Конспект урока
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе
«Школа России»
Тема: «Кто такие птицы?»
Цель: Научить детей находить главное отличие птиц от других животных.
Задачи:
1. Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель;
создать условия для развития у школьников умения работать в парах; познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту.
2. Учить выделять существенные признаки природных объектов.
3. Продолжать обучение практическому исследованию объектов природы.
Учебные материалы:
Книга «Моя Югра». (на каждой парте)
Аудиозапись диалога Муравья и Черепахи.
Перья птиц.
Лупа.
Стакан с водой.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте будем гостеприимными хозяевами и поприветствуем их.
Актуализация знаний.
- Посмотрите внимательно на экран. На какие группы можно разделить изображенных животных? (Рыбы, насекомые, звери).
- Как вы отличаете рыб от других животных?
- Каких насекомых вы знаете? Что общего у всех насекомых?
- О какой группе животных мы еще не сказали?
- Назовите представителей этой группы. Чем они отличаются от насекомых и рыб?
-Предлагаю вам игру «Да - нет».
1) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)
2) У насекомых три пары ног. (Да)
3) Акула – речная рыба. (Нет)
4) Рыбы живут в воде. (Да)
5) Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет)
– А у каких рыб тело не покрыто чешуёй? (сом, налим, акула…)
6) Паук – это насекомое. (Нет)
7) Тело волка покрыто перьями. (Нет)
- Почему на последний вопрос вы дали такой ответ?
3. Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (Птицам).
- Прочитайте тему урока (учебник с.36) (Кто такие птицы?)
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим? (Узнать кто такие птицы, научится отличать их от других животных)
- Давайте заглянем в гости к нашим старым знакомым Муравьишке Вопросику и Мудрой Черепахе. Присоединимся к их беседе. Но сначала узнаем, о чём говорил Муравей Черепахе. (Аудиозапись: рассказ Муравья Вопросика). Постарайтесь запомнить животных, которых встретил Муравей в лесу.
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»
А вы как думаете, ребята?»
Работа по теме урока.
-Посмотрите на экран, вы видите животных, о которых говорил Муравей. Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы? (Ответы детей)
- А знаете ли вы животное, похожее на белку, о котором сказал Муравьишка? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица?
- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных.
- Посмотрите на птиц, которые изображены на доске. Давайте попробуем найти у них общий отличительный признак. (Ответы детей)
Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.
- Найдите их общий признак. (Перья). Кто может назвать какие птицы изображены? Может быть вы встречали их в жизни?
- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы?
- Давайте посмотрим, какой вывод сделала Мудрая Черепаха. (В учебнике на стр. 37).
- Так чем покрыто тело птиц? (перьями)
Физминутка «Фазаны».
Продолжение работы по теме урока.
- Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А как выглядит перо и для чего оно птице?
-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных.
А чем занимаются ученые? (Наблюдают, исследуют, размышляют, делают выводы).
- Кто знает, как называют ученых, которые изучают птиц? (Орнитологи)
- Орнитологи – это новое для вас сложное слово.
- Давайте еще раз хором произнесем это слово по слогам (ор-ни-то-ло-ги)
1. Практическая работа (в парах)
Предлагаю юным орнитологам исследовать перья птиц.
- У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните.
- Чем различаются? (Формой, цветом, размером)
- Чем похожи?
- Посмотрите на экран какие бывают перья.
1. - Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой. Бородки соединены друг с другом при помощи мелких крючков. Аккуратно разъедините их.
2. - Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие)
3. - Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем стержень и посмотрим. (Внутри перо полое, пустое)
4. - Прикоснитесь пером к щеке. Что почувствовали? (Тепло)
- Какой можно сделать вывод? (Пуховые, мягкие перья помогают птице сохранять тепло).
5. - Обмокните перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (Перья защищают птицу от воды и сырости)
- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и поэтому перья не намокают.
- Итак, мы выяснили, что тело птицы – очень умно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья.
Можем мы теперь ответить на вопросы: Как выглядит перо и для чего оно птице?
(Перо имеет стержень и бородки. Большие перья помогают птице летать и защищают от влаги, а маленькие – защищают тело от холода)
- Наступила зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время особенно тяжело. Об этом хорошо знают ребята, которые посещают занятия школьного лесничества «Бурундучок». (Ребята возле доски показывают листовки с призывами покормить птиц и кормушки, которые они приготовили вместе с родителями).
2. Беседа.
- На нашей планете живет много необычных птиц. Давайте послушаем ребят, которые подготовили сообщение о таких птицах. Подготовленные ученики рассказывают о страусе, пингвине, павлине
- Муравей спешит напомнить, какие птицы обитают в наших родных краях. У вас на партах лежит книга «Моя Югра». Откройте страницу 23. На ней изображена карта Ханты-Мансийского автономного округа. Посмотрите, какие птицы обитают в нашем округе.
Давайте прочитаем их названия. Предлагаю вам послушать пение этих птиц. Возможно, вы узнаете их голоса. (На экране демонстрируется презентация с изображением птиц, краткими сведения).
- Названия каких птиц вы запомнили? (Ответы детей)
Рефлексия.
-Какие вопросы мы ставили перед собой в начале урока? (Кто такие птицы и чем они отличаются от других животных)
Как вы считаете, ответили ли мы на эти вопросы? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....