Рабочая программа 2 класс по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Дронова Татьяна Владимировна

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-a_okruzhayushchiy_mir.docx50.8 КБ

Предварительный просмотр:

І. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (в ред. приказа от 31.12.2015 №1576);

ЛИЧНОСТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ
У ОБУЧАЮЩЕГОСЯ БУДУТ СФОРМИРОВАНЫ:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ НАУЧИТСЯ:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ НАУЧИТСЯ:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

КОММУНИКАТИВНЫЕ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ НАУЧИТСЯ:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБУЧАЮЩИЙСЯ НАУЧИТСЯ:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
  • приводить примеры народов России;
  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • оценивать отношение людей к окружающему миру;
  • различать объекты и явления неживой и живой природы;
  • находить связи в природе, между природой и человеком;
  • проводить наблюдения и ставить опыты;
  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
  • различать виды транспорта;
  • приводить примеры учреждений культуры и образования;
  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
  • приводить примеры семейных традиций;
  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  • ориентироваться на местности разными способами;
  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;
  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1. Где мы живем

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.  Экскурсия: Что нас окружает?

2. Природа

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии:Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы:Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

3. Жизнь города и села

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).  Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии:Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

4. Здоровье и безопасность

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа:Отработка правил перехода улицы.

5. Общение

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа:Отработка основных правил этикета.

6. Путешествия

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др.

Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.  Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.  Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

3.1.   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

темы

Название  разделов  

Кол-во

часов

1

Раздел «Где мы живём»

4

2

Раздел «Природа»

20

3

Раздел «Жизнь города и села»

10

4

Раздел «Здоровье и безопасность»

9

5

Раздел «Общение»

7

6

Раздел «Путешествия»  

17

Итого:

67 часов

3.2.    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.              

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата проведения

Примечания

Раздел «Где мы живём» (4 ч).

1

Инструктаж по ТБ. Родная страна.

У.с. 4–7

1час

02.09

2

Город и село.

У. с. 8–11

1час

07.09

3

Входная диагностическая работа. Проект «Родной город».

У. с. 12–13

1час

09.09

4

Природа и рукотворный мир. Проверочная работа №1 по разделу «Где мы живём»

У. с. 14–22

1час

14.09

Раздел «Природа» (20 ч).

5

Неживая и живая природа. Экскурсия.

У. с. 24–27

1час

16.09

6

Явления природы. Практическая работа.

У. с. 28–31

1час

21.09

7

Что такое погода.

У. с. 32–35

1час

23.09

8

В гости к осени. Экскурсия.

1час

28.09

9

В гости к осени.

У. с. 36–39

1час

30.09

10

Звёздное небо.

У. с. 40–43

1час

05.10

11

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа.

У. с. 44–47

1час

07.10

12

Про воздух…

У. с. 48–51

1час

12.10

13

…И про воду.

У. с. 52–55

1час

14.10

14

Какие бывают растения.

У. с. 56–59

1час

19.10

15

Какие бывают животные.

У. с. 60–63

1час

21.10

16

Невидимые нити.

У. с. 64–67

1час

26.10

17

Дикорастущие и культурные растения.

У. с. 68–71

1час

28.10

18

Дикие и домашние животные.

У. с. 72–75

1час

09.11

19

Комнатные растения. Практическая работа.

У. с. 76–79

1час

11.11

20

Животные живого уголка. Практическая работа.

У. с. 80–83

1час

16.11

21

Про кошек и собак.

У. с. 84–87

1час

18.11

22

Красная книга.

У. с. 88–91

1час

23.11

23

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту».

У. с. 92–97

1час

25.11

24

Проверочная работа №2 по разделу «Природа».

У. с. 98–102

1час

30.11

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч).

25

Что такое экономика.

У. с. 104–107

1час

02.12

26

Из чего что сделано. Практическая работа.

У. с. 108–111

1час

07.12

27

Как построить дом. Виртуальная экскурсия.

У. с. 112–115

1час

09.12

28

Какой бывает транспорт.  

У. с. 116–119

1час

14.12

29

Культура и образование. Виртуальная экскурсия. У. с. 120–123

1час

16.12

30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

У. с. 124–129

1час

21.12

31

В гости к зиме. Экскурсия.

1час

23.12

32

Проверочная работа №3 по разделу по разделу «Жизнь города и села».

У. с. 134–139

1час

28.12

33

В гости к зиме.

У. с. 130–133

1час

30.12

34

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии».

1час

11.01

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч).

35

Строение тела человека.

У. с. 4–7

1час

13.01

36

Если хочешь быть здоров.

У. с. 8–11

1час

18.01

37

Берегись автомобиля.

У. с. 12–13

1час

20.01

38

Школа пешехода. Практическая работа.

У. с. 14–17

1час

25.01

39

Домашние опасности.

У. с. 18–21

1час

27.01

40

Пожар!

У. с. 22–25

1час

01.02

41

На воде и в лесу.

У. с. 26–29

1час

03.02

42

Опасные незнакомцы.

У. с. 30–35

1час

08.02

43

Проверочная работа №4 по разделу «Здоровье и безопасность».

У. с. 36–40

1час

10.02

Раздел «Общение» (7 ч).

44

Наша дружная семья.

У. с. 42–45

1час

15.02

45

Проект «Родословная».

У. с. 46–47

1час

17.02

46

В школе.

У. с. 48–51

1час

22.02

47

Правила вежливости.

У. с. 52–55

1час

24.02

48

Тыи твои друзья.

У. с. 56–59

1час

01.03

49

Мы – зрители и пассажиры.

У. с. 60–63

1час

03.03

50

Проверочная работа №5 по разделу «Общение».

У. с. 64–68

1час

10.03

Раздел «Путешествия»  (18 ч).

51

Посмотри вокруг.

У. с .70–73

1час

15.03

52

Ориентирование на местности.

У. с. 74–75

1час

17.03

53

Ориентирование на местности. Практическая  работа.

У. с. 76–77

1час

29.03

54

Формы земной поверхности.

У. с. 78–81

1час

31.03

55

Водные богатства.

У. с. 82–85

1час

05.04

56

В гости к весне. Экскурсия.

1час

07.04

57

В гости к весне.

У. с. 86–89

1час

12.04

58

Россия на карте. Практическая работа.

У. с. 90–95

1час

14.04

59

Проект «Города России».

У. с. 96–97

1час

19.04

60

Путешествие по Москве. Виртуальная экскурсия.

У. с. 98–101

1час

21.04

61

Московский Кремль.

У. с. 102–107

1час

26.04

62

Город на Неве. Виртуальная экскурсия.

У. с. 108–113

1час

28.04

63

Путешествие по планете. Виртуальная экскурсия.

У. с. 114–117

1час

05.05

64

Комплексная контрольная работа

1час

12.05

65

Путешествие по материкам. Виртуальная экскурсия.

У. с. 118–123

1час

17.05

66

Страны мира. Проект «Страны мира».

У. с. 124–129

1час

19.05

67

Впереди лето.У. с. 130–133

Проверочная работа №6 по разделу «Путешествия».  

У. с. 134–139

1час

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...