Уроки экологической этики «Человек – добрый великан в природе»
статья по окружающему миру
Уроки экологической этики «Человек – добрый великан в природе»
Любое живое существо имеет право на жизнь, как и человек, ничуть не меньшее.
«Поступай по отношению к природе так,
как ты хотел бы, чтобы поступали
по отношению к тебе».
В данной статье представлен экологический материал для учащихся начальной школы по охране окружающей природы. Как приучить детей бережному отношению к природе? Данные материалы придуманы детьми под руководством учителя и послужили началом создания экологической книги класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для экологической книги | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки экологической этики «Человек – добрый великан в природе»
Любое живое существо имеет право на жизнь, как и человек, ничуть не меньшее.
«Поступай по отношению к природе так,
как ты хотел бы, чтобы поступали
по отношению к тебе».
Советы, | Запреты Пожалуйста, |
Насекомые, лягушки и пауки | |
Наблюдай в лесу за насекомыми Все живые существа умеют защищаться Если насекомое случайно попало к вам в дом – осторожно выпусти его на волю Уважайте жизнь дождевого червя (Лопата над червячком) | Не лови насекомых, все живые существа умеют защищаться Не трогай гнезда ос, не мешай заниматься им делом Не разоряй муравейники Берегите раков Если в водоеме увидел пиявку, не заходи в воду, подожди пока она уплывет. Водоем – это ее дом Моллюски, покрытые ракушкой нужны реке. Не выбрасывай их на берег. Не обрывай нарочно сети пауков, не обижай неутомимых тружеников Не надо в природе просто так переворачивать камни, там прячутся мелкие насекомые и жабы. Не обижай лягушку, если встретишь у пруда Не трогай икринки в пруду и не обижай головастиков лягушек. Они совсем малыши |
Птицы | |
Будем слушать в лесу природу: пение птиц и шелест листьев, но не музыку. | Не подходи близко к гнездам птиц |
Животные | |
Мусор наносит вред лесным жителям, в жаркий день может вызвать пожар и нарушает красоту природы. Мусор свой возьми домой, не оставляй в лесу. Напоминайте папе и всем водителям, что оставлять включенным двигатель нельзя, выхлопные газы вредны людям и всему живому. | Не ломай норки зверьков, это дом для них. Не разоряй и не подходи близко к птичьим гнездам. Весна – особенное время для зверей и птиц, не отпускайте с поводка свою собаку в лесу и парке. Лучше своего любимца оставить дома. Не будем создавать лишний шум в природе. Особенно опасно для лесных малышей. Не приноси домой диких животных (ежей, зайцев) просто так. Для них родной дом – это лес, они привыкли жить там. У нас дома им плохо. |
Растения | |
Ходите в лесу по имеющимся тропинкам. Новые старайтесь не прокладывать. Собирай только спелые ягоды. Недозревшие - не обладают теми ценными питательными и лечебными свойствами, которые есть у зрелых ягод. Все растения, от больших деревьев, до маленьких травиночек, нужны природе и человеку. К деревьям относись с уважением, по-доброму. Они нужны тем, кто жил до нас, нужны нам, и тем, кто будет жить после нас. | Не будем у березки брать сок, оставим березке. Ей он нужнее. В лесу, на лугу, водоеме не срывай цветы, полюбуйся, сфотографиуй и оставь его природе. Не ломайте, не повреждайте, не рубите попусту деревья и кусты. Не порань кору дерева ножом Не разводи костры в лесу |
Почва | |
Берегите почву! | Не сжигай прошлогоднюю траву, в ней могут быть личинки насекомых, гнезда птиц, семена растений, сгорает верхний плодородный слой почвы. Не стоит в лес въезжать на автомобиле или мотоцикле. Бензин, смазочное масло отравляют все живое. Не оставляй мусора на берегу водоема и на берегу. Не кидай в водоем. Не вреди красоте леса. Не оставляй в лесу мусора. Ни чего не закапывайте и не выливайте. |
Правила сбора лекарственных растений
- Если лекарственное растение редкое, внесено в Красную книгу, то рвать его нельзя.
- Не рви все растения в том или ином месте, часть их оставляй в природе, чтобы в этом месте лекарственные растения не исчезли.
- Собирай их так, чтобы не повредить другим растениям, а также животным. В траве, на кустах и деревьях обитает великое множество насекомых, пауков и прочих аленьких существ. Там их жилища, их потомство. Они не должны страдать.
- Можно собирать растения только там, где нет свалок и помоек, где сито и красиво.
- Нельзя собирать растения вблизи автомобильных дорог и в городах с загрязненным воздухом. Вредные вещества проникают в растения, делая их опасными.
Лекарственные растения – наши верные друзья. Так будем же и мы им друзьями!
Правила сбора грибов
- Срезай грибы ножом. Самая нижняя часть ножки останется в почве.
- Не разрывай лесную подстилку. Это ожжет повредить грибнице, она будет болеть.
- Не сбивай ненужные тебе грибы.
- Собирай грибы осторожно, чтобы не сделать плохо живым существам.
- Старайся собирать съедобные грибы в корзинку, не в пакет, сумку или ведро. Часто на грибочке или внутри есть жуки, они выберутся и останутся в лесу, пока ты будешь ходить по лесу. А также будут высыпаться споры грибов и ты будешь «сеятелем грибов».
- Не топчи и не порти несъедобные грибы, особенно мухоморы.
Не собирай 1. слишком старые грибы.
2. неизвестные грибы.
3. возле автомобильных дорог.
4. в местах, загрязненных мусором и отходами.
5. слишком маленькие грибочки.
6.червивые грибы оставь зверькам и насекомым на обед.
Прочитав нашу книжку, кое-кто, возможно, скажет: «Если всё, что советуют авторы, соблюдать, то как же вообще жить? Да и жить-то будет неинтересно: мусорить в природе нельзя, рвать растения нельзя, поймать бабочку или ещё кого-нибудь просто так тоже нельзя. Даже ходить надо осторожно. Да что же это такое!» Именно так сказала одна девочка, возражая учителю на уроке. Но, пожалуйста, поверь нам: зная все эти правила и придерживаясь их, можно очень хорошо жить и трудиться. Ведь ты будешь знать, что своими поступками не приносишь вреда другим живым созданиям и всей природе. И ты сможешь радоваться этому.
Возможно, возникнет и ещё одно возражение: «Если я сам буду хорошо вести себя в природе, никого зря не буду ловить, не буду ничего ломать, нигде не буду оставлять мусор, то ведь всё равно это сделают другие. Надо ли мне самому так уж стараться? » Надо, очень даже надо! То, что именно от тебя не будет вреда природе, очень хорошо. Это значит, что в природе всё равно сохранится больше цветов, бабочек, непораненных деревьев, чистых опушек и полян... Твоё достойное поведение в природе будет радовать и тебя, и твоих близких. А для кого-то, пусть не для всех, оно послужит хорошим примером. А это возражение, о котором мы сказали, пускай совсем тебя не смущает. Если поступать в соответствии с ним, то в природе вообще ничего хорошего и красивого не останется.
Мы познакомились со многими правилами поведения в природе. А можно ли выразить их все в одной фразе, сформулировать одно, самое главное правило? Да, можно. С древних времён людям известно Золотое правило этики. Оно гласит: «Поступай по отношению к людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Примерно так же будет звучать и Золотое правило экологической этики: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курма "Уроки экологической этики"
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по экологии 2-4 классов....
Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока по теме "Человек проникает в тайны природы"
Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока по теме "Человек проникает в тайны природы"...
Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Презентация к уроку по теме "Человек проникает в тайны природы"
Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Презентация к уроку по теме "Человек проникает в тайны природы"...
"Добро и зло в природе и человеческом мире". Урок светской этики.
Материал урока учит детей анализировать собственные поступки, разбираться в вечном вопросе "Что такое хорошо и что такое плохо"....
Урок (ОРКСЭ) Модуль Основы светской этики Человек рожден для добра.
Тип урока: урок рефлексии.Цель:познакомить детей с понятиями этики «созидание и разрушение», «материальные и духовные потребности», формировать умение применят...
Методическая разработка учебного занятия по предмету «Основы религиозных культур и светской этике. Модуль: светская этика» «Человек рождён для добра»
Методическая разработка учебного занятия...
Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики "Человек рождён для добра"
Знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле. Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление понятия доб...