"Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Медведева Марина Анатольевна

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир", 2 класс УМК "Перспектива" поможет учителю начальных классов, особенно молодым специалистам в данной области, в составлении Рабочих программ по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

…………………………………………………………………………..

«Утверждаю»

Директор

……………………….

Приказ № ……  от

«…..» августа 20…г.

ПРОГРАММА

учебного предмета «Окружающий мир»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

……………………………………………………………………………..

Медведевой Марины Анатольевны, учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

ФГОС НОО, 2 класс

(базовый уровень)

2020-2021 учебный год


АННОТАЦИЯ

Рабочая программа для 2 класса по предмету «Окружающий мир» разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) МБОУ ……………………. СОШ и авторской программы: Плешаков А.А. (1-4)  ФГОС НОО, 2019.

Для реализации рабочей программы используется УМК: учебник Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир (в 2 частях). 2 класс АО «Издательство «Просвещение», 2020; рабочая тетрадь Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир (в 2 частях). 2 класс АО «Издательство «Просвещение», 2020.

Рабочая программа рассчитана на один год обучения в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты:

Человек и природа

Обучающийся научится:

  • называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
  • определять стороны горизонта с помощью компаса;
  • находить на глобусе океаны и материки;
  • перечислять единицы измерения времени, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
  • перечислять времена года в правильной последовательности;
  • измерять температуру воздуха, использовать это умение при наблюдении за погодой;
  • перечислять характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей и других животных;
  • называть важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных; различать наиболее распространённые съедобные и несъедобные грибы;
  • называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
  • различать перелётных и зимующих птиц; знать об образе жизни и питании зимующих птиц, использовать эти знания при зимней подкормке птиц;
  • раскрывать некоторые экологические связи в природе; приводить примеры экологических связей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;  
  • знать и выполнять правила охраны природы в разные времена года;  
  • приводить примеры организмов из Красной книги России.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • объяснять причины смены на Земле дня и ночи, смены времён года;  
  • называть даты осеннего и весеннего равноденствий, зимнего и летнего солнцестояния и солнцеворота; объяснять изменения продолжительности дня и ночи в зависимости от этих природных событий;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;  
  • находить на звёздном небе «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду в разное время года; находить созвездия Кассиопея, Лев, Орион на звёздном небе;
  • различать изученные растения, грибы, животных (в природе, в гербарии, на рисунке или фотографии); перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;  
  • изображать экологические связи с помощью схем, моделей;  
  • проводить наблюдения в природе по заданиям учебника, рабочей тетради

Человек и общество

Обучающийся научится: 

  • знать название, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
  •  кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
  • понимать и объяснять эколого-культурное значение «экологического календаря»; называть сезонные особенности жизни людей, которые отразились в старинных названиях месяцев;  
  • характеризовать особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
  • характеризовать праздники, приуроченные к поре осеннего и весеннего равноденствий, зимнего и летнего солнцеворота, в культуре народов России и мира;  
  • раскрывать особенности охраны здоровья в разные времена года; соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний периоды; называть главные календарные праздники народов своего края.

Обучающийся получит возможность научиться:  

  • понимать и объяснять на доступном возрастном уровне происхождение и историко-культурное значение древних традиционных календарей в жизни разных народов Земли;
  • разыгрывать народные игры, характерные для разных времён года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;  
  • загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
  • рассказывать две-три сказки о животных из устного творчества народов своего края.

Обучающийся должен знать:

  • характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
  • названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
  • некоторые экологические связи в природе;
  • особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
  • изученные правила поведения в природе;
  • особенности охраны здоровья в разное время года;
  • народные названия месяцев:
  • народные приметы и присловья о временах года;
  • дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
  • главные календарные праздники народов своего края.

Обучающийся должен уметь:

  • проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
  • различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
  • объяснять на примерах некоторые экологические связи;
  • выполнять изученные правила поведения в природе;
  • выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
  • разыгрывать народные игры, характерные для разных времён года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
  • загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
  • рассказывать 2-3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию из разных источников, необходимую для выполнения заданий;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы аппликации, схемы-рисунки;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (известным, главным) критериям;
  •  сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;  
  • моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времён года);
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • придумывать рисунки-символы как условные обозначения, характеризующие явления действительности;
  • фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, составлении сказочных объяснений, иллюстрировании рассказов.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Дополнительные странички» учебника и шкалы оценивания, предложенные учителем;  
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
  • позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;  
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  •  готовить небольшие сообщения с помощью взрослых;
  • выполнять небольшие проектные задания с помощью родителей;
  •  составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;  
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм).  

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;  
  • представление о новой социальной роли ученика, нормы и правила школьной жизни, мотивы учебной деятельности, включая учебнопознавательные и внешние мотивы;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей;
  •  представление о разнообразии народов России и их культуры;  
  • представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, к другим людям;
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, к труду других людей в разные времена года;
  •  этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
  • представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского языка, созерцание звёздного неба, изменений в природе в разные времена года;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;  
  • правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;  
  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил здорового образа жизни в разные времена года.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • представления о навыках адаптации в мире через осознание образа времени как единства прошлого, настоящего и будущего;  
  • представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка  ;
  • этических чувств на основе знакомства с праздниками в культурах народов России; с традициями отношения к берёзе и другим природным объектам в культуре разных народов России.


Раздел 2. Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Вселенная, время, календарь» (15ч.)

        Наша планета во Вселенной. Солнце – источник тепла и света на Земле. Луна – спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена времён года. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создания календаря. Способы измерения времени; старинные и современные часы. Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

Практическая работа с компасом. Практическая работа с термометром.

Контрольное тестирование по разделу «Вселенная, время, календарь».

Раздел 2. «Осень» (19ч.) 

        Народные названия осенних месяцев. Три встречи осени по народному календарю. Труд людей и народные праздники конца лета.

        Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т.д.). Круговорот воды в природе.

        Загадки о солнце, земле, воде, грозе, дожде. Осенние дни погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

        Части растения – корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

        Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

        Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

         Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

        Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь – у пауков. Представление о развитие насекомых: личинка  взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.

        Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелётные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью – сигнал к началу перелёта. Запасание корма зимующими птицами  – одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой.

        Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

        Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

        Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

        Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т.д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Экскурсия «Осенняя прогулка». Экскурсия «Изменения в живой и неживой природе поздней осенью».

Контрольное тестирование по разделу «Осень».

Раздел 3. «Зима» (16ч.)

        Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья. Зимние дни погодоуказатели. Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима – время сказок. Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

        Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

        Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

        Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

        Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой.

        Жизнь зверей зимой: полёвки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. Следы зверей на снегу. Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

        Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

        Культура поведения в природе зимой. Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

        Труд людей зимой. Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.        

Экскурсия «Зимняя прогулка. Изменения в живой и неживой природе зимой».

Контрольное тестирование по разделу «Зима».

Раздел 4. «Весна и лето» (18ч.)

        Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны. Весенние приметы и присловья. Весенние дни погодоуказатели. Весеннее новолетие.

        Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т.д.). Народные песни в пору ледохода.

        Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о берёзе.

        Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

        Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

        Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

        Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят.

        Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

        Труд людей весной. Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны.

        Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

        Труд людей летом. Народные летние праздники.

        Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зелёная аптека».

Экскурсия «Весенняя прогулка. Изменения в живой и неживой природе весной».

Контрольное тестирование по разделу «Весна и лето».

Раздел 3. Тематическое планирование

Наименование

разделов

Общее количество часов

Количество контрольных работ

Вселенная, время, календарь

15

1

Осень

19

1

Зима

16

1

Весна и лето

18

1

Итого:

68

4


ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование 2 «А» класса

Дата

план

Дата

факт

№ раздела/

урока

Название раздела/

темы урока

Примечание

Раздел 1. «Вселенная, время, календарь» (15ч.)

03.09

1.

Мы – союз народов России

04.09

2.

Мы – жители Вселенной

10.09

3.

Наш «космический корабль» – Земля.  Практическая работа с компасом.

11.09

4.

Наш «космический корабль» – Земля.  

17.09

5.

Время

18.09

6.

Сутки и неделя

24.09

7.

Месяц и год

25.09

8.

Времена года

01.10

9.

Погода. Практическая работа с термометром.

02.10

10.

Погода. Какими бывают чрезвычайные ситуации

15.10

11.

Календарь – хранитель времени, страж памяти.

16.10

12.

Праздники для всех

22.10

13.

Народный календарь

23.10

14.

Экологический календарь

29.10

15.

За страницами учебника. Контрольное тестирование по разделу «Вселенная, время, календарь».

Раздел 2. «Осень» (19ч.)

30.10

16.

Осенние месяцы

05.11

17.

Осень в неживой природе

06.11

18.

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

12.11

19.

Звёздное небо осенью

13.11

20.

Трава у нашего дома

26.11

21.

Старинная женская работа

27.11

22.

Деревья и кустарники осенью. Осенняя прогулка (экскурсия)

03.12

23.

Чудесные цветники осенью

04.12

24.

Грибы. В волшебный лес за грибами

10.12

25.

Шестиногие и восьминогие

11.12

26.

Птичьи секреты

17.12

27.

Как разные животные готовятся к зиме

18.12

28.

Невидимые нити в осеннем лесу

24.12

29.

Осенний труд

25.12

30.

Будь здоров!

07.01

31.

Подвижные старинные осенние игры

08.01

32.

Охрана природы осенью

14.01

33.

Осенняя прогулка: изменения в живой и неживой природе поздней осенью (экскурсия)

15.01

34.

За страницами учебника. Контрольное тестирование по разделу «Осень».

Раздел 3. «Зима» (16ч.)

21.01

35.

Зимние месяцы

22.01

36.

Зима – время науки и сказок

28.01

37.

Зима в неживой природе

29.01

38.

Звёздное небо зимой

04.02

39.

Зимняя прогулка. Изменения в живой и неживой природе зимой (экскурсия)

05.02

40.

Зима в мире растений

11.02

41.

Зимние праздники

12.02

42.

Растения в домашней аптечке

25.02

43.

Зимняя жизнь птиц и зверей

26.02

44.

Невидимые нити в зимнем лесу

04.03

45.

В феврале зима с весной встречается впервой

05.03

46.

Зимний труд

11.03

47.

Будь здоров! Как вести себя на реке зимой.

12.03

48.

Охрана природы зимой

18.03

49.

Уроки Айболита. Как передаются болезни?

19.03

50.

За страницами учебника. Контрольное тестирование по разделу «Зима».

Раздел 4. «Весна и лето» (18ч.)

25.03

51.

Весенние месяцы

26.03

52.

Весна в неживой природе. Какими бывают наводнения

01.04

53.

Весна – утро года

02.04

54.

Звёздное небо весной

15.04

55.

Весенняя прогулка. Изменения в живой и неживой природе весной (экскурсия)

16.04

56.

Весеннее пробуждение растений

22.04

57.

Чудесные цветники весной

23.04

58.

Весна в мире насекомых

29.04

59.

Весна в мире птиц и зверей

30.04

60.

Невидимые нити в весеннем лесу

06.05

61.

Весенний труд

07.05

62.

Старинные весенние праздники

13.05

63.

Будь здоров!

14.05

64.

Охрана природы весной

20.05

65.

Лето красное. Мы – следопыты

21.05

66.

Летние праздники и труд

27.05

67.

За страницами учебника. Контрольное тестирование по разделу «Весна и лето».

28.05

68.

За страницами учебника. Лето красное. Как не заблудиться в лесу


РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

методического объединения учителей начальных классов

от «……» августа 20…..г. №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ ………………..

«….» августа 20…..г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Русский язык", 1 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык", 1 класс, УМК "Перспектива" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива"...

"Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Математика", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа учебного предмета "Математика", 2 класс УМК "Перспектива" поможет учителю начальных классов, особенно молодым специалистам в данной области, в составлении Рабочих...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение на родном языке (русском)", 2 класс

Данный методический материал поможет учителю начальных классов и особенно молодым специалистам начальной школы в составлении РП....

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Родной язык (русский)", 2 класс

Данный методический материал поможет учителю начальных классов и, особенно, молодым специалистам начальной школы в составлении РП...