Конспект урока в 4 классе по окружающему миру по теме " Пустыня"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тип урока: Урок открытия новых знаний  

Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. 

Задачи образовательные: 

1. Создать условия для учебной деятельности, способствующей формированию понятий «пустыня- природная зона». 

2. Создать условия для формирования умений распознавать представителей растительного и животного мира пустыни, используя информационные источники. 

Задачи развивающие: 

1.Развивать умение пользоваться географической картой.

2. Развивать связную речь детей,  умение наблюдать, делать выводы. 

3. Развивать воображение, мышление, память, расширять кругозор. 

Задачи воспитательные: 

1.Воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать. слушать товарищей. 

2.Воспитывать самостоятельность, самоконтроль. 

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, компьютерная презентация, тест.

Формы работы: 

1.Фронтальная. 

2. Индивидуальная. 

3.Групповая.

Методы:   словесные ,практические ,наглядные 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx49.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Пустыни (окружающий мир, 4-й класс)

Тип урока: Урок открытия новых знаний  

Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. 

Задачи образовательные

1. Создать условия для учебной деятельности, способствующей формированию понятий «пустыня- природная зона». 

2. Создать условия для формирования умений распознавать представителей растительного и животного мира пустыни, используя информационные источники. 

Задачи развивающие

1.Развивать умение пользоваться географической картой.

2. Развивать связную речь детей,  умение наблюдать, делать выводы. 

3. Развивать воображение, мышление, память, расширять кругозор. 

Задачи воспитательные: 

1.Воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать. слушать товарищей. 

2.Воспитывать самостоятельность, самоконтроль. 

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, компьютерная презентация, тест.

Формы работы

1.Фронтальная. 

2. Индивидуальная. 

3.Групповая.

Методы:   словесные ,практические ,наглядные 

                                                            

Ход урока.

1.Организационный момент.  ( Слайд 1)

Учитель: Сегодня мы с вами  совершим новое открытие в области живой природы. Ваша активность и оптимизм помогут достичь желаемых результатов.  

2. Актуализация знаний учащихся.  

– Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним  природную зону, с которой познакомились на предыдущем уроке.

Фронтальная работа. Проверка домашнего задания.

- Итак, с какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( Слайд 2)

- Какие особенности климата в этой природной зоне?

( Климат сухой, тёплое, продолжительное лето, часто дуют горячие ветры-суховеи, дожди редки, обычно ливни. Зима короткая, но холодная , непродолжительная весна)

- Как приспособились  растения к жизни в условиях этой природной зоны? 

(Тюльпаны, ирисы цветут весной, пока не наступила жара и в почве есть влага.Ковыль и типчак переносят сильную засуху благодаря узким листьям, которые испаряют мало влаги)

- Назовите животных, обитающих в степи.

(Кузнечики, жаворонок, серая куропатка, журавль, дрофа, суслики, хомяки, орёл, ящерицы, гадюка).

- Какие экологические проблемы существуют в степной зоне? 

( Распашка степей.Перевыпас.Браконьерство)

- А сейчас выполните тест.

- Проверь себя! ( Слайд 3)

- Оцени себя! ( Слайд 4)

- Поднимите руку, кто выполнил на «5», на « 4», на « 3».

- Молодцы! Я перепроверю вашу работу и выставлю оценки в журнал.

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 

Демонстрируются слайды с изображением степи и пустыни. ( Слайд  № 5 ) 

- На какой из иллюстраций известная вам природная зона? 

- Как вы догадались?

- Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны степей? 

- Почему вы так решили? Докажите. 

- Сегодня мы поговорим об этой природной зоне. 

А как она называется, узнаете, разгадав ребус. (Слайд 6 ) 

https://kladraz.ru/images/12(87).jpg

4Постановка проблемы. 

- Какую же природную зону мы будем сегодня изучать? 

5.Построения проекта выхода из затруднения. 

-Сформулируйте цель урока.( Слайд 7) 

- Исследовать пустыню мы будем , работая в группах, по инструкции.

- Напоминаю правила работы в группе. ( Слайд 8)

-  Каждая группа  представляет   различных ученых

1. Географов

2. Ботаников 

3. Зоологов 

4. Экологов 

По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны пустынь от других природных зон.. 

6. Физминутка ( Слайд 9)

Потрудились – отдохнем, 

Встанем, глубоко вздохнем. 

Руки в стороны, вперед, 

Влево, вправо поворот. 

Три наклона, прямо встать. 

Руки вниз и вверх поднять. 

Руки плавно опустили, 

Всем улыбки подарили. 

7. Открытие новых знаний. Исследовательская работа. 

- Открывают учебник  географы на с.87-88, ботаники и зоологи на с. 89, а экологи на с.92. По инструкции ищите материал, записываете на листочек, а по завершению работы каждая группа будет выступать по своему направлению.

- Итак, первыми выступают географы, которые расскажут о местоположении пустынь и климате.

1) Выступление группы географов. (Слайд 10) 

–– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги.   Лето в пустыне жаркоеПоверхность земли нагревается днем до плюс 70 градусов, а в тени -выше 40 градусов. Ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. 

Дожди высыхают, не долетев до земли. Порой за лето не выпадает ни капли дождя. Оно длится здесь пять месяцев. Зима в пустыне короткая, но холодная. Средняя температура в январе около -10. Снег выпадает не везде, а если и выпадет, то снежный покров неглубокий. ( Слайд 11- 14)

 Учитель:  

-Ребята, спасибо нашим географам за прекрасное сообщение. Мы имеем представление, где находится пустыня, какие бывают пустыни,  какой там климат. А теперь включаются в работу наши уважаемые ботаники

2) Выступление группы ботаников. (Слайд  15) 

-Очень трудно приходится растениям в этой зоне(зной, недостаток влаги , сильный ветер). Поэтому и растительность здесь бедная. И все же благодаря специальным приспособлениям растения ухитряются жить и в пустыне. 

Особенность растений  пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни-верблюжья колючка. У нее длинный кореньС его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину двадцать метров. Листья у нее в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Джузгун-это небольшой кустарник. 

Его листья-зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже длинные листья.  

-Спасибо, уважаемые ботаники! 

-Сейчас предоставим слово зоологам. 

3) Выступление группы зоологов ( Слайд 16)

- Существует мнение ,что в пустыне всегда пусто. Но животный мир разнообразнее. чем в степи. Животные приспособились жить в этой зоне. 

Животные ведут наземный, а в песчаной пустыне-подземный образ жизни. Большинство животных некрупные, их окраска под цвет песка-маскировка. 

Они ведут ночной образ жизни, когда спадает жара.

Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. 

В пустыне живут песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. 

Ящерица-круглоголовка  в случае опасности может мгновенно зарыться в песок.   Ушастый еж и лисичка корсак  имеют большие уши, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни.

В пустыне живут тушканчики и песчанки   

 Сайгаки живут стадами и бегают быстро . Из насекомых живут скорпионы  и скарабеи.

Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды, а некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

 Учитель: Люди с давних времен живут в пустынях. Главное их занятие-животноводство. И первый помощник жителей- самый выносливый-верблюд- «корабль пустыни».  Бывают одногорбые и двугорбые верблюды. (Слайд № 17 ). 

 -Спасибо, уважаемые зоологи! 

- Слово предоставляется группе экологов.

4). Выступление группы экологов.(Слайд №18 ). 

Освоение пустынь человеком привело к экологическим  проблемам  в этой природной зоне, которые надо решать.

1.Люди построили каналы, чтобы орошать земли-это хорошо. Но неумеренное орошение привело к  избытку соли в почве.2. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков. Животные полностью съедают растения на пастбищах.3.Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Особую тревогу вызывает судьба сайгаков.

Для сохранения природы  создан заповедник «Черные земли», где есть участки пустынь со многими животными. 

Учитель: -Спасибо, уважаемые экологи. Виновник создавшихся проблем - человек. И сейчас перед людьми стоит трудная задача- исправить свои ошибки.  

8.Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.( Слайд 19)

 - Итак, подведём итог нашей работы.

-Мы достигли цели, поставленную в начале урока?

9. Домашнее задание.(Слайд № 20 ) 

- Выберите для себя одно задание и запишите в дневник.

с. 87-93, ТПО с.53, №7( нарисовать пустыню)

с.87-93, подготовить сообщение об одном животном или растении пустынь.

с.87-93, написать рассказ о пустыни.

 -Спасибо, ребята, за урок! ( Слайд 21)

 

Тест «Зона степей» 

Подчеркни правильный вариант ответа. 

1. Зона степей расположена на… нашей страны: 

а) севере; б) юге; в) западе. 

2. Какое лето бывает в степи? 

а) холодное и засушливое; б) теплое и дождливое; в) теплое и засушливое. 

3. Какое травянистое растение не водится в степи? 

а) ковыль; б) люцерна; в) типчак. 

4. Какой журавль обитает в степной зоне? 

а) красавка; б) стерх; в) серый журавль. 

5. Где степные птицы устраивают гнезда? 

а) на деревьях; б) на кустарниках; в) на земле. 

6. Какой грызун не водится в степи? 

а) суслик; б) хомяк; в) бурундук. 

7. По вине человека экологическими проблемами степи являются: 

а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство; 

б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство; 

в) загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство. 

8. Основным занятием населения степей является… 

а) рыболовство. б) земледелие. в) оленеводство. 

Ответы: 1-б. 2-в. 3-б. 4-а. 5-в. 6-в. 7-а. 8-б. 

 Материалы для ботаников 

  1. Приспособленность растений пустыни к природным условиям
  1. Виды растений.Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист). 

 

Материалы для зоологов 

  1. Образ жизни животных пустыни.
  2. Виды животных пустыни.
  3. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска. 

 

Материалы для экологов 

  

  1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения. 
  1. Охрана редких растений и животных, заповедники. 

 
 

Материалы для географов 

 

  1. Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта. 
  1. Климат пустыни.
  1. Поверхность земли в пустыне. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром по теме:" Растения весной".

Цель: дать представления об изменениях в жизни растений с приходом  весны.Задачи:- продолжать учить замечать сезонные изменения в природе;- поплнение и активизация словарного запаса;- воспитывать...

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)...

Конспект урока и презентация по окружающему миру по теме "Звери"

развернутый конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Звери" для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа" и презентация....