Рабочая программа по предмету ОМ 3 кл
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с требованиями:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35916 (с 21.02.2015 года).
- ФГОС НОО (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ № 253 от 31 марта 2014 года)
- Учебного плана МБОУ “Лицей №16 им. Ч.Н. Хомушку г. Кызыла РТ”
- Годового календарного учебного графика МБОУ «Лицея №16 им. Героя Советского Союза Ч.Н. Хомушку г. Кызыла РТ»
- Авторской программы по окружающему миру А. А. Плешакова (М. Просвещение, 2014
Рабочая программа обеспечена УМК:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2017.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь: в 2 ч. / А. А.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе, в том числе в 3 классе, отводится два часа в неделю. 3 классы – 2 часа в неделю, всего в учебном году 68 часов (34 учебные недели).
Цели и задачи курса.
Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи: развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе; создание условий для формирования и развития у школьников: творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике, коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).
Планируемые результаты обучения
Предметные:
- иметь представления о человеке как части природы и общества;
- о телах и веществах, твердых веществах, жидкостях и газах;
- об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе;
- об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
- о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме;
- о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах экологической безопасности;
- о потребностях людей, товарах и услугах;
- о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту);
- уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;
- выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Личностные:
- осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность), проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, иметь нравственные представления и этические чувства, культуру поведения и взаимоотношений с окружающими;
- иметь установку на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую нагрузку и закаливание.
Метапредметные:
- познавательные – осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
- владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
- наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- регулятивные – проявлять способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; коммуникативные – осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать
- название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Содержание тем учебного курса
Как устроен мир (6 ч).
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч).
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч).
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность (7 ч).
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (11 ч).
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Путешествие по городам и странам (14 ч).
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Тематическое планирование
Название темы | Количество часов |
Как устроен мир | 7 часов |
Эта удивительная природа | 19 часов |
Мы и наше здоровье | 10 часов |
Наша безопасность | 8 часов |
Чему учит экономика | 12 часов |
Путешествие по городам и странам | 12 часов |
ИТОГО: | 68 часов |
Количество практических и контрольных работ
Четверть, год | Кол-во часов | Количество часов в нед | Контрольные работы | Практические работы | Проекты |
1 четверть | 18 (9 недель) | 2 | 1 | 4 | 1 |
2 четверть | 14 (7 недель) | 2 | 1 | 3 | 2 |
3 четверть | 20 (10 недель) | 2 | 2 | 1 | 2 |
4 четверть | 16 (8 недель) | 2 | 2 | 5 | 1 |
Итого за год | 68 часов | 6 | 13 | 6 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов в год)
№ пп | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
КАК УСТРОЕН МИР (7 часов) | ||||
1 | Природа. Ценность природы для людей | 1 | 03.09 | |
2 | Человек | 1 | 05.09 | |
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | 1 | 10.09 | |
4 | Общество | 1 | 12.09 | |
5 | Что такое экология | 1 | 17.09 | |
6 | Природа в опасности! Охрана природы. | 1 | 19.09 | |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа | 1 | 24.09 | |
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА (19 часов) | ||||
8 | Тела, вещества, частицы | 1 | 26.09 | |
9 | Разнообразие веществ | 1 | 01.10 | |
10 | Воздух и его охрана | 1 | 03.10 | |
11 | Вода | 1 | 08.10 | |
12 | Превращения и круговорот воды | 1 | 10.10 | |
13 | Берегите воду! | 1 | 15.10 | |
14 | Что такое почва | 1 | 17.10 | |
15 | Разнообразие растений | 1 | 22.10 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | 24.10 | |
17 | Размножение и развитие растений. Охрана растений | 1 | 12.11 | |
18 | Кто что ест. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» | 1 | 14.11 | |
19 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | 19.11 | |
20 | Размножение и развитие животных | 1 | 21.11 | |
21 | Охрана животных | 1 | 26.11 | |
22 | В царстве грибов | 1 | 28.11 | |
23 | Великий круговорот жизни | 1 | 03.12 | |
24 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа | 1 | 05.12 | |
25 | Организм человека | 1 | 10.12 | |
26 | Органы чувств | 1 | 12.12 | |
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ (10 часов) | ||||
27 | Надежная защита организма. Опора тела и движение | 1 | 17.12 | |
28 | Проверочная работа за 1 полугодие | 1 | 19.12 | |
29 | Наше питание | 1 | 24.12 | |
30 | Наши проекты: «Школа кулинаров» | 1 | 14.01 | |
31 | Дыхание и кровообращение | 1 | 16.01 | |
32 | Умей предупреждать болезни | 1 | 21.01 | |
33 | Здоровый образ жизни | 1 | 23.01 | |
34 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа | 1 | 28.01 | |
35 | Огонь, вода, газ | 1 | 30.01 | |
36 | Чтобы путь был счастливым | 1 | 04.02 | |
37 | Дорожные знаки | 1 | 06.02 | |
38 | Наши проекты «Кто нас защищает» | 1 | 11.02 | |
39 | Опасные места | 1 | 13.02 | |
40 | Природа и наша безопасность | 1 | 18.02 | |
41 | Экологическая безопасность | 1 | 20.02 | |
42 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | 1 | 25.02 | |
ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА (12 часов) | ||||
43 | Для чего нужна экономика | 1 | 27.02 | |
44 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | 04.03 | |
45 | Полезные ископаемые | 1 | 06.03 | |
46 | Растениеводство | 1 | 11.03 | |
47 | Животноводство | 1 | 13.03 | |
48 | Какая бывает промышленность | 1 | 18.03 | |
49 | Наши проекты «Экономика родного края» | 1 | 20.03 | |
50 | Что такое деньги | 1 | 01.04 | |
51 | Государственный бюджет | 1 | 03.04 | |
52 | Семейный бюджет | 1 | 08.04 | |
53 | Экономика и экономия | 1 | 10.04 | |
54 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная | 1 | 15.04 | |
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ (12 часов)работа | ||||
55 | Золотое кольцо России | 1 | ||
56 | Золотое кольцо России | 1 | 17.04 | |
57 | Золотое кольцо России | 1 | 22.04 | |
58 | Наши проекты: «Музей путешествий» | 1 | 24.04 | |
59 | Наши ближайшие соседи | 1 | 29.04 | |
60 | На севере Европы | 1 | 01.05 | |
61 | Что такое Бенилюкс | 1 | 06.05 | |
62 | Что такое Бенилюкс | 1 | 08.05 | |
63 | В центре Европы | 1 | 13.05 | |
64 | Во Франции и Великобритании | 1 | 15.05 | |
65 | На юге Европы | 1 | 20.05 | |
66 | По знаменитым местам | 1 | 22.05 | |
67 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». | 1 | 27.05 | |
68 | Проверочная работа | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Изда...
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...