Технологическая карта урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема: "Природа. Разнообразие природы". 3 класс. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по окружающему миру | 358.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Автор | Б Бачерикова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов. |
Образовательное учреждение | ГБОУ школа № 404 |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 3 класс |
Продолжительность занятия | 45 минут |
Т Тема урока | «Природа. Разнообразие природы.» |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Цель урока | Создать условий для формирования у учащихся целостного представления о природе, ее многообразии и значении для человека. |
Задачи урока | Образовательные: познакомить учащихся с разнообразием природы; учить классифицировать объекты природы; определять значение и ценность природы для человека. Развивающие: способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе. |
Планируемые результаты | Предметные: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся формулировать выводы и обобщения. Формируемые УУД - Личностные - Регулятивные - Коммуникативные - Познавательные |
Образовательные ресурсы и средства обучения: | - Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; - Презентация «Природа. Разнообразие природы.»; - Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, 1-ая часть; - Рабочая тетрадь Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс, 1-ая часть; - Рабочие листы с таблицами и схемами; - Предметные картинки; - Плакат «Муха»; - Объекты живой и неживой природы; - Листы самооценки. |
Методы и формы | Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. |
Организационная структура урока | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Планируемые результаты урока (УУД) |
Организационный момент | ||
- Добрый день, ребята! Я рада, что сегодня такой чудесный день! Давайте улыбнёмся друг другу, и день станет ещё добрее и светлее. Сядьте правильно и начнём наш урок. -Уроки мы разные проводим, Нужные ответы вместе находим, Но вызывает всегда удивление один – Урок о том, какой нас окружает мир! | Дети улыбаются друг другу. Готовятся к работе на уроке. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
Актуализация знаний | ||
- Ребята, послушайте стихотворение, доскажите словечко и узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Поле, речка и ….. (трава), Горы, воздух и …. (листва), Птицы, звери и ….. (леса), Гром, туманы и ……(роса). Человек и время года - Это всё вокруг... (природа). - Ребята, а что такое природа? (На доске картинки: стул, река, радуга, солнце, белка, мухомор, дом, книга, берёза, машина) .- Посмотрите на картинки, подумайте, что из увиденного можно отнести к природе. Картинки, которые не относятся к природе, я предлагаю вам убрать. - Объясните, почему мы оставили именно эти изображения? | Дети устно вставляют пропущенные слова в стихотворение. - Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Дети называют картинки, которые относятся к природе. Лишние картинки убирают с доски. - Данные изображения, это объекты живой природы, а остальные изображения, это предметы, которые сделаны руками человека.
| Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. |
Определение темы урока и постановка учебной задачи | ||
Учитель предлагает детям сформулировать тему урока. - Ребята, какая тема нашего урока? - Правильно! Тема нашего урока «Природа. Разнообразие природы.» - Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать по данной теме? Выскажите свои предположения. - Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте, что мы сегодня должны узнать на уроке и чему научиться? - Совпали ли наши предположения? | - Тема нашего урока «Природа». Дети высказывают свои предположения. - Узнаем, на какие царства ученые делят живую природу. Будем учиться классифицировать объекты природы. Постараемся осознать ценность природы для людей. Ответы детей. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности, выдвигать предположения и обосновывать их. Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Изучение нового материала | ||
- Ребята, назовите оставшиеся объекты ( река, радуга, солнце, белка, гриб, берёза,) - Как вы думаете, на какие две группы мы можем их разделить? Распределите объекты на группы. (На доске схема) - По каким признакам мы распределяем объекты природы? Работа в парах по карточкам. (Приложение 1) - Работая в паре, определите, к какой группе относятся данные объекты, дополните таблицу своими примерами. Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камень, песок, комнатное растение. Проверка выполнения задания. | - На объекты живой и неживой и неживой природы. Учащиеся распределяют картинки по группам. Ответы детей. Дети выполняют задание по карточкам в паре, объясняют правильность своих выводов, отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: группировать и классифицировать изучаемые объекты. Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. |
Физкультминутка | ||
-А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Живое -неживое». Учитель называет слова. Если оно обозначает объект живой природы, дети делают хлопок в ладоши, если слово обозначает объект неживой природы –учащиеся выполняют приседание. (Вода, дуб, воробей, капуста, камень, облако, медведь, песок, обезьяна, липа, комар, почва, гриб.) | Учащиеся выполняют физминутку в соответствии с заданием. | Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу. |
- Предлагаю Вам, подробнее познакомиться с ЖИВОЙ природой. (слайд 1) -Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука). (слайд 2) В природе всё живое учёные-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые не могут обойтись друг без друга. Они живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря.(слайд 3) - Чтобы узнать, как называются наши царства, давайте посмотрим на схему, которую мы составили. Учитель обращает внимание детей на схему, которая находится на доске. - Какие объекты мы отнесли к живой природе? (белка, мухомор, берёза) - Перед вами представители трех царств, догадайтесь, как называются данные царства. Белка – это? Берёза - это? Мухомор – это? (слайд 4)
- Но это не всё. Как вы думаете, какое ещё царство может существовать? - Крошечные организмы живут везде и повсюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. (слайд 5) Их можно разглядеть только при помощи микроскопа — увеличительного прибора. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы. (слайд 6) - Сколько царств существует в живой природе? Перечислите их названия. - Работа в тетради. Откройте тетрадь на стр. 6 № 4. Прочитайте задание. Впишите названия царств в схему. Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 2) - В карточках записаны объекты живой природы. Определите, к какому царству относятся данные объекты. Дополните таблицу своими примерами. Выполните взаимопроверку. | - К живой природе мы отнесли белку, гриб, берёзу. - Белка – это животное, относится к царству животных. Берёза – это растение, относится к царству растений. Мухомор – это гриб, относится к царству грибы. Дети высказывают свои предположения. - По символическим рисункам определите названия царств и впишите их в схему. Выполняют задание по карточкам, объясняют правильность своих выводов, выполняют взаимопроверку выполненного задания. | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: анализировать, делать выводы, классифицировать изучаемые объекты. Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Физкультминутка | ||
Гимнастика для глаз. На доске расположен плакат «Муха» (Приложение 3) - Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела Муха. Из какого царства она к нам прилетела? - Перед вами экран с квадратами. С этой стороны влетела муха. Я буду говорить, как двигается муха по полю. Ваша задача следить за её движением глазками и ответить, через какую клетку она вылетела. | - Из царства животных. Учащиеся выполняют гимнастику для глаз в соответствии с заданием. | Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу. |
Закрепление изученного материала | ||
- Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые. В живой природе мы выделили четыре царства. Как вы думаете, связаны ли между собой все эти объекты? - Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику и грибам.)(слайд 7). - Какие выводы мы можем сделать? - Как вы думаете, связан ли с природой человек? Работа в группах. Учитель делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости. - В группах подумайте и обсудите, может ли человек обойтись без природы? Рассмотрите схему в тетради стр. 7 «Ценность природы для людей». Расскажите по схеме о ценности природы для людей. Докажите свою мысль. | Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют, обобщают полученные знания. - Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения. Растения служат животным пищей. Все царства связаны между собой. Живая и неживая природа, тоже тесно связана между собой. Учащиеся обсуждают вопросы в группах, высказывают свои мысли, формулируют выводы. Выступление каждой группы. | Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде. |
Подведение итога урока | ||
Учитель проводит беседу, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу детей.
- Какую тему мы сегодня изучили? - Что такое природа? - На какие группы делят природу? - Назовите царства живой природы. - Назовите значение природы для людей. - Что вас заинтересовало на уроке? - Что бы вы хотели еще узнать по теме «Природа. Разнообразие природы» ? - Где могут пригодиться, полученные нами знания на уроке? | Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои мысли, формулируют выводы. - Природа. Разнообразие природы. - Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. - Живая и неживая природа. - Царство растений, животных, грибов, бактерий. - Природа для человека- источник воздуха, пищи, воды, здоровья, красоты и познания. Это источник материалов для хозяйственной деятельности) Высказывания детей. | Познавательные: обобщать изученный материал, делать выводы. Коммуникативные: строить высказывания, оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. |
Рефлексия | ||
- Оцените свою работу на уроке с помощью Пирамиды успеха.(Приложение 4) 1. Если вы хорошо работали, всё поняли и у вас всё получилось, нарисуйте человечка на самой вершине пирамиды. 2. Если у вас что-то не получилось, но вы все- таки старались, работали на уроке, расположите человечка на полпути к вершине успеха. Вы почти достигли самой вершины. 3. Если у вас совсем ничего не получилось, и вы ничего не поняли, нарисуйте человечка внизу. Не отчаивайтесь! В следующий раз у вас все получится. | Дети оценивают свою работу на уроке с помощью оценочного листа «Пирамида успеха» | Регулятивные: анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание | ||
Учитель объясняет домашнее задание. -Прочитать в учебнике статью «Природа» стр.4 -6 , ответить на вопросы, выполнить задание в рабочей тетради стр. 6 № 3,5. | Учащиеся записывают домашнее задание. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Список литературы
- Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, 1-ая часть.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь, 1-ая часть.
- Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса к УМК А.А. Плешакова («Школа России»).
- Интернет - ресурс earlystudy.ru/sokrovischnica/zhivayanezhivaya-priroda-to-chto-sdelal-che
Приложение 1
Природа | |
Неживая | Живая |
_______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ | _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ |
Приложение 2
Распредели данных представителей по царствам: щука, ромашка, подберёзовик,
пихта, голубь, папоротник, бактерии, белый гриб, осина, лиса, подосиновик, ель,
комар, мухомор.
Приложение 3
Приложение 4
«Пирамида успеха» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука"по УМК "Планета знаний"
Урок разработам в соответсвии с ФГОС...
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс
Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Весна в мире птиц и зверей" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру ...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...