Технологическая карта урока "Патриоты России. Петр 1"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

В уроке совмещено две темы "Патриоты России и Пётр 1"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ РО «ВЕШЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕЖД» ИМ. М. А. ШОЛОХОВА

Конспект пробного урока

в 4 «Б» классе МБОУ «Вешенская СОШ»

по окружающему миру

студентки 3 – Н группы

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Поздняковой Екатерины Викторовны

ст. Вешенская

2020-2021г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Патриоты России. Петр Великий.

Дата: 09.03.2021

Класс: 4-Б

Учитель: Солдатова Ольга Викторовна

Ф.И.О. студента:Позднякова Екатерина Викторовна

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: 

  • познакомить учащихся со словами «патриот», «патриотизм»,
  • формировать представления учащихся о времени правления Петра I и его реформах

Задачи урока:

Дидактические (образовательные):

  1. Сформировать представления о Петре I – первом императоре.
  2. Сформировать представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра Великого.
  3. Выявить значение этих преобразований.
  4. Расширить кругозор, обогатить словарный запас учащихся.

Развивающие:

  1. Развивать умение работать с различными источниками информации, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  2. Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, вести познавательную деятельность в коллективе, умение сотрудничать;
  3. Развивать коммуникативные способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать творческую личность, ответственно относящейся к истории страны;
  2. Воспитывать чувство гордости за Россию;
  3. Воспитывать дружбу, взаимовыручку.

Дидактические средства, интерактивное оборудование:учебник окружающего мира «Школа России» А. А.Плешаков4 класс(часть 2) – М: Просвещение; учебная презентация, раздаточный материал, рабочая тетрадь.

Методы и приемы работы: словесный, практический, самостоятельная работа, работа в парах.

Планируемые результаты:

Личностные:

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

- обретение чувства гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков;

- осознание себя гражданином своего Отечества

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение формулировать цель урока;

- умение работать с картой и лентой времени;

- умение отвечать на вопросы;

- умение формулировать выводы;

- умение оценивать свои достижения на уроке;

Познавательные:

- умение отмечать на ленте времени время правления Петра I;

- умение находить и отмечать на карте Санкт-Петербург;

- умение включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование;

-умение находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать речь других;

- умение работать в парах;

- умение излагать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

- умение рассказывать о Петре I и о его реформах;

- умение рассказывать о роли Петра I в истории Российского государства;

- знать, почему Петра I называют Великим;

- знание понятий: Верфь, реформа, империя, император.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля (К, В, С)

  1. Организационно-мотивационный

Настроить учащихся на активную продуктивную деятельность на уроке

Здравствуйте, ребята.Присаживайтесь! Меня зовут Екатерина Викторовна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Сядьте поудобнее, умные глазки смотрят на меня. Я прошу вас, ребята быть внимательными и активно мне помогать.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

Ф

С

  1. Актуализация знаний

Организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока

На прошлом уроке вы изучали тему «Мастера Печатных дел»

И сейчас мы проверим, как хорошо вы усвоили эту тему. У вас на столе лежит карточка с текстом, в котором пропущены слова. Вам нужно вставить слова, чтобы получился полный текст.

По велению царя Ивана… (Грозного) была открыта типография в… (Москве). Она находилась около стены… (Китай-города). Русским первопечатником стал… (Иван Федоров). Первая печатная книга называлась… («Апостол»). Позднее Иван Федоров напечатал первый русский… (букварь).

Поменяйтесь листочками, возьмите карандаш и проверьте работу соседа, сверяясь с ответами на слайде, а затем поставьте отметку:

6 плюсов – «5»

5 - 4 плюсов – «4»

3 плюсов – «3»

2 и меньше – «2»

  1. Сообщение темы урока

Организовать коммуникативное взаимодействие для знакомства с новыми понятиями

А для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно выполнить задание.

Обратите внимание на экран, нужно разгадать кроссворд и в выделенных клетках появится тема урока(слайд)

Вопросы к кроссворду:

1. Предприятие, где производят набор и печатание изделий. (Типография)

2. Название первой печатной книги на Руси. (Апостол)

3. Название металлических букв. (литера)

4. Фамилия первопечатника на Руси.(Федоров)

5. Типографические буквы, необходимые для набора текста, их отпечаток.(Шрифт)

6. Прозвище русского царя, который велел открыть типографию в Москве. (Грозный)

7. Фамилия немецкого первопечатника. (Гутенсберг)

Верно, тема нашего урока «Патриоты России»

- Ребята, а кто же это такой патриот?

- А сейчас давайте откроем словарь Даля и прочтем определения слова патриот.

Патриот – тот, кто предан своему отечеству, народу, готовы на подвиги и жертвы во имя интересов своей Родины.

- А что такое патриотизм?

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё.

- Дети, а  мы можем назвать патриотами Дмитрия Донского и Александра Невского?

- Почему?

- Сегодня на уроке я предлагаю вам, познакомится еще с одной исторической личностью, и попытаться определить, можно ли этого человека назвать патриотом.

- Итак, кем мог быть этот человек:

Представьте себе великана, без малого 2 метра роста, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна´ на лету. Его шаги были так велики,  а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Любил он всё делать сам. Считался опытным зубным врачом. Чтобы всё успеть он вставал в 3 утра. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Он быстро осваивал любое ремесло - мастерил лодки, стулья, посуду. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Особенно его привлекало корабельное дело. Одевался он скромно, носил немецкий кафтан, шапку надевал только в холод.

- Как вы думаете, о ком идет речь?

- Да, ребята это Петр Великий

- Мы будем говорить о царе, который за свою деятельность получил прозвище “Великий”. Хотите узнать, почему?

  1. Открытие нового знания

Знакомство с личностью Петра 1 и его  государственный  делах.

- Внимательно смотрим видеоролик.

Петр Алексеевич (1672 – 1725гг)

- А теперь …и …  расскажут нам о морском флоте и Граде Петра

Региональный компонент

Не все преобразования Петра I принимал народ с энтузиазмом. На вольном Тихом Дону произошло восстание донских казаков под руководством атамана Кондратия Булавина. На Дону был важен один девиз: «С Дона выдачи нет!» И если беглый крепостной оказывался на донской земле, то вливался в ряды вольного донского казачества. Но Пётр Iрешил нарушить этот девиз, не смотря что казаки помогли взять царю турецкую крепость Азов с атаманом Фролом Минаевым и послал своих солдат с князем Долгоруким забрать беглых крестьян, наказать их и вернуть хозяевам. И началась жестокая охота на людей. Булавин и верные ему люди, уничтожили этот отряд и отпустили пленников. С 1707 – 1708 шло восстание Кондратию Булавину не удалось добиться целей. Восстание было жестоко подавлено. Оно было подавлено правительственными силами, а 2 сотни участников восстания были казнены, 8 станиц были полностью стерты с лица земли.

В результате предательства домовитых казаков, Кондратий Булавин был убит, его люди оставшиеся без лидера, были разбиты.

  • Ну-ка ребята, кто знает, какого ещё знаменитого донского атамана предали домовитые казаки?
  • Правильно, Степана Разина. А кто мне напомнит, кто такие домовитые казаки?
  • Правильно, это богатые, родовитые казаки., а голутвенные – бедные. После подавления булавинского восстания   Петр начнёт сам назначать атаманов  донского казачества и так будут делать все  российскиеимператоры до НиколаяII. Надо отметить, что и наши предки, Вёшенские казаки участвовали в этом восстании и есть легенда, что её даже сжигали царские солдаты. И после этого наша станица перешла на другое место на котором сейчас и находиться.

Проблемная ситуация

- Историки называют Петра I преобразователем.

- Кто такой преобразователь?

- Где мы можем узнать лексическое значение слова?

- Давайте прочитаем значение слова.

Преобразователь - тот, кто преобразует что-то новое

Сейчас вы самостоятельно прочитаете текст из учебника на с.95 - 96. "Царь-преобразователь".

Я раздам вам карточки с выдержками из этого текста. Работая в паре, вы должны:

1. Выяснить, какие слова пропущены в предложенном вам тексте.

2. Вписать эти слова в карточки.

  1. Ввел новый... календарь.

  2. Празднуем новый год ...1января.

  3. Повелел отсчитывать годы от ... Рождества Христова.

  4. Упростил ... азбуку-кириллицу.

  5. Открыл новые ...типографии.

  6. Выпустил новую ... печатную газету.

  7. Основал первый музей ...-Кунсткамеру.

  8. Основал первую доступную всем... библиотеку.

  9. Подписал указ о создании ... Академии наук.

  10. Появился морской ...флот.

  11. Открыл новые города: ... (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург).

  12. Наладились отношения со странами ... Европы.

  13. Для подготовки специалистов были открыты ... школы.

  14. Запретил носить знатным мужчинам ... бороду.

  15. Запретил носить знатным людям  русское… платье.

  16. Были созданы новые органы... управления.

  17. В 1721 году Россия стала... империей.

  18. В 1721 году Петр I стал... императором.

- посмотрите на доску, правильно вы заполнили пропуски. А теперь … озвучь, все что вы написали.

Карта

Рассмотрим карту на стр.  92-93

Прочитайте название карты.

Рассмотрите легенду.

Найдите на карте города, которые построил Петр 1

(Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург)

Работа с контурной картой

  1. Раскрась различными цветами:

А) Территорию России к концу XVII века

Б) Территории, вошедшие в состав Российской империи в XVIII веке

  1. Отметь на карте города, появившиеся при Петре 1. Подчеркните новую столицу России
  2. В истории карты напишите свои обозначения, которые необходимы для вашей карты

  1. Физкультминутка

Снять напряжение у обучающихся путем смены вида деятельности

- Мы с вами хорошо потрудились и сейчас нам нужно отдохнуть и набраться сил для дальнейшей работы.

Раз, два, три, четыре

Шире шаг, шире шаг

На носочки подтянись

И налево повернись

И направо повернись        

И согнись, и разогнись

И соседу улыбнись

И на место ты садись

Работа с лентой времени

Возьмите в руки ленту времени. Давайте отметим на ней

- правление Петра 1 (1682-1725гг.)

- год, когда Россия стала империей (1721г)

- год провозглашения императоров Петра 1(1721г)

-  год основания Санкт – Петербурга  (1703г)

- год начала и окончания Северной войны (1700 – 1721гг.)

  1. Закрепление материала

- А теперь разгадаем кроссворд и скажем, кого мы можем назвать таким словом

  1. Как называлась первая русская газета. (Ведомости)
  2. Орган управления страной, введённый Петром I. (Сенат)
  3. При Петре был построен русский... (флот)
  4. В ходе Северной войны со шведами при Петре появилась русская (армия)
  5. Навигацкие, инженерные, «цифирные» ... (школы)
  6. Область, которой управлял губернатор. (губерния)
  7. Кунсткамера – это первый русский .... (музей)

– Какое слово получилось по вертикали

– Кого мы называем таким именем?

– А почему?

Город Санкт-Петербург, является памятником Петру Великому, его делам, свершениям. Оценивая деятельность Петра Великого, русская императрица, Екатерина II, повелела установить Петру I памятник, человеку основавшему город на европейский лад. Этот памятник мы знаем под названием «Медный всадник».

– Почему российские императоры не жалели средств на его украшения?

- А сейчас мы посмотрим видеоролик, где Петр 1 произносит речь перед Полтавской битвой. А потом ответим на вопрос. Что мы можем сказать о Петре великом после этих слов? Какой он?

Видеоролик

– Что имел в виду А.С.Пушкин, который писал о Петре I: «на троне вечный был работник»?

- Великий

- Петр 1 Великий

- Новая столица

  1. Итог урока

С именем Петра I Великого связано появление Российской империи на мировой арене. Он стал первым императором. С преобразователем России, мы связываем грандиозные успехи страны. Это были настоящие преобразования во всех областях: науке, технике, экономике. Россия, наконец-то, воспряла ото сна и на весь мир властью заявила о себе. Спасибо вам за то, что многие из вас проявили себя знающими, пытливыми, находчивыми.

  1. Домашнее задание

- Откроем дневники и запишем домашнее задание.

            Стр. 94-100 ???(вопросы)

  1. Рефлексия

- Ребята у вас на столе лежат смайлики. Если у вас все получилось на уроке и не возникало никаких трудностей, то нарисуйте смайлику улыбку. Если вы не справились с заданиями на уроке,  вам не понятна тема, нарисуйте смайлику грустную улыбку.

- За сообщения …… и ……. получают  оценки.

- Ребята, вы большие молодцы. Я была рада провести у вас урок. Спасибо, до свидание.

Подпись учителя _______________/ Солдатова О.В.

Подпись методиста _____________/Каргин С.В.

Оценка _______


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

По велению царя Ивана Грозного была открыта типография в Москве . Она находилась около стены Китай-города . Русским первопечатником стал Иван Федоров . Первая печатная книга называлась «Апостол». Позднее Иван Федоров напечатал первый русский букварь . Тема «Мастера Печатных дел»

Слайд 3

6 плюсов – « 5 » 5-4 плюса – « 4 » 3 плюса – « 3 » 2 и меньше - « 2 »

Слайд 5

4 1 3 5 6 7 2 Т И П О Г Р А Ф И Я Л И Т Е Р А Ф Е Д О Р О В Ш Р И Ф Т Г Р О З Н Ы Й Г У Т З Е Н Б Е Р Г А П О С Т О Л

Слайд 7

Патриот – тот, кто предан своему отечеству, народу, готовы на подвиги и жертвы во имя интересов своей Родины.

Слайд 8

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё.

Слайд 10

Петр 1

Слайд 16

«С Дона выдачи нет!»

Слайд 18

Ввел новый календарь. Празднуем новый год 1 января. Повелел отсчитывать годы от Рождества Христова. Упростил азбуку-кириллицу. Открыл новые типографии. Выпустил новую печатную газету. Основал первый музей Кунсткамеру. Основал первую доступную всем библиотеку. Подписал указ о создании Академии наук. Появился морской флот.

Слайд 19

Открыл новые города: Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург. Наладились отношения со странами Европы. Для подготовки специалистов были открыты школы. Запретил носить знатным мужчинам бороду. Запретил носить знатным людям русское платье. Были созданы новые органы управления. В 1721 году Россия стала империей. В 1721 году Петр I стал императором.

Слайд 21

1 2 3 4 5 6 7 в е д о м о с т и с е н а т ф л о т а р м и я ш к о л а г у б е р н и я м у з е й

Слайд 23

Медный всадник



Предварительный просмотр:

Град Петра

16 мая 1703 года Пётр заложил на берегах Невы крепость, которую назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Царь назвал город не в свою честь. Город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. 

Город начался со строительства Петропавловской крепости. В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещён флюгер в виде ангела.

Город строили тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Царь Пётр работал вместе со всеми. Для него важно было только благо и польза народа. 

Морской флот

Вернувшись из Азова в 1969году, Петр, совместно с Боярской думой принял решение о том, что каждый житель государства должен принять участие в постройке кораблей российского флота.
Было запланировано строительство 80 кораблей силами населения, и еще 80 должны были быть построены самим государством. Работы велись на Воронежских верфях и пристанях окрестных городов.

Нужны были люди, знакомые с навигационной наукой, способные управлять кораблями. Обучиться этому можно было только за границей, поэтому Петр снаряжает в дорогу 35 молодых людей.
Позднее он и сам отправляется в Европу в составе Великого посольства с целью дальнейшего изучения корабельного дела.
После возвращение из обучения, молодые специалисты должны были сдавать экзамен самому царю. 
В 1715 году в Петербурге начала действовать Морская академия, где готовили офицеров для военно-морского флота, а год спустя начата подготовка офицерского состава через роту гардемаринов.

1682 г.

1700 г.

1703 г.

1721 г.

1725 г.

Рождение Петра 1

Начало северной войны

Год основания Санкт –Петербурга

1.Провозглашение Петра 1 императором

2.Россия стала империей 3.Окончание Северной войны

Смерть Петра 1

        

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

По велению царя Ивана ____________ была открыта типография в _________. Она находилась около стены ____________. Русским первопечатником стал _______________. Первая печатная книга называлась _______________. Позднее Иван Федоров напечатал первый русский ___________.

  1. Ввел новый ____________

  2. Празднуем новый год ____________

  3. Повелел отсчитывать годы от ____________

  4. Упростил ____________

  5. Открыл новые ____________

  6. Выпустил новую ____________

  7. Основал первый музей ____________

  8. Основал первую доступную всем ____________

  9. Подписал указ о создании ____________

  10. Появился морской ____________

  11. Открыл новые города: ____________

  12. Наладились отношения со странами ____________ 

  13. Для подготовки специалистов были открыты  ____________

  14. Запретил носить знатным мужчинам ____________

  15. Запретил носить знатным людям  русское  ____________ 

  16. Были созданы новые органы ____________

  17. В 1721 году Россия стала____________ 

  18. В 1721 году Петр I стал ____________

  1. Ввел новый ____________

  2. Празднуем новый год ____________

  3. Повелел отсчитывать годы от ____________

  4. Упростил ____________

  5. Открыл новые ____________

  6. Выпустил новую ____________

  7. Основал первый музей ____________

  8. Основал первую доступную всем ____________

  9. Подписал указ о создании ____________

  10. Появился морской ____________

  11. Открыл новые города: ____________

  12. Наладились отношения со странами ____________ 

  13. Для подготовки специалистов были открыты  ____________

  14. Запретил носить знатным мужчинам ____________

  15. Запретил носить знатным людям  русское  ____________ 

  16. Были созданы новые органы ____________

  17. В 1721 году Россия стала____________ 

  18. В 1721 году Петр I стал __________

        

                     stranica_35.jpg6daa495022af29611a6d5a2dd42d77fa.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Россия – наша Родина»

Урок соответствует стандартам нового поколения. Цель урока: Формирование представления учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве, воспитание патриотизма....

Модуль "Основы мировых религиозных культур" технологическая карта урока "Россия - наша Родина"

Курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Технологическая карта урока. Тема: "Россия - наша Родина". Цель: формирование целостного образа России,...

«Технологическая карта урока «Россия - наша Родина» по учебному модулю «Основы православной культуры»

4 класс ОРКСЭ. Основы православной культуры. Подробная разработка урока "Россия – наша Родина"....

Технологическая карта урока "Россия-наша Родина"

  Технологическая карта урока "Россия-наша Родина" комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль ОПК) - 4 класс...

Технологическая карта урока «Россия вступает в XX век» (Окружающий мир)

Цели деятельности учителя:  формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX векаПланируемые результаты:Предметные:·...

Технологическая карта урока Россия и ее соседи.

Технологическая карта разработана для урока окружающий мир. 4 классАвтор УМК: ОС «Начальная школа 21 век»: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир». Учебник для 4го класса в 2х частях....