Урок окружающего мира, 2 класс по теме "Что такое семья"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока «Что такое семья».
Цель урока: 1. Формировать знания детей об особенностях семьи.
2. Познакомить с новыми понятиями «домочадцы», «поколение», «предок».
3. Развивать воображение, устную речь, память.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 2 класс Н.Ф. Виноградова,
рабочая тетрадь «Учимся думать и фантазировать», толковый словарь, слайды.
Литература: Л. И Маленкова «Человековедение», Москва 1993.
Т. А. Фалькович «Нетрадиционные формы работы с родителями», Москва 2005.
З. А Клепинина «Окружающий мир», Вентана-Граф, 2005.
Ход урока:
- Организация начала урока.
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Повторение.
Тест по теме «Ты и твоё здоровье» (слайды, смотреть приложение).
- Что такое режим дня?
- Чередование учёбы и отдыха в течение дня.
- Порядок труда и отдыха, который соблюдается каждый день.
- Последовательная смена частей суток (день, ночь).
- Последовательная смена частей дня (утро, день, вечер).
.2. Что такое личная гигиена?
- Соблюдение чистоты своего тела.
- Наведение чистоты и порядка во дворе дома.
- Советы друзьям соблюдать чистоту.
- Разглядывание своего лица в зеркале.
3. В каком из ответов названы только предметы гигиены?
- Полотенце, машина, тетрадь, расчёска.
- Кастрюля, ведро, зубная паста, ванна.
- Зубная паста, расчёска, мыло, мочалка.
- Носовой платок, стул, мыло.
4.Как правильно организовать рабочее место?
- Стол должен стоять около окна так, чтобы свет падал слева.
- К свету надо сидеть спиной, чтобы удобно было смотреть телевизор.
- Электрическая лампа должна освещать рабочее место слева.
- Удобно, когда ноги ни на что не упираются, ими удобно болтать.
- Под ногами должна быть подставка, чтобы при работе ноги имели опору.
5. Какая пища полезна для здоровья?
- Овощи и фрукты
- Солёная, горькая и жирная пища.
- Отварная пища.
- Сладости, крепкий кофе.
3.Объяснение нового материала.
На доске поговорка: «Семья крепка ладом».
-Как вы понимаете эту поговорку?
-Что такое семья? (ответы детей).
- Тема нашего урока «Что такое семья». К концу урока мы должны выяснить, что такое семья, какая должна быть настоящая семья.
Найдите и прочитайте в толковом словаре объяснение слову «семья».
Семья – группа живущих вместе родственников.
В семье может быть разное количество людей (членов семьи). В старину их называли домочадцы.
Домочадцы – люди, которые живут в чьей-нибудь семье на правах её членов.
- Ребята, а кто такие предки? (ответы детей).
Предок – древний предшественник по роду.
-Нужно ли помнить своих предков? Почему?
Учитель читает рассказ Ч. Айтматова «Мальчик разговорился с шофёром».
- Ты кто?- спросил шофёр.
- Я внук деда Момуна. А дед – сын сыновей Рогатой Матери-оленихи.
- Кто тебе это сказал? – удивился шофёр.
- Дедушка сказал. А тебя разве никто не учил запоминать имена семерых предков? – спросил мальчик. Шофёр знал только своего отца, деда, прадеда.
- Никто не учил. А зачем?
- Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.
- Кто испортится?
- Люди испортятся. Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и внуки о нём не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому, что всё равно дети об этом не будут знать
- Ребята, почему нужно помнить о своих предках? Вы согласны с мальчиком?
(Работа с рисунком, где изображена семья из 6 человек)
- Сколько человек в этой семье?
- Одинакового возраста все члены семьи?
- Семьи различаются по числу поколений.
Поколение – группа людей близких по возрасту.
- Сколько показано поколений на рисунке?
-Что объединяет всех членов семьи?
Чтобы ответить на этот вопрос откройте учебник на странице 34 и рассмотрите рисунок.
После просмотра рисунка учащиеся называют то, что объединяет всех членов семьи.
На доске, вокруг рисунка, появляются надписи (слайды):
1.Живут в одной квартире.
2.Распределяют деньги на покупки и хозяйство.
3.Вместе отдыхают и проводят свободное время.
4.Занимаются домашним хозяйством.
5.Члены семьи любят и уважают друг друга.
(По каждому пункту учащиеся дают пояснение).
- Какой пункт из 5 на ваш взгляд самый важный? Почему?
Знакомство с притчей. «Ладная семья» (Читает учитель)
Жила- была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили они всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на листе: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик, - Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Беседа по прочитанной притче.
- Что, по мнению старика, есть основа жизни всякой хорошей семьи?
- Почему именно Любовь? Прощение? Терпение?
- Почему именно в таком порядке расположил старик эти слова?
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся
(туловище вправо, влево).
Больше спать не захотел.
(туловище вперёд, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Встали, руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(покружиться.)
Игра «Кто кому кто».
У меня есть мама, папа и сестра. У папы есть мама и папа. Кто они мне? (бабушка и дедушка). У мамы есть брат. Кто он мне? (дядя). У маминого брата есть дочь, она мне…(двоюродная сестра). У папиного папы есть мама. Кто она мне? (прабабушка).
4. Закрепление.
Работа в тетради «Учимся думать и фантазировать».
Страница 28 №33.
Страница 33 № 1.
(Проверка в парах).
5. Итог урока.
-Продолжите предложение:
Семья – это…
Домочадцы – это…
Поколение – это…
- На уроке мы много говорили о семье. А зачем человеку семья?
-Что самое важное в каждой семье?
(Любовь, уважение, понимание,…).
-Любят ли вас в вашей семье?
Чтение стихотворения В. Берестова.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
6. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок «Новый дом».
Задание. Ты получил новый дом, нарисуй, кого ты туда возьмёшь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме:"Кто такие птицы, насекомые, рыбы и звери?" По программе А.А.Плешакова 1 класс.
Урок- научное заседание с элементами исследования....
Презентация по окружающему миру по теме "Что такое семья?"
Эту презентацию можно использовать на уроке окружающего мира по теме "Моя семья"...
Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»
Цель: Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...
Урок окружающего мира на тему :"Как живет семья". Проект "Моя семья"
Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».Цели урока:1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга...
Урок окружающего мира по теме "Что такое семья"
Урок окружающего мира для слушателей курсов СарИПКиПРО....
Урок окружающего мира по теме: "Что такое снег и лёд" 2 класс
Проведённый урок составлен с требованием ФГОС, с использованием интерактивной доски....
Урок окружающего мира по теме "Кто такие рыбы?"1 класс.
Данный урок изучается в разделе «Разнообразие и красота животных». На данном уроке дети познакомились с разнообразием рыб, изучили новые понятия.На данном уроке учащиеся самостоятельно учи...