II. Целеполога-ние. Актуали-зация знаний и постанов- ка проблемы ( 4 мин)
III. Первич- ное восприятие и усвоение нового теоретического материала Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач ( 18 мин)
IV. Динамичес кая пауза (3 мин)
V. Самостоятельное, творческое использова ние сформированных умений и навыков (4 мин)
VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД (4 мин) |
Учить самостоятельно определять тему и цель урока. Вызвать интерес к учебному материалу
Активизировать знания и наблюдения детей о питьевой воде; показать значение воды для растений, животных, человека; обсудить мировую проблему нехватки питьевой воды, меры экономного расходования; работать над созданием плаката- памятки о бережном расходовании воды и сохранении ее чистоты.
Психическая и физическая разрядка. Эмоциональное восприятие.
Решение практических задач | - Чтение стихотворения
Блистают звёзды, цвет меняют горы, Снега сползают, розы опадают. Мне очень жаль людей, которых На свете ничего не удивляет. - А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе…) - Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку. 2. Загадка: Я бегу струёй из крана, Бью ключом из-под земли, Укачаю в океанах Великаны корабли. (Вода) - О чём мы будем говорить на уроке? 3. Чтение пословицы. Объяснение её смысла (слайд) Капля воды дороже золота - Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды) - Что вы знаете о воде? И что хотели бы узнать? - Итак, в конце урока нам предстоит ответить на вопрос «Почему нужно беречь и охранять воду? Почему тему урока авторы назвали «Царица- водица»?» Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.
- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить. Слайд - Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду). - Сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней). - Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4 – 5 дней. А знаете почему? Прием «Корзина идей» Слайд - Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды. Слайд. Демонстрация картинок: цветок, который вянет под лучами солнца и цветок, который расцветает после полива. - Сравните два рисунка. Что заметили? (Один цветок завял, другой расцвёл). - Почему растение завяло? (Его не поливали). - Сделайте вывод. (Для жизни растений тоже нужна вода). Слайд. Демонстрация картинок, где животные пьют, умываются, купаются. - Кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (Пить, купаться). Слайд - Животные, если их лишить воды, быстро погибнут. Слайд - Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки). Слайд. Не умыться, не напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, - Хотите узнать, откуда пришла вода? Чтение стихотворения Слайд. Много столетий назад человек выбирал себе место под строительство дома возле воды. Люди запоминают из детства самые радостные впечатления: рыбалку, катание в лодке, коньки зимой и купание летом, наблюдение за таинственной жизнью подводных обитателей. - Откуда же пришла вода? Почему в стихотворении говорится «океанская вода»? - Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты. Слайд - А что представляет из себя эта вода? Или что входит в мировой океан? ( Озера, реки, море, океаны и т. д.) Слайд. - Вот он мировой океан Работа с глобусом - Рассмотрите глобус нашей планеты. Какого цвета вода на глобусе? (Голубого цвета). - Действительно, воды на планете много. Гораздо больше, чем суши. - Постарайтесь разделить глобус на части. Как вы думаете, какую часть занимает вода на земле?
Опыт с водой: Учитель предлагает попробовать воду из двух стаканов. В одном – пресная вода, в другом – солёная. - К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше. Слайд. Из космоса наша планета выглядит водяным шаром. Но 97% всех земных вод соленые, а только 3% пресной воды. Причем 2% из них заморожены в Арктике и Антарктике. Слайд. (Демонстрация картинок растений и животных, жизнь которых связана с водой: камыш, сом, трясогузка белая.) - Как жизнь этих растений и животных связана с водой? (Живут в воде или рядом с водой). Дополнительные сведения (сообщения детей) Камыш. Камыш образует очень густые заросли. Долгое время камыш считался никчемным и даже вредным растением, засоряющим водоёмы. И лишь недавно камышу нашли хорошее применение. Оказалось, из него можно изготавливать бумагу и картон. Сом. По сравнению с другими нашими рыбами, сом – великан. Он нескладный, неповоротливый и ленивый. Гоняться за добычей сом не любит и поэтому предпочитает «хитрить»: то усами приманит рыбёшку, то незаметно подкрадётся к лягушке, то подкараулит утёнка или гусёнка и утащит его за лапу под воду. Трясогузка белая. Птичка эта живёт чаще всего по берегам наших рек, озёр и прудов. Её легко узнать по окраске. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что трясогузка испугалась чего-то и никак не может успокоиться. Но вообще трясогузка даже храбрая. Нередко, трясогузки, защищая свои гнёзда, бесстрашно бросаются на коршунов и ястребов и прогоняют их. Вывод: Вода – дом для многих растений и животных. Классификация картинок: самолёт, корабль, подводная лодка, автомобиль, теплоход. - Назовите, одним словом. (Транспорт) - Распределите на группы. Какой бывает транспорт? (Воздушный, наземный, водный). - Остановимся на водном транспорте. Если он есть, значит, вода – это удобная … дорога. Почему так говорят? (Перевозят грузы, людей). - По рекам и океанам ходят лодки и корабли, перевозят пассажиров, грузы. Ловят рыбу. Охраняют водные границы нашего государства. Слайд - А как ещё в быту человек использует воду? (Вода в батареях, в кране, гидростанция). - Без воды не обходится современное производство космических ракет. Зимой мы обогреваемся батареями водяного отопления. Водопровод в каждом доме. Вода - древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. - Итак, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода – это… Помощник. Вывод: Вода – помощник человека. Слайд - Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют) - Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды). - Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить). - Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек). - С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой» Слайд. Берегите воду! Практическая работа на интерактивной доске - Давайте очистим океан от мусора Слайд. 10 миллионов людей мира на Земле ежегодно умирают от загрязненной воды. По прогнозам ученых к 2050 году (через 40 лет) треть человечества будут испытывать жажду еще более нестерпимую, чем голод. Отсрочить кризис может только бережное, экономное отношение к воде. Если водопроводный кран плохо закрыт и из него по капельке капает вода, то за 1 минуту из него вытекает 110 капель, за сутки – уже 15 литров. - Царица Чистая Водица, после предоставления информации о её расходе в бытовых целях, предлагает вам нарисовать плакат в её защиту (Слушание музыки – шум воды, прибоя.) Тренинг «Чаша добра»
Слайд. Проведём эксперимент (практика) - Какими же свойствами обладает вода? Чтобы ответить на данный вопрос проведите исследования-эксперименты. - Работаем в группах, объединитесь. 1. Что произойдёт с водой, если её капнуть на стекло? 2. Перелейте воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? Сделайте вывод. 3. Какое свойство воды позволило вам переливать её из банки в стакан? 4. Возьмите два стакана - с молоком и водой. Что можно сказать о цвете молока? А воды? Сделайте вывод? 5. Погрузите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Сделайте вывод. 6. Одна группа возьмёт ложку соли, а вторая - ложку сахара. Положите в стакан с водой и перемешайте. Что произошло? Сделайте вывод. Куда они исчезли? 7. Возьмите стакан с водой и флакон духов. Понюхайте воду и духи. Какой запах у воды и духов? Сделайте вывод. 8. Возьми стакан с водой и стакан сока. Попробуйте воду и сок. Какой вкус у воды? А у сока? Сделайте вывод. - Итак, какие свойства воды вы открыли сегодня? Давайте проверим, как вы запомнили?
Практическая работа на интерактивной доске Вставь пропущенные слова. (Задание записано на доске, пропущенные слова на карточках) Проверка: чтение предложений. На доске запись: Всему живому ___________ вода. Пресной воды на Земле _______. Необходимо _____________ расходовать воду. Краны в доме должны быть ____________ . Нельзя ________________ водоемы. (Слова на карточках: нужна, мало, экономно, закрыты, загрязнять)
|
Дети определяют тему и цель урока в парах. Заполняют таблицу ЗХУ (ТРКМЧП) Знаю | Хочу знать | Узнал | Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не имеет запаха… | Для чего на Земле нужна вода? Нужно ли её беречь? Почему ее назвали царицей? |
|
Прием ТРКМЧП «Корзина идей» Дети «складывают» в корзину идей свои знания, делятся своими суждениями.
Дети делают вывод: - Для жизни растений тоже нужна вода.
Дети делают вывод, что вода- это здоровье, красота и жизнь.
Чтение детьми стихотворения «Откуда пришла вода?» Обсуждают прочитанное. 1. Спросил на днях малыш сосед У струйки, льющейся из крана: - Откуда ты? Вода в ответ: Издалека, из океана. 2. Потом малыш гулял в лесу, Росой искрилась вся поляна. -Откуда ты? – спросил росу. - Поверь, и я из океана. 3. На поле лёг туман седой. Малыш спросил и у тумана: - Откуда ты? Ты кто такой? - И я, дружок, из океана! 4. – Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана Донёсся шёпот: - Знай, малыш, и я пришла из океана. 5. Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке, и в снежинке, И в дождинке, и в росинке Нам откликнется всегда Океанская вода. Практическая работа на интерактивной доске Если планету разделить на 4 «равных» части, то 3 части – это вода. Опыт Дети пробуют воду. Высказывают свои суждения.
Практическая работа на интерактивной доске Выбирают и перетаскивают среди других растений и животных тех, которые живут в воде или рядом с водой. Прикрепляют эти картинки на карту Земли. (Кит, дельфин, акула, морской котик, рыбы, пингвин, чайка, лилии, водоросли)…
Дети слушают сообщения детей. Происходит взаимообучение.
Работа в четвертках. У детей картинки транспорта. Они распределяют их по группам.
Ребята работают в группах определённое время (под звуки моря), затем представляют продукт своей деятельности. После представления плакаты всех групп вывешиваются на доску и представители от групп защищают свои плакаты.
Дети выполняют движения
Дети работают в группах - Выполняют задания.
- Делают вывод:
Растечётся, вода не держит форму.
Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается. Молоко – белое, вода – бесцветная Когда погружаем ложку в стакан с водой, ложку видим со всех сторон. Следовательно, вода прозрачная. Вода растворила соль и сахар. Вода- растворитель. При соединении с водой молекулы соли и сахара смешались с молекулами воды. (растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого). Вода не имеет запаха. Вода не имеет вкуса . Дети в группах составляют кластер (ТРКМЧП) .
Практическая работа на интерактивной доске. Дети вставляют пропущенные слова
|