Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с ОВЗ (вариант 7.2) .Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения начальной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_7.2_-_zherikova_e.a.docx | 52.68 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Окружающий мир»
(вариант 7.2)
обучающегося 3 класса
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения начальной образовательной программы начального общего образования. Количество часов в рабочей программе указано с учетом региональных и федеральных праздников
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
4. Составлена в соответствии с требованиями примерной адаптированной основной образовательной программы и авторской рабочей программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 – 4 классы, примерной программы УМК «Школа России» ФГОС. Плешаков А.А., Крючкова Е.А .Окружающий мир (сборник рабочих программ 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2014 г.) . в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России» учебник для общеобразовательных организаций « Окружающий мир» 3 класс В двух частях. Части 1,2. «Просвещение» 2018г.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР
Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Окружающий мир, являясь одним из основных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни в социуме и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Содержание курса выстроено с учётом психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, возрастных особенностей школьников, общих и специальных педагогических принципов.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
АООП НОО обучающихся с ЗПР определяет уровень овладения предметными результатами. Базовый уровень (обязательный минимум содержания основной образовательной программы) – является обязательным для всех обучающихся с задержкой психического развития.
Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Достаточный уровень:
иметь представления о человеке как части природы и общества; о телах и веществах, твердых веществах, жидкостях и газах; об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе; об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме; о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах экологической безопасности; о потребностях людей, товарах и услугах; о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту); уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся начальной школы с ЗПР по окружающему миру:
Используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени и устный опрос. В письменных проверочных работах орфографические ошибки не учитываются.
«5» - ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы
«4» - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем
«3» - ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя
«2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Критерии и нормы оценки работ обучающихся
Тест
Оценка «5» ставится за 100% правильно выполненных заданий.
Оценка «4» ставится за 70% правильно выполненных заданий.
Оценка «3» ставится за 50% правильно выполненных заданий.
Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий.
Устный ответ
Оценка «5» – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.
Оценка «4» – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
Оценка «3» – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
Оценка «2» – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочёты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и
подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю, 68часов в год
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
3 КЛАСС (68 ч)
Как устроен мир? (6 ч)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье (9 ч)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность (7 ч)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (11 ч)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам (16 ч)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как устроен мир | 6 |
2 | Эта удивительная природа | 19 |
3 | Мы и наше здоровье | 9 |
4 | Наша безопасность | 7 |
5 | Чему учит экономика | 11 |
6 | Путешествие по городам и странам | 16 |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки выполнения | Название разделов, тем уроков | Примечание | |
По плану | По факту | |||
Как устроен мир (6 ч.) | ||||
1 | Природа. | |||
2 | Человек. | |||
3 | Проект «Богатства, отданные людям». | |||
4 | Общество. | |||
5 | Что такое экология. | |||
6 | Природа в опасности! | |||
Эта удивительная природа (19 ч.) | ||||
7 | Тела, вещества, частицы. | |||
8 | Разнообразие веществ. | |||
9 | Воздух и его охрана. | |||
10 | Вода. | |||
11 | Превращения и круговорот воды. | |||
12 | Берегите воду! | |||
13 | Как разрушаются камни. | |||
14 | Что такое почва. | |||
15 | Разнообразие растений. | |||
16 | Солнце, растения и мы с вами. | |||
17 | Размножение и развитие растений. | |||
18 | Охрана растений. | |||
19 | Разнообразие животных. | |||
20 | Кто что ест | |||
21 | Размножение и развитие животных. | |||
22 | Охрана животных. | |||
23 | В царстве грибов. | |||
24 | Великий круговорот жизни. | |||
25 | Проект «Разнообразие природы родного края» | |||
Мы и наше здоровье (9 ч.) | ||||
26 | Организм человека. | |||
27 | Органы чувств. | |||
28 | Надёжная защита организма. | |||
29 | Опора тела и движение. | |||
30 | Наше питание. | |||
31 | Проект «Школа кулинаров». | |||
32 | Дыхание и кровообращение. | |||
33 | Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. | |||
34 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | |||
Наша безопасность (7 ч.) | ||||
35 | Огонь, вода и газ. | |||
36 | Чтобы путь был счастливым. | |||
37 | Дорожные знаки. | |||
38 | Проект «Кто нас защищает». | |||
39 | Опасные места. | |||
40 | Природа и наша безопасность. | |||
41 | Экологическая безопасность. | |||
Чему учит экономика (11 ч.) | ||||
42 | Для чего нужна экономика. | |||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | |||
44 | Полезные ископаемые. | |||
45 | Растениеводство | |||
46 | Животноводство. | |||
47 | Какая бывает промышленность. | |||
48 | Проект «Экономика родного края». | |||
49 | Что такое деньги. | |||
50 | Государственный бюджет. | |||
51 | Семейный бюджет. | |||
52 | Экономика и экология. | |||
Путешествие по городам и странам (16 ч.) | ||||
53 | Золотое кольцо России. | |||
54 | Золотое кольцо России. | |||
55 | Золотое кольцо России. | |||
56 | Проект «Музей путешествий». | |||
57 | Наши ближайшие соседи. | |||
58 | На севере Европы.(Норвегия, Швеция) | |||
59 | На севере Европы.(Финляндия, Дания, Исландия) | |||
60 | Что такое Бенилюкс. | |||
61 | В центре Европы. | |||
62 | По Франции и Великобритании | |||
63 | По Франции и Великобритании | |||
64 | На юге Европы. | |||
65 | По знаменитым местам мира. | |||
66 | По знаменитым местам мира. | |||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения | |||
68 | Итоговый урок за год «Что мы узнали и чему научились». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.Система оценки достижения пла...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с ОВЗ (вариант 7.2) .Рабочая программа по русскому языку
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе дл...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с ОВЗ (вариант 7.2) .Рабочая программа по литературному чтению
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1). Рабочие программы по предметам составле...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (Интелектуальными нарушениями вариант 1)
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требовани...
Технологическая карта по предмету русский язык (обучение грамоте) 2 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОУО 1 вариант 1-4
Авторский подход к данной работе позволил представить планируемые результаты и метапредметные , как для обучающихся в норме-универсальные учебные действия, так и для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуаль...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...