воды. Что ты заметил? Наклони тарелочку. Что произошло с водой?

 Возьми один стакан пустой. Другой - с водой. Перелей воду в пустой стакан.  Подумай какое свойство воды  проявляется.

Сделай вывод…

ОПЫТ 6. (Вода – растворитель.)

Приготовь четыре стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел, в четвертый – речной песок. Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром, мелом, песком. Попробуй на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода?   Теперь обрати внимание на соль, сахар, мел, песок, которые ты опускал в воду.    

 

Фиксируют свои наблюдения на листах «Наблюдателя» (приложение 2)

Коммуникативные,

познавательные,

регулятивные

Рефлексия

(8мин)

- С каким веществом мы работали сегодня на уроке и что нового мы про него узнали?

-А сейчас посмотрите, перед вами на столах лежат капельки воды, нарисуйте в виде  улыбки на ней, свое настроение от урока,  тем цветом, который присутствует на   наших индикаторах, соответственно.

- а теперь я предлагаю вам устроить теплый летний дождик, вывесив все ваши капельки под нашу голубую тучку. (на тучке написана тема урока и она вывешена на доску с самого начала).

Ответы на вопросы

Дети рисуют улыбку – зеленным цветом, если урок понравился, и он активно потрудился; желтым – если урок понравился, но что-то не получалось; и красным – урок не понравился, я работал не активно.

(цвет улыбки, соответствует также и цвету в листах самооценки).

Коммуникативные,

личностные

Домашнее задание

(5 мин)

- Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.

1.Задание – из Толкового словаря выписать определение «Вода – это…»

2. Задание – записать пословицы и поговорки о воде.

3.Задание – выписать из фразеологического словаря фразеологизмы о воде и дать им свое толкование.

Урок окончен. Еще раз всем большое спасибо!

Учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий.

Регулятивные

Приложение 1

Тест

Тема:  «Про воздух»

Фамилия, имя ______________________________ Дата_________

1.Отгадайте загадку:

Ты без него не сможешь жить.
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.

(_________________)

2.Какой из газов в воздухе самый важный?

1.Азот;

2.Кислород;

3. Углекислый газ.

3.Где находится воздух?

1.На улице;

2.В классе;

3.Повсюду.

4.Определи, каким объектам нужен воздух?

1 Живой  природе;

2. Неживой  природе;

3. Предметам рукотворного мира.

5.Что воздух не загрязняет?

1.Костёр;

2.Растения;

3. Отходы промышленного производства.

6. Определи свойства воздуха:

1.Не имеет цвета, не имеет запаха, невидим, прозрачен.

2.Голубого цвета, имеет запах, видим, прозрачен.

3.Белого цвета, не имеет запаха, невидим, непрозрачен.

7.Выбери верное утверждение:

1.Детям можно  близко подходить к автомобилям, с работающими моторами.

2.Коляски с малышами можно катать около заводов  и фабрик.

3. Детям можно гулять в скверах, парках и рощах, где много зелени.

8.Напиши, чем ты можешь помочь в охране воздуха?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Лист наблюдений

№ опыта

свойство

вывод

1

2

3

4

5

6

Какие бывают  растения?( 3 урок)

Цель: формирование представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения)

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  1.  Формировать знания об основных группах растений.
  2.  Формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним.
  3.  Учить вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать.
  4. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

Развивающие:

  1.  Создать условия для личностного развития ученика.
  2.  Продолжать учить самостоятельной деятельности и работе в группе и парах.
  3.  Развивать способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

  1.  Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств.
  2.  Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Формируемые универсальные учебные действия: 

 Личностные:  создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу; осознавать значение учебной деятельности; принимают ценности мира.

 Регулятивные: формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.

Познавательные: понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока.

Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создаёт эмоциональный настрой, проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Добрый день! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Посмотрите друг на друга. Глазами и улыбкой пожелайте удачи на уроке.

Дети встают, берутся за руки.

Развернувшись к соседу по парте, ребята вслух повторяют правила работы на уроке:

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

Личностные,

коммуникативные,

регулятивные

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Отгадайте загадку:

       Дышит и растет, а ходить не может (растение).

- По каким признакам определили, что это растение?

- Назовите жителей царства растений.

Проблема: К какой группе этого царства они относятся?

Ответы детей.

Дети предлагают варианты.

Регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

3

Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

Почему не можем ответить на это вопрос?

Сформулируйте задачи урока.

 

- Задачи нашего урока, выяснить - какие бывают растения, на какие группы можно разделить царство растений.

Регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

4

Построение проекта выхода из затруднения

Чтобы ответить на эти вопросы, вы будете работать в группах, и проводить исследования.

У каждой группы свое задание. Работать необходимо по плану. (На слайде три группы растений и план работы)

1.Рассмотреть карточки

2.Какое растение лишнее? Почему?

3.Что объединяет остальные растения?

4.Как можно назвать их одним словом?

5.Какие из них можем встретить в Саратовской области?

Выберите группу, в которой вы будете работать, возьмите конверты и приступайте к работе.

Содержание карточек:

1 группа (дуб, береза, эвкалипт, сосна, ель, одуванчик)

2 группа (орешник, можжевельник, смородина, малина,  сирень, шиповник, берёза)

3 группа (подорожник, одуванчик, женьшень, крапива, ромашка, колокольчик, сирень)

Коммуникативные

5

Реализация построенного проекта

Учитель фиксирует выводы учащихся в схеме.

Учитель сообщает дополнительную информацию об эвкалипте (Сообщение могут сделать сильные ученики)

 Название «эвкалипт» мотивируется устойчивым русским словосочетанием «вековая липа». По трем явным признакам:

- эвкалипт крупное, стройное дерево с хорошо оформленной кроной, как и столетняя липа;

- эвкалипт своими пахучими листьями освежает и ароматизирует вокруг себя воздух, так же как липа;

- многие виды эвкалиптов время от времени полностью сбрасывают с себя кору. Деревья так защищаются от насекомых-вредителей, кора затем нарастет снова, но сходство с ободранной липой полное.

  Эвкалипт в определенном смысле дерево-первопроходец. Он способен высасывать из земли и испарять в воздух громадное количество влаги. По всему миру его используют для высушивания болот, а также в фармакологии и косметологии.

Дополнительная информация о можжевельнике:

Можжевельник живет в лесной и лесостепной зонах европейской части СНГ, в Западной и частично Восточной Сибири. Его сажают для украшения территорий, используют в медицине.

Дополнительная информация о травянистых растениях:

Женьшень житель Азии, второе его название корень жизни. Широко используется в медицине и косметологии. Но не все травянистые растения имеют маленький рост.

Бамбук достигают огромных размеров (может вырасти до 38 м, при этом окружность стебля достигает 80 см, то есть около 25 см в диаметре). Из корневища бамбука очень быстро и бурно вырастают многочисленные стебли, длиной 18 м и выше, на которых имеются листья длиной 18 и шириной 1,3 см. Цветёт обыкновенный бамбук раз в 25-30 лет, очень обильно и одновременно на больших территориях, образует плоды, а затем отмирает полностью или отмирают только его наземные побеги, а корневища сохраняются. Молодые побеги бамбука используются в пищу, применяются в традиционной восточной медицине. Из жёсткой, лёгкой и очень прочной древесины можно строить дома. Бамбук используется для изготовления мебели. Из него делают головные уборы, плетёные корзины и шторы, палочки для еды и многое другое.

Итак, подведем итог первого исследования: на какие группы можно разделить растения? Назовите их отличительные особенности?

Оценка работы групп

Молодцы, ребята! Каждая группа получает знак «Исследователи природы».

В группах учащиеся наблюдают, обмениваются информацией, делают выводы по плану, выбирают отвечающего.

Выступления обучающихся от группы.

1.– Лишнее растение одуванчик, т.к., остальные растения деревья. У деревьев – один высокий толстый ствол, прочная кора, от ствола отходят длинные и короткие ветки. В Саратовской области встречаются дуб, береза, сосна, ель.

2. – Лишнее растение – берёза потому, что остальные растения – это кустарники. Высота кустарников ниже деревьев. Они имеют несколько тонких стволиков, которые гнутся, кора более нежная.

 

3. – Лишнее растение – сирень, т.к. остальные растения цветы и травы, а сирень – куст. Травянистые растения имеют один или несколько мягких стеблей, которые легко ломаются и рвутся. Растут у самой земли. В Саратовской области встречаются все, кроме женьшеня.

Обучающиеся делают вывод по самостоятельному наблюдению.

Познавательные,

коммуникативные

Физкультминутка с использованием ЭОР  

2 мин

Демонстрация слайдов (ЭОР).  Учитель предлагает выполнить  комплекс упражнений на снятие усталости, осуществляет контроль.

Дети выполняют упражнения

Личностные,

коммуникативные

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Рассмотрите в таблице, как растения расположены в природе.

Какой вывод можно сделать?

- Откройте учебники на странице 42. Прочитаем об этом.

- Как называются этажи растений?

- Какие растения расположены в верхнем ярусе?

- Какие растения в самом низу?

- Какой ярус занимают кустарники?

- От чего зависит название леса?

Речевая разминка. Инсценировка «Деревья в лесу».

Что общего вы заметили у всех растений?

Какие части имеют растения?

 

Откройте рабочую тетрадь.

Отметьте части растений на схеме.

Проверьте работу друг друга.

- Какие части растений вы запомнили?

- Самые высокие – деревья, средние – кустарники, низкие - травы

- Растения располагаются как будто живут на разных этажах.

Чтение вслух обучающимися

Ответы детей.

Дети показывают инсценировку «Деревья в лесу» (приложение)

В рабочей тетради учащиеся указывают части растения.

Проверяют работу друг друга.

Ответы детей.

Коммуникативные,

познавательные

Коммуникативные,

регулятивные

7

Самостоятельная работа

Прежде чем дети приступят к выполнению самостоятельной работы, учитель просит каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на дорожке успеха.

Поиграем в игру: «Угадай-ка»!

Отгадав загадку, вы должны правильно вписать название растения в табличку.

Русская красавица

Стоит на поляне.

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Никто не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

Кудри в речку опустила,

И о чем-то загрустила,

 А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него –
И не будет ничего.     
(одуванчик)

Красненька Матрёшка,
Беленько сердечко.              
(малина)           

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.  
(подснежник)      
Мои кусты легко узнать:
Цвету я гроздьями весною
  (сирень)

- Проверьте результаты игры. 

Оцените свою работу: на дорожке успеха

Менее 4 правильных ответов

                       4-5 правильных ответов     

                                              6-7 правильных ответов

                                                        8-9 правильных ответов 

Свое предположение дети отмечают на дорожке успеха

Дети вписывают название растения в таблицу:

деревья

кустарники

травы

Проверяют  результаты (на слайде таблица с ответами)

Оценивают свою работу

Познавательные,

регулятивные,

личностные

Регулятивные

8

Включение в систему знаний и повторение

- Как прекрасен мир! Как разнообразен и удивителен по своей красоте и аромату мир растений. Но растения не только радуют нас. С древних времён люди постигали целебные свойства растений и передавали их из поколения в поколение.

- Вспомните названия растений, которые вы посчитали лишними, работая в группах.

На самом деле лишних растений не бывает. Все они нужны в природе.

Послушайте сообщения ребят об этих растениях

А теперь закройте на минутку глаза и представьте, что на земле нет ни одного растения, ни кустика, ни дерева, ни травинки и даже цветочные горшки в нашем классе опустели. Как вы думаете, что бы произошло на планете?

Итак, какой же вывод можно сделать? Для чего растения на земле? Как мы должны с ними обращаться?

Какое исследование вы проводили сегодня, и что оно помогло вам выяснить? (Слайд со схемой проблемного вопроса).

Задайте вопросы своему соседу.

 

В нашей школе ежегодно проходит акция по выращиванию герани и сирени. Этим учащиеся школы не только украшают территорию района, но и очищают воздух нашего города.

Ответы детей (берёза, одуванчик, сирень)

Сообщения обучающихся (приложение 2)

Ответы обучающихся

Мы наблюдали за различными растениями и выяснили, что царство растений можно разделить на три группы- деревья, кустарники, травы

Дети задают вопросы:

Как соседствуют растения?

Чем похожи все растения?

В чем отличия деревьев от кустарников?

В чем отличия травянистых растений от кустарников? и др.

Регулятивные,

личностные,

коммуникативные,

познавательные

Домашнее задание

Найти загадки о растениях нашего края, оформить книжку-малышку.

Познавательные,

личностные

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель предлагает рефлексию в технике «Закончите предложения».

Молодцы, ребята. Спасибо за отличный урок! Сегодня вас по праву можно назвать исследователями – друзьями природы.

Учащиеся формулируют конечные результаты своей работы на уроке, закончив любое из предложений:

Сегодня я узнал…

Было интересно   … ,

Мне было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта по предмету «Окружающий мир»

Технический  век  привел  к  глобальным  изменениям  в  природе, ухудшению экологического состояния планеты.  Все  живое  на...

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир на тему: «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце».

Цели и задачи  урока:1)    Образовательные: Познакомить с понятиями «астрономия», «астрономы», «вселенная».Познакомить с расположением планет в Солнечной системе.Познакомить со зве...

Методическая разработка урока по предмету "Окружающий мир" в 1 классе по теме " Я здоровье своё берегу"

Урок с использованием игровых технологий. Разработка доработана, внесены изменения в 2018-19 учебном году...

Методическая разработка презентации по предмету окружающий мир "Берегите воду " 3 класс

Методическая разработка презентации по предмету окружающий мир "Берегите воду " 3 класс...

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 1-4 Школа России

Материал содержит рабочую программу по окружающему миру на уровень НОО в соответствии с требованиями ФГОС...

Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир»

Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир»   «Царица- водица»  2 класс УМК «Гармония»...