Урок окружающего мира по теме Растения и животные леса. 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Демидович Ирина Васильевна

 

 

Урок окружающего мира по теме «Растения и животные леса» 4 класс.

Тема:    Растения  и животные леса.

Цель урока: углубить знания детей  о растениях и животных леса, создать условия для обобщения знаний о лесе, о многообразии представителей растительного и животного мира.

Задачи урока:

- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Оборудование:

-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).

-Мультимедийная техника, экран.

-Учебник А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой  «Окружающий мир» 4 класс, 2010.

 

Ход урока.

 

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

2.Проверка домашнего задания. (слайд №1-7)

Игра «Кот в мешке».

(Дети выбирают  на экране  ячейку, в которой спрятано  задание.)

-Что такое почва?

-Из чего состоит почва?

-Основное свойство почвы?

-В каких случаях почвы разрушаются?

-Какие меры применяют люди для охраны почв?

3.Объяснение нового материала. (слайд №8)

(Звучит запись со звуками леса. Двое учеников читают стихотворения о лесе С.Я.Маршака «Голос в лесу» и С.Есенина «Топи да болота…»)

-Кто догадался о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Правильно, ребята, тема сегодняшнего урока «Растения и животные леса».(название урока появляется на слайде).

-А бывали ли вы в лесу?

-Как вы понимаете, что такое лес?

-Какие деревья растут в лесу? (Слайд №9.)

-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №10)

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №12)

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №13)

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №14)

-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд №15)

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

Осторожней с ней в дороге.» (крапива)

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.» (ландыш)

«Мягок, а не пух; зелен, а не трава». (мох)

«Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей;

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.» (малина)

«Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто меня любит

Тот рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.» (земляника)

«Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло» (брусника)

-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)

-Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)

-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)

-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)

-Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21)

-Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 21-22)

-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

4. Закрепление пройденного материала.

-Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. (слайд №23)

-Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях. (несколько учеников рассказывают о пользе растений)

1  ученик. Голубика.

           Болезни и воздействие: расстройства желудка, заболевания сердца. Кустарник от 20 до 120 см высоты, с темно-серыми или коричневато-бурыми цилиндрическими побегами. Листья обратно- овальные или обратно- яйцевидные, жесткие, с цельными, немного

загнутыми вниз краями. Сверху они светло-зеленые, снизу — сизоватые. Осенью листья краснеют и опадают. Цветки бледно-розовые или зеленовато-белые, расположены на коротких поникающих цветоножках в пазухах листьев. Цветет в июне, плоды созревают в конце июля — августе. Произрастает в Приморском крае, Приамурье, на Охотском побережье, Чукотке, Сахалине, Курильских и Командорских островах. Ягоды голубики содержат много сахаристых веществ и аскорбиновой кислоты (витамин С), а также ряд других веществ. Они применяются в народной медицине как витаминное и противо-поносное средство, а отвар листьев — в качестве слабительного. Отвар веток с листьями употребляют иногда при заболеваниях сердца (Крылов, 1969). Отвар ягод дают

лихорадящим  больным. По данным Л.Д. Шулятевой (1964), листья голубики в экспериментальных условиях улучшают потребление глюкозы тканями и могут представлять интерес как вспомогательное средство лечения сахарного диабета.

2  ученик. Белена черная.

          Болезни и воздействие: ревматические и невралгические боли, астма.Белена черная — двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20—115 см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опушением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод — кувшинообразная, многосемянная коробочка. Семена мелкие, многочисленные, напоминающие семена мака. Масло белены применяют как болеутоляющее средство при ревматических и невралгических болях. Листья белены входят в состав комплексных препаратов, используемых при лечении астмы. Белена черная ядовита, поэтому все ее препараты применяют только по назначению врача.

       3  ученик. Чистотел большой

          Болезни и воздействие: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанка, опухоли кожи, полипы в носу, золотуха.Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых, содержащее во всех частях оранжевый млечный сок. Корень стержневой, ветвистый, с коротким корневищем. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрытый редкими волосками или почти голый, высотой 25—100 см. Листья зеленые, снизу сизоватые, перистораздельные с почти супротивными, отставленными парами листочков. Цветки желтые, собранные на концах стебля зонтиками. Плод — стручковидная одногнезднай двустворчатая коробочка длиной 3—6 см, шириной 2—3 мм.

5. Физминутка.

-А сейчас отдохнём. (слайд №24)

«Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем

Крылья сложили назад.»

6. Животные леса.

- Ребята, а вы бывали в лесу?

-А кого вы видели ? (слайд №25)

 6.Игра «Угадай-ка». Вы должны узнать животное по внешнему виду и назвать его.

-Каких ещё животных можно встретить в лесу?

-Почему эти животные могут жить в лесу?

-Как называют животных, которые живут в лесу?

(Некоторые дети рассказывают интересные случаи, которые с ними приключились на прогулке в лесу.)

7. Работа по учебником.

-А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:

-Какое животное является национальной гордостью России?

-Кто является санитаром леса?

-Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?

8. Обобщение.

- Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 26-36)

1.Животное – национальная гордость России.

2.Растения нижнего яруса.

3.Растения среднего яруса.

4. «Длинное ухо, комочек пуха.

     Прыгает ловко, грызёт морковку,»

5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?

6.Растения верхнего яруса.

7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?

8.Лесной доктор.

9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?

10. «В птичник повадится – жди беды.

        Рыжим хвостом заметает следы.»

-Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?

-Почему нужно охранять природу?

-Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №37)

-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём.

( Ученик читает стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»)

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)

9.Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке?

-Что вас удивило?

-Что показалось особенно интересным?

-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?

10. Домашнее задание.

-Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.35-42)

-Нарисуете плакат на тему: «Охрана лесов».

-Молодцы, спасибо за урок!

 

Второй урок.

Урок окружающего мира по теме «Растения и животные леса» 2 класс.

Тема урока: Лес и его обитатели.

Цели урока: углубить знания детей  о растениях и животных леса;

  • Образовательные:

обобщение знаний детей о животных, растениях леса

  • Воспитательные:

воспитание бережного отношения к природе.

  • Развивающие:

развитие наблюдательности, образного и логического мышления,

развитие умения устанавливать причинно - следственные связи, памяти, выразительности речи, индивидуальных творческих способностей.

Задачи урока: дать общее понятие о лесе, его обитателях, растительном мире; продолжать учить правильно излагать свои мысли, красочно описывать иллюстрации, используя эпитеты и словесные обороты; воспитывать у детей любовь к природе и её обитателям.

Метапредметные результаты

Познавательные: анализировать информацию, классифицировать животных, делать выводы, обобщать знания, выделять главное.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью, аргументировать свои суждения.

Регулятивные: выполнять учебное действие, планировать учебное сотрудничество, удерживать цель до получения результата, оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование:  иллюстрации животных, растений, деревьев, кустарников, (прим. в конспекте урока репродукция  картины  И. Шишкина "Утро в сосновом бору").

 

                                                                                                                                                  Ход урока.

 

I. Организационный момент.

 Учитель здоровается с детьми, проверяет готовность к уроку.

II. Активизация знаний.

 Закрепить знания ранее изученного материала. Проверить домашнее задание.

III. Сообщение темы урока.

Хочу пригласить вас сегодня в лес,

 В добрый лес, могучий лес,

 Полный сказок и чудес.

 Если внимательны будете, дети,

 Тайны чудные откроете эти.

IV. Изучение нового материала.

        Лесную зону можно разделит на три части: тайга, смешанный лес, широколиственный лес. В тайге произрастают ели, сосны и пихты. Смешанный лес отличается наличием берёз, елей, сосен, лип и других деревьев. А в широколиственном сосну не встретить, так как там находятся лиственные деревья: дуб, клён, липа, вяз, ясень, осина, бук.

       На доске висит иллюстрация леса. Учитель предлагает внимательно рассмотреть картину и ответить на вопрос. С чем можно сравнить лес? (с лесенкой, со спускающими ступеньками вниз)

   - Давайте попробуем выделить каждую ступень и определить её особенность.

      Первый уровень – это деревья, многолетние растения, у которых один крупный твёрдый стебель, такие как: ель, сосна, берёза, осины и др.

      Ко второму уровню относят кустарники – растения с двумя и более одеревеневшими стеблями, произрастающие от общего корня. К этому уровню можно отнести малину, смородину, ежевику, калину, рябину, лещину, шиповник и т. д.

     К третьему уровню относятся мягкие зелёные стебли однолетних растений – травы, цветы. Подснежник, первоцвет, ландыш, земляника, мхи и много других лекарственных растений.

      Для удобства, учёные называют эти уровни – ярусами, располагаются в порядке уменьшения (учитель может нарисовать схему на доске, это позволит детям визуально запомнить материал).

 Каких животных можно встретить в лесу?

 (медведи, волки, лисы, белки, зайцы, барсуки

 Какие птицы обитают в лесу?

 (дятел, синица, дрозд, поползень, пеночка, сова)

 Какие насекомые?

 (кузнечики, бабочки, божьи коровки, светлячки, пауки)

 Какие грибы собирают в лесу?

 (сыроежки, подосиновики, подберёзовики, грузди, маслята, рыжики, опята)

 Какие лесные ягоды вы знаете?

 (земляника, голубика, тёрн)

- Объясните фразу «Лес – это жилой дом для живых организмов?» Всё в лесу взаимосвязано. Растения служат животным в качестве пищи и защиты. В ответ звери и птицы распространяют растения. Составление цепи питания. Работа в парах.

 V. Физкультминутка.

 Учитель читает вслух стихотворение и показывает соответствующие движения, которые учащиеся повторяют.

Руки подняли и покачали –

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули –

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем –

 Это к нам птицы летят.

 Как они тихо садятся, покажем –

 Крылья сложили назад.

 Далее детям предлагается расшифровать слова:

Игра «Расшифруй».Работа в группах. Повторим правила работы в группе.

Учитель читает стихотворение.

 Мы любим лес в любое время года,

 Мы слышим речек медленную речь…

 Всё это называется природа,

 Давайте же всегда её беречь!

-  Ребята, приходя в гости к лесу мы всегда должны соблюдать правила поведения, сохраняя её первоначальную красоту. Давайте их назовём:

  • Не разводить огонь, он может привести к пожару;
  • Не разорять птичьи гнёзда и муравейники;
  • Не обижать животных и насекомых;
  • Не шуметь;
  • Не мусорить;
  • Не ломать кусты и деревья;
  • Не ломать ядовитые грибы.

VI. Закрепление изученного материала.

 Для закрепления предлагается разгадать кроссворд из загадок.

Что за дерево стоит -

 Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

Я из крошки-бочки вылез,

 Корешки пустил и вырос.

 Я кормлю свиней и белок

 -Ничего, что плод мой мелок (дуб)

Её всегда в лесу найдёшь -

 Пойдём гулять и встретим:

 Стоит колючая, как ёж,

 Зимою в платье летнем (ель)

Дышит, растёт,

 А ходить не может (растение)

Богатырь стоит богат,

 Угощает всех ребят.

 Ваню - земляникой,

 Таню - костяникой,

 Машеньку - орешком,

 Петю - сыроежкой,

 Катеньку - малинкой,

 Васю – хворостинкой (лес)

Сидит на палочке

 В красной рубашечке,

 Брюшко сыто -

 Камнями набито (шиповник)

Шевелились у цветка

 Все четыре лепестка.

 Я сорвать его хотел -

 Он вспорхнул и улетел (бабочка)

Хожу в пушистой шубе,

 Живу в густом лесу.

 В дупле на старом дубе

 Орешки я грызу (белка)

Будто снежный шар бела,

 По весне она цвела,

 Нежный запах источала.

 А когда пора настала,

 Разом сделалась она

 Вся от ягоды черна (черёмуха)

Уши длинные, несмелый.

 То он серый, то он белый.

 То бежит, а то уж скачет,

 Куцый хвост от волка прячет (заяц)

VII. Рефлексия.

 Спросить у учащихся понравился ли им урок? Выставить оценки в журнал и дневники.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0fee/00015bf5-c33bc49a/img9.jpg

      VIII. Домашнее задание.

 Нарисовать рисунок акварелью, на тему «Краски сказочного леса»

Источник: Сезоны-года.рф

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме «Растения и животные леса» 4 класс.

Тема:    Растения  и животные леса.

Цель урока: углубить знания детей  о растениях и животных леса, создать условия для обобщения знаний о лесе, о многообразии представителей растительного и животного мира.

Задачи урока:

- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Оборудование:

-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).

-Мультимедийная техника, экран.

-Учебник А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой  «Окружающий мир» 4 класс, 2010.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

2.Проверка домашнего задания. (слайд №1-7)

Игра «Кот в мешке».

(Дети выбирают  на экране  ячейку, в которой спрятано  задание.)

-Что такое почва?

-Из чего состоит почва?

-Основное свойство почвы?

-В каких случаях почвы разрушаются?

-Какие меры применяют люди для охраны почв?

3.Объяснение нового материала. (слайд №8)

(Звучит запись со звуками леса. Двое учеников читают стихотворения о лесе С.Я.Маршака «Голос в лесу» и С.Есенина «Топи да болота…»)

-Кто догадался о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Правильно, ребята, тема сегодняшнего урока «Растения и животные леса».(название урока появляется на слайде).

-А бывали ли вы в лесу?

-Как вы понимаете, что такое лес?

-Какие деревья растут в лесу? (Слайд №9.)

-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №10)

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №12)

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №13)

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №14)

-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд №15)

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

Осторожней с ней в дороге.» (крапива)

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.» (ландыш)

«Мягок, а не пух; зелен, а не трава». (мох)

«Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей;

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.» (малина)

«Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто меня любит

Тот рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.» (земляника)

«Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло» (брусника)

-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)

-Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)

-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)

-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)

-Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21)

-Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 21-22)

-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

4. Закрепление пройденного материала.

-Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. (слайд №23)

-Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях. (несколько учеников рассказывают о пользе растений)

1  ученик. Голубика.

           Болезни и воздействие: расстройства желудка, заболевания сердца. Кустарник от 20 до 120 см высоты, с темно-серыми или коричневато-бурыми цилиндрическими побегами. Листья обратно- овальные или обратно- яйцевидные, жесткие, с цельными, немного

загнутыми вниз краями. Сверху они светло-зеленые, снизу — сизоватые. Осенью листья краснеют и опадают. Цветки бледно-розовые или зеленовато-белые, расположены на коротких поникающих цветоножках в пазухах листьев. Цветет в июне, плоды созревают в конце июля — августе. Произрастает в Приморском крае, Приамурье, на Охотском побережье, Чукотке, Сахалине, Курильских и Командорских островах. Ягоды голубики содержат много сахаристых веществ и аскорбиновой кислоты (витамин С), а также ряд других веществ. Они применяются в народной медицине как витаминное и противо-поносное средство, а отвар листьев — в качестве слабительного. Отвар веток с листьями употребляют иногда при заболеваниях сердца (Крылов, 1969). Отвар ягод дают

лихорадящим  больным. По данным Л.Д. Шулятевой (1964), листья голубики в экспериментальных условиях улучшают потребление глюкозы тканями и могут представлять интерес как вспомогательное средство лечения сахарного диабета.

2  ученик. Белена черная.

          Болезни и воздействие: ревматические и невралгические боли, астма.Белена черная — двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20—115 см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опушением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод — кувшинообразная, многосемянная коробочка. Семена мелкие, многочисленные, напоминающие семена мака. Масло белены применяют как болеутоляющее средство при ревматических и невралгических болях. Листья белены входят в состав комплексных препаратов, используемых при лечении астмы. Белена черная ядовита, поэтому все ее препараты применяют только по назначению врача.

       3  ученик. Чистотел большой

          Болезни и воздействие: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанка, опухоли кожи, полипы в носу, золотуха.Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых, содержащее во всех частях оранжевый млечный сок. Корень стержневой, ветвистый, с коротким корневищем. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрытый редкими волосками или почти голый, высотой 25—100 см. Листья зеленые, снизу сизоватые, перистораздельные с почти супротивными, отставленными парами листочков. Цветки желтые, собранные на концах стебля зонтиками. Плод — стручковидная одногнезднай двустворчатая коробочка длиной 3—6 см, шириной 2—3 мм.

5. Физминутка.

-А сейчас отдохнём. (слайд №24)

«Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем

Крылья сложили назад.»

6. Животные леса.

- Ребята, а вы бывали в лесу?

-А кого вы видели ? (слайд №25)

 6.Игра «Угадай-ка». Вы должны узнать животное по внешнему виду и назвать его.

-Каких ещё животных можно встретить в лесу?

-Почему эти животные могут жить в лесу?

-Как называют животных, которые живут в лесу?

(Некоторые дети рассказывают интересные случаи, которые с ними приключились на прогулке в лесу.)

7. Работа по учебником.

-А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:

-Какое животное является национальной гордостью России?

-Кто является санитаром леса?

-Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?

8. Обобщение.

- Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 26-36)

1.Животное – национальная гордость России.

2.Растения нижнего яруса.

3.Растения среднего яруса.

4. «Длинное ухо, комочек пуха.

     Прыгает ловко, грызёт морковку,»

5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?

6.Растения верхнего яруса.

7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?

8.Лесной доктор.

9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?

10. «В птичник повадится – жди беды.

        Рыжим хвостом заметает следы.»

-Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?

-Почему нужно охранять природу?

-Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №37)

-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём.

( Ученик читает стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»)

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)

9.Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке?

-Что вас удивило?

-Что показалось особенно интересным?

-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?

10. Домашнее задание.

-Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.35-42)

-Нарисуете плакат на тему: «Охрана лесов».

-Молодцы, спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме «Растения и животные леса» 2 класс.

Тема урока: Лес и его обитатели.

Цели урока: углубить знания детей  о растениях и животных леса; 

  • Образовательные:

обобщение знаний детей о животных, растениях леса

  • Воспитательные:

воспитание бережного отношения к природе.

  • Развивающие:

развитие наблюдательности, образного и логического мышления,

развитие умения устанавливать причинно - следственные связи, памяти, выразительности речи, индивидуальных творческих способностей.

Задачи урока: дать общее понятие о лесе, его обитателях, растительном мире; продолжать учить правильно излагать свои мысли, красочно описывать иллюстрации, используя эпитеты и словесные обороты; воспитывать у детей любовь к природе и её обитателям.

Метапредметные результаты

Познавательные: анализировать информацию, классифицировать животных, делать выводы, обобщать знания, выделять главное.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью, аргументировать свои суждения.

Регулятивные: выполнять учебное действие, планировать учебное сотрудничество, удерживать цель до получения результата, оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование:  иллюстрации животных, растений, деревьев, кустарников, (прим. в конспекте урока репродукция  картины  И. Шишкина "Утро в сосновом бору").

                                                                  Ход урока.

I. Организационный момент.

 Учитель здоровается с детьми, проверяет готовность к уроку.

II. Активизация знаний.

 Закрепить знания ранее изученного материала. Проверить домашнее задание.

III. Сообщение темы урока.

Хочу пригласить вас сегодня в лес,

 В добрый лес, могучий лес,

 Полный сказок и чудес.

 Если внимательны будете, дети,

 Тайны чудные откроете эти.

IV. Изучение нового материала.

        Лесную зону можно разделит на три части: тайга, смешанный лес, широколиственный лес. В тайге произрастают ели, сосны и пихты. Смешанный лес отличается наличием берёз, елей, сосен, лип и других деревьев. А в широколиственном сосну не встретить, так как там находятся лиственные деревья: дуб, клён, липа, вяз, ясень, осина, бук.

https://holsta.net/photos/picfull2_5f5a2303b132a.jpg

                      (Репродукция картины И. Шишкина "Лесная глушь", 1872 г.)

 

       На доске висит иллюстрация леса. Учитель предлагает внимательно рассмотреть картину и ответить на вопрос. С чем можно сравнить лес? (с лесенкой, со спускающими ступеньками вниз)

   - Давайте попробуем выделить каждую ступень и определить её особенность.

      Первый уровень – это деревья, многолетние растения, у которых один крупный твёрдый стебель, такие как: ель, сосна, берёза, осины и др.

      Ко второму уровню относят кустарники – растения с двумя и более одеревеневшими стеблями, произрастающие от общего корня. К этому уровню можно отнести малину, смородину, ежевику, калину, рябину, лещину, шиповник и т. д.

     К третьему уровню относятся мягкие зелёные стебли однолетних растений – травы, цветы. Подснежник, первоцвет, ландыш, земляника, мхи и много других лекарственных растений.

      Для удобства, учёные называют эти уровни – ярусами, располагаются в порядке уменьшения (учитель может нарисовать схему на доске, это позволит детям визуально запомнить материал).

 Каких животных можно встретить в лесу?

 (медведи, волки, лисы, белки, зайцы, барсуки)

 Какие птицы обитают в лесу?

 (дятел, синица, дрозд, поползень, пеночка, сова)

 Какие насекомые?

 (кузнечики, бабочки, божьи коровки, светлячки, пауки)

 Какие грибы собирают в лесу?

 (сыроежки, подосиновики, подберёзовики, грузди, маслята, рыжики, опята)

 Какие лесные ягоды вы знаете?

 (земляника, голубика, тёрн)

- Объясните фразу «Лес – это жилой дом для живых организмов?» Всё в лесу взаимосвязано. Растения служат животным в качестве пищи и защиты. В ответ звери и птицы распространяют растения. Составление цепи питания. Работа в парах.

 

 V. Физкультминутка.

 Учитель читает вслух стихотворение и показывает соответствующие движения, которые учащиеся повторяют.

Руки подняли и покачали –

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули –

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем –

 Это к нам птицы летят.

 Как они тихо садятся, покажем –

 Крылья сложили назад.

 Далее детям предлагается расшифровать слова:

Игра «Расшифруй».Работа в группах. Повторим правила работы в группе.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0147/00116666-2d3602d2/3/img7.jpg

 Карточка для работы.

 буд – дуб

 келаб - белка

        оркт - крот

 

                                                                                                                                     насио

                                       нлёк                                          зарёбе

Учитель читает стихотворение.

 Мы любим лес в любое время года,

 Мы слышим речек медленную речь…

 Всё это называется природа,

 Давайте же всегда её беречь!

-  Ребята, приходя в гости к лесу мы всегда должны соблюдать правила поведения, сохраняя её первоначальную красоту. Давайте их назовём:

  • Не разводить огонь, он может привести к пожару;
  • Не разорять птичьи гнёзда и муравейники;
  • Не обижать животных и насекомых;
  • Не шуметь;
  • Не мусорить;
  • Не ломать кусты и деревья;
  • Не ломать ядовитые грибы.

VI. Закрепление изученного материала.

 Для закрепления предлагается разгадать кроссворд из загадок.

Что за дерево стоит -

 Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

Я из крошки-бочки вылез,

 Корешки пустил и вырос.

 Я кормлю свиней и белок

 -Ничего, что плод мой мелок (дуб)

Её всегда в лесу найдёшь -

 Пойдём гулять и встретим:

 Стоит колючая, как ёж,

 Зимою в платье летнем (ель)

Дышит, растёт,

 А ходить не может (растение)

Богатырь стоит богат,

 Угощает всех ребят.

 Ваню - земляникой,

 Таню - костяникой,

 Машеньку - орешком,

 Петю - сыроежкой,

 Катеньку - малинкой,

 Васю – хворостинкой (лес)

Сидит на палочке

 В красной рубашечке,

 Брюшко сыто -

 Камнями набито (шиповник)

Шевелились у цветка

 Все четыре лепестка.

 Я сорвать его хотел -

 Он вспорхнул и улетел (бабочка)

Хожу в пушистой шубе,

 Живу в густом лесу.

 В дупле на старом дубе

 Орешки я грызу (белка)

Будто снежный шар бела,

 По весне она цвела,

 Нежный запах источала.

 А когда пора настала,

 Разом сделалась она

 Вся от ягоды черна (черёмуха)

Уши длинные, несмелый.

 То он серый, то он белый.

 То бежит, а то уж скачет,

 Куцый хвост от волка прячет (заяц)

VII. Рефлексия.

 Спросить у учащихся понравился ли им урок? Выставить оценки в журнал и дневники.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0fee/00015bf5-c33bc49a/img9.jpg

      VIII. Домашнее задание.

 Нарисовать рисунок акварелью, на тему «Краски сказочного леса»

Источник: Сезоны-года.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира "Наши помощники- домашние животные" 1 класс

Презентация составлена к уроку с учётом требований ФГОС....

Конспект урока окружающего мира по теме "Разнообразие животных" (3 класс)

Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.Расширить знание детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракооб...

план-конспект урока окружающего мира «Растительноядные и хищные животные». 2 класс

Технологическая карта урока «Растительноядные и хищные животные»,  программа "Окружающий мир" Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н., УМК  системы развивающего обучения Л.В. Занкова.Цель урока...

Урок окружающего мира "Домашние и дикие животные", 2 класс

Конспект урока окружающего мира во 2 - м классе по УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира "Дикие и домашние животные" 1 класс

Урок окружающего мира "Дикие и домашние животные" 1 класс. Дети на уроке учатся распределять на 2 группы: дикие и домашние животные....

Конспект урока окружающего мира "Дикие и домашние животные"2 класс

Урок, который познакомит учащихся с разнообразием диких и домашних животных, и их значением для человека....