Самоопределение к деятельности 2 мин | Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. | - Приветствует учеников: Добрый день, дорогие друзья! Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок! Постарайтесь всё понять, Ответы полные давать, И за работу получать Только лишь оценку пять! - Проверяет готовность к уроку.
| Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные УУД: положительное отношение к уроку; самоорганизация; следование в поведении моральным и этическим требованиям. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками. |
Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 5мин | Повторить ранее изученный материал, активизировать и систематизировать имеющиеся у учащихся знания, которые необходимы для открытия нового материала Активизация мыслительных операций школьников Создание затруднения в деятельности детей Выявить место и причину затруднения | Слайд №1 Кроссворд 1. Человек, любящий и уважающий свою Родину. 2. Зерновая культура, выращиваемая в средней полосе России. 3. Население, проживающее на определенной территории. 4. Крупная река, протекающая в нашем Максатихинском районе. 5. Один из садово - ягодных кустарников, растущий в нашем районе. 6. Государство, в котором мы живем. 7. Центр нашей области. 8. Одна из крупнейших рек, берущая свое начало в Тверской области. - Какой темой объединены отгаданные слова? - Прочитаем, какое ключевое слово у нас получилось? - Что означает это слово? - Давайте уточним наши предположения с помощью Толкового словаря. - Прочитаем, как же «растолковывается» слово «промысел»? | Выбирают номер слова, отгадывают, отвечая на вопросы: 1. Патриот 2. Рожь 3. Народ 4. Молога 5. Крыжовник 6. Россия 7. Тверь 8. Волга
- Ответы детей (Родина, родной край) - Промысел
- Ответы детей - Работают с Толковыми словарями Ожегова, Даля.
- 1 ученик читает по словарю Ожегова, другой – по словарю Даля | Познавательные УУД: умение соотносить определение и термин; умение работать со словарями; познакомиться с понятием «промысел»; умение обобщать информацию; фиксация проблемы; Регулятивные УУД: умение соотносить свои знания; Личностные: осознание своих возможностей.
|
Постановка учебной проблемы (т.е. темы) 4мин | Помочь сформулировать тему урока или вопрос, отражающий тему урока; целеполагание и постановка задач.
| Итак, какова будет тема нашего урока? Слайд № 2 Проверим наши предположения. - Какие цели урока? Слайд № 3 Проверим наши предположения. | - Ответы детей
-Зачитывают название темы: «Промыслы моего края» - Ответы детей
| Познавательные УУД: Умение анализировать, выделять и формулировать цели. Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание |
Поиск решения учебной проблемы 9мин | Помочь добыть новые знания | Найдите в учебниках параграф нашей темы.
Самостоятельно прочитайте и выполните задание в начале параграфа.
Прочитайте текст учебника страница 140-141. | Работают с оглавлением учебника. Открывают страницу 140.
Работа в парах. Читают, выполняют задание по карте учебника.
Самостоятельно читают текст учебника.
| Познавательные УУД: Познакомиться с видами народных промыслов и их центрами; умение работать с информацией и обмениваться ею; умение сравнивать, сопоставлять, обобщать Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстниками; осознанно строят речевые высказывания Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; проявление самостоятельности |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 5мин | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
| Итак, - о каких народных промыслах России вы узнали из текста учебника? - какие материалы использовали народные умельцы для создания своих изделий?
- Кто из вас догадался изделия, из каких населенных пунктов изображены в учебнике?
Используя текст учебника, выполним следующее задание: Слайд №4 - 5 Установи соответствие между изделием и центром народного промысла. | Ответы детей (кружево, керамика, роспись, резьба по дереву и т.д.)
Ответы детей (дерево, глина, стекло, металл, шерсть, поделочные камни, береста и т.д.) Хохлома, Гжель.
Дети по цепочке выполняют задание с использованием текста учебника. | Познавательные УУД: умение работать с информацией и обмениваться ею; умение выделять необходимую информацию; умение сопоставлять изделие с центром народного промысла. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассника |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10мин | интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
| - А сейчас мы узнаем, какими народными промыслами богата наша, Тверская область? - Начертим в тетради таблицу Народные промыслы Тверской области.
Раздает для работы в парах карточки с тексами о народных промыслах Тверской области. -Прочитайте текст, подготовьтесь к мини-сообщению для класса, опираясь на план, указанный у вас в карточках.
Сообщения обучающихся сопровождает презентацией Слайд № 6-10
После каждого сообщения дополните таблицу Народные промыслы Тверской области. | Работа в парах.
Чертят таблицу в тетрадь.
Читают текст, сообща готовятся к выступлению, опираясь на план: 1. Промысел 2. Центр 3. Изделия 1 пара Золотное шитье города Торжка. Вышитые золотом лоскуты кожи, найденные на территории Торжокского кремля датированы 13 веком. Промысел золотого шитья создавался под влиянием богатой культуры Византии. Один из древнейших и ценнейших памятников русского золотного шитья «Пелена Марии Тверской», хранится в Историческом музее в Москве. Дата ее создания -1389 год. Золотошвейный промысел был распространен во многих русских городах, но наибольшее развитие получил именно здесь, в Торжке, на пересечении торговых путей. Высшего расцвета золотошвейное искусство достигло в 18-19 веках. Множество работ выполнялось по заказу церкви, правительственных ведомств, столичной знати, императорского двора. В конце 19 века наметился спад промысла. Сейчас традиции золотного шитья в Торжке поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи» и созданное на его базе средне-специальное учебное заведение.
2 пара Ведновская строчка села Ведное Одним из центров вышивального ремесла является село Ведное. В нем проживают потомственные вышивальщицы, работающие на дому. Основу ассортимента ведновских мастериц составляли полотенца, салфетки, скатерти, украшенные вышивкой. Строчка в вышивке использовалась преимущественно машинная. Вышитый на тончайшем льняном полотне простыми, чаще всего белыми, нитями узор растительного орнамента отличает «ведновскую строчку». Теперь это предприятие называется «Тверские узоры». Разнообразные виды вышивки: мелкие стежки старинной росписи, сетчатая гладь, тамбур, узорные мережки сохраняются в изделиях мастериц и художников «Тверских узоров». Уникальные современные изделия, основанные на традициях тверской вышивки, завоевывают многочисленные дипломы, грамоты, призовые места на выставках.
3 пара Калязинское кружево Калязин с давних пор является центром кружевоплетения, традиции которого уходят в глубину веков и связаны с Калязинским Троицким монастырем, основанным в 1434 году. Первые кружева плели из металла и нашивали на ткань. В Калязине в то время половина женщин-мещанок занималась кружевоплетением. Поставляли изящные изделия в Петербург, Москву, европейские города и страны. После революции спрос на кружево резко упал. В старом калязинском кружеве с мелким цветочным рисунком, в кружеве типа «малин» с цветочками, обведенными сканью - толстой льняной нитью, отражается влияние стиля знаменитых европейских мастеров. Хотя со временем национальные художественные традиции преодолевают европейское влияние, в европейскую моду входит русский стиль, а в калязинское кружево проникают мотивы русского народного орнамента, используемого местными мастерицами по сей день.
4 пара Тверская резьба по дереву Центров резьбы по дереву было на территории Тверского края множество. Испокон веков здесь изготавливали из подручного материала деревянные ковши, прялки, посуду. Занимались и более крупными работами, ведь дерева было всегда в достатке: делали мебель, сани, украшали узорной резьбой избы. Сейчас в области действует много производств, связанных с обработкой дерева, но художественной резьбой занимаются немногие.
5 пара Художественная обработка бересты в Твери Художественная обработка бересты - для Твери промысел сравнительно новый. Мастера предприятия «Березка-сувенир» взяли за основу традиционную технику северной художественной обработки бересты, но внесли в нее собственные изменения. На мореном фоне деревянных шкатулок, коробов, кружек, солонок помещается берестяная пластина с резьбой. Орнамент включает в себя и прорезку фона - при этом получается более глубокий объем, рисунок становится выразительным, изделия приобретают законченный, нарядный вид и пользуются большой популярностью благодаря своим практическим и эстетическим достоинствам.
- После каждого выступления заполняют таблицу. | Познавательные: Познакомиться с народными ремеслами Тверского края, умение выделять необходимую информацию; Умение составлять таблицу Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассника Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы; проявление самостоятельности.
|
Включение в систему знаний повторение 7мин | выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | - Спасибо. Молодцы. А сейчас давайте узнаем, как хорошо вы усвоили новый материал. Слайд № 11 Выполните следующие задания: 1. Найдите лишний предмет. Объясните свой выбор. | Выполняют задание аргументирую свой выбор | Познавательные УУД: Умение распознавать изделия народных промыслов от производственных; Находить отличительные черты изделий народных промыслов отличные от других. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассника аргументация своего мнения. |