Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Подопригорова Елена Михайловна

Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир»

   «Царица- водица»

 2 класс УМК «Гармония»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_tsaritsa-_voditsa.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир»

   «Царица- водица»

 2 класс УМК «Гармония»

 

Тема урока:                Царица- водица

Тип урока:        Урок-исследование.

Цели урока: создать условия для   осознания учениками вопроса о том, много ли на Земле питьевой воды и зачем нужно сохранять чистоту  воды.

Задачи:

  •  активизировать знания   и наблюдения детей о питьевой воде;
  • показать значение воды для растений, животных, человека;
  • обсудить мировую проблему нехватки питьевой воды, меры экономного расходования;
  • работать над созданием  плаката - памятки о бережном расходовании воды и сохранении ее чистоты;
  • систематизировать и обобщить изученное на уроке;
  • учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;
  • формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу;
  • воспитывать культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке,  формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод,  прием «корзина идей», прием ЗХУ, кластер (технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)).

Оборудование:

-  О.Т. Поглазова  Окружающий мир. Учебник для 2 класса по окружающему миру. В 2 ч. -  Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2010г.

-  О.Т. Поглазова  Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 2 класс по окружающему миру. В 2 ч. -  Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2010г.

- глобус, демонстрационный стол;

- посуда для опытов;

- проектор, интерактивная доска, презентация.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент

( 1 мин)

Настроить на работу, мотивация на познавательный процесс.

Прием «Ассоциация»

-  УРОК. Всего 4 буквы…, с чем у вас ассоциируются данные буквы.  Каким вы хотите видеть урок?

(У- умным, Р- развивающим, О- отличным, К- креативным)

 -  Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Дети подбирают прилагательные.

II.

Целеполога-ние.

Актуали-зация знаний и постанов-

ка проблемы

( 4 мин)

III.

Первич-

ное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

( 18 мин)

IV.

Динамичес

кая пауза

(3 мин)

V.

Самостоятельное, творческое использова

ние сформированных умений и навыков

(4 мин)

VI.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

(4 мин)

Учить самостоятельно определять тему и цель урока. Вызвать интерес к учебному материалу

Активизировать знания   и наблюдения детей о питьевой воде; показать значение воды для растений, животных, человека; обсудить мировую проблему нехватки питьевой воды, меры экономного расходования;

  работать над созданием  плаката- памятки о бережном расходовании воды и сохранении ее чистоты.

Психическая и физическая разрядка. Эмоциональное восприятие.

Решение практических задач

  1. Чтение стихотворения

Блистают звёзды, цвет меняют горы,

Снега сползают, розы опадают.

Мне очень жаль людей, которых

На свете ничего не удивляет.

- А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе…)

- Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку.

2. Загадка:

Я бегу струёй из крана,

Бью ключом из-под земли,

Укачаю в океанах

Великаны корабли.   (Вода)

-  О чём мы будем говорить на уроке?

3. Чтение пословицы. Объяснение её смысла (слайд)

Капля воды дороже золота

- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды)

- Что вы знаете о воде? И что хотели бы узнать?

- Итак, в конце урока нам предстоит ответить на вопрос «Почему нужно беречь и охранять воду? Почему тему урока авторы назвали «Царица- водица»?» Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.

- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить. Слайд

- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду).

- Сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней).

- Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4 – 5 дней.  А знаете почему?

 Прием «Корзина идей»  

Слайд 

 - Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и  человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды.

Слайд. Демонстрация картинок: цветок, который вянет под лучами солнца и цветок, который расцветает после полива.

- Сравните два рисунка. Что заметили? (Один цветок завял, другой расцвёл).

- Почему растение завяло? (Его не поливали).

- Сделайте вывод. (Для жизни растений тоже нужна вода).

Слайд.   Демонстрация картинок, где животные пьют, умываются, купаются.

- Кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (Пить, купаться).

Слайд - Животные, если их лишить воды, быстро погибнут.

Слайд - Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки). Слайд.   

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

- Хотите узнать, откуда пришла вода?

Чтение стихотворения

Слайд. Много столетий назад человек выбирал себе место под строительство дома возле воды. Люди запоминают из детства самые радостные впечатления: рыбалку, катание в лодке, коньки зимой и купание летом, наблюдение за таинственной жизнью подводных обитателей.

- Откуда же пришла вода? Почему в стихотворении говорится «океанская вода»?

- Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты. Слайд  

- А что представляет из себя эта вода? Или что входит в мировой океан? ( Озера, реки, море, океаны и т. д.)

Слайд. - Вот он мировой океан

Работа с глобусом

- Рассмотрите глобус нашей планеты. Какого цвета вода на глобусе? (Голубого цвета).

Действительно, воды на планете много. Гораздо больше, чем суши.

- Постарайтесь разделить глобус на части. Как вы думаете, какую часть занимает вода на земле? 

Опыт с водой:  Учитель предлагает попробовать воду из двух стаканов. В одном – пресная вода, в другом – солёная.

- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше.

Слайд.  Из космоса наша планета выглядит водяным шаром. Но 97% всех земных вод соленые, а только 3% пресной воды.  Причем 2% из них заморожены в  Арктике и Антарктике.

Слайд.  (Демонстрация картинок растений и животных, жизнь которых связана с водой:  камыш, сом, трясогузка белая.)

- Как жизнь этих растений и животных связана с водой? (Живут в воде или рядом с водой).

Дополнительные сведения (сообщения детей)

Камыш. Камыш образует очень густые заросли. Долгое время камыш считался никчемным и даже вредным растением, засоряющим водоёмы. И лишь недавно камышу нашли хорошее применение. Оказалось, из него можно изготавливать бумагу и картон.

Сом. По сравнению с другими нашими рыбами, сом – великан. Он нескладный, неповоротливый и ленивый. Гоняться за добычей сом не любит и поэтому предпочитает «хитрить»: то усами приманит рыбёшку, то незаметно подкрадётся к лягушке, то подкараулит утёнка или гусёнка и утащит его за лапу под воду.

Трясогузка белая. Птичка эта живёт чаще всего по берегам наших рек, озёр и прудов. Её легко узнать по окраске. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что трясогузка испугалась чего-то и никак не может успокоиться. Но вообще трясогузка даже храбрая. Нередко, трясогузки, защищая свои гнёзда, бесстрашно бросаются на коршунов и ястребов и прогоняют их.

   Вывод: Вода – дом для многих растений и животных.

  Классификация картинок: самолёт, корабль, подводная лодка, автомобиль, теплоход.

- Назовите, одним словом. (Транспорт)

- Распределите на группы. Какой бывает транспорт? (Воздушный, наземный, водный).

- Остановимся на водном транспорте. Если он есть, значит, вода – это удобная … дорога. Почему так говорят? (Перевозят грузы, людей).

- По рекам и океанам ходят лодки и корабли, перевозят пассажиров, грузы. Ловят рыбу. Охраняют водные границы нашего государства. Слайд  

- А как ещё в быту человек использует воду? (Вода в батареях, в кране, гидростанция).

- Без воды не обходится современное производство космических ракет. Зимой мы обогреваемся батареями водяного отопления. Водопровод в каждом доме. Вода - древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами.

- Итак, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода – это… Помощник.

  Вывод: Вода – помощник человека. Слайд

- Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют)

- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды).

- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить).

- Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек).

- С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой»  Слайд.  Берегите воду!

Практическая работа на интерактивной доске

Давайте очистим океан от мусора

Слайд. 10 миллионов людей мира на Земле ежегодно умирают от загрязненной воды.

По прогнозам ученых к 2050 году (через 40 лет) треть человечества будут испытывать жажду еще более нестерпимую, чем голод.  Отсрочить кризис может только бережное, экономное отношение к воде.  

Если водопроводный кран плохо закрыт и из него по капельке капает вода, то за 1 минуту из него вытекает 110 капель, за сутки – уже 15 литров.

- Царица Чистая Водица, после предоставления информации о её расходе в бытовых целях, предлагает вам нарисовать плакат в её защиту (Слушание музыки – шум воды, прибоя.)

Тренинг «Чаша добра»

 Слайд.  Проведём эксперимент (практика)

- Какими же свойствами обладает вода? Чтобы ответить на данный вопрос проведите исследования-эксперименты.

- Работаем в группах, объединитесь.

1. Что произойдёт с водой, если её капнуть на стекло?

2. Перелейте воду из банки  в стакан. Какую форму приняла вода? Сделайте вывод.

3. Какое свойство воды позволило вам переливать её из банки в стакан?

4. Возьмите два стакана

- с молоком и водой. Что можно сказать о цвете молока? А воды? Сделайте вывод?

 5. Погрузите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Сделайте вывод.

6. Одна группа возьмёт ложку соли, а вторая - ложку сахара. Положите в стакан с водой и перемешайте. Что произошло? Сделайте вывод. Куда они исчезли?

7. Возьмите стакан с водой и флакон духов. Понюхайте воду и духи. Какой запах у воды и духов? Сделайте вывод.

8. Возьми стакан с водой и стакан сока. Попробуйте воду и сок. Какой вкус у воды? А у сока? Сделайте вывод.

 

- Итак, какие свойства воды вы открыли сегодня? Давайте проверим, как вы запомнили? 

Практическая работа на интерактивной доске

Вставь пропущенные слова.

(Задание записано на доске, пропущенные слова на карточках)

Проверка: чтение предложений.

На доске запись:

Всему живому ___________ вода.

Пресной воды на Земле _______.

Необходимо _____________ расходовать воду.

Краны в доме должны быть ____________ .

Нельзя ________________ водоемы.

(Слова на карточках: нужна, мало, экономно, закрыты, загрязнять)

Дети определяют тему и цель урока в парах. Заполняют таблицу ЗХУ (ТРКМЧП)

Знаю

Хочу знать

Узнал

Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не имеет запаха…

Для чего на Земле нужна вода?

Нужно ли её беречь?

Почему ее назвали царицей?

Прием ТРКМЧП «Корзина идей»

Дети «складывают» в корзину идей  свои знания, делятся своими суждениями.

Дети делают вывод:

- Для жизни растений тоже нужна вода.

Дети делают вывод, что вода- это здоровье, красота и жизнь.

 Чтение детьми стихотворения «Откуда пришла вода?» Обсуждают прочитанное.

1. Спросил на днях малыш сосед

    У струйки, льющейся из крана:

    - Откуда ты?

    Вода в ответ: Издалека, из океана.

2. Потом малыш гулял в лесу,

    Росой искрилась вся поляна.

    -Откуда ты? – спросил росу.

    - Поверь, и я из океана.

3. На поле лёг туман седой.

    Малыш спросил и у тумана:

    - Откуда ты? Ты кто такой?

    - И я, дружок, из океана!

4. – Ты, газировка, что шипишь?

    И из бурлящего стакана

    Донёсся шёпот:

    - Знай, малыш, и я пришла из океана.

5. Удивительно, не так ли?

    В супе, в чае, в каждой капле,

    В звонкой льдинке, и в снежинке,

    И в дождинке, и в росинке

    Нам откликнется всегда

    Океанская вода.

Практическая работа на интерактивной доске

Если планету разделить на 4 «равных» части, то 3 части – это вода.

 Опыт  

Дети пробуют воду. Высказывают свои суждения.

Практическая работа на интерактивной доске

Выбирают и перетаскивают среди других растений и животных тех, которые живут в воде или рядом с водой. Прикрепляют эти картинки на карту Земли. (Кит, дельфин, акула, морской котик, рыбы, пингвин, чайка, лилии, водоросли)…

Дети слушают сообщения детей. Происходит взаимообучение.

Работа в четвертках. У детей картинки транспорта. Они распределяют их по группам.

Ребята работают в группах определённое время (под звуки моря), затем представляют продукт своей деятельности. После представления плакаты всех групп вывешиваются на доску и представители от групп защищают свои плакаты.

Дети выполняют движения

Дети работают в группах

  1. Выполняют задания.
  2. Делают вывод:

Растечётся, вода не держит форму. 

Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Молоко – белое, вода – бесцветная

Когда погружаем ложку в стакан с водой, ложку видим со всех сторон. Следовательно, вода прозрачная. 

Вода растворила соль и сахар.

Вода-  растворитель.  

При соединении с водой молекулы соли и сахара смешались с молекулами воды.

(растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого).

Вода не имеет запаха. 

Вода не имеет вкуса . 

Дети в группах составляют кластер (ТРКМЧП)

.

Практическая работа на интерактивной доске. Дети вставляют пропущенные слова

VII.

Рефлексия

( 4 мин)

Установление соответствия целей и результатов.

Формировать умение осуществлять самоанализ, контроль своих действий

1.Заполнение таблицы ЗХУ

2.- Подводя итог нашей работы, как бы вы закончили урок?

- Сегодня я узнал….

- Было интересно….

- Было трудно…..

- Я понял, что….

- Мне захотелось….

- Урок дал мне для жизни…..

3.- Чтобы вам легче было рассказать дома, как вы работали на уроке, заполните лист самооценки; если вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок зеленым; если редко- желтым; не делали – красным.

- У кого получились все кружки зелеными, выйдите к доске. У кого только 4 кружка зеленых встаньте. У кого три поднимите руку.

- Давай те похлопаем лучшим мыслителям и исследователям!

Знаю

Хочу знать

Узнал

Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не пахнет…

Для чего на Земле нужна вода?

Нужно ли её беречь?

Почему ее назвали царицей?

Дети, работая в парах, систематизируют свои знания и заполняют третий столбик таблицы. Оценивают свои познания, обнаруживают незнание, причины затруднений.

Дают развернутые ответы.

Заполняют лист самооценки:

Я предлагал идеи для записи

Я отвечал на вопросы учителя

Я участвовал в опытах над водой

Я выслушивал мнения товарищей

Я предлагал идеи для записи

VIII.

    Домашнее задание

( 2 мин)

Повторить и закрепить новый материал.

Развивать творчество, умение работать с дополнитель -

ными источниками информации, формировать коммуникатив -

ные умения

Класс делится на группы: экологи, математики, литераторы, ученые, фотографы. Каждой группе дается задание (составить кроссворды, подобрать пословицы, интересные факты о воде, посчитать расход воды своей семьи, провести опыты с водой). Желающие могут составить свою презентацию о воде, сделать буклет, плакат в защиту воды.

(Из детского материала формируется  презентация «Царица - водица»)

.

Выбирают для себя задание.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта по предмету «Окружающий мир»

Технический  век  привел  к  глобальным  изменениям  в  природе, ухудшению экологического состояния планеты.  Все  живое  на...

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир на тему: «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце».

Цели и задачи  урока:1)    Образовательные: Познакомить с понятиями «астрономия», «астрономы», «вселенная».Познакомить с расположением планет в Солнечной системе.Познакомить со зве...

Методическая разработка урока по предмету "Окружающий мир" в 1 классе по теме " Я здоровье своё берегу"

Урок с использованием игровых технологий. Разработка доработана, внесены изменения в 2018-19 учебном году...

Методическая разработка урока по предмету " Развитие речи и окружающий мир" в 8 классе ОР на тему : "Зимние виды спорта. Итоговая беседа о зиме".

В методической разработке представлен урок по развитию речи в 8 классе ОР на тему : " Зимние виды спорта. Итоговая беседа о зиме"...

Методическая разработка урока по предмету Окружающий мир 2 кл. для обучающихся с ОВЗ

Технологическая карта учебного занятия окружающего мира в коррекционном классе.Класс: 2Тема: Живая природа. Растения.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: формировать представления о многообрази...