Технологическая карта урока "Взгляд" на глаз", УМК ПНШ, 4 класс, окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Технологическая карта урока "Взгляд" на глаз", УМК ПНШ, 4 класс, окружающий мир, используется ТРКМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Взгляд» на глаз

УМК: Перспективная начальная школа

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: формирование представлений о глазе человека, как органе зрения, расширение знаний о зрении и его значении в жизни человека.

Задачи урока:

  1. обучающие:  знать  строение глаза;   понимать механизм  работы глаза; называть функции век;
  2. развивающая: анализировать учебный текст;
  3. воспитывающие: понимать важность сохранения и укрепления зрения; формулировать  правила личной гигиены для сохранения органов зрения.

Образовательная технология: Технология развития критического мышления

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), демонстрационные (демонстрация, иллюстрация), практические (упражнения)

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая.

Здоровьсеберегающая технология (цветотерапия (цветные лепестки), гимнастика  для глаз, релаксация, динамическая пауза (физминутка), кинезиологическое упражнение «Ухо-нос»

Оборудование и материалы: презентация «Взгляд» на глаз, учебник «Окружающий мир», О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, 4 класс, печатная тетрадь «Окружающий мир». 4 класс, карточка с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал», карточки с задачами урока, ватманы с кластерами для работы в группах, макеты глаза, плакат «Гимнастика для глаз»

Технологическая карта урока

Ход урока /этап

Планируемые  результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Ст. Вызов.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Л: внутренняя позиция школьника;

-Ребята,  посмотрите внимательно на доску.

Перед вами цветные лепестки. Выберите тот цвет, который поможет вам описать ваше настроение. Зеленый цвет – хорошее,  желтый – спокойное,  красный – тревожное, синий – грустное. Подойдите и прикрепите лепесток к сердцевине цветка. Их четыре. Посмотрим,  цветы какого настроения у нас получились.

Подходят к доске, выбирают лепесток, прикрепляют его к сердцевине.

Цветные лепестки.

2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

        

Л: мотивационная основа учебной деятельности.

П: построение логической цепи рассуждений.

К: формулирование и аргументация своего мнения

Р: постановка учебной задачи совместно учителем

- Сейчас мы с вами создали цветы настроений. Скажите, пожалуйста, с помощью чего мы определяли цвет лепестков.

- Органом чего является глаз?

- Для чего человеку нужны глаза?

-На партах лежат карточки с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал».  Запишите в карточке, в первом столбике «Я знаю», что вы знаете о глазах.

Ребята отвечают на вопрос учителя, называют глаза.

Определяют,  что это орган чувств. Называют назначение глаз.  

В карточках записывают, что им известно по теме в первом столбике.

Карточка с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление места и причины затруднения

Л: учебно-познавательный интерес.

П: постановка и формулирование проблемы

К: учет разных мнений, формулирование своего мнения

Р: волевая саморегуляция

- Я просила вас записать, что вы знаете о глазах. Кто-нибудь написал о том, для чего нужны веки и ресницы, о том, как работает  глаз?

- Ребята, что мешает вам ответить на эти вопросы. Каких знаний вам не хватает?

Называют, что знают по теме.  

Думают над вопросом, рассуждают, каких знаний им недостаточно.

 Карточка с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Ст. Осмысление

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

Л: самоопределение.

П: постановка познавательной цели.

К: формулирование аргументация своего мнения.

Р: прогнозирование.

- Что необходимо знать о глазе, чтобы рассказать о его работе?

- Сформулируйте тему и цель нашего урока. Откройте тетради, запишите дату и  тему урока.

- Вернемся к карточкам. Во втором столбике «Хочу узнать», запишите,  что бы вы хотели узнать по теме урока.

- Сформулируйте учебные задачи урока:

  • Познакомимся со..
  • Узнаем, как ….
  • Научимся …    
  • Сформулируем…      

- Сейчас необходимо настроиться на получение новых знаний, для этого выполним следующее упражнение, которое называется «Ухо-нос»: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

Отвечают на вопрос.

Заполняют второй столбец таблицы в карточке. Формулируют тему и задачи урока

...со строением глаза;

 …он работает;

 …показывать части глаза;

…правила гигиены зрения

Карточка с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Карточки с задачами на доске.

5 этап. Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала

П: поиск необходимой  информации, установление причинно-следственных связей.

К: достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р: познавательная инициатива

- Откройте учебник на стр. 52. Прочитайте сообщение Кости Погодина.

- Далее работаем в группах. У вас на парте лежат нарисованные глаза разного цвета. В соответствии с цветом и табличкой на одной из парт, разойдитесь по группам.

Получилось 4 группы.

  1. Строение глаза.
  2. Защита глаза.
  3. Механизм работы глаза.
  4. Гигиена зрения.

- Вспомним правила работы в группе.

- Каждая группа должна составить кластер по своей микротоме.  Выйти и представить свою работу. На партах лежат ватманы с заготовленным кластером, нужно его заполнить. Также есть материал в виде иллюстраций, утверждений. Его можно использовать.

Читают сообщение Кости Погодина.

Расходятся по группам.

Вспоминают правила работы в группе.

Составляют кластер, используя дидактический материал.

Выходят к доске, презентуют свою работу.

Учебник, ватман с кластерами, дидактический материал.

Физминутка

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют физминутку

-

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

П: использование общих приемов решения задач.

К: планирование учебного сотрудничества.

Р: контроль, коррекция

К доске выходит 1 ученик.

- Вам необходимо показать части глаза.

- А теперь  работа в паре. На столах у вас лежат макеты глаза, вы должны правильно расположить части глаза. Один выполняет, другой проверяет. Потом следующий специально делает ошибки, а второй должен их исправить.

Ученик показывает части глаза на слайде.

Работают в парах, контролируют друг друга.

Выполняют практическую работу в паре.

Презентация, макет глаза.

7 этап. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Л: развитие регуляторов поведения.

П: сравнение.

Р: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале.

- Сейчас работаете в печатной тетради (стр. 25), нужно подписать части глаза, записать функции век. Сравните с эталоном в учебнике или на слайде.

Работают в тетради на печатной основе и сравнивают с эталоном в учебнике или на слайде.

Учебник, презентация

Физминутка (гимнастика для глаз)

- Ребята, повторите движения глазами, указанные на плакате. Двигаются только глаза, а голова неподвижна.

- Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! С высоты птичьего полета вы видите лес, озеро, а далее видны вершины гор. Вы чувствуете, как ветер обдувает и освежает ваше лицо. Вам легко и спокойно. Но вот перед вами цветочная поляна, столько ярких красок радуют ваш глаз, цветки тянуться к солнцу. Вы приземляетесь на поляну и любуетесь красотой, Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились. И не заметно для себя открыли глаза. 

Выполняют упражнение для глаз  

Плакат «Гимнастика для глаз»

Ст. Размышление.

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

П: синтез, анализ, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, свободная ориентация в знаниях, построение речевых высказываний.

К: постановка вопросов, учебное сотрудничество.

Перед вами  «Ромашка Блума»

-Выберите группу вопросов. Сформулируйте вопрос классу на изученную тему.

Задают вопросы по теме.

Презентация.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Л: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности.

П: рефлексия способов и условий действий,

Р: контроль и оценка процесса результатов  деятельности.

К: учебное сотрудничество,

- Давайте вернемся к нашим записям в начале урока, к таблице ««Знаю – Хочу узнать – Узнал». Заполните третий столбик « Узнал». Проанализируйте. Что было для вас новым? Что вызвало интерес, и вы обязательно узнаете об этом еще больше? Что запомнили лучше всего?

- Сейчас творческое задание.  Составьте синквейн по теме «Глаз».

- Вернемся к нашим цветкам настроения. Теперь выберите снова лепесток и сделаем новые цветы. Зеленый цвет – хорошее я понял тему, хочу узнать о ней подробнее),  желтый – спокойное (понял тему),  красный – тревожное (не совсем понял, есть вопросы), синий – грустное (ничего не понял)

Посмотрим какие теперь по цвету получились цветы.

Домашнее задание по выбору:

  1. Учебник, стр. 52-56, прочитать, подготовить 10 вопросов о работе глаза для одноклассников, записать их в рабочую тетрадь.
  2. Учебник, стр. 52-56, прочитать, подготовить 10 вопросов по строению глаза для одноклассников, записать их в рабочую тетрадь.

Заполняют третий столбик в карточке, анализируют, отвечая на вопросы.  

Составляют синквейн.  Выбирают новые лепестки.

Карточка с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

Цветные лепестки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Технологическая карта и презентации по учебному курсу "Окружающий мир" 3 класс

Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;Мотивировать учащихся к выполнению проекта;Организовать подготовительный этап проектной деятельно...

Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России.

Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России....

Технологическая карта урока по предмету «Ознакомление с окружающим миром» во 2 классе "Кто как весну встречает" по ФГОС

Конспект урока окружающего мира во втором классе "Кто как весну встречает" представлен в технологической карте с учетом требований ФГОС....

Технологическая карта урока «В холодной тундре» по Окружающему миру в 4 классе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Дата проведения урока: 25 .11.2014 годаУчебный предмет: Окружающий мирКласс: 4 ВУчитель: Сороковская Людмила АнатольевнаУМК «Перспектива». Авторы учебника: А.А. Плешаков, М...

Технологическая карта интегрированного урока по учебным предметам «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство» в 1 классе на тему «Покормите птиц зимой»

Урок  приурочен к акции "Покормите птиц зимой": первоклассники сидят за одним большим столом, что полезно на стадии формирования классного коллектива, и для создания коллективной работы ...