| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный момент. Проверка домашнего задания. -Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? «Что значит быть патриотом? Что такое патриотизм?» (ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ)(Запись на доске) -На прошлом уроке мы познакомились с устройством Государственной власти РФ Работа в группе - Как устроена и работает государственная власть России? Составьте кластер по теме: « Государственная власть Российской Федерации» На доске 1ученик составляет кластер 3 уч-ся работают по карточке. Заполнение таблицы.
Государственная власть Российской Федерации. |
Законодательная
| Исполнительная
| Судебная | Государственная Дума | Президент | Суд |
Совет Федерации |
Правительство |
Прокуратура |
|
| Личностные УУД -Осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения на уроке и следовать им |
2. | -Кратко прокомментировать функции каждой ветви власти. - Как осуществляется Законодательная власть в России? -Исполнительная власть ? -Какая власть действует для соблюдения всех законов |
-судебная власть | Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
|
3. | Физминутка
|
|
|
4. | Пословица о Родине -Прочитайте. Что Вы прочитали? Дополните пословицу. Одна у человека мать, одна у него и … Родина - Как вы понимаете пословицу? Да, Родина у каждого человека, как и мать — одна. Как же каждый из нас должен относиться к Родине? Игра «Ассоциации» -Какие ассоциации у вас возникают, когда мы слышим слово, «Родина»? -Что Родина для каждого из вас? (С этими словами учитель передает картинку веточки березы детям) Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» -У каждого человека своя Родина. - Как называется наша большая родина? А наша малая Родина? | Ответы учащихся.)
Учащиеся передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья и т. Д.
Стихотворение читает ученица «Что мы Родиной зовем?»
| Личностные УУД -Осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
5. | Вводная беседа. Игра «Ассоциация» Слайд 4 (показ презентации) -Обратите внимание на фото и скажите, какая страна вам приходит на ум, когда вы видите это изображение? - Почему вы справились так легко с этой игрой? -А что такое символы? -Где вы могли бы узнать эту информацию? -Давайте дадим точное определение слова Символы -Какие символы страны вам известны? Обобщение учителя: Слайд 5 – Символ – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство. У нашей страны, как и у любого государства, есть свои символы, по которым наши друзья за рубежом скажут, что беседа, разговор идёт именно о России: Назовите эти символы нашей страны? Это «народные», неофициальные символы нашей страны. -Почему их называют официальные? | Учащиеся называют: (Бик – Бен часы) -Лондон, (Эйфелевая башня) – Париж, Франция, США (Статуя свободы) Они являются символами страны. В толковом словаре
1ученик читает из словаря Ожегова пояснение к слову
Символ объединения пяти частей света земного шара в олимпийском движении, голубь –символ мира Кремль, Красная площадь, матрёшка, Александр Пушкин, самовар, балалайка. Слайд 6 Неофициальные, потому что их изображение нельзя поместить на документы, приказы, важные государственные здания и документы. |
Познавательные УУД Уметь отвечать на вопросы
Познавательные УУД -Строить сообщения в устной и письменной форме;
|
6. | Наша страна огромна. Посмотрите на карту Слайд7 -Гражданами какого государства вы являетесь? - У каждого государства есть ёще символы государственные. Какой будет тема нашего урока. Сформулируйте цель нашего урока? В ходе урока мы должны с вами ответить на вопрос -Какая связь между патриотизмом и государственными символами страны? (на доске) -Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы. -Догадайтесь, о каких символах страны идет речь: Работа в паре . Соедини стрелками. Карточка №1 Подпишите государственный символ России. - прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах. - торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. На доске появляются карточки слов ГЕРБ ФЛАГ ГИМН | Российская Федерация
Тема сегодняшнего урока Государственные символы России.
Расширить свои знания о государственных символах России. Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов | Герб | Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах | Гимн | Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства | Флаг |
| Регулятивные УУД Уметь определять деятельность и формулировать тему и цель на уроке
Коммуникативные УУД –Учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -Адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате
|
7. | -А теперь мы с вами отправимся на экскурсию в музей истории.
-Назовите человека, который поможет нам совершить такую экскурсию.
-В чём заключается его деятельность? Сегодня нашими экскурсоводами станут многие ребята, которые получили заранее задание подготовиться.
И 1 зал нашей экскурсии носит название «Герб» (слайд 8) – Что означает слово «герб» ,давайте послушаем сообщение ученика
-Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия — древняя и могучая страна. -В центре герба еще один герб. Чтобы узнать какой-решите ребусы. Работа в паре
-Какой ? -Кто догадался: почему он расположен в центре российского герба? Слайд 9
- Где можно увидеть изображение российского герба? | Экскурсовод Человек, который, кто руководит экскурсией, показывает экскурсантам выставленные для обозрения экспонаты или ведет их по достопримечательным местам, сопровождая показ необходимыми пояснениями. Выступают с сообщениями учащиеся Герб от немецкого Еrbe означает «наследство», «наследие». Изучением гербов занимается наука геральдика Что же такое герб? Давайте обратимся к словарю Ожегова Стр.220 Герб –Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. До начала 16 века Россия состояла из нескольких независимых княжеств, поэтому единого государственного герба не было. Герб появился при Иване III. В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой был изображен всадник, протыкающий копьем змия, а на оборотной- двуглавый орел. Еще до появления печати гербом Московского княжества считалась икона – эмблема Воина Небесного, св. Георгия Победоносца. Почитание Георгия как святого началось с 5 в. И название Георгиевской ленты ко дню Победы тоже связано с Георгием Победоносцем. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость» С принятием христианства почитание св. Георгия пришло и на Русь. Историки 18 века полагали, что двуглавый орел пришел на Русь из Византии. На гербе Византии – очень сильного и богатого государства был орёл – символ непобедимости и силы. Поэтому царь решил, что Россия должна иметь орла, чтобы все знали, что Россия сильная страна. Но почему двуглавый орел? Он смотрит на запад и на восток.
Герб Москвы
Москва — столица России.
На флаге, монетах, печатях, официальных бумагах. |
Познавательные УУД – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) |
9. | Физкультминутка |
|
|
10. | -Следующий зал экскурсии: «Флаг России» Экскурсоводом станет….(подготовленные заранее учащиеся) -У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. 21 августа 1991 года ( на доске запись) Государственный флаг России вновь стал трехцветным. Этот день отмечается как День российского флага.
-Проверим наши знания по 2залам экскурсии. Самостоятельная работа в тетради Окружающий мир на печатной основе с. 42 №96 Проверка заданий | Уч-ся рассказывают Когда-то флаги на поле боя указывали местонахождение военачальника или отдельного полка. Самые древние флаги славян, вероятно, были красными. Яркий красный цвет повышал воинственность, звал на битву. С 1918 года флаг России был красного цвета. Знамя Победы в 1945 году тоже было ярко красного цвета. Оно развивалось над рейхстагом. Традиция трехцветного флага пошла от Петра Первого. Он во время Северной войны дал русской армии и флоту бело-сине-красный флаг. Красный, синий и белый были любимыми цветами народа. Красный - символизировал храбрость, удаль, красоту. Синий - означал величие, красоту, ясность. Белый цвет – цвет чистоты и святости. |
Коммуникативные УУД –Учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
| Слайд10. Следующий зал «Гимн России» Экскурсоводом стану я сама. – Вы знаете, что такое гимн? -А какой информацией об этом символе страны можете вы поделиться на уроке? Работа с учебником. Откроем стр. 112 последний абзац вашего учебника и прочитаем информацию о гимне России. А теперь вспомним слова гимна. Мы его учили раньше на уроке литературного чтения. Прочитайте в паре по одной строфе учебника. Слайд № 11 Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков. – Вспомните, когда звучит гимн? У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн -торжественная песня, прославляющая свою страну. Его исполняют только в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Первый Государственный гимн России был написан в 19 веке на английскую мелодию поэтом В.А.Жуковским и назывался он «Молитва русских». Гимн прославлял царя.Затем до 1944 года гимном нашей страны был Интернационал. До 1944 года гимном нашей страны был Интернационал. Новый гимн был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом бывшего Президента РФ В. В. Путиным от 01.01.2001 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Предлагаю вам прослушать (обязательно стоя) в записи гимн России. -Какое чувство испытали, прослушивая гимн? Слайд11 Заключение Государственные символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Вы, ребята, должны гордится прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России должен знать и уважать каждый. | Гимн - это слово греческого происхождения. Гимн – это торжественная песня Гимн исполняют и слушают стоя.
Дети самостоятельно работают с учебником.
Дети читают в учебнике слова гимна РФ
Его исполняют на всех торжественных мероприятиях, официальных приёмах государства
Звучит Гимн
|
|
11. | Работа с ноутбуком. Работа в группах Решение интерактивного кроссворда
| Дети решают интерактивный кроссворд из приложения «Академия младшего школьника: 1–4 класс. Программно-методический комплекс» | Познавательные УУД – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) |
12. | - О чем мы сегодня с вами говорили на уроке? - Д/з по выбору 1.Составить синквейн ( технология критического мышления) по теме урока. 2. Найти сведения о государственных праздниках. Итог Надеюсь, что урок не прошёл для вас бесследно. Мне хотелось, чтобы вы помнили, что являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия. А теперь вернемся к вопросу, который мы поставили вначале урока: Какая связь между патриотизмом и государственными символами страны? - В чем может проявляться служение Родине вас как маленьких граждан?
| О государственных символах страны.
Патриотизм – любовь к Родине Государственные символы олицетворяют нашу Родину. Патриот любит Родину и уважает ее государственные символы. Государственные символы – это символы единства и сплоченности народа, в этом их значение Хорошо учиться, бережно относиться к школьному имуществу, расти добрыми, отзывчивыми, беречь и защищать окружающую природу. |