Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком "открытия" новых знаний. На уроке применяются современные педагогические технологии: информационно - коммуникативная, проблемное обучение, игровая технология, здоровье - сберегающая технология, личностно - ориентированный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhivet_semya.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦО ЭРУДИТ

Конспект интегрированного открытого  урока  окружающего мира в 1 «Б» классе

(УМК «Школа России», А. А. Плешаков

«Окружающий мир»)

Тема урока:  

              «Как живет семья?»

ВЛАДИКАВКАЗ 2021

Цель: Формирование представления о семье, о внутрисемейных отношениях,  значимых событиях членов семьи.

 

Задачи:

       Обучающие:

-сформировать систему знаний о семье, о родственных отношениях между членами семьи;

-научить оценивать характер взаимоотношений людей в семье с позиции этических чувств;

        Развивающие 

- развивать умение анализировать, группировать, обобщать;

- развивать умение работать в паре и самостоятельно.

        Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к своей семье, способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью.

- развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.

 

Формирование УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

- осознавать необходимость бережного отношения к членам семьи; понимать значение семьи в нашей жизни (личностные УУД);

-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала, высказывать свои предположения на основе изученного материала, принимать и сохранять учебную задачу  (регулятивные УУД);

-выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя, ставить проблему поискового характера; проводить рефлексию результатов деятельности; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи, (познавательные УУД);

-слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; вступать в диалог; принимать активное участие в ходе урока, уметь договариваться, принимать общее решение (коммуникативные УУД).

 

Тип урока: изучение новых знаний 

Методы и методические приёмы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование.

Для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, карточки с вопросами, аудиозапись музыки для физминутки.

Для учащихся: учебник «Окружающий мир», 1 ч., А.А.Плешаков, набор карточек для индивидуальной работы.

 

 

Ход урока.

I. Мотивация.

Окружающий нас мир

Интересно познавать.

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать?

II.  Актуализация знаний. Определение темы урока.

Учитель: 

Давным-давно на далёком острове жил мальчик. Он жил один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик, очень старый и очень мудрый. “Куда ты идёшь?” - спросил старик. “Я иду искать место, где мне не будет так одиноко”, - ответил мальчик. “Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной”, предложил старик. Он привёл мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. “Посмотри! – сказал старик. –Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами”. Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по – настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась….. семья.

-Молодцы! Вот вы узнали о чем мы будем говорить на сегодняшнем  уроке. (на доске тема)

Дети (читают хором): «Как живёт семья?» на доске

 

III. Целеполагание и мотивация.

Учитель: 

- Нам предстоит большая и интересная работа. Используя слова-помощники и слово «семья», попробуем составить вопросы, на которые мы должны получить ответы.

 

1)    Что такое ….семья?

2)    Как называют членов …семьи?

3)    Как нужно относиться к членам …семьи?

4)    Как живет …семья ?

IV. Изучение нового материала.

Учитель: 

- Итак, ищем ответы на поставленные вопросы. Первый вопрос:

 Что такое семья? 

Выскажите своё мнение (Ответы детей).Скажите, а где мы можем посмотреть точное определение этого слова?

- Давайте посмотрим в толковом словаре Сергея Ожегова, что  говорится о семье. (читает) «Семья – это группа родственников, живущих вместе». (на слайде)

- В одной семье могут жить люди разного поколения, т.е. люди разного возраста. Поколение – это люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – младшее поколение. Ваши бабушки, дедушки – старшее поколение.

- Узнали мы , что такое семья? (Да). Тогда я поставлю знак «+» около вопроса  (ставит)

- Ответим на второй вопрос. Как называют членов семьи? А поможет нам в этом  учебник. Открываем учебник на стр.56-57

 

Работа с учебником, стр. 56 – 57 (работа по иллюстрациям учебника)

Учитель:

- Знакомьтесь: это семья первоклассницы Даши. А это семья первоклассника Алёши.

Рассмотрите рисунки. Посчитайте, сколько человек в каждой семье.

Перечислите членов этих семей.

Прочитайте, как зовут всех членов семьи Даши. Чем они занимаются? Посмотрите на Дашу и Петю. Что делает старший брат? Как вы думаете, как он относится к своей младшей сестрёнке?

Про обе семьи в учебнике сказано, что они очень дружные. Как вы понимаете выражение «дружная семья»?

У кого из вас, как вы считаете, дружная семья?

Почему вы так считаете?

–Мы уже поняли, что у каждого человека в семье своя  роль.

Учитель спрашивает некоторых детей, обращаясь к ним по имени.

– .............., ты кто для мамы? (дочь)

– ……….., кто называет тебя сыном? (папа)

– .............., ты кто для бабушки? (внук)

– ……….., у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

–…………, у тебя  есть сестра. Кто ты ей? (брат)

Молодцы, ребята, вы хорошо отвечали. Как вы думаете, мы ответили на второй вопрос? (Да). Тогда я поставлю знак «+» около вопроса «Как называют членов семьи?» (ставит)

Следующий вопрос:  Как нужно относиться к членам семьи?

-На этот вопрос мы ответим, поработав в группах. Поделитесь, пожалуйста, на группы.

- Ребята, на ваших партах лежат карточки со словами ( понимание, дружба, любовь, уважение, жадность, ссоры, мир, обман, труд, грубость ). Выберите, из этих слов, только те, из которых, по вашему мнению, строится семья. И постройте домик из карточек-кирпичиков.

Групповая работа.( одна группа работает у доски)

Учащиеся выполняют задание .Равнобедренный треугольник: семья

    

понимание

 

любовь

уважение

дружба

 

мир

труд

обман

ссоры

жадность

 грубость

 

- Расскажите, из каких слов, вы построили свои домики? Почему? (Ответы детей)

- А кирпичики со словами жадность, ссоры,  обман,  грубость нам нужны? ( нет).

- А что мы делаем с предметами , которые нам не нужны?

Давайте, также поступим с этими словами.

______________________________

 

- Вот как нужно относиться к членам семьи. Ответили мы на третий вопрос? (Да). Тогда я поставлю знак «+» около вопроса «Как нужно относиться к членам семьи?» (ставит)

Физкультминутка «Семья»

Мама, милая, родная, (ладони прикасаются к щекам, движения головой – влево - вправо)

Папа тоже дорогой. (вытягивают руки вперёд).

Бабушка совсем седая, (поглаживая виски в сторону затылка)

 Дед уже не молодой. (поглаживание щёк вниз)

Брат похаживает в школу, (ходьба на месте)

А сестра лишь в детский сад, (сгибание ног в коленях)

Я скажу, ребята, смело (сгибание правой руки в локте, большим пальцем прикасаясь к груди)

Что семье я очень рад. (руки от груди разводят в стороны)

Учитель: У каждого народа есть свои обычаи и традиции в семьях. А вот какие традиции в семьях на Кавказе, расскажут ……Амина М, Ибрагим, Лана Х.

 На Кавказе живут  большими семьями, все друг другу помогают. Детей воспитывает  не только семья, но и родня, все окружение, все общество. Любой старший брат может сделать замечание младшему или послать его с поручением по делам. Почет и уважение к старшему, одно из правил кавказских народов. Оказать почтение любому старшему, вставать при его появлении, уступать ему место, не вступать в разговор первым со старшим.

-Я желаю вам следовать этим традициям и с уважением относиться к членам своей семьи.
  

- А сейчас я вам предлагаю заглянуть в гости ещё в одну семью. (На экране фото нашего класса). 

Правильно ли я сказала, называя наш класс семьей? (Да!)

- Вы молодцы, совершенно верно, наш класс это тоже огромная семья со своими традициями. И чтобы наша семья была дружной, счастливой, трудолюбивой, что мы должны делать? (Ответы детей)

- Как в любой семье, в нашей классной семье, нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы будем заботиться и помогать друг другу.

- Мы будем называть друг друга по именам. Дружить с каждым учеником класса. Помогать друг другу в учебе.

- А чего мы не будем делать?

-Мы не будем грубить друг другу. Пускать в ход кулаки. Говорить друзьям обидные слова.

-На какой из вопросов мы  не нашли ответ.

Дети отвечают, что на вопрос «Как живет семья?» они не ответили.

- Правильно, вы ещё не рассказали об интересных событиях, которые происходят в жизни вашей семьи.

-Давайте послушаем ребят, которые подготовили проекты о своей семье.

(дети представляют проекты)

V. Закрепление полученных знаний.

-И так, мы ответили на все вопросы.

- Вспомним ответы на вопросы, поставленные в начале урока и еще раз на них ответим.

         Что такое семья? (Ответы детей)

         Как называют членов семьи? (Ответы детей)

         Как нужно относиться к членам своей семьи? (Ответы детей)

ВЫВОД: Семья - это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная любовь и помощь, совместные труд и отдых  . на слайде

 VI. Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России" "Формы земной поверхности".

    Тема урока« Формы земной поверхности . Водоёмы .» .      Урок рассчитан на учащихся 2 класса  .      Урок позволяет ра...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ «Арктическая зона пустынь» «Школа России» А.А. Плешаков Окружающий мир (возраст 11-12 лет)

Цель урока:  познакомить обучающихся с природой Арктики.Задачи урока:Образовательная:-       сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...

Конспект урока окружающего мира "Растениеводство" 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством, группами растений; формирование знаний о  культурных растениях.Планируемые резуль...

Презентация + Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Ориентирование на местности.

Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Ориентирование на местности....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК "Школа России". Тема: Растениеводство.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК "Школа России". Тема: Растениеводство....