Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Нет в России семьи такой..." по УМК Перспектива
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок окружающего мира по это теме имеет большое воспитательное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 53.2 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 491.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 4 Б классе.
Тема: «Нет в России семьи такой…»
Цель урока:
1.Формировать представление о семейной памяти – основе исторической памяти народа на основе документов (письма, фотографии, наградные документы, газетные публикации и др.) и реликвии ВОВ 1941-1945 г.г., хранящихся в семьях как свидетельство человеческой судьбы и истории народа.
2.Создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.
3.Воспитывать любовь к родной стране, чувства патриотизма.
Формируемые УУД:
предметные – понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за открытия, победы;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учитья обсуждать значение семейных воспоминаний;
регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
личностные – формировать положительное отношение к себе и к окружающему миру, сочувствовать человеческим переживаниям, отразившихся во фронтовых письмах и воспоминаниях; характеризовать документы, реликвии ВОВ.
Оборудование:
Фонограмма песни «Вечный огонь»(сл. Е. Д. Аргановича, муз. Р. М. Хозака.); семейные фотографии и реликвии военного, и послевоенного времени; сочинения и презентации детей; выставка детских рисунков о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.; листы бумаги.
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности:
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Наш урок хотела бы начать с цитаты: «Мы перед памятью в долгу». ( слайд 1)
- Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания.
I I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Вот уже несколько недель мы путешествуем с вами по интересному разделу учебника и немало нового узнали о прошлом своей страны.
-Как он называется? (Путешествие по реке времени)
-Назовите тему предыдущего урока. (Трудовой фронт России)
-Проведем по этой теме фронтальный опрос.
- куда эвакуировали заводы и фабрики во время Великой Отечественной войны?
- как защищали Родину студенты и школьники?
- какой подвиг совершили сотрудники музеев?
-А сейчас я предлагаю вашему вниманию тест.
Тест:
А1. Когда началась Великая Отечественная война?
- в 1939г. 3) в 1945г.
- в 1941г. 4) в 1922г.
А2.Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?
- Германия 3) Япония
- Франция 4) Монголия
А3.Какой город находился в блокаде 900 дней?
- Москва 3) Курск
- Сталинград 4) Ленинград
А4.Когда мы празднуем День Победы?
- 22 июня 3) 23 февраля
- 9 мая 4) 12 июня
-Проверьте себя по эталону. (слайд 2) (взаимопроверка)
А1. - 2) 1941г. А3. – 4) Ленинград
А2. – 1) Германия А4. – 2) 9 мая
-Хорошо. Молодцы. Оцените себя ( дети оценивают свою работу)
-А теперь ,работаем в группах. Каждая группа получает кроссворд .
Работаем.
-1 группа хором прочитайте ключевое слово (война ).
2 группа – (победа)
-Может быть кто-то догадался о чём пойдёт речь на уроке.
I I I. Самоопределение к действию.
-Послушайте песню «Вечный огонь» из кинофильма «Офицеры»
-Скажите, какие слова можно взять для темы нашего урока? (открывается тема урока)
«Нет в России семьи такой…»(слайд 3)
-Что такое вечный огонь?
(вечный огонь горит на Красной площади, в знак вечной памяти о подвигах наших солдат в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.)
-Почему их память как «высший суд» для новых поколений нашей страны и мира? (ответы детей)
- Какую цель мы себе поставим? (помнить и гордиться подвигами наших предков, родственников, ветеранов ВОВ)
IV. Работа по теме урока.
-Почему эту войну назвали Отечественной?
1. Работа по учебнику.
(Чтение текста на стр. 86-87)
-Кто такие беженцы?
-Бывают ли беженцы в наше время?
-Как вы думаете, в чем больше всего нуждаются эти люди? (в поддержке, в понимании, любви)
-Как выглядели эвакуированные дети?
-Почему они не играли?
-Как вы думаете, что им пришлось пережить?
-Почему Ирина Николаевна назвала их маленькими старичками?
-Какие чувства испытывала Ирина Николаевна Алексеева , глядя на этих детей?
-Как она скрасила их жизнь?
Учитель: В годы войны женщины и дети спешно покидали свои дома, целыми эшелонами бежали на Урал, в Сибирь. По дороге фашисты бомбили поезда. Многие дети теряли своих родителей, оставались сиротами.
Защита проектов.
1. - Скажите, а у вас в семьях рассказывают о тех далеких и трудных временах?(ответы детей)
-Может у вас в семье были, есть родственники, которые воевали или трудились во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.?(ответы детей)
-Давайте послушаем и посмотрим то, что приготовили дети о своих родных. (зачитывают и показывают слайды)
-Молодцы ребята! Вы проделали большую работу.
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного.
-Да ребята, нет в России такой семьи, которую бы не затронула война. Кто провожал сына на войну, кто – то мужа, женщины и дети работали, многие умерли с голоду.
-А сейчас послушайте стихотворение Эдуарда Асадова
«Письмо с фронта» (название не говорить)
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудия, как стадо слонов,
И где-то по - мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
-Скажите, что это за послание? (письмо)
- Как вы думаете, откуда это письмо? (с фронта)
-Да ребята, это письмо с фронта именно так и называется это стихотворение.
- Кому оно адресовано? (Маме)
-А как вы думаете, как общались между собой те, кто находился далеко от дома , и те кто ждал возвращения бойцов с фронта? (письмами)
-Какую возможность общаться с близкими вы имеете в наше время? (телефон, интернет)
-А в то военное время единственной ниточкой, связывающей родных людей, были письма – треугольники
-Бумаги тогда в стране не было, конверты не выпускали. Люди писали и складывали их в виде треугольников. (слайд 5)
(Учитель показывает, как выглядит такой треугольник)
-Давайте, попробуем сложить такой треугольник.(выполняют работу)
-Представьте, как ждали эти треугольники люди, разлученные войной на четыре долгих года.
-Давайте, мысленно откроем один треугольник и прочитаем, что написал, в этом письме фронтовик своей семье.( Учащиеся самостоятельно читают текст из учебника с.90-91)
-Какие чувства переживали наши соотечественники, живя в тылу и сражаясь на фронте?
-Подумайте, только ли о своем личном благополучии заботились люди в войну?
-Почему фронтовик написал в письме к своим детям такую фразу: «Я рад, что мне приходится защищать тысячи вас…»? (ответы детей, коллективное обсуждение)
- А все ли письма были долгожданными? Почтальоны боялись переступать порог дома, куда пришла похоронка. Это было горе не только для семьи фронтовика, но и для всего поселка.
7. Ролевая игра «Музей в чемодане».
- В каждой семье бережно хранят письма с фронта, ордена, медали. Эти вещи называют реликвиями. Кто знает, что означает это слово? В толковом словаре реликвия – это свято хранимая вещь, связанная с историческими событиями прошлого.
- Мы приглашаем наших гостей в наш музей (звенит колокольчик). Дети рассказывают о принесенных реликвиях, гости по очереди подходят и слушают
(в классе оборудован музей, гости по очереди подходят к экспонатам, слушают детей )
- Экспонат 1. Макеты вооружения второй мировой войны.
- Экспонат 2. Одежда солдат (гимнастерка, плащ - палатка)
- Экспонат 3. Котелок, фляга, денежные единицы военных лет
- Экспонат 4. Ордена и медали ВОВ
- Экспонат 5. Вырезки из газет «Сталин суола» (Дорога Сталина)
Музей закрывается (звенит колокольчик)
-Почему мы рисуем рисунки, храним фотографии, письма, ордена и медали о войне? (наша память)
4. Словарная работа:
-Какими еще способами можно сохранить и передать нашу память и уважение к погибшим героям, ветеранам ВОВ.(устанавливаем памятники, обелиски, монументы, мемориалы)подготовленные ученики показывают карточки и дают определение словам (словарь Ожегова)
1. Памятник - Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-чего-н.
Сохранившийся предмет культуры прошлого.
2. Обелиск-Памятник, сооружение в виде суживающегося кверху гранёного каменного столба.
3. Монумент - сооружение значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц.
4. Мемориал -Мемориальное архитектурное сооружение, мемориальный комплекс
-Почти в каждом городе, в каждом посёлке нашей страны обязательно есть памятник или обелиск павшим воинам – защитникам Отечества.
Д.з
VII. Рефлексия.
-Что нового вы узнал сегодня на уроке?
-Что было интересного?
-Что запомнили из урока?
-Перед вами бумажные голуби. Как известно, голубь- птица –символ мира. Предлагаю вам написать на них пожелание всем людям мира и прикрепить на доску с помощью магнита.
-И в подтверждении наших пожеланий мы исполним песню «Мы знаем о войне лишь по наслышке» (дети под музыку исполняют песню)
VIII.Подведение итогов урока.
-Прочитайте вывод на с.91.
Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах, в нашей памяти. Наш долг, как граждан своей страны, своего Отечества- знать и помнить об этом.
-Спасибо, урок окончен.
Приложение:
Тест:
А1. Когда началась Великая Отечественная война?
1)в 1939г. 3) в 1945г.
2)в 1941г. 4) в 1922г.
А2.Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?
1)Германия 3) Япония
2) Франция 4) Монголия
А3.Какой город находился в блокаде 900 дней?
1) Москва 3) Курск
2)Сталинград 4) Ленинград
А4.Когда мы празднуем День Победы?
1)22июня 3) 23 февраля
2)9 мая 4) 12 июня
А5.День освобождения Касторного.
- 9 мая 1945 года 3)28 января 1943 года
- 15 февраля 1944 года 4)8 сентября 1942 года
Тест:
А1. Когда началась Великая Отечественная война?
1)в 1939г. 3) в 1945г.
2)в 1941г. 4) в 1922г.
А2.Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?
1)Германия 3) Япония
2) Франция 4) Монголия
А3.Какой город находился в блокаде 900 дней?
1) Москва 3) Курск
2)Сталинград 4) Ленинград
А4.Когда мы празднуем День Победы?
- июня 3) 23 февраля
2)9 мая 4) 12 июня
А5.День освобождения Касторного.
- 9 мая 1945 года 3)28 января 1943 года
- 15 февраля 1944 года 4)8 сентября 1942 года
«Письмо с фронта» (название не говорить)
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудия, как стадо слонов,
И где-то по - мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
- Исписанный лист бумаги в конверте.
- Высшая награда за достижения во время войны.
- Несчастье , неприятность , ужасное происшествие.
- Народ ,с которым воевали русские во время Великой Отечественной войны.
- Кто помогал взрослым в военное время в тылу ( работал на заводах, писал солдатам письма ,вязал варежки и носки ).
- Наступление на врага.
Назовите ключевое слово.
1.Огнестрельное оружие ,которым пользовались солдаты во время войны.
2.Столица Советского Союза.
3.Средство для обработки ран и ссадин.
4.Люди , которые жили в лесу в землянках , разведывали расположение войск врага , подрывали немецкие поезда.
5 .Страна , с которой воевал Советский Союз с 1941 по 1945 годы.
Назовите ключевое слово.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверь себя А1 – 2) 1941 г.; А 2 - 1) Германия; А 3 - 4) Ленинград; А 4 - 2) 9 мая; А 5 - 3) 28 января 1943 г.
Тема урока. «Нет в России семьи такой..»
Письма с фронта
Что нового узнали на уроке? Что было интересно? Что запомнили из урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира, 2 класс по теме "Что такое семья"
Урок по УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока окружающего мира. 4 класс по теме "Государственная символика России"
Конспект урока содержит различные формы работы. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы мультимедийные материалы, работа детей на ноутбуках....
Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс по теме « Ты и твоя семья»
Методическая разработка урока окружающиего мира в 1 классе по теме «Ты и твоя семья». УМК «Перспектива» под редакцией А.А.Плешакова. Ра...
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»
Конспект урока по окружающему миру УМК «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома, Плёс» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, кото...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые вх...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему "Славные символы России" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование представления о государственных символах.Планируемые результатыПредметные:-знать историю появления государственных символов.-уметь различать государс...