Конспект урока окружающего мира. 4 класс по теме "Государственная символика России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Смородинова Елена Эдуардовна

Конспект урока содержит  различные формы работы. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы мультимедийные материалы, работа детей на ноутбуках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx131.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока по окружающему миру

4 класс « Система  Л.В. Занкова»

Тема: Государственные символы России

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока: Расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; воспитывать любовь к родному краю, Родине;

Познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование на уроке: Презентация «Символы России» СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника Тесты. CD Гимн РФ ,карточки индивидуальной работы

Формирование УУД :

Личностные УУД.

 Осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения на уроке и следовать им. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

 Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Уметь  отвечать на вопросы . Строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые)

Регулятивные УУД

 Уметь определять деятельность и формулировать  тему и цель на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент.        Проверка домашнего задания.

-Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

«Что значит быть патриотом?  Что такое патриотизм?»  (ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ)(Запись на доске)

-На прошлом уроке мы познакомились с устройством Государственной власти РФ Работа в группе

- Как устроена и работает государственная власть России?  Составьте кластер по теме: « Государственная власть Российской Федерации»

На доске 1ученик составляет кластер

3 уч-ся работают по карточке. Заполнение таблицы.  

Государственная власть Российской Федерации.

                

Законодательная

Исполнительная

Судебная

Государственная Дума

Президент

Суд

Совет Федерации

Правительство

Прокуратура

Личностные УУД

-Осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения на уроке и следовать им

2.

-Кратко прокомментировать функции каждой ветви власти.

- Как осуществляется Законодательная власть в России? 

-Исполнительная  власть ?

-Какая власть действует для соблюдения всех законов

-судебная власть

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

3.

Физминутка

4.

Пословица о Родине    

-Прочитайте. Что Вы прочитали? Дополните пословицу.

Одна у человека мать, одна у него и …        Родина

- Как вы  понимаете пословицу?

Да, Родина у каждого человека, как и мать — одна. Как же каждый из нас должен относиться к Родине?

Игра «Ассоциации»

-Какие ассоциации у вас возникают, когда мы слышим слово, «Родина»? 

-Что Родина для каждого из вас?

(С этими словами учитель передает  картинку веточки  березы детям)

 Стихотворение «Что мы Родиной зовем?»

 -У каждого человека своя Родина.

- Как называется наша  большая родина? А наша малая Родина?

Ответы учащихся.)

Учащиеся  передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья и т. Д.

Стихотворение читает ученица

«Что мы Родиной зовем?»

Личностные УУД

-Осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

5.

Вводная беседа. Игра «Ассоциация»  Слайд  4  (показ презентации)

-Обратите внимание на фото и скажите, какая страна вам приходит на ум, когда вы видите это изображение?

- Почему вы справились так легко с этой игрой?

-А что такое символы?

-Где вы могли бы узнать эту информацию?

-Давайте дадим точное определение слова Символы

-Какие символы страны вам известны?

 Обобщение учителя: Слайд 5

– Символ – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное  значение. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

У нашей страны, как и у любого государства, есть свои  символы,  по которым наши друзья за рубежом скажут, что беседа, разговор идёт именно о  России:

Назовите  эти  символы нашей страны?

Это «народные», неофициальные символы нашей страны.

-Почему их называют официальные?

 Учащиеся называют:

(Бик – Бен часы) -Лондон,

 (Эйфелевая башня) – Париж, Франция,

США (Статуя свободы)

Они являются символами страны.

В  толковом  словаре

1ученик читает из словаря Ожегова пояснение к слову

Символ объединения пяти частей света земного шара в олимпийском движении,

 голубь –символ мира

Кремль, Красная площадь, матрёшка, Александр Пушкин, самовар, балалайка. Слайд 6

Неофициальные, потому что их изображение нельзя поместить на документы, приказы, важные государственные здания и документы.

Познавательные УУД

Уметь  отвечать на вопросы

Познавательные УУД

-Строить сообщения в устной и письменной форме;

6.

Наша страна огромна.  Посмотрите на карту  Слайд7

-Гражданами какого государства вы являетесь?

-  У каждого государства есть ёще символы государственные.

Какой будет  тема нашего урока.

Сформулируйте цель нашего урока?

 В ходе урока мы должны с вами ответить на вопрос

-Какая связь между патриотизмом и  государственными символами страны? (на доске)

-Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы.

-Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:

Работа в паре .    Соедини стрелками.

Карточка №1

Подпишите  государственный символ России.

- прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов.         

- эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и  официальных документах.         

- торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.         

На доске появляются карточки  слов

 ГЕРБ    ФЛАГ     ГИМН

Российская Федерация

Тема сегодняшнего урока Государственные символы России.

Расширить свои знания  о государственных символах России.

Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов

Герб

Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и  официальных документах

Гимн

Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства

Флаг

Регулятивные УУД

Уметь определять деятельность и формулировать  тему и цель на уроке

Коммуникативные УУД

–Учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-Адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате

7.

 -А теперь мы с вами отправимся на экскурсию  в  музей истории.  

-Назовите человека, который поможет нам совершить такую экскурсию.

 -В чём заключается его деятельность?

Сегодня нашими экскурсоводами станут многие ребята, которые получили заранее задание подготовиться.

 И 1 зал нашей экскурсии носит название «Герб»

 (слайд 8)

– Что означает слово «герб» ,давайте послушаем сообщение ученика

-Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия — древняя и могучая страна.

-В центре герба еще один герб.  Чтобы узнать какой-решите  ребусы.

 Работа в паре

-Какой ?

  -Кто догадался: почему он расположен в центре российского герба? Слайд 9

- Где можно увидеть изображение российского герба?

Экскурсовод

Человек, который, кто руководит экскурсией, показывает экскурсантам выставленные для обозрения экспонаты или ведет их по достопримечательным местам, сопровождая показ необходимыми пояснениями.

Выступают с сообщениями учащиеся

Герб от немецкого  Еrbe  означает «наследство», «наследие». Изучением гербов занимается  наука  геральдика  

Что же такое герб?  

Давайте обратимся к  словарю Ожегова  Стр.220  Герб –Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

До начала 16 века Россия  состояла из нескольких независимых княжеств, поэтому  единого государственного герба не было. Герб появился при  Иване III. В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой был изображен всадник, протыкающий копьем змия, а  на оборотной- двуглавый орел. Еще до появления печати гербом Московского княжества считалась икона – эмблема Воина Небесного, св. Георгия Победоносца.

Почитание Георгия как святого началось с 5 в.  И название Георгиевской ленты ко дню Победы тоже связано с Георгием Победоносцем. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость»

С принятием христианства почитание св. Георгия пришло и на Русь.

Историки 18 века полагали, что двуглавый орел пришел на Русь из Византии. На гербе Византии – очень сильного и богатого государства был орёл – символ непобедимости и силы. Поэтому царь решил, что Россия должна иметь орла, чтобы все знали, что Россия сильная страна.

Но почему двуглавый орел?  Он смотрит на запад и на восток.

Герб Москвы

Москва — столица России.

На флаге, монетах, печатях, официальных бумагах.

Познавательные УУД

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые)

9.

Физкультминутка

10.

-Следующий зал  экскурсии: «Флаг России»

Экскурсоводом станет….(подготовленные заранее учащиеся)

-У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг.  Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.

21 августа 1991 года ( на доске запись) Государственный флаг России вновь стал трехцветным. Этот день отмечается как День российского флага.

-Проверим наши знания по  2залам экскурсии.

Самостоятельная работа в тетради Окружающий мир на печатной основе с. 42 №96

 

Проверка заданий

Уч-ся рассказывают

Когда-то флаги на поле боя указывали местонахождение военачальника или отдельного полка. Самые древние флаги славян, вероятно, были красными. Яркий красный цвет повышал воинственность, звал на битву. С 1918 года флаг России был  красного цвета. Знамя Победы в 1945 году тоже было ярко красного цвета. Оно развивалось над рейхстагом. Традиция трехцветного флага пошла от Петра Первого. Он во время Северной войны дал русской армии и флоту бело-сине-красный флаг. Красный, синий и белый были любимыми цветами народа. Красный - символизировал храбрость, удаль, красоту. Синий - означал величие, красоту, ясность. Белый цвет – цвет чистоты и святости.

Коммуникативные УУД

–Учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Слайд10. Следующий зал «Гимн России» Экскурсоводом стану я сама.

– Вы знаете, что такое гимн?

-А какой информацией об этом символе страны можете вы поделиться на уроке?

Работа  с учебником.

Откроем стр. 112 последний абзац  вашего учебника и  прочитаем информацию  о гимне России.

А теперь вспомним слова гимна. Мы его учили раньше на уроке литературного чтения.

Прочитайте в паре по одной строфе учебника.

Слайд № 11

Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.

– Вспомните, когда звучит гимн?

У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн -торжественная песня, прославляющая свою страну. Его исполняют только в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Первый Государственный гимн России был написан в 19 веке на английскую мелодию поэтом В.А.Жуковским  и назывался он «Молитва русских». Гимн прославлял царя.Затем до 1944 года гимном нашей страны был Интернационал. До 1944 года гимном нашей страны был Интернационал. Новый гимн был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом бывшего Президента РФ В. В. Путиным от 01.01.2001 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.

Предлагаю вам прослушать (обязательно стоя) в записи гимн России.

-Какое чувство испытали, прослушивая гимн?

Слайд11 Заключение Государственные символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Вы, ребята, должны гордится прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России должен знать и уважать каждый.

Гимн - это слово греческого происхождения.

Гимн – это торжественная  песня

Гимн исполняют и слушают стоя.

 

Дети самостоятельно работают с учебником.

Дети  читают в учебнике слова гимна РФ

Его исполняют на всех торжественных мероприятиях, официальных приёмах государства

Звучит Гимн

11.

Работа с ноутбуком. Работа в группах

Решение интерактивного  кроссворда

Дети решают интерактивный кроссворд из приложения «Академия младшего школьника: 1–4 класс. Программно-методический комплекс»

Познавательные УУД

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,  энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые)

12.

-  О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

- Д/з   по выбору 1.Составить синквейн ( технология критического мышления) по теме урока.

2. Найти сведения о государственных праздниках.

Итог

Надеюсь, что урок не прошёл для вас бесследно. Мне хотелось, чтобы вы помнили, что являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия.

А теперь вернемся к вопросу, который мы поставили вначале урока:  

Какая связь между патриотизмом и  государственными символами страны?

- В чем может проявляться служение Родине вас как маленьких граждан?

О государственных символах страны.

Патриотизм – любовь к Родине

Государственные символы олицетворяют нашу Родину.

Патриот  любит Родину и уважает ее государственные символы.

Государственные символы – это символы единства и сплоченности народа, в этом их значение

Хорошо учиться, бережно относиться к школьному имуществу, расти добрыми, отзывчивыми, беречь и защищать окружающую природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России» 3 класс

Цели деятельности учителя: формировать представления учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом....

Конспект урока окружающего мира на тему "Трудовой фронт России", 4 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений об истории Трудового фронта России; ознакомление с изменениями, которые произошли в России и Челябинской области.Планируемые результ...

Конспект урока окружающего мира: " Про воздух" ( УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Про воздух.Цели деятельности учителя: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране ...

Конспект урока окружающего мира "Опасные места" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Опасные места»Цели деятельности учителя: выявление опасных мест в квартире, жилых домах, во дворах; формированиепредставлений о правильном безопасн...

Конспект урока окружающего мира "Берегись автомобиля" (УМК Школа России, 2 класс)

Конспект урока: по дисциплине «Окружающий мир»Тема: «Берегись автомобиля!»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о правилах дорожного движения, дорожных знак...