Уроки экологической этики «Человек – добрый великан в природе»
статья по окружающему миру

Киндякова Елена Викторовна

Уроки экологической этики «Человек – добрый великан в природе»

Любое живое существо имеет право на жизнь, как и человек, ничуть не меньшее.

«Поступай по отношению к природе так,

как ты хотел бы, чтобы поступали

по отношению к тебе».

В данной статье представлен экологический материал для учащихся начальной школы по охране окружающей природы. Как приучить детей бережному отношению к природе? Данные материалы придуманы детьми под руководством учителя  и послужили началом создания экологической книги класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки экологической этики «Человек – добрый великан в природе» 

Любое живое существо имеет право на жизнь, как и человек, ничуть не меньшее.

«Поступай по отношению к природе так,

как ты хотел бы, чтобы поступали

по отношению к тебе».

Советы,

Запреты

Пожалуйста,

Насекомые, лягушки и пауки

Наблюдай в лесу за насекомыми

 Все живые существа умеют защищаться

Если насекомое случайно попало к вам в дом – осторожно выпусти его на волю

Уважайте жизнь дождевого червя (Лопата над червячком)

Не лови насекомых, все живые существа умеют защищаться

Не трогай гнезда ос, не мешай заниматься им делом

 Не разоряй муравейники

 Берегите раков

Если в водоеме увидел пиявку, не заходи в воду, подожди пока она уплывет.  Водоем – это ее дом

Моллюски, покрытые ракушкой нужны реке. Не выбрасывай их на берег.

Не обрывай нарочно сети пауков, не обижай неутомимых тружеников

Не надо в природе просто так переворачивать камни, там прячутся мелкие насекомые и жабы.

 Не обижай лягушку, если встретишь у пруда

Не трогай икринки в пруду и не обижай головастиков лягушек. Они совсем малыши

Птицы

Будем слушать в лесу природу: пение птиц и шелест листьев, но не музыку.

Не подходи близко к гнездам птиц

Животные

Мусор наносит вред лесным жителям, в жаркий день может вызвать пожар и нарушает красоту природы. Мусор свой возьми домой, не оставляй в лесу.

Напоминайте папе и всем водителям, что оставлять включенным двигатель нельзя, выхлопные газы вредны людям и всему живому.

Не ломай норки зверьков, это дом для них.

Не разоряй и не подходи близко к птичьим гнездам.

Весна – особенное время для зверей и птиц, не отпускайте с поводка свою собаку в лесу и парке. Лучше своего любимца оставить дома.

Не будем создавать лишний шум в природе. Особенно опасно для лесных малышей.

Не приноси домой диких животных (ежей, зайцев) просто так.  Для них родной дом – это лес, они привыкли  жить там. У нас дома им плохо.

Растения

Ходите в лесу по имеющимся тропинкам. Новые старайтесь не прокладывать.

Собирай только спелые ягоды. Недозревшие - не обладают теми ценными питательными и лечебными свойствами, которые есть у зрелых ягод.

Все растения, от больших деревьев, до маленьких травиночек, нужны природе и человеку.

К деревьям относись с уважением, по-доброму. Они нужны тем, кто жил до нас, нужны нам, и тем, кто будет жить после нас.

Не будем у березки брать сок, оставим березке. Ей он нужнее.

В лесу, на лугу, водоеме не срывай цветы, полюбуйся, сфотографиуй и оставь его природе.

Не ломайте, не повреждайте, не рубите попусту деревья и кусты.

Не порань кору дерева ножом

Не разводи костры в лесу

Почва

Берегите почву!

Не сжигай прошлогоднюю траву, в ней могут быть личинки насекомых, гнезда птиц, семена растений, сгорает верхний плодородный слой почвы.

Не стоит в лес въезжать на автомобиле или мотоцикле. Бензин, смазочное масло отравляют все живое.

Не оставляй мусора на берегу водоема и на берегу. Не кидай в водоем.

Не вреди красоте леса. Не оставляй в лесу мусора.

 Ни чего не закапывайте и не выливайте.

Правила сбора лекарственных растений

  1. Если лекарственное растение редкое, внесено в Красную книгу, то рвать его нельзя.
  2. Не рви все растения в том или ином месте, часть их оставляй в природе, чтобы в этом месте лекарственные растения не исчезли.
  3. Собирай их так, чтобы не повредить другим растениям, а также животным. В траве, на кустах и  деревьях обитает великое множество насекомых, пауков и прочих аленьких существ. Там их жилища, их потомство. Они не должны страдать.
  4. Можно собирать растения только там, где нет свалок и помоек, где сито и красиво.
  5. Нельзя собирать растения вблизи автомобильных дорог и в городах с загрязненным воздухом. Вредные вещества проникают в растения, делая их опасными.

                                         Лекарственные растения – наши верные друзья. Так будем же и мы им друзьями!

Правила сбора грибов

  1. Срезай грибы ножом. Самая нижняя часть ножки останется в почве.
  2. Не разрывай лесную подстилку. Это ожжет повредить грибнице, она будет болеть.
  3. Не сбивай ненужные тебе грибы.
  4. Собирай грибы осторожно, чтобы не сделать плохо живым существам.
  5. Старайся собирать съедобные грибы в корзинку, не в пакет, сумку  или ведро. Часто на грибочке или внутри есть жуки, они выберутся и останутся в лесу, пока ты будешь ходить по лесу. А также будут высыпаться споры грибов и ты будешь «сеятелем грибов».
  6. Не топчи и не порти несъедобные грибы, особенно мухоморы.

Не собирай    1. слишком старые грибы.

                          2. неизвестные грибы.

                          3. возле автомобильных дорог.

                          4. в местах, загрязненных мусором и отходами.

                          5. слишком маленькие грибочки.

                          6.червивые грибы оставь зверькам и насекомым на обед.

                         

         Прочитав нашу книжку, кое-кто, возможно, скажет: «Если всё, что советуют авторы, соблюдать, то как же вообще жить? Да и жить-то будет неинтересно: мусорить в природе нельзя, рвать растения нельзя, поймать бабочку или ещё кого-нибудь просто так тоже нельзя. Даже ходить надо осторожно. Да что же это такое!» Именно так сказала одна девочка, возражая учителю на уроке. Но, пожалуйста, поверь нам: зная все эти правила и придерживаясь их, можно очень хорошо жить и трудиться. Ведь ты будешь знать, что своими поступками не приносишь вреда другим живым созданиям и всей природе. И ты сможешь радоваться этому.

Возможно, возникнет и ещё одно возражение: «Если я сам буду хорошо вести себя в природе, никого зря не буду ловить, не буду ничего ломать, нигде не буду оставлять мусор, то ведь всё равно это сделают другие. Надо ли мне самому так уж стараться? » Надо, очень даже надо! То, что именно от тебя не будет вреда природе, очень хорошо. Это значит, что в природе всё равно сохранится больше цветов, бабочек, непораненных деревьев, чистых опушек и полян... Твоё достойное поведение в природе будет радовать и тебя, и твоих близких. А для кого-то, пусть не для всех, оно послужит хорошим примером. А это возражение, о котором мы сказали, пускай совсем тебя не смущает. Если поступать в соответствии с ним, то в природе вообще ничего хорошего и красивого не останется.

Мы познакомились  со многими правилами поведения в природе. А можно ли выразить их все в одной фразе, сформулировать одно, самое главное правило? Да, можно. С древних времён людям известно Золотое правило этики. Оно гласит: «Поступай по отношению к людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Примерно так же будет звучать и Золотое правило экологической этики: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курма "Уроки экологической этики"

Календарно-тематическое планирование факультативного курса по экологии 2-4 классов....

Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока по теме "Человек проникает в тайны природы"

Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока по теме "Человек проникает в тайны природы"...

Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Презентация к уроку по теме "Человек проникает в тайны природы"

Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Презентация к уроку по теме "Человек проникает в тайны природы"...

"Добро и зло в природе и человеческом мире". Урок светской этики.

Материал урока учит детей анализировать собственные поступки, разбираться в вечном вопросе  "Что такое хорошо и что такое плохо"....

Урок (ОРКСЭ) Модуль Основы светской этики Человек рожден для добра.

Тип урока:  урок  рефлексии.Цель:познакомить детей с понятиями этики «созидание и разрушение», «материальные и духовные потребности», формировать умение применят...

Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики "Человек рождён для добра"

Знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле. Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление понятия доб...