Программа факультативного курма "Уроки экологической этики"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по экологии 2-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 1506, СВАО
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Уроки экологической этики»
2-4 класс
(общее количество часов:102 ч.)
Составитель:
учитель начальных классов
Новикова Надежда Владимировна
г. Москва
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по факультативному курсу «Уроки экологической этики» для 2-4 классов разработана на основе:
- Концепции модернизации Российского образования;
- Концепции содержания непрерывного образования;
Данный вариант рабочей программы разработан для факультативного курса «Уроки экологической этики» во 2 – 4 классах.
Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами окружающего мира, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экологическое образование – это не только знания, умения и навыки, но еще и этика, духовность, культура, гуманистическая и образовательная среда, учитывающая индивидуальные особенности и потребности учащихся, это умение сотрудничать, это новые методы, адекватные цели и задачи экологического развития.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию, расширяет и углубляет природоведческие знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
В число традиционно предлагаемых младшим школьникам дел встречаются такие природоохранные мероприятия, как подкормка птиц, разведение комнатных растений, уборка школьной территории. Очевидно, что посильная младшим школьникам деятельность не может внести коренных изменений в окружающую среду, но именно незначительное для природы и социума систематическое включение детей в экологическую деятельность имеет решающее значение для развития экологической культуры самого ребенка.
Программа направлена на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа отражает:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
- дифференцированное обучение;
- владение методами контроля.
Занимательность природоведческому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждом задании, логическом упражнении, развлечении, будь то ребус или самый элементарный кроссворд.
Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с принципами взаимодействия человека с природой.
Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
- формирование мотивации к изучению экологии, углубление и расширение природоведческих знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
- воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
- создание прочной основы для дальнейшего осмысления понятия «Человек- составная часть природы»;
- формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение факультативного курса «Уроки экологической этики» во 2 – 4 классах выделяется 102 часа, по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
- доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
- актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению окружающего мира, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся;
- системность: курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач);
- практическая направленность: участие в детских экологических акциях;
- мотивация: воспитывать доброго человека. Чем больше добрых людей будет на Земле, тем больше у человечества будет шансов выжить, и не просто выжить, а жить в согласии с природой.
Основные виды деятельности учащихся:
- практическая экологизированная деятельность;
- общение с представителями животного и растительного мира;
- эколого-эстетическая работа;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание курса
2 класс (34 ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс:2
Предмет: факультативный курс «Уроки экологической этики»
Программа: рабочая программа по факультативному курсу «Уроки экологической этики» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 34 (1 час в неделю )
№п/п | Название темы | количество часов | |
план | факт | ||
Тропа вопросов | 1 | ||
Дорогой ответов | 1 | ||
Почемучкина поляна | 1 | ||
Мешок загадок | 1 | ||
Кто оставил эти следы? | 1 | ||
У кого сколько ног (лось, муравей, паук) | 1 | ||
Паук в паутине | 1 | ||
Уроки дождевого червя | 1 | ||
Кошкин дом | 1 | ||
Любимцы нашей семьи | 1 | ||
Звуки далекие и близкие | 1 | ||
Лесные мелодии | 1 | ||
Голоса животных | 1 | ||
Где зимуют наши птицы | 1 | ||
Сколько птичьих песен ты слышал | 1 | ||
Охотники за еловыми шишками | 1 | ||
Крылатые архитекторы | 1 | ||
Какие травы лечат? | 1 | ||
Грибы-целители, грибы-вредители | 1 | ||
В гостях у Снежной Королевы | 1 | ||
Хоровод ароматов | 1 | ||
Приключения плодов и семян | 1 | ||
Березкины слезки | 1 | ||
Дерево и бумага | 1 | ||
Капелька | 1 | ||
Сколько лиц у воды | 1 | ||
Откуда дует ветер? | 1 | ||
Экологическая почта | 1 | ||
Команда спасателей | 1 | ||
Новые знакомства | 1 | ||
Лесные тайны | 1 | ||
Лесные Айболиты | 1 | ||
Разведка удивительного и прекрасного | 1 | ||
Урок-конкурс. | 1 |
Содержание курса
3 класс (34 ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 3
Предмет: факультативный курс «Уроки экологической этики»
Программа: рабочая программа по факультативному курсу «Уроки экологической этики» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 34 (1 час в неделю )
№п/п | Название темы | количество часов | |
план | факт | ||
Все связано со всем | 1 | ||
Флора и фауна | 1 | ||
Свет и цвет в природе | 1 | ||
Обитатели леса | 1 | ||
Лесная аптека | 1 | ||
Куда деваются листья? | 1 | ||
Что за гриб? | 1 | ||
Люди и деревья | 1 | ||
Зеленые «ежики» | 1 | ||
Праздник цветов | 1 | ||
Золотые ключи весны | 1 | ||
Их беда-наша вина | 1 | ||
Обитатели болот | 1 | ||
Обитатели океанов и морей | 1 | ||
Знакомые незнакомцы | 1 | ||
Пресмыкающиеся | 1 | ||
Кого на свете больше всех? | 1 | ||
Мир насекомых | 1 | ||
Три жизни божьей коровки | 1 | ||
Мир млекопитающих | 1 | ||
Разговоры животных | 1 | ||
«Если бы я был птицей» | 1 | ||
Животные в истории нашей семьи | 1 | ||
Животный мир и легенды | 1 | ||
Человек-часть природы | 1 | ||
Лесная стража | 1 | ||
Вода в природе | 1 | ||
Прогноз погоды | 1 | ||
Вопросы о погоде | 1 | ||
Заповедники | 1 | ||
Национальные парки | 1 | ||
Проделки ветра | 1 | ||
Туман и смог | 1 | ||
Экологический театр | 1 |
Содержание курса
4 класс (34 ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 4
Предмет: факультативный курс «Уроки экологической этики»
Программа: рабочая программа по факультативному курсу «Уроки экологической этики» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 34 (1 час в неделю )
№п/п | Название темы | количество часов | |
план | факт | ||
«Спешите спасти планету!» | 1 | ||
Среда обитания | 1 | ||
Экосистема | 1 | ||
Биоценоз | 1 | ||
Трофические и тропические связи | 1 | ||
Экологическая ниша | 1 | ||
Проблема обезлесения Земли | 1 | ||
Охрана вод | 1 | ||
Загрязнение почв | 1 | ||
Охрана полезных ископаемых | 1 | ||
Цена земли | 1 | ||
Самое ценное полезное ископаемое | 1 | ||
Охрана воздуха от загрязнения | 1 | ||
Атмосфера-среда обитания | 1 | ||
Проблема сохранения озонового слоя атмосферы | 1 | ||
«Окно» в атмосфере | 1 | ||
Кислотные дожди | 1 | ||
Погода и мы | 1 | ||
Защита экологических проектов | 1 | ||
Вездесущие сине-зеленые /водоросли/ | 1 | ||
Что мы едим | 1 | ||
Слишком много мусора | 1 | ||
Демографический кризис | 1 | ||
Солнце-мерило жизни | 1 | ||
Судьба природы-наша судьба | 1 | ||
Экологические катастрофы | 1 | ||
Экология и люди | 1 | ||
Телескоп и микроскоп | 1 | ||
«Живые» ископаемые | 1 | ||
Интересные факты и научные гипотезы | 1 | ||
Великие открытия в истории Земли | 1 | ||
Земля в мифах, легендах, сказках. | 1 | ||
Экологический суд | 1 | ||
Рыцарский турнир «Лесною тропой» | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Дополнительный материал для учителя |
|
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников | Интернет ресурсы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"
Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...
«Живое слово». Программа факультативного курса.
Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса «Живое слово» по литературному чтению для 4 класса. Тематическое планирование. Методические разработки занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-20127-1677334334.jpg)
Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».
В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-20127-1677334334.jpg)
Программа факультативного курса «Мои права».
Изучение Конвенции «О правах человека» в начальной школе носит только ознакомительный характер и является пропедевтикой обучения школьников демократическим ценностям и правам человек...
Программа факультативного курса для детей "Приключение Мышки в Paint городе"
Дети получают основные навыки для работы с графическими редакторами....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-734527-1636369950.jpg)
Уроки экологической этики «Человек – добрый великан в природе»
Уроки экологической этики «Человек – добрый великан в природе»Любое живое существо имеет право на жизнь, как и человек, ничуть не меньшее.«Поступай по отношению к природе так,к...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-1093021-1610717603.jpg)
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
В настоящее время при нарастающем покорении природы человеком, развитии новых технологий возникает насущная необходимость изменения характера взаимодействия человечества и природы. ...