"Добро и зло в природе и человеческом мире". Урок светской этики.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Материал урока учит детей анализировать собственные поступки, разбираться в вечном вопросе "Что такое хорошо и что такое плохо".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок светской этики в 4 классе | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика».
4 класс
Тема: Добро и зло в природе и человеческом мире.
Цели: Формирование основ морали – осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Повышение уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Основные термины: добро и зло как основные этические понятия.
Оборудование: слайды природных явлений, электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева, словари С.И.Ожегова, карточки со словами – качествами человека, рисунки детей.
Ход урока.
- Организация деятельности обучающихся.
Урок начнём с путешествия.
(Просмотр слайдов цунами, смерч, гроза, лесная опушка, степь весной, берег пляжа).
-Где бы вы хотели побывать? Почему? А где вы испытали страх? Почему?
- Природа бывает доброй к людям, а бывает злой.
- Как вы понимаете слово «Добро»?
-Подберите однокоренные слова к слову добро (доброта, добрый, добренький, добрейший).
- Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди? Что вы знаете о добре и зле?
Вывод: к доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить.
- II. Работа в группах.
- Работая в группах, вам необходимо найти определения добра и зла.
1 группа.
Раскрасить лодочки (весёлый кораблик - пиратский корабль)
Нарисовать лицо человека (с улыбкой и злым выражением лица).
Море ласковое и бурный океан.
2 группа.
В словаре С.И.Ожегова найти определения добра и зла.
3 группа.
Разделить карточки с качествами человека - добро и зло на две группы. (У доски).
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
III. Проверка выполнения работы. Итог.
- Приятнее находиться в ласковом мире и среди добрых людей, милосердных, честных, справедливых. Кто же установил правила, где граница между добром и злом?
IV. Чтение текста учебника и обсуждение информации. С.17
- На чём основаны правила поведения? Кто установил «Что такое хорошо и что такое плохо»?
Закрепление понятий.
- Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь цели злым способом.
- С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(«Цветик – семицветик» В.Катаев.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.)
- Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль»)
- Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Сказка «Морозко»)
- Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросил.
Кого-то поймает и
Что-то попросит.
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала.
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)
Когда мы слушаем сказки, то переживаем за наших героев, радуемся вместе с ними. В сказках всегда побеждает добро. А в жизни?
V. Домашнее задание.
-Составить правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми, оформить книжку-раскладушку или плакат с иллюстрациями. Организуем выставку «Школа доброты» для обучающихся начальной школы.
VI. Тренажёр.
- Добрым человека можно назвать, если… (он делает добро по велению сердца)
- Добрым человека делает … (умение любить)
- Добрым православный человек должен быть … (со всеми людьми)
- Добрым православный человек должен быть, чтобы… ( быть счастливым)
VII. Проверка домашнего задания.
- Народ мудростью богат. Прочтите пословицы и поговорки о добре и зле, которые вы подобрали дома.
Жизнь дана на добрые дела.
VIII. Рефлексия.
-Сегодня на уроке я понял…
-Сегодня на уроке я решил…
Резерв. Может ли один человек сделать и что-то доброе и что-то злое?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока светской этики 4 класс тема "Семья"
РАЗРАБОТКА УРОКА «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)...
Разработка к уроку по ОРКСЭ "Ценные качества человеческой души" (блок Светская этика)
разработка к уроку с использованием демонстрационного материала, кроссворда...
Презентация к уроку светской этики, 4 класс
Презентация к уроку светской этики (курс ОРКиСЭ) в 4 классе. Тема: "Культура и мораль"...
Технологическая карта урока светской этики по теме:" ДРУЖБА"
Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Дружба"....
Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"
Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....
Урок светской этики. Тема "Дружба" 4 класс
Презентация урока светской этики по теме "Дружба"...
Тема: Этикет общения по телефону Урок светской этики в 4 классе
На примерах разыгранных жизненных ситуаций в сценках дети показывают и доказывают, что урока актуальна и полезна и, вероятно, поможет всем задуматься и посмотреть не себя со стороны, исправить некотор...