Технологическая карта урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Могилевцева Татьяна Валерьевна

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема: "Природа. Разнообразие природы". 3 класс. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор

Б  Бачерикова Татьяна Валерьевна,  учитель начальных классов.

Образовательное учреждение                    

ГБОУ школа № 404

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 класс

Продолжительность занятия

45 минут

Т   Тема урока  

«Природа. Разнообразие природы.»

        Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель урока

Создать  условий для формирования у учащихся целостного представления о природе, ее многообразии и значении для человека.  

      Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с разнообразием природы; учить классифицировать объекты природы; определять значение и ценность  природы для человека.

Развивающие:  способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи.  

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся формулировать выводы и обобщения.

Формируемые УУД

- Личностные

-  Регулятивные  

- Коммуникативные  

- Познавательные  

Образовательные ресурсы и средства обучения: 

- Компьютер, мультимедийный  проектор, интерактивная доска;

- Презентация «Природа. Разнообразие природы.»;

- Учебник  Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, 1-ая часть;

- Рабочая тетрадь  Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс, 1-ая часть;

- Рабочие листы с таблицами и схемами;

- Предметные картинки;

- Плакат «Муха»;

- Объекты живой и неживой природы;

- Листы самооценки.

Методы и формы

Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты урока (УУД)

Организационный момент

- Добрый день, ребята! Я рада, что сегодня такой чудесный день! Давайте улыбнёмся друг другу, и день станет ещё добрее и светлее. Сядьте правильно и начнём наш урок.

-Уроки мы разные проводим,

  Нужные ответы вместе находим,

  Но вызывает всегда удивление один –

  Урок о том, какой нас окружает мир!

Дети улыбаются друг другу. Готовятся к работе на уроке.  

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Актуализация знаний    

- Ребята, послушайте стихотворение, доскажите словечко и узнаете,

 о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Поле, речка и ….. (трава),

Горы, воздух и …. (листва),

Птицы, звери и ….. (леса),

Гром, туманы и ……(роса).

Человек и время года -

Это всё вокруг... (природа).

- Ребята,  а что такое природа?

(На доске картинки: стул, река, радуга, солнце, белка, мухомор, дом, книга, берёза, машина)

.- Посмотрите на картинки,  подумайте, что из увиденного можно отнести к природе. Картинки, которые не относятся к природе, я предлагаю вам убрать.

- Объясните, почему мы оставили именно эти изображения?

Дети устно вставляют пропущенные слова в  стихотворение.

- Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.

Дети называют картинки, которые относятся к природе. Лишние картинки убирают с доски.  

- Данные изображения, это объекты живой природы, а остальные изображения, это предметы, которые сделаны руками человека.

 

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

Определение темы урока и  постановка учебной задачи

Учитель  предлагает детям сформулировать  тему урока.

- Ребята,  какая тема нашего урока?

- Правильно! Тема нашего урока «Природа. Разнообразие природы.»

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать по данной теме? Выскажите свои предположения.

- Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте, что мы сегодня должны узнать на уроке и чему научиться?

- Совпали ли наши предположения?        

- Тема нашего урока «Природа».

Дети высказывают свои предположения.  

- Узнаем, на какие царства ученые делят живую природу. Будем учиться классифицировать объекты природы. Постараемся осознать ценность природы для людей.

Ответы детей.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, выдвигать предположения и обосновывать их.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Изучение нового материала

 - Ребята, назовите оставшиеся объекты  ( река, радуга, солнце, белка, гриб,  берёза,)

- Как вы думаете, на какие две группы мы можем их разделить?

Распределите объекты на группы.

(На доске схема)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/07ff/00188586-d56cc9b4/hello_html_3767972a.png

- По каким признакам мы распределяем объекты  природы?

Работа в парах по карточкам. (Приложение 1)

- Работая в паре, определите, к какой группе  относятся данные объекты, дополните таблицу своими примерами.

Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камень, песок, комнатное  растение.

Проверка выполнения задания.

- На объекты живой и неживой и неживой природы.

Учащиеся распределяют картинки по группам.

Ответы детей.

Дети выполняют задание по карточкам в паре, объясняют   правильность своих выводов, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: группировать и классифицировать изучаемые объекты.

Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

                                                                                                                 Физкультминутка

-А сейчас мы с вами поиграем.  Игра называется  «Живое -неживое». Учитель называет слова. Если оно обозначает объект живой природы, дети делают хлопок в ладоши, если слово обозначает объект неживой природы –учащиеся выполняют приседание.

(Вода, дуб, воробей, капуста, камень, облако, медведь, песок, обезьяна, липа,  комар, почва, гриб.)

Учащиеся выполняют физминутку в соответствии с заданием.

Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу.

- Предлагаю Вам, подробнее познакомиться с ЖИВОЙ природой.

                                                                                                              (слайд 1)  

-Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука). (слайд 2)

В природе всё живое учёные-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые не могут обойтись друг без друга. Они живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря.(слайд 3)

- Чтобы узнать, как называются наши царства, давайте посмотрим на схему, которую мы составили.

Учитель обращает внимание детей на схему, которая находится  на доске.

- Какие объекты мы отнесли к живой природе? (белка, мухомор, берёза)

- Перед вами представители трех царств, догадайтесь, как называются данные царства. Белка – это? Берёза - это? Мухомор – это?  (слайд 4)

   

- Но это не всё. Как вы думаете, какое ещё царство может существовать?

- Крошечные организмы живут везде и повсюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. (слайд 5)  Их можно разглядеть только при помощи микроскопа — увеличительного прибора.  Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы. (слайд 6)

- Сколько царств существует в живой природе? Перечислите их названия.

- Работа в тетради. Откройте тетрадь на стр. 6 № 4.  Прочитайте задание. Впишите названия царств в схему.

Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 2)

- В карточках записаны объекты живой природы. Определите, к какому царству относятся данные объекты. Дополните таблицу своими примерами. Выполните взаимопроверку.

- К живой природе мы отнесли белку, гриб, берёзу.

- Белка – это животное, относится  к царству животных.

Берёза – это растение, относится к царству растений.

Мухомор – это гриб, относится к царству грибы.

Дети высказывают свои предположения.

- По символическим рисункам определите названия царств и впишите их в схему.  

Выполняют задание по карточкам, объясняют   правильность своих выводов, выполняют взаимопроверку выполненного задания.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: анализировать, делать выводы, классифицировать изучаемые объекты.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

На доске расположен плакат «Муха» (Приложение 3)

- Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела Муха. Из какого царства она к нам прилетела?

- Перед вами экран с квадратами. С этой стороны влетела муха. Я буду говорить, как двигается муха по полю. Ваша задача следить за её движением глазками и ответить, через какую клетку она вылетела.

- Из царства животных.

Учащиеся выполняют гимнастику для глаз в соответствии с заданием.

Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу.

Закрепление изученного материала

- Мы  с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые. В живой природе мы выделили четыре царства. Как вы думаете, связаны ли между собой все эти  объекты?

- Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику и грибам.)(слайд 7).

- Какие выводы мы можем сделать?

- Как вы думаете, связан  ли с природой человек?

Работа в группах.

Учитель делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости.

- В группах подумайте и обсудите,  может ли человек обойтись без природы? Рассмотрите схему  в тетради стр. 7 «Ценность природы для людей». Расскажите по схеме о ценности природы для людей.   Докажите свою мысль.

Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют, обобщают полученные знания.

- Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения.  Растения служат животным пищей. Все царства связаны между собой.  Живая и неживая природа,  тоже  тесно связана между собой.

Учащиеся обсуждают вопросы в группах,  высказывают свои мысли, формулируют выводы.

Выступление каждой группы.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде.

Подведение итога урока

  Учитель проводит беседу,  закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу детей.

     

- Какую тему мы сегодня изучили?

-  Что такое природа?

- На какие группы делят природу?

- Назовите царства живой природы.

- Назовите значение природы для людей.

- Что вас заинтересовало на уроке?

- Что бы вы  хотели  еще узнать по теме «Природа. Разнообразие природы» ?

- Где могут пригодиться, полученные нами знания на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы,  высказывают свои мысли, формулируют выводы.

- Природа. Разнообразие природы.

- Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.

- Живая и неживая природа.

- Царство растений, животных, грибов, бактерий.

- Природа  для человека- источник воздуха, пищи, воды, здоровья, красоты и познания. Это источник материалов для хозяйственной деятельности)

Высказывания детей.

Познавательные: обобщать изученный материал, делать выводы.

Коммуникативные: строить высказывания, оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. 

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке с помощью Пирамиды успеха.(Приложение 4)

1. Если вы хорошо работали, всё поняли и у вас всё получилось, нарисуйте человечка на самой вершине пирамиды.

2.  Если у вас что-то не получилось, но вы все- таки старались, работали на уроке,  расположите человечка на полпути к вершине успеха. Вы почти достигли самой вершины.  

3.  Если у вас совсем ничего не получилось, и вы ничего не поняли, нарисуйте человечка внизу. Не отчаивайтесь! В следующий раз у вас все получится.

Дети оценивают свою работу на уроке с помощью оценочного листа      

 «Пирамида успеха»

Регулятивные: анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание

Учитель объясняет домашнее задание.

-Прочитать  в учебнике статью «Природа»  стр.4 -6 , ответить на вопросы, выполнить задание в рабочей тетради стр. 6  № 3,5.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Список литературы

  1. Учебник  Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, 1-ая часть.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь, 1-ая часть.
  3. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса к УМК А.А. Плешакова («Школа России»).
  4. Интернет - ресурс earlystudy.ru/sokrovischnica/zhivayanezhivaya-priroda-to-chto-sdelal-che

Приложение 1

Природа

Неживая

Живая

    _______________________________

    _______________________________

    _______________________________

    _______________________________

     _______________________________

     _______________________________

     _______________________________

     _______________________________

Приложение 2

Распредели данных представителей по царствам: щука, ромашка, подберёзовик,

пихта, голубь, папоротник, бактерии, белый гриб, осина, лиса, подосиновик, ель,

 комар, мухомор.

                        

        

Приложение 3

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ddf/0003cae6-7d9db935/img11.jpg

Приложение 4

«Пирамида успеха»

http://fxprofitstrategy.ru/wp-content/uploads/2018/03/piramida_uspeha.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...