Адаптированная основная общеобразовательная программа по индивидуальному обучению на дому 2 класс (II вариант) Окружающий природный мир
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа»
ГКОУ С(К)Ш
Адаптированная основная общеобразовательная программа
по индивидуальному обучению на дому
2 класс (II вариант)
Окружающий природный мир
Учитель : Е.Ю.Булатова
2020 – 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена в соответствии с:
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коррекционно-образовательная область «Язык и речевая практика» представлена в «Программе» учебным предметом «Окружающий природный мир».
Важным аспектом обучения является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, еѐ многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
- Формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
- формирование временных представлений,
- формирование представлений о растительном и животном мире.
Характеристика учебного предмета.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными
и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др.
Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у обучающихся происходит по принципу «от частного к общему».
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование.
Успех в обучении живому миру обучающихся класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ими предметными знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.
Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого обучающегося своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся по их обучаемости.
Знания по программе «Окружающий природный мир» необходимо реализовывать на уроках устной речи, математики, чтения, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.
На уроках по предмету «Окружающий природный мир» используют пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия, урок-игра.
Содержание программы и уроки по предмету «Окружающий природный мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся урокам-экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами.
Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов
Место учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения.
Предмет «Окружающий природный мир» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана во 2 классе на 34 часов, 1 час в неделю, 34 учебные недели
В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также возможно проведение занятий по естествознанию с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Окружающий природный мир» не включаются в индивидуальную образовательную программу и данный предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.
Личностные и предметные результаты усвоения учебного предмета.
Личностными результатами освоения предмета обучающихся являются:
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы;
расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля);
- представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
- представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.);
- элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели;
- представления о течении времени: смена событий дня, суток.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт). Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.). Элементарные представления о течении времени. Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д. | Правильно называть изученные объекты. Различать объекты живой и неживой природы. Дифференциация имени и фамилии. Называние своего пола. Осознанное восприятие своей внешности. Узнавание голоса учителя, других детей, родителей, воспитателей. Называние имени и отчества родителей, учителей и воспитателей. Название домашних животных. Звукоподражание и пантомимические движения различных животных. Название диких животных. Звукоподражание и пантомимические движения, передающие особенности каждого животного. Называние времён года с картинками. Называние частей суток. Соотнесение частей суток с картинками. Одежда, занятия детей в разное время года. Естествознание осуществляется в процессе тематических уроков, уроков-экскурсий, уроков – театров. Действия по подражанию действиям учителя. Действия по образцу. Действия по словесной инструкции. |
Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).
Группа БУД | Учебные действия и умения. | Виды заданий на уроке. | Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить) |
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию . | Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока. | Наглядные - практические. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. | «Найди свою парту» « Покажи свое рабочее место» |
2. Формирование учебного поведения: | - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); | Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические. Игры. Пиктограммы. | «Посмотри на меня» «Найди на парте» «Повтори за мной» Ритмические движение вместе с педагогом. ( физкультминутки, динамические паузы) « Знакомство с книгой» « Найди в пенале» «Что лишнее?» Игра «можно- нельзя» «Прописи» |
- умение выполнять инструкции педагога; - использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого; | |||
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | |||
3. Формирование умения выполнять задание: | - в течение определенного периода времени, | Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. Пиктограммы. | «Кто внимателен» «Выбери правильный ответ» «Отгадывание загадок», «Раскрась», «Построй домик », «Раскрась по шаблону» |
- от начала до конца, | |||
- с заданными качественными параметрами. | |||
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | -Умение следовать инструкции педагога. | Устные. Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. | Пиктограмма, «Найди тетрадь» «Передай мяч». |
Содержание учебного предмета.
Программа курса «Окружающий природный мир» включает в себя несколько разделов:
- Сезонные изменения в природе
- Сезонные изменения в неживой природе;
- Растения и животные в разное время года;
- Одежда людей, игры детей в разное время года.
- Объекты неживой природы
- Живая природа
- Растения;
- Животные.
п/п | Изучаемый раздел | Содержание раздела |
1 | «Временные представления» | Представление о частях суток. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь). |
2 | «Объекты неживой природы» | Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление о значении объектов природы в жизни человека. |
3 | «Растительный мир» | Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, сосна, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение)фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. |
«Животный мир» | Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, кот, собака).Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.). |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Осень в гости к нам пришла. | 1 | 7.09 |
12 | Экскурсия в осенний парк. Сбор природного материала | 1 | 14.09 |
3 | Исследование природных объектов. Шишки и желуди. Сходства и различия. | 1 | 21.09 |
4 | Исследование природных объектов. Сравнение листьев деревьев. | 1 | 28.09 |
5 | Изменение цвета листьев с изменением времени года | 1 | 5.10 |
6 | Соотнесение листа и дерева. (клен-кленовый лист, береза-березовый лист) | 1 | 12.10 |
7 | Проверочное тестирование за 1 четверть. | 1 | 19.10 |
8 | Деревья и человек. Бережем лес. | 1 | 9.11 |
9 | Лиственные и хвойные деревья. Ель, дуб | 1 | 16.11 |
10 | Фрукты. Сравнение : вкус, запах, цвет. | 1 | 23.11 |
11 | Овощи. Внешний вид, цвет, форма, использование. | 1 | 30.11 |
12 | Использование овощей в пищу. | 1 | 7.12 |
13 | Зима. Декабрь –первый зимний месяц. | 1 | 14.12 |
14 | Сезонные изменения в природе. Проверочное тестирование за 2 четверть. | 1 | 21.12 |
15 | Домашние животные. Корова. Внешний вид, основные признаки | 1 | 28.12 |
16 | Домашние животные. Свинья. Внешний вид, основные признаки. | 1 | 11.01 |
17 | Домашние птицы. Утка. Внешний вид, основные признаки | 1 | 18.01 |
18 | Домашние птицы. Гусь. Внешний вид, основные признаки | 1 | 25.01 |
19 | Домашние птицы. Индюк. Внешний вид, основные признаки. | 1 | 1.02 |
20 | Дикие животные Волк. Внешний вид, основные признаки | 1 | 8.02 |
21 | Дикие животные. Лиса. Внешний вид, основные признаки. | 1 | 15.02 |
22 | Домашние животные. Заяц. Внешний вид, основные признаки. | 1 | 22.02 |
23 | Природа весной. Сезонные изменения весной. | 1 | 1.03 |
24 | Признаки весны. Проверочное тестирование за 3 четверть. | 1 | 15.03 |
25 | Растения и животные весной. | 1 | 5.04 |
26 | Одежда и занятия людей весной | 1 | 12.04 |
27 | Солнце и жизнь растений. | 1 | 19.04 |
28 | День и ночь. Смена дня и ночи. Проверочное тестирование за 4 четверть | 1 | 26.04 |
29 | Природа летом. Сезонные изменения летом. | 1 | 17.05 |
30 | Признаки лета. Итоговое тестирование. | 1 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.3 по ФГОС) МАТЕМАТИКА
Примерная адаптированная основная общеобразоватеьная програма начального общего образования глухих обучающихся по математике составлена для варианта 1.3 - 1 класс....
Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умстве...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) (вариант 7.2.) 1 класс
Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР (вариант 7.2.)...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) (вариант 7.2.) 2 класс
Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР вариант 7.2. 2 класс...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) (вариант 5.2.) 3 класс
Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР вариант 5.2. 3 класс...
Рабочая программа по курсу Окружающий природный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образовани
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природн...