конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы «Охрана природы»
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Технологии | Проектная, игровая, здоровьесберегающая. |
Методы | Практический, наглядный, частично-поисковый. |
Дидактическая цель | создать условия для формирования бережного отношения к природе. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: -интерес к учебному материалу; -нравственно - этическая ориентация; -умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; -стремление к более точному выражению собственного мнения; -умение задавать вопросы; Метапредметные: 1)1.Самостоятельно организовывать своё рабочее место. 2.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно (Регулятивные УУД) 2) 1.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. 2. Планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 3.Строить логическую цель рассуждений .( Познавательные УУД) 3)1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки.2.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, распределять роли, договариваться друг с другом. (Коммуникативные УУД) Предметные: Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе; учить правильному поведению в природе. |
Формы работы | Фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа. |
Ф.И.О. учителя : Скобельцина Елена Владимировна | Предмет: окружающий мир | Класс: 4 | Количество человек: 7 |
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
| Настраивает учащихся на работу. Доброе утро, ребята! Доброе утро, дорогие гости! Дети, вам тепло? (Да) В классе светло? (Да) Прозвенел уже звонок? (Да) Уже закончился урок? (Нет) Только начался урок? (Да) Хотите учиться? (Да) Значит, можно садится! | Подготовка класса к работе | Личностные: формирование мотивации к учебной деятельности. Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место. |
2.Формулирование темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности. | Помогает определить тему и цель урока. -Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока. (Читает заранее подготовленный ученик) Защита природы. Люблю природу русскую. Хочу сберечь от всех Её творенья чудные, Дающие успех. Друзья мои, товарищи, Хочу я вам сказать: «Давайте станем дружненько Природу защищать!» Не будем больше мусорить, Следить за ней всегда. И будет благодарна нам матушка-земля! И будем мы наказывать Вредителей таких… Природу защищать Учить мы будем их. И будет она пышная Цвести, благоухать Природа наша русская Век будет процветать. (Алексей Ершов) -Итак, сегодня мы займёмся изучением вопроса «Охрана природы» _ Сформулируем цель нашего урока. | Слушают стихотворение, высказывают предположения . Высказывают предположения | Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности, как,«природа», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Коммуникативные: участвовать в диалогах, оформлять свои мысли в устной речи, сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные: определять цель совместной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация). |
3. Проектная деятельность на уроке. | Сегодня мы с вами поработаем в парах, создавая мини-проекты. У каждой пары будет своё задание. Пусть ваши проекты станут вкладом в большое дело охраны природы. -Для выполнения проекта мы разделимся на 3 пары . Формулирует задание и контролирует работу учащихся. 1 пара. Мини - проект «Будь природе другом!» Задача вашей пары – используя строчки из стихотворения, создать плакат. (приложение 1) 2 пара. Мини – проект «Правила поведения в природе в знаках». Задача вашей пары – внимательно прочитать рассказ, найти в нём ошибки. А после этого изобразить правила с помощью знаков. (приложение 2) 3 пара. Мини - проект «Берегите природу!» (приложение 3) -У вашей пары самый творческий проект. Вы умеете сочинять стихи? Оказывается это не так сложно, если есть тема и рифмы. Тема вашего стихотворения «Береги природу!». Так же нужно нарисовать к вашему стихотворению рисунок. Организует защиту проектов. | Делятся на пары. Выполняют задания проектов. Представление детьми итогов своей работы. Защищают проекты. | Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в работе группы, распределяя роли, договариваясь друг с другом. Регулятивные: использовать в работе литературу, приборы, инструменты; самостоятельно определять важность различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. |
4.Физминутка | Показ видео физминутки | Выполняют движения. | |
5. Контроль усвоения знаний. | Организует проверку усвоения темы. -Проведём игру «Экологический светофор» (приложение 4) | Поднимают карточки нужного цвета. Осуществляется взаимопроверка и оценивание работ одноклассниками. | Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению); Познавательные: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждения. |
6.Информация о домашнем задании. | Осуществляется разъяснение домашнего задания. (задание на выбор)
| Слушают домашнее задание ,уточняют его. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изученного раздела; определять круг своего незнания. |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Подводит итог урока, осуществляет рефлексию. -Какую задачу ставили в начале урока? -Какой вывод можно сделать после всего увиденного и услышанного? -Где можно применить новые знания? -Что было интересного на уроке? -За что вы похвалили бы себя и своих товарищей? Закончить урок мне бы хотелось стихотворением М. Дудина «Берегите эту Землю, берегите!» Берегите Землю, берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики. На тропинках солнечные блики, На камнях играющего краба, На могиле тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Полумесяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите, Берегите эту Землю, берегите! | Личностные: освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учёбу; |
Приложение 1
«Будь природе другом!»
Давайте вместе Землю украшать Сажать сады, цветы сажать повсюду. Берегите люди, прошу вас, берегите, Матушку Природу, чистой сохраните. Оглянитесь люди, сколько много зла, Мусором и грязью, планета обросла.
| И помчится пламя по лесам, полям, И завоет болью матушка Земля. И бельчонок малый, не в силах убежать, В пожаре погибая, будет кликать мать. Вот он лес - зелёный дом, Растенье с корнем незачем, |
Приложение 2
Экологический рассказ.
ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЛЕСУ
За неделю только и было разговоров о поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивали их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав:» Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром.
Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
ОШИБКИ, СОВЕРШЕННЫЕ ШКОЛЬНИКАМИ: (учащиеся ищут сами).
- В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».
- Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
- Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
- Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
- Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
- Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
- Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
- Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
- Луговые и лесные цветы недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
Приложение 3
Рифмы для стихотворения «Береги природу!»
«Берегите природу!»- говорю я ….(народу).
Без неё нам не ….(прожить),
С природой мы должны ….(дружить).
Ведь она даёт нам много
Воздух чистый , в речке….(воду).
Птички в небе для нас ….(поют),
Цветочки на лугу красиво…(цветут).
Нужно нам это всё…(любить),
А не рвать, ломать, пилить!
Мусор в реку не ….(бросайте),
За собой всё ….(убирайте)
И костры, друзья, не….(жгите)
Берегите природу!
Прошу,……(берегите!)
СЛОВА ДЛЯ РИФМЫ НАПИСАНЫ ОТДЕЛЬНО В НЕОПРЕДЕЛЁННОМ ПОРЯДКЕ.
Приложение 4.
Игра « Экологический светофор»
Материал: карточки с кружочками трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный), иллюстрации поведенческих ситуаций (разрушающих природу, природоохраняющих, предупреждающих), стихи-ситуации.
Ход игры :
Учитель зачитывает различные ситуации, а дети оценивают их и показывают карточку с соответствующим цветом: красная – разрушающая природу, жёлтая – предупреждающая о возможной опасности, зелёная – природоохраняющая.
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Игра начинается!
Выберите правильный цвет-ответ:
Зелёный – помогаете природе
Красный – ясно, что вредите ей
Жёлтый – вас предупреждает
Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет...
Замечательный букет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)
Зайку серого найду,
Принесу его домой –
Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)
Вот как плачет травушка-муравушка.
Притоптали меня, травушку,
Притоптали меня зеленую,
Да все детушки, да все малые,
Во зеленом саду гуляючи,
Бегая, играючи...
Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?
Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?
Мы пыхтим и морщимся:
- Что мы вам - уборщицы?
Газон никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!
Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?
(Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)
Убита белка!
На снегу
Она распластана лежала,
Как будто все еще бежала...
Да вдруг застыла на бегу.
Почему нельзя убивать животных?
Колкую, зеленую
Срубили топором,
Из лесу душистая
К нам приходит в дом.
Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?
Посадили деревце у себя во дворе,
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто, часто мы,
Чтоб оно со временем
Нам дало плоды.
Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы! Живы мы!
Как можно помогать выжить зимой птицам?
(Кормушки развешиваются по деревьям, и регулярно подсыпается корм.)
Что делают ребята?
Воду носят все из лужи,
Выливают в реку вновь.
Что за шутки? Что им нужно?
Что за рыбий огород?
(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)
Поливаем клумбы дружно.
Траву выполем на спор.
А зачем все это нужно?
Чтоб красивым был наш двор!
Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?
(Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)
Разведу я на окошке
И душистые горошки,
И фиалки, и герани.
Вот попробуйте вы сами!
Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют?
(Растения увлажняют воздух.)
Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку.
Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...