Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
рабочая программа по окружающему миру (1, 4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 кл " Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.docx | 89.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Костровская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета от «30» августа 2016г. № 1 | УТВЕРЖДЕНА приказом от 0109.206 г.№ 1-99 Директор МБОУ "Костровская СОШ» Рыльского района Курской области _______________ Н.В. Шевракова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
(базовый уровень)
Предметная область: обществознание
Уровень образования: начальное общее образование
Учитель: Сонина Татьяна Викторовна
I квалификационной категории
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка………………………………………………………….……3-6
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета,
курса…..............................................................................................................................6-14
3.Содержание учебного предмета, курса……………………………………………14-22
4.Тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………….22-24
1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих нормативных актов и учебно- методических документов:
- «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273- ФЗ
- Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009года № 373
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемые результаты начального общего образования;
- Авторская программа «Окружающий мир» авторов Плешаков А.А.-М: Просвещение 2013
- Устав ОУ
- Программа развития ОУ
-Образовательная программа ОУ
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природокультуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Единая информационно-образовательная среда УМК «Школа России » обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы МБОУ «Костровская СОШ»
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место учебного предмета , курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч:1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — 68ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Одним из результатов обучения окружающему миру является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты дополнительной научно-популярной литературы. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее нашего Отечества. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированность универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности. Предметные результаты изучения окружающего мира отражают приобретаемый обучающимися опыт (знания и умения).
1 КЛАСС
Личностные результаты:
- знание домашнего адреса, имен и отчеств родителей; проявление уважения к своей семье, родственникам, любовь к родителям;
- оценка жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей (в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие);
- освоение начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее);
- самостоятельное определение и высказывание самых простых общих для всех людей правил поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); объяснение и оценка конкретных поступков как хороших или плохих;
- использование основных форм приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнение правил поведения в общественных местах;
- выполнение правил личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- освоение роли ученика; формирование интереса к учению;
- умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- определение и формулировка цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривание последовательности действий на уроке;
- умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
- умение отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- умение оценивать образовательных достижения (учебные успехи).
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умение делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
- умение перерабатывать полученную информацию:
- делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать предметы и их образы;
- умение моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем;
- умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- умение слушать и понимать речь других;
- умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах);
- способность выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры);
- сформированное умение работать в группах и парах;
- умение составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать».
Предметные результаты:
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);
- государственная символика России: флаг, герб, гимн;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
- особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
- правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
- назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- определение признаков различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- ведение наблюдения в природе;
- умение различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
- называние окружающих предметов и их взаимосвязей;
- называние основных особенностей каждого времени года, умение определять свое отношение к миру; знание названий дней недели;
- выработка соответствующих норм и правил по экологической этике;
- выполнение посильной деятельности по охране окружающей среды;
- объяснение значения окружающей природы для людей;
- умение различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
- умение различать овощи и фрукты;
- выполнение простейших правил ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
- оценивание правильности поведения в быту (правила общения).
2 КЛАСС
Личностные результаты:
- оценивание жизненных ситуации (поступков людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- способность в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- умение планировать учебную деятельность на уроке;
- умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе заданий в учебнике);
- умение работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
- определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
- умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- умение добывать новые знания:
- находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- умение слушать и понимать речь других;
- умение выразительно читать и пересказывать текст;
- умение вступать в беседу на уроке и в жизни;
- способность совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории;
- различение (узнавание) изученных объектов и явлений живой и неживой природы; дикорастущих и культурных растений; деревьев, кустарников, трав; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- описание на основе предложенного плана изученных объектов и явлений живой и неживой природы, выделение их основных существенных признаков;
- сравнение объектов живой и неживой природы, объектов природы и предметов, созданных человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проведение простейшей классификации изученных объектов природы;
- проведение несложных наблюдений и опытов с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; следование инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использование естественнонаучных текстов с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использование различных справочных изданий (атлас-определитель «От земли до неба», атлас карт) для поиска необходимой информации;
- использование готовых моделей (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности (равнины и горы), основных видов естественных водоёмов; частей реки;
- использование приборов (компаса) для определения основных сторон горизонта;
- установление простейших взаимосвязей между живой и неживой природой, взаимосвязей в живой природе; использование их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определение характера взаимоотношений человека с природой, умение находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использование знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- использование дополнительных источников информации, умение находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- оценивание характера взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
- использование различных справочных изданий (словарей, энциклопедий) и детской литературы о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- соблюдение правил личной безопасности и безопасности окружающих, понимание необходимости здорового образа жизни.
3 КЛАСС
Личностные результаты:
- оценивание жизненных ситуации (поступков людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- способность в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- самостоятельное формулирование цели урока после предварительного обсуждения;
- умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- умение планировать учебную деятельность на уроке;
- умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе заданий в учебнике);
- составление плана решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- умение в ходе работы по плану сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
- умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- умение перерабатывать полученную информацию:
- сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения знаний;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую:
- составлять простой план учебно-научного текста;
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- умение читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
- вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
- отделять новое от известного;
- выделять главное;
- составлять план;
- умение договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- умение уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
- человек — часть природы и общества;
- тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе;
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту);
- распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя; различение наиболее распространенных в данной местности растения, животных, съедобных и несъедобных грибов;
- проведение наблюдений природных тел и явлений, простейших опытов и практических работ, фиксирование их результатов;
- объяснение в пределах требований программы взаимосвязей в природе и между природой и человеком;
- выполнение правил личного поведения в природе, обоснование их необходимости; выполнение посильной работы по охране природы;
- выполнение правил личной гигиены и безопасности, оказание первой помощи при небольших повреждениях кожи; обращение с бытовым фильтром для очистки воды;
- владение элементарными приемами чтения карты;
- умение приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
4 КЛАСС
Личностные результаты:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- сформированность начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- умение понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- умение сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- умение планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- умение планировать свои действия в течение урока;
- умение фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- умение оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- умение соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- умение контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные:
- понимание и толкование условных знаков и символов, используемых в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- умение выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использование знаково-символических средств, в том числе элементарных моделей и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученной информации в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- умение анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- умение классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- умение сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществление синтеза объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявление индивидуальных творческих способностей при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделирование различные ситуации и явления природы (в том числе круговорота воды в природе, круговорота веществ).
Коммуникативные:
- умение включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов;
- формулирование ответов на вопросы;
- умение слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- способность признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употребление вежливых слов в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- способность понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- умение готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; составлять рассказ на заданную тему;
- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты:
- Земля - планета Солнечной системы; причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственная символика и государственные праздники современной России;
- что такое Конституция;
- основные права ребенка;
- распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя; различение важнейших полезных ископаемых своего края, растений и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема; основных сельскохозяйственных растений, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проведение наблюдений природных тел и явлений;
- умение в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- умение приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- умение соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- умение приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- умение приводить примеры народов России;
- умение самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применение иллюстраций учебника как источника знаний, раскрытие содержания иллюстраций;
- владение элементарными приемами чтения географической и исторической карты
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1 КЛАСС (66ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой.
ЧТО И КТО? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Экскурсия в парк. Экскурсия в компьютерный класс.
Практические работы: «Определение образцов камней», «Определение у растений их частей», Определение комнатных растений по атласу–определителю», «Определение растений цветника по атласу-определителю», «Определение деревьев по листьям», «Определение деревьев по атласу-определителю», «Исследование строения пера птицы», «Исследование строения шерсти зверей».
КАК, ОТКУДА И КУДА? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: «Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и её очистку», «Собирание простейшей электрической цепи», «Рассматривание морской соли и проведение опыта по «изготовлению» морской воды», «Проведение опыта по исследованию снега и льда», «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как ухаживать за животными живого уголка», «Изготовление простейших кормушек», «Сортировка мусора по характеру материала», «Исследование снега и снеговой воды на наличие загрязнений».
ГДЕ И КОГДА? (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Экскурсии: Экскурсия в зимний парк.
Практические работы: «Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды», «Нахождение на глобусе экватора и жарких районов земли».
ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практические работы: «Исследование возникновения и распространения звуков», «Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением», «Осваивание приёмов чистки зубов и мытья рук».
2 КЛАСС (68 ч)
ГДЕ МЫ ЖИВЕМ (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
ПРИРОДА (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: В гости к осени.
Практические работы: «Устройство термометра. Измерение температуры и фиксация результатов измерений», «Исследование состава гранита», «Уход за комнатными растениями в соответствии с инструкцией», «Освоение приемов содержания животных живого уголка в соответствии с инструкцией».
ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: В гости к зиме
ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: «Соблюдение изученных правил безопасности».
ОБЩЕНИЕ (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
ПУТЕШЕСТВИЯ (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: В гости к весне.
Практические работы: «Устройство компаса и правила работы с ним».
3 КЛАСС (68 ч)
КАК УСТРОЕН МИР (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек- часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология-наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: «Обнаружение крахмала в продуктах питания», «Исследование свойств воды», «Исследование состава почвы».
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы: «Измерение роста и массы тела человека», «Определение наличия питательных веществ в продуктах», «Измерение пульса при разной нагрузке».
НАША БЕЗОПАСНОСТЬ (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды».
ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: «Исследование и описание сельскохозяйственного растения».
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ (15 ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.
4 КЛАСС (68 часов)
ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: работа с картой.
ПРИРОДА РОССИИ (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Практические работы: «Свойства полезных ископаемых», «Определение полевых культур в гербарии».
СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого.
Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.
Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.
Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII – ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья -собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII – ХV вв.
Наше Отечество в ХVI - ХVIIвв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI – ХVII вв.
Россия в ХVIIIв. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ -начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ - начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 - 30-егг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (9 ч)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
1 класс (66ч – 2 часа в неделю)
№ п\п | Тема раздела, модуля, курса | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | Проектная деятельность (направление, наименование проекта) | |
практические | экскурсии | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Что и кто? | 20 | 5 | 2 | 1 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 | 9 | 1 | |
4 | Где и когда? | 11 | 2 | 1 | 1 |
5 | Почему и зачем? | 22 | 3 | 1 | |
ИТОГО: | 66 | 19 | 4 | 4 |
2 класс (68ч – 2 часа в неделю)
№ п\п | Тема раздела, модуля, курса | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | Проектная деятельность (направление, наименование проекта) | |
практические | экскурсии | ||||
1 | Где мы живем? | 4 | 1 | ||
2 | Природа | 20 | 5 | 1 | 1 |
3 | Жизнь города и села | 10 | 1 | 1 | |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | 1 | 1 | |
5 | Общение | 7 | 1 | ||
6 | Путешествия | 18 | 1 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 68 | 7 | 3 | 6 |
3 класс (68ч – 2 часа в неделю)
№ п\п | Тема раздела, модуля, курса | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | Проектная деятельность (направление, наименование проекта) | |
практические | экскурсии | ||||
1 | Как устроен мир | 6 | 1 | ||
2 | Эта удивительная природа | 18 | 3 | 1 | |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | 3 | 1 | |
4 | Наша безопасность | 7 | 1 | ||
5 | Чему учит экономика | 12 | 1 | 1 | |
6 | Путешествие по городам и странам | 15 | 1 | ||
ИТОГО: | 68 | 7 | 7 |
4 класс (68ч – 2 часа в неделю)
№ п\п | Тема раздела, модуля, курса | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | Проектная деятельность (направление, наименование проекта) | |
практические | экскурсии | ||||
1 | Земля и человечество | 9 | 1 | 1 | |
2 | Природа России | 10 | 3 | 1 | |
3 | Родной край- часть большой страны | 15 | 2 | 1 | |
4 | Страницы Всемирной истории | 5 | 1 | ||
5 | Страницы истории Отечества | 20 | 1 | ||
6 | Современная Россия | 9 | 1 | ||
ИТОГО: | 68 | 6 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...