Урок (ОРКСЭ) Модуль Основы светской этики Человек рожден для добра.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Жданова Елена Анатольевна

Тип урока:  урок  рефлексии.Цель:познакомить детей с понятиями этики «созидание и разрушение», «материальные и духовные потребности», формировать умение применять их посредством  анализа ситуаций (притч); научить сопоставлять категории добра и зла;воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; развивать умения преодолевать трудности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРКСЭ. Модуль «Основы светской этики» (4 КЛАСС)

Урок 20
ТЕМА:    Человек рождён для добра.

Тип урока:  урок  рефлексии.

Цель: 

  • познакомить детей с понятиями этики «созидание и разрушение», «материальные и духовные потребности», формировать умение применять их посредством  анализа ситуаций (притч); научить сопоставлять категории добра и зла;
  • воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
  • развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; развивать умения преодолевать трудности.

     Задачи:

  • воспитание  нравственной  культуры, уважение друг к  другу и  окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
  • формирование представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
  • развитие учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с различными источниками;
  • совершенствование коммуникативных компетенций в процессе групповой формы обучения;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Используемые образовательные технологии:

  • технология групповой деятельности;
  • игровая технология;
  • технология деятельностного метода;
  • личностно – ориентированная технология;

      Оборудование: материалы для работы в группах, индивидуальной            работы, презентация к уроку.

                                                   ХОД УРОКА:

I. Организационный  момент . Игра «Моя вселенная».

 (Дети становятся в круг. Учитель даёт в руки первому ученику сердечко, которое ребята быстро передают друг другу, отвечая на вопрос учителя. Вопросы могут быть такими: «Любимый цвет, фрукт, овощ, урок, спорт, город, любимое блюдо, занятие, время года..»)

II. Мотивация к уроку (введение в тему)

(рассуждение над прочитанными  детьми изречениями)

III. Работа над изучением материала.

- Вы сказали, что жизнь – самое ценное для человека. А для чего нужна жизнь человеку,  для чего рожден человек?  (Ответы детей).

(На доске написана часть темы урока: «Человек рожден для…». )

- Спасибо за ответы. Тему  мы допишем в конце урока. А сейчас мы порассуждаем над этими словами.

- Посмотрите на экран и скажите, что из предложенного необходимо человеку для жизни? (На экране рисунки : ученик за партой, книги, машина, кошелек с деньгами, лес, игрушки, телевизор, компьютер, люди. Ученики приходят к выводу, что необходимо всё.)

- А что еще необходимо, чего нет  в предложенных рисунках?                    (Еда, дом, семья, работа и т.д.)

Дети с учителем приходят к выводу, что жизнь – это возможность трудиться, проявлять себя, но для этого появляются потребности.

- А что такое «потребность»?  (Ответы детей)

- Обратимся к словарю и проверим ваши предположения. ( На экране определение: «Потребность – это нужда человека в том, что ему так необходимо для жизни»).

-Так какие потребности у человека? (Разные)

- Посмотрите на экран. Вы видите, что все потребности человека можно распределить на две группы -  материальные и духовные. Какие потребности вы отнесете к материальным, а какие к духовным? (Ответы детей).

Работа в группах.

- Перед вами слова. Вам необходимо выбрать все, в которых у вас возникает жизненная потребность. (Дается 2 минуты).

- Вы выбрали очень много слов, потому что, действительно, у людей очень много потребностей.

Работа в парах.

- А теперь, работая в парах, оставьте из всех потребностей лишь пять, которые вы считаете более необходимыми. (Дается 1 минута).

Самостоятельная работа.

- А сейчас вы будете работать самостоятельно. Вам необходимо оставить лишь три слова – потребности, которые вы считаете самыми необходимыми в своей жизни.

- Зачитайте, что вы выбрали.

- Как вы думаете, эти потребности направлены на созидание или разрушение? (Дети, не зная значения слова «созидание» отвечают, что на созидание, т.к. не на разрушение точно).

- А как вы понимаете слово «созидание»? (Дети отвечают. Затем учитель дает объяснение этому слову, а ребята сравнивают свои предположения).

 Работа в группах.

- Перед вами слова. Нужно посоветоваться друг с другом и выписать понятия в два столбика – те, которые разрушают и те, которые созидают.            (Дается две минуты).

- Чтецы команд, зачитайте свои слова. (Сперва на разрушение, затем на созидание).

- Аналитики команд, объясните выбор. (Учитель выборочно спрашивает представителей команд).

Аналитическая работа над смыслом притчи «Копейка».

- Почему так закончилась притча? Какие мысли были у паренька вначале? А потом? Какой дар он получил, когда думал о хороших, добрых поступках? А что случилось, когда он впустил плохие мысли? Так, почему он остался с одной копейкой?

- Какой вывод мы сделаем?  (Всегда думай о добре и делай добро).

- Вернёмся к теме урока. Прочтите еще раз. Какое слово допишем?     (…добра ).

- Тогда улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем того, что хотели бы пожелать себе. А теперь отправьте друг другу это воздушное письмо добра.  (Дети дуют на ладони, как будто посылая воздушное письмо).

IV. Итог урока.

- Прочтите слова на экране: « Ищите в жизни высокого, главного… того, что не увидишь глазами!!!»

- Что вам напомнили эти слова? (Название нового раздела по чтению).

- Чего мы не увидим глазами? (Душу человека, его мысли, чувства, желания…)

- Что в жизни главное? (Не зацикливаться на материальных потребностях, а уделять больше внимания духовному развитию, стараться больше совершать  добрых поступков).

- Я очень рада, что вы это понимаете, ребята! Предлагаю завершить урок песней, которая называется «Дорога добра». (Песня исполняется с видеосопровождением, анимация представлена к произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Домашнее задание: сочинить небольшую сказку о добре или нарисовать рисунок к сюжету сказки.



Предварительный просмотр:

ОРКСЭ. Модуль «Основы светской этики» (4 КЛАСС)

Урок 20
ТЕМА:    Человек рождён для добра.

Тип урока:  урок  рефлексии.

Цель: 

  • познакомить детей с понятиями этики «созидание и разрушение», «материальные и духовные потребности», формировать умение применять их посредством  анализа ситуаций (притч); научить сопоставлять категории добра и зла;
  • воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
  • развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; развивать умения преодолевать трудности.

     Задачи:

  • воспитание  нравственной  культуры, уважение друг к  другу и  окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
  • формирование представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
  • развитие учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с различными источниками;
  • совершенствование коммуникативных компетенций в процессе групповой формы обучения;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Используемые образовательные технологии:

  • технология групповой деятельности;
  • игровая технология;
  • технология деятельностного метода;
  • личностно – ориентированная технология;

      Оборудование: материалы для работы в группах, индивидуальной            работы, презентация к уроку.

                                                   ХОД УРОКА:

I. Организационный  момент . Игра «Моя вселенная».

 (Дети становятся в круг. Учитель даёт в руки первому ученику сердечко, которое ребята быстро передают друг другу, отвечая на вопрос учителя. Вопросы могут быть такими: «Любимый цвет, фрукт, овощ, урок, спорт, город, любимое блюдо, занятие, время года..»)

II. Мотивация к уроку (введение в тему)

(рассуждение над прочитанными  детьми изречениями)

III. Работа над изучением материала.

- Вы сказали, что жизнь – самое ценное для человека. А для чего нужна жизнь человеку,  для чего рожден человек?  (Ответы детей).

(На доске написана часть темы урока: «Человек рожден для…». )

- Спасибо за ответы. Тему  мы допишем в конце урока. А сейчас мы порассуждаем над этими словами.

- Посмотрите на экран и скажите, что из предложенного необходимо человеку для жизни? (На экране рисунки : ученик за партой, книги, машина, кошелек с деньгами, лес, игрушки, телевизор, компьютер, люди. Ученики приходят к выводу, что необходимо всё.)

- А что еще необходимо, чего нет  в предложенных рисунках?                    (Еда, дом, семья, работа и т.д.)

Дети с учителем приходят к выводу, что жизнь – это возможность трудиться, проявлять себя, но для этого появляются потребности.

- А что такое «потребность»?  (Ответы детей)

- Обратимся к словарю и проверим ваши предположения. ( На экране определение: «Потребность – это нужда человека в том, что ему так необходимо для жизни»).

-Так какие потребности у человека? (Разные)

- Посмотрите на экран. Вы видите, что все потребности человека можно распределить на две группы -  материальные и духовные. Какие потребности вы отнесете к материальным, а какие к духовным? (Ответы детей).

Работа в группах.

- Перед вами слова. Вам необходимо выбрать все, в которых у вас возникает жизненная потребность. (Дается 2 минуты).

- Вы выбрали очень много слов, потому что, действительно, у людей очень много потребностей.

Работа в парах.

- А теперь, работая в парах, оставьте из всех потребностей лишь пять, которые вы считаете более необходимыми. (Дается 1 минута).

Самостоятельная работа.

- А сейчас вы будете работать самостоятельно. Вам необходимо оставить лишь три слова – потребности, которые вы считаете самыми необходимыми в своей жизни.

- Зачитайте, что вы выбрали.

- Как вы думаете, эти потребности направлены на созидание или разрушение? (Дети, не зная значения слова «созидание» отвечают, что на созидание, т.к. не на разрушение точно).

- А как вы понимаете слово «созидание»? (Дети отвечают. Затем учитель дает объяснение этому слову, а ребята сравнивают свои предположения).

 Работа в группах.

- Перед вами слова. Нужно посоветоваться друг с другом и выписать понятия в два столбика – те, которые разрушают и те, которые созидают.            (Дается две минуты).

- Чтецы команд, зачитайте свои слова. (Сперва на разрушение, затем на созидание).

- Аналитики команд, объясните выбор. (Учитель выборочно спрашивает представителей команд).

Аналитическая работа над смыслом притчи «Копейка».

- Почему так закончилась притча? Какие мысли были у паренька вначале? А потом? Какой дар он получил, когда думал о хороших, добрых поступках? А что случилось, когда он впустил плохие мысли? Так, почему он остался с одной копейкой?

- Какой вывод мы сделаем?  (Всегда думай о добре и делай добро).

- Вернёмся к теме урока. Прочтите еще раз. Какое слово допишем?     (…добра ).

- Тогда улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем того, что хотели бы пожелать себе. А теперь отправьте друг другу это воздушное письмо добра.  (Дети дуют на ладони, как будто посылая воздушное письмо).

IV. Итог урока.

- Прочтите слова на экране: « Ищите в жизни высокого, главного… того, что не увидишь глазами!!!»

- Что вам напомнили эти слова? (Название нового раздела по чтению).

- Чего мы не увидим глазами? (Душу человека, его мысли, чувства, желания…)

- Что в жизни главное? (Не зацикливаться на материальных потребностях, а уделять больше внимания духовному развитию, стараться больше совершать  добрых поступков).

- Я очень рада, что вы это понимаете, ребята! Предлагаю завершить урок песней, которая называется «Дорога добра». (Песня исполняется с видеосопровождением, анимация представлена к произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Домашнее задание: сочинить небольшую сказку о добре или нарисовать рисунок к сюжету сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ.Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"

Зачётная работа слушателя Оперативно-целевых курсов по программе "Ступени роста"Конспект урока ОРКСЭ .Модуль «Основы светской этики»  Тема"Дружба"...

Защитники Отечества. Проект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики").

Цель данного урока по ОСЭ -  воспитание патриотизма, любви и уважения к нашей Родине - России, формирование чувства гордости за свой народ и своих близких.  Детьми заранее  была проведе...

Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" на тему "Обычаи и обряды"

Презентация содержит фотографии и краткое описание известных обычаев и обрядов русского народа....

Конспект урока по модулю Основы светской этики.4 класс. Тема "Добро и зло" - учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Рахимова Фарзана Фаритовна

цели.Образовательная- познакомить с основными этическими понятиями: добро и зло;развивающая – развитие умения анализировать, активно воспринимать и осмысливать информацию;воспитательная – воспитывать ...

Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  Тема "Чувство Родины"...

Разработка урока ОРКСЭ, модуль Основы светской этики, тема "Дружба"

Разработка урока ОРКСЭ, модуль Основы светской этики, тема "Дружба"....

Урок ОРКСЭ, модуль Основы светской этики. Тема. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Данный урок по ОРКСЭ я разработала в рамках конкурса "Клевер ДНК" в номинации "Урок вне школы". Тема урока "От добрых правил - добрые слова и поступки". Эту тему лучше вс...