Конспект урока в 4 классе по окружающему миру по теме " Пустыня"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.
Задачи образовательные:
1. Создать условия для учебной деятельности, способствующей формированию понятий «пустыня- природная зона».
2. Создать условия для формирования умений распознавать представителей растительного и животного мира пустыни, используя информационные источники.
Задачи развивающие:
1.Развивать умение пользоваться географической картой.
2. Развивать связную речь детей, умение наблюдать, делать выводы.
3. Развивать воображение, мышление, память, расширять кругозор.
Задачи воспитательные:
1.Воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать. слушать товарищей.
2.Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, компьютерная презентация, тест.
Формы работы:
1.Фронтальная.
2. Индивидуальная.
3.Групповая.
Методы: словесные ,практические ,наглядные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 49.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: Пустыни (окружающий мир, 4-й класс)
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.
Задачи образовательные:
1. Создать условия для учебной деятельности, способствующей формированию понятий «пустыня- природная зона».
2. Создать условия для формирования умений распознавать представителей растительного и животного мира пустыни, используя информационные источники.
Задачи развивающие:
1.Развивать умение пользоваться географической картой.
2. Развивать связную речь детей, умение наблюдать, делать выводы.
3. Развивать воображение, мышление, память, расширять кругозор.
Задачи воспитательные:
1.Воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать. слушать товарищей.
2.Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, компьютерная презентация, тест.
Формы работы:
1.Фронтальная.
2. Индивидуальная.
3.Групповая.
Методы: словесные ,практические ,наглядные
Ход урока.
1.Организационный момент. ( Слайд 1)
Учитель: Сегодня мы с вами совершим новое открытие в области живой природы. Ваша активность и оптимизм помогут достичь желаемых результатов.
2. Актуализация знаний учащихся.
– Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним природную зону, с которой познакомились на предыдущем уроке.
Фронтальная работа. Проверка домашнего задания.
- Итак, с какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( Слайд 2)
- Какие особенности климата в этой природной зоне?
( Климат сухой, тёплое, продолжительное лето, часто дуют горячие ветры-суховеи, дожди редки, обычно ливни. Зима короткая, но холодная , непродолжительная весна)
- Как приспособились растения к жизни в условиях этой природной зоны?
(Тюльпаны, ирисы цветут весной, пока не наступила жара и в почве есть влага.Ковыль и типчак переносят сильную засуху благодаря узким листьям, которые испаряют мало влаги)
- Назовите животных, обитающих в степи.
(Кузнечики, жаворонок, серая куропатка, журавль, дрофа, суслики, хомяки, орёл, ящерицы, гадюка).
- Какие экологические проблемы существуют в степной зоне?
( Распашка степей.Перевыпас.Браконьерство)
- А сейчас выполните тест.
- Проверь себя! ( Слайд 3)
- Оцени себя! ( Слайд 4)
- Поднимите руку, кто выполнил на «5», на « 4», на « 3».
- Молодцы! Я перепроверю вашу работу и выставлю оценки в журнал.
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Демонстрируются слайды с изображением степи и пустыни. ( Слайд № 5 )
- На какой из иллюстраций известная вам природная зона?
- Как вы догадались?
- Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны степей?
- Почему вы так решили? Докажите.
- Сегодня мы поговорим об этой природной зоне.
А как она называется, узнаете, разгадав ребус. (Слайд 6 )
4. Постановка проблемы.
- Какую же природную зону мы будем сегодня изучать?
5.Построения проекта выхода из затруднения.
-Сформулируйте цель урока.( Слайд 7)
- Исследовать пустыню мы будем , работая в группах, по инструкции.
- Напоминаю правила работы в группе. ( Слайд 8)
- Каждая группа представляет различных ученых
1. Географов
2. Ботаников
3. Зоологов
4. Экологов
По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны пустынь от других природных зон..
6. Физминутка ( Слайд 9)
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
7. Открытие новых знаний. Исследовательская работа.
- Открывают учебник географы на с.87-88, ботаники и зоологи на с. 89, а экологи на с.92. По инструкции ищите материал, записываете на листочек, а по завершению работы каждая группа будет выступать по своему направлению.
- Итак, первыми выступают географы, которые расскажут о местоположении пустынь и климате.
1) Выступление группы географов. (Слайд 10)
–– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Лето в пустыне жаркое. Поверхность земли нагревается днем до плюс 70 градусов, а в тени -выше 40 градусов. Ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
Дожди высыхают, не долетев до земли. Порой за лето не выпадает ни капли дождя. Оно длится здесь пять месяцев. Зима в пустыне короткая, но холодная. Средняя температура в январе около -10. Снег выпадает не везде, а если и выпадет, то снежный покров неглубокий. ( Слайд 11- 14)
Учитель:
-Ребята, спасибо нашим географам за прекрасное сообщение. Мы имеем представление, где находится пустыня, какие бывают пустыни, какой там климат. А теперь включаются в работу наши уважаемые ботаники
2) Выступление группы ботаников. (Слайд 15)
-Очень трудно приходится растениям в этой зоне(зной, недостаток влаги , сильный ветер). Поэтому и растительность здесь бедная. И все же благодаря специальным приспособлениям растения ухитряются жить и в пустыне.
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни-верблюжья колючка. У нее длинный корень. С его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину двадцать метров. Листья у нее в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Джузгун-это небольшой кустарник.
Его листья-зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже длинные листья.
-Спасибо, уважаемые ботаники!
-Сейчас предоставим слово зоологам.
3) Выступление группы зоологов ( Слайд 16)
- Существует мнение ,что в пустыне всегда пусто. Но животный мир разнообразнее. чем в степи. Животные приспособились жить в этой зоне.
Животные ведут наземный, а в песчаной пустыне-подземный образ жизни. Большинство животных некрупные, их окраска под цвет песка-маскировка.
Они ведут ночной образ жизни, когда спадает жара.
Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
В пустыне живут песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка.
Ящерица-круглоголовка в случае опасности может мгновенно зарыться в песок. Ушастый еж и лисичка корсак имеют большие уши, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни.
В пустыне живут тушканчики и песчанки
Сайгаки живут стадами и бегают быстро . Из насекомых живут скорпионы и скарабеи.
Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды, а некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.
Учитель: Люди с давних времен живут в пустынях. Главное их занятие-животноводство. И первый помощник жителей- самый выносливый-верблюд- «корабль пустыни». Бывают одногорбые и двугорбые верблюды. (Слайд № 17 ).
-Спасибо, уважаемые зоологи!
- Слово предоставляется группе экологов.
4). Выступление группы экологов.(Слайд №18 ).
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне, которые надо решать.
1.Люди построили каналы, чтобы орошать земли-это хорошо. Но неумеренное орошение привело к избытку соли в почве.2. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков. Животные полностью съедают растения на пастбищах.3.Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Особую тревогу вызывает судьба сайгаков.
Для сохранения природы создан заповедник «Черные земли», где есть участки пустынь со многими животными.
Учитель: -Спасибо, уважаемые экологи. Виновник создавшихся проблем - человек. И сейчас перед людьми стоит трудная задача- исправить свои ошибки.
8.Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.( Слайд 19)
- Итак, подведём итог нашей работы.
-Мы достигли цели, поставленную в начале урока?
9. Домашнее задание.(Слайд № 20 )
- Выберите для себя одно задание и запишите в дневник.
с. 87-93, ТПО с.53, №7( нарисовать пустыню)
с.87-93, подготовить сообщение об одном животном или растении пустынь.
с.87-93, написать рассказ о пустыни.
-Спасибо, ребята, за урок! ( Слайд 21)
Тест «Зона степей»
Подчеркни правильный вариант ответа.
1. Зона степей расположена на… нашей страны:
а) севере; б) юге; в) западе.
2. Какое лето бывает в степи?
а) холодное и засушливое; б) теплое и дождливое; в) теплое и засушливое.
3. Какое травянистое растение не водится в степи?
а) ковыль; б) люцерна; в) типчак.
4. Какой журавль обитает в степной зоне?
а) красавка; б) стерх; в) серый журавль.
5. Где степные птицы устраивают гнезда?
а) на деревьях; б) на кустарниках; в) на земле.
6. Какой грызун не водится в степи?
а) суслик; б) хомяк; в) бурундук.
7. По вине человека экологическими проблемами степи являются:
а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;
б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;
в) загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство.
8. Основным занятием населения степей является…
а) рыболовство. б) земледелие. в) оленеводство.
Ответы: 1-б. 2-в. 3-б. 4-а. 5-в. 6-в. 7-а. 8-б.
Материалы для ботаников
- Приспособленность растений пустыни к природным условиям
- Виды растений.Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
Материалы для зоологов
- Образ жизни животных пустыни.
- Виды животных пустыни.
- Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска.
Материалы для экологов
- Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
- Охрана редких растений и животных, заповедники.
Материалы для географов
- Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.
- Климат пустыни.
- Поверхность земли в пустыне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром по теме:" Растения весной".
Цель: дать представления об изменениях в жизни растений с приходом весны.Задачи:- продолжать учить замечать сезонные изменения в природе;- поплнение и активизация словарного запаса;- воспитывать...
Конспект урока и презентация по окружающему миру по теме "Части растений"
Урок разработан с учётом требований ФГОС НОО....
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему: «Животные живого уголка».
Животные живого уголка...
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему: «Собака и кошка в нашем доме»
Собака и кошка в нашем доме...
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)...
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Аквариум – маленькая искусственная экосистема"
Аквариум – маленькая искусственная экосистема....
Конспект урока и презентация по окружающему миру по теме "Звери"
развернутый конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Звери" для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа" и презентация....