Программа факультативного курма "Уроки экологической этики"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по экологии 2-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kursu_uroki_ekologicheskoy_etiki.docx | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 1506, СВАО
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Уроки экологической этики»
2-4 класс
(общее количество часов:102 ч.)
Составитель:
учитель начальных классов
Новикова Надежда Владимировна
г. Москва
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по факультативному курсу «Уроки экологической этики» для 2-4 классов разработана на основе:
- Концепции модернизации Российского образования;
- Концепции содержания непрерывного образования;
Данный вариант рабочей программы разработан для факультативного курса «Уроки экологической этики» во 2 – 4 классах.
Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами окружающего мира, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экологическое образование – это не только знания, умения и навыки, но еще и этика, духовность, культура, гуманистическая и образовательная среда, учитывающая индивидуальные особенности и потребности учащихся, это умение сотрудничать, это новые методы, адекватные цели и задачи экологического развития.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию, расширяет и углубляет природоведческие знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
В число традиционно предлагаемых младшим школьникам дел встречаются такие природоохранные мероприятия, как подкормка птиц, разведение комнатных растений, уборка школьной территории. Очевидно, что посильная младшим школьникам деятельность не может внести коренных изменений в окружающую среду, но именно незначительное для природы и социума систематическое включение детей в экологическую деятельность имеет решающее значение для развития экологической культуры самого ребенка.
Программа направлена на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа отражает:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
- дифференцированное обучение;
- владение методами контроля.
Занимательность природоведческому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждом задании, логическом упражнении, развлечении, будь то ребус или самый элементарный кроссворд.
Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с принципами взаимодействия человека с природой.
Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
- формирование мотивации к изучению экологии, углубление и расширение природоведческих знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
- воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
- создание прочной основы для дальнейшего осмысления понятия «Человек- составная часть природы»;
- формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение факультативного курса «Уроки экологической этики» во 2 – 4 классах выделяется 102 часа, по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
- доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
- актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению окружающего мира, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся;
- системность: курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач);
- практическая направленность: участие в детских экологических акциях;
- мотивация: воспитывать доброго человека. Чем больше добрых людей будет на Земле, тем больше у человечества будет шансов выжить, и не просто выжить, а жить в согласии с природой.
Основные виды деятельности учащихся:
- практическая экологизированная деятельность;
- общение с представителями животного и растительного мира;
- эколого-эстетическая работа;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание курса
2 класс (34 ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс:2
Предмет: факультативный курс «Уроки экологической этики»
Программа: рабочая программа по факультативному курсу «Уроки экологической этики» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 34 (1 час в неделю )
№п/п | Название темы | количество часов | |
план | факт | ||
Тропа вопросов | 1 | ||
Дорогой ответов | 1 | ||
Почемучкина поляна | 1 | ||
Мешок загадок | 1 | ||
Кто оставил эти следы? | 1 | ||
У кого сколько ног (лось, муравей, паук) | 1 | ||
Паук в паутине | 1 | ||
Уроки дождевого червя | 1 | ||
Кошкин дом | 1 | ||
Любимцы нашей семьи | 1 | ||
Звуки далекие и близкие | 1 | ||
Лесные мелодии | 1 | ||
Голоса животных | 1 | ||
Где зимуют наши птицы | 1 | ||
Сколько птичьих песен ты слышал | 1 | ||
Охотники за еловыми шишками | 1 | ||
Крылатые архитекторы | 1 | ||
Какие травы лечат? | 1 | ||
Грибы-целители, грибы-вредители | 1 | ||
В гостях у Снежной Королевы | 1 | ||
Хоровод ароматов | 1 | ||
Приключения плодов и семян | 1 | ||
Березкины слезки | 1 | ||
Дерево и бумага | 1 | ||
Капелька | 1 | ||
Сколько лиц у воды | 1 | ||
Откуда дует ветер? | 1 | ||
Экологическая почта | 1 | ||
Команда спасателей | 1 | ||
Новые знакомства | 1 | ||
Лесные тайны | 1 | ||
Лесные Айболиты | 1 | ||
Разведка удивительного и прекрасного | 1 | ||
Урок-конкурс. | 1 |
Содержание курса
3 класс (34 ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 3
Предмет: факультативный курс «Уроки экологической этики»
Программа: рабочая программа по факультативному курсу «Уроки экологической этики» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 34 (1 час в неделю )
№п/п | Название темы | количество часов | |
план | факт | ||
Все связано со всем | 1 | ||
Флора и фауна | 1 | ||
Свет и цвет в природе | 1 | ||
Обитатели леса | 1 | ||
Лесная аптека | 1 | ||
Куда деваются листья? | 1 | ||
Что за гриб? | 1 | ||
Люди и деревья | 1 | ||
Зеленые «ежики» | 1 | ||
Праздник цветов | 1 | ||
Золотые ключи весны | 1 | ||
Их беда-наша вина | 1 | ||
Обитатели болот | 1 | ||
Обитатели океанов и морей | 1 | ||
Знакомые незнакомцы | 1 | ||
Пресмыкающиеся | 1 | ||
Кого на свете больше всех? | 1 | ||
Мир насекомых | 1 | ||
Три жизни божьей коровки | 1 | ||
Мир млекопитающих | 1 | ||
Разговоры животных | 1 | ||
«Если бы я был птицей» | 1 | ||
Животные в истории нашей семьи | 1 | ||
Животный мир и легенды | 1 | ||
Человек-часть природы | 1 | ||
Лесная стража | 1 | ||
Вода в природе | 1 | ||
Прогноз погоды | 1 | ||
Вопросы о погоде | 1 | ||
Заповедники | 1 | ||
Национальные парки | 1 | ||
Проделки ветра | 1 | ||
Туман и смог | 1 | ||
Экологический театр | 1 |
Содержание курса
4 класс (34 ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 4
Предмет: факультативный курс «Уроки экологической этики»
Программа: рабочая программа по факультативному курсу «Уроки экологической этики» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 34 (1 час в неделю )
№п/п | Название темы | количество часов | |
план | факт | ||
«Спешите спасти планету!» | 1 | ||
Среда обитания | 1 | ||
Экосистема | 1 | ||
Биоценоз | 1 | ||
Трофические и тропические связи | 1 | ||
Экологическая ниша | 1 | ||
Проблема обезлесения Земли | 1 | ||
Охрана вод | 1 | ||
Загрязнение почв | 1 | ||
Охрана полезных ископаемых | 1 | ||
Цена земли | 1 | ||
Самое ценное полезное ископаемое | 1 | ||
Охрана воздуха от загрязнения | 1 | ||
Атмосфера-среда обитания | 1 | ||
Проблема сохранения озонового слоя атмосферы | 1 | ||
«Окно» в атмосфере | 1 | ||
Кислотные дожди | 1 | ||
Погода и мы | 1 | ||
Защита экологических проектов | 1 | ||
Вездесущие сине-зеленые /водоросли/ | 1 | ||
Что мы едим | 1 | ||
Слишком много мусора | 1 | ||
Демографический кризис | 1 | ||
Солнце-мерило жизни | 1 | ||
Судьба природы-наша судьба | 1 | ||
Экологические катастрофы | 1 | ||
Экология и люди | 1 | ||
Телескоп и микроскоп | 1 | ||
«Живые» ископаемые | 1 | ||
Интересные факты и научные гипотезы | 1 | ||
Великие открытия в истории Земли | 1 | ||
Земля в мифах, легендах, сказках. | 1 | ||
Экологический суд | 1 | ||
Рыцарский турнир «Лесною тропой» | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Дополнительный материал для учителя |
|
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников | Интернет ресурсы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"
Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...
«Живое слово». Программа факультативного курса.
Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса «Живое слово» по литературному чтению для 4 класса. Тематическое планирование. Методические разработки занятий....
Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».
В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...
Программа факультативного курса «Мои права».
Изучение Конвенции «О правах человека» в начальной школе носит только ознакомительный характер и является пропедевтикой обучения школьников демократическим ценностям и правам человек...
Программа факультативного курса для детей "Приключение Мышки в Paint городе"
Дети получают основные навыки для работы с графическими редакторами....
Уроки экологической этики «Человек – добрый великан в природе»
Уроки экологической этики «Человек – добрый великан в природе»Любое живое существо имеет право на жизнь, как и человек, ничуть не меньшее.«Поступай по отношению к природе так,к...
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
В настоящее время при нарастающем покорении природы человеком, развитии новых технологий возникает насущная необходимость изменения характера взаимодействия человечества и природы. ...