Методическая разработка урока по предмету окружающий мир на тему: «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце».
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Цели и задачи урока:
1) Образовательные:
Познакомить с понятиями «астрономия», «астрономы», «вселенная».
Познакомить с расположением планет в Солнечной системе.
Познакомить со звездой Солнце.
Выработать навыки формулировать определения.
Выработать навыки работы с перфокартой.
2) Развивающие:
Развивать познавательный интерес.
Развивать мышление, фантазию, речь, словарный запас.
3) Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе.
Воспитывать чувство гордости за нашу планету Земля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-mir_glazami_astronoma._vselennaya._solntse.doc | 111.5 КБ |
prizentatsiya_uroka_mir_glazami_astronomov.ppt | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Нижегородская область
Шатковский район
Муниципальное образовательное учреждение
Лесогорская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока
по предмету окружающий мир
на тему:
«Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце».
4 класс
Разработала
учитель начальных классов
МОУ Лесогорская СОШ
Бухвалова Г.М.
р.п. Лесогорск
2013 г.
План урока:
№ п/п | Содержание урока | Время |
1. | Организационный момент. | 1 мин |
2. | Введение в тему. | 4 мин |
3. | Работа над темой «Вселенная» 1)Рассказ учителя о возникновении Вселенной. 2)Расположение планет, работа над стихотворением. 3. Знакомство с другими телами Солнечной системы. | 15 мин |
4. | Работа над темой «Солнце» 1) Работа над загадкой. 2)Рассказ учителя. Работа над пословицами. 3)Работа по учебнику. 4) Работа с перфокартами. 5) Подведение итогов по этой теме. | 15мин |
5. 6. 7. | Закрепление изученного на уроке. 1) Работа по учебнику и тетради. 2)Запись определений. 3) Ответы на вопросы учителя. 4) Чтение вывода на 8стр. учебника. Подведение итогов урока Домашнее задание. | 8 мин 1 мин 1 мин |
Тема урока: «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце».
Цели и задачи урока:
- Образовательные:
- Познакомить с понятиями «астрономия», «астрономы», «вселенная».
- Познакомить с расположением планет в Солнечной системе.
- Познакомить со звездой Солнце.
- Выработать навыки формулировать определения.
- Выработать навыки работы с перфокартой.
- Развивающие:
- Развивать познавательный интерес.
- Развивать мышление, фантазию, речь, словарный запас.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе.
- Воспитывать чувство гордости за нашу планету Земля.
Оборудование: презентация, перфокарты
/ Смена анимации на слайде обозначается # /
Ход урока:
1. Организационный момент, сообщение темы / 1 слайд – тема урока/
- Тема нашего урока «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце».
2. Введение в тему. / 2 слайд/
- Сегодня, ребята, я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать ваши предположения. /Дети дают свои ответы/. #
- Чтобы быть более точными в высказываниях, обратимся за помощью к нашему учебнику (с.40). Что такое астрономия? ( Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» - звезда и «номос» - закон.) #
- А вот С.И. Ожегов в своём словаре даёт такое толкование этого слова: « Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом» #
- Кто такие астрономы? Давайте найдём толкование в словаре. /Дети находят, дают свои ответы/.
Астроном – специалист по астрономии. #
- Мы с вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами. Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов звали звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки. Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят современные телескопы. /3 слайд/
- Работа над темой «Вселенная» / 4 слайд/
- С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Сегодня нам предстоит выяснить, как возникла вселенная.
Предположительно, Вселенная возникла в результате невообразимо мощного Большого Взрыва, который произошёл примерно 15 миллиардов лет назад.
Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему.
/5 слайд/
- Давайте посмотрим на расположение планет вокруг Солнца.
А это стихотворение поможет вам лучше запомнить расположение планет и их названия.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними - Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны, холодны - Уран, Нептун и кроха Плутон.
/Работа над названиями, расположением планет.)
/ 6 слайд/
- Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звёзд и других небесных тел.
/7 слайд/ Кометы.
/8 слайд/ Спутники планет, в данном случае спутник Земли Луна.
/9 слайд/ Астероиды.
/10 слайд/ Звёзды.
/11 слайд/
- Существуют несколько гипотез о том, как родилась Солнечная система. Одни учёные считают, что это произошло в результате космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета, и тогда из раскалённого солнечного вещества образовались сгустки, которые постепенно сформировались в шары и стали планетами.
. /12 слайд/
-Другая гипотеза гласит, что Солнце и планеты возникли из холодного вещества. Это была окружающая Солнце туманность, состоящая из газа и пыли.
Физкультминутка
Учитель называет космические тела. Дети название планет сопровождают хлопками, другие космические тела топотом.
- Работа над темой «Солнце».
13 слайд/
1).Вводная беседа учителя.
- А сейчас предлагаю вам загадку. Разгадав её, вы узнаете, о чём следующая страничка нашего урока
Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается
Людям улыбается. (Солнце и небо.) #
- Что вы можете сказать о Солнце из этой загадки? #
(Солнце похоже на клубок, значит оно круглое.) #
- Значит, Солнце имеет форму шара. #
- Где находится Солнце?
- Если Солнце находится на небе, значит, это небесное тело. #
- Солнце дает нам тепло и свет. #
- Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это ещё в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.
- Наблюдая за Солнцем, люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок.
Вот некоторые из них. /14 слайд/ / Чтение загадок и определение их смысла/.
2). Работа по учебнику.
С. 6-7.
- Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на с.6, 7. Прочитайте внимательно, и с помощью учебника впишите в текст недостающие данные. /Перфокарты на партах детей и на слайде/
3). Работа с перфокартами. /15 слайд/
Солнце – ближайшая к Земле______________ (звезда)
Это огромное __________________ космическое тело. (раскалённое)
Солнце имеет форму ____________________. (шара)
Диаметр Солнца в _____________ раз больше диаметра Земли. (109)
Масса Солнца в _______________ тысяч раз больше массы Земли. (330)
Расстояние от Земли до Солнца - __________________ тысяч километров. (150)
Температура на поверхности Солнца – градусов ____________________ , (6 тысяч)
а в его центре _______________________ градусов (15-20 миллионов)
Проверка задания. ( Проверка задания на слайде 15, каждый ответ по щелчку – 8 щелчков.)
- Кто кратко сформулирует полученные знания о Солнце?
- Сделаем вывод: /16 слайд/
Солнце – раскалённая звезда.
Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли.
Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы Земли.
4). Работа в рабочей тетради.
Страница 3 №1.(Дети работают в тетради, вопросы и ответы для проверки выходят на слайде – 17)
- Прочитайте. Используя текст учебника, дайте определения.
-Что такое астрономия? (Астрономия это наука о звёздах, космических телах, о Вселенной.) #
- Запишите определение в тетради.
- Что такое вселенная? ( Вселенная – это необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами.) #
Запишите определение.
- Что такое солнечная система? (Солнечная система – это солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.) #
Запишите определение.
Страница 3, № 2.
- Прочитайте, найдите рисунок в учебнике стр. 5.
- Назовите планеты солнечной системы. # Сколько их? #
- Обведите это число в рабочей тетради цветным карандашом.
Страница 3, № 3
- Прочитайте. Впишите цифровые данные в этот текст.
/Взаимопроверка по учебнику/.
5. Закрепление изученного материала.
- Какие новые слова вы запишите в свой словарик?
- Каким вы увидели мир глазами астронома?
- Что такое астрономия?
- Давайте прочитаем краткий вывод после параграфа на с. 8.
6. Подведение итогов урока. /18 слайд/
Подведём итог урока и ответим на вопросы:
- Что такое Вселенная?
- Что такое Солнце?
- Что такое Земля?
Ребята, что вам особенно понравилось и запомнилось на уроке?
7. Домашнее задание.
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 4-8).
Выполнить задания (с.8)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка к предмету "Окружающий мир" по теме " Тундра". УМК "Школа России"
представление о природной зоне тундры;ознакомление с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека...
УМК "Школа России" , окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, тема: "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце".
Итоговый тест по теме: "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце". А.А. Плешакой "Окружающий мир" 4 класс....
Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. - урок по окружающему мир 4 класс
Тема: Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.Цели: - познакомиться с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;- сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра...
Урок окружающего мира в 4 классе "Мир глазами астронома. Вселенная Солнце"
Цель урока: познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией. На урока формируется представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к на...
Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце
Данный конспект урока разработан для учащихся 4 классов. Программа А.А. Плешаков Окружающий мир...
Тема урока:«Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». 4 класс. Тип урока: проблемно-диалоговый.
Раздел учебника А. А. Плешакова "Мир вокруг нас", по которому разработан сценарий урока – «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». Тип урока: проблемно-диалогов...
Урок в 4-м классе по курсу "Окружающий мир" (Плешаков А.А.) на тему "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце"
познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;формировать представление о Солнце и планетах Солнечной системы;развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, де...