Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по УМК "Школа России" на тему: "Когда изобрели велосипед?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по УМК "Школа России" на тему: "Когда изобрели велосипед?" подготовлен для открытого урока МО учителей начальных классов с использованием элементов технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_izobreli_velosiped.docx | 369.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
Тема: «История изобретения велосипеда. Роль велосипедов в жизни человека» Слайд 1
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формирование представлений об устройстве велосипеда; ознакомление с историей велосипеда и разнообразием современных моделей велосипеда.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомиться с историей создания и видами велосипедов;
- научиться называть и показывать части велосипеда;
- усвоить, правила безопасной езды на велосипеде;
- запомнить дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено».
Личностные:
- принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
- выполнять правила безопасного поведения в школе;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметные
Регулятивные:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать правильность выполнения действий.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока).
Коммуникативные:
- учить выражать в речи свои мысли и действия;
- способствовать развитию навыка работы в паре;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Оборудование:
- компьютер, презентация;
-лента времени;
- картинки с дорожными знаками, велосипедами;
-учебник, рабочая тетрадь;
-картинки с деталями велосипеда, смайлики.
Ход урока
Доска закрыта
1.Организационный этап
Цель: включение в учебную деятельность
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок!
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Актуализация опорных знаний
Цель: актуализировать знания (способы действий), необходимые для восприятия нового учебного материла (овладения новыми способами действий)
- Сегодня мы с вами совершим еще одно путешествие по ленте времени. Куда можно попасть с помощью такого путешествия? (в прошлое и в будущее)
- Но, для того, чтобы это произошло, мы должны ответить на вопросы, готовы:
- Когда появилась одежда? (в глубокой древности, у первобытных людей)
- Во что одевались древние люди? (в шкуры животных)
- Отличалась ли одежда людей, живущих в теплых и холодных районах Земли? (да)
- Что бы вы надели, если бы отправились туда, где живут белые медведи? (шубы, теплые шапки, варежки, штаны, валенки)
- Что бы вы надели, если бы отправились туда, где живут слоны? (футболки, шорты…)
- Людей каких профессий мы узнаем сразу по их одежде? (полицейский, пожарный, врач, космонавт, клоун…)
- Говорят, что для каждого случая есть своя одежда. Какую одежду вы знаете? (деловая, спортивная, рабочая, одежда для дома, …)
А теперь посмотрите на доску. Здесь на ленте времени вы закрепили свои рисунки одежды из прошлого, из настоящего и моду из будущего.
Вот такая интересная выставка у нас получилась. Спасибо всем за проведенную работу!
3. Самоопределение к деятельности
Цель: научиться применять словари для поиска необходимой информации, составлять кластер для определения задач урока
Открыть доску
- Мы изучаем раздел где и когда? Сегодня мы будем отвечать на вопрос «Когда?». А о чём пойдёт речь, мы узнаем, отгадав загадку:
Слайд 2
«У него два колеса,
И седло на раме,
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами»
- Что же это? (Велосипед) Щелчок
Слайд 3 Видеофрагмент кота Леопольда.
- Узнали героя?
Кот Леопольд сегодня поможет нам в работе на уроке.
- Итак, у нас есть слова «когда» и «велосипед». Слайд 4
- Какое же слово нужно вставить между ними, чтобы получился вопрос? (Детям предлагаются слова: появился, сделали, изобрели.) Щелчок
- Подходит слово «изобрели». Щелчок
Слайд 5
На слайде высвечивается вопрос «Когда изобрели велосипед?»
- Откройте учебники на с. 22 и прочитайте тему урока. Правильно мы с вами определили?
- Прочитайте вполголоса, какие задачи ставит перед нами Муравьишка – Вопросик. Посмотрите на иллюстрации разворота учебника, нам нужно определить задачи сегодняшнего урока?
- Давайте составим кластер. Слайд 6 Главный сегодня у нас велосипед. Что мы должны узнать на уроке? Какую первую задачу ставит перед нами муравьишка - вопросик?/// Ещё?/// следующую задачу нам подскажут иллюстрации на с. 23./// и наконец, последняя задача от муравьишки.///
4. Актуализация знаний на этапе усвоения нового материала.
Цель: самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой или измененной ситуации; усвоить принципы саморегуляции и сотрудничества, прогнозирования; осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль) результатов учебной деятельности
- Кот Леопольд как-то похвастал, что умеет ездить на «бегунке», «костотрясе», «пауке» и велосипеде. Сколько средств передвижения освоил Леопольд? У нас разные ответы. Почему мы не можем определить точно?/// (мы не знаем значения слов). А вы знакомы с этими средствами передвижения?/// А слышали что-то о них?///
- Что же нам делать? Как мы можем узнать об этих средствах передвижения?/// В каком времени нам нужно побывать?///
(в прошлом) А поможет нам в этом лента времени.
- С ее помощью отправимся в далекое прошлое. Я приглашаю сюда ребят, которые заранее побывали в прошлом и изучили незнакомые нам средства передвижения.
Ученик. Слайд 7
Более 200 лет назад немецкий барон придумал деревянную машину. Она была двухколесная, с седлом. Двигалась такая машина за счёт отталкивания ногами от земли. Называли её «машиной для бега» или «бегунком».
Ученик. Слайд 8
Позже к такой машине добавили на переднее колесо педали, которые нужно было крутить ногами. Передвигаться на ней было неудобно, седока трясло. Тогда было придумано название этой машины велосипед. В народе новое изобретение называли «костотряс».
Ученик. Слайд 9
Затем конструкторы велосипедов решили увеличить переднее колесо до двух метров. Заднее же было - 30 сантиметров. Такие велосипеды называли «пауками». Ездить на них было сложно. Любой наезд на препятствие - и велосипедист, теряя равновесие, падал вперед и летел через колесо головой вниз. Газеты тех лет писали: «Чтобы управлять этими велосипедами требуется сила слона и ловкость обезьяны».
- Вскоре на смену «пауку» пришла машина, похожая на современный велосипед. Слайд 10
- Ребята нас познакомили с историей создания велосипеда.
Закрыть доску
- Теперь вы можете сказать, сколько же средств передвижения освоил Леопольд?
- На ленте эти модели велосипедов должны находиться в каком времени? /// Да, в прошлом. (открываю старинные велосипеды)
- А теперь давайте отдохнем. Кот Леопольд придумал для вас физкультминутку.
На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу (ходьба на месте).
За руль держусь,
Гляжу вперед (руки вперед).
Я знаю – скоро поворот (руки в стороны).
Мне подсказал дорожный знак,
Шоссе спускается в овраг (присели).
Качусь на холостом ходу
У пешеходов на виду.
(круговое движение рук)
- Сядьте красиво и приготовьтесь работать дальше.
- Люди с давних пор постоянно изменяли устройство велосипеда, пока не появился современный велосипед.
-Давайте обратимся к учебнику и рассмотрим изображение старинных велосипедов и современного на с. 22. Сравните их.
- Что сохранилось в устройстве? /// есть ли изменения?///
- Как вы думаете, какая часть велосипеда самая главная? (рама)
- Кот Леопольд очень любит разбираться в механизмах. Давайте покажем ему, как вы знаете устройство современного велосипеда.
- А для этого в каком времени мы должны оказаться? Перемещаемся в настоящее время и знакомимся с устройством современного велосипеда.
Поработаем в парах.
- Рассмотрите изображение устройства велосипеда на с. 22. Прочитайте названия деталей. Все ли детали подписаны?/// обсудите, какие ещё детали вы можете назвать друг другу. ///
- Вспомнили устройство велосипеда? Переверните страничку учебника вперед. Проверим это. У вас на партах лежат карточки с изображением велосипеда и в столбике записаны его части. Возьмите простой карандаш и соедините линией деталь с его названием.
Открыть доску Слайд 11
- А в это время … расположит названия деталей велосипеда на доске.
- Проверьте друг у друга выполнение задания. Давайте проверим, как … выполнил задание. Оцените свою работу с помощью светофора. Молодцы!
-Отложите листочки на угол парты.
- проверим посадку. Ноги …спина … локти … продолжаем работу.
- В зависимости от цели и места использования все велосипеды делятся на несколько видов. Каких? Вы сейчас мне скажете сами.
Велосипед для спортсменов называется…
( спортивный) Слайд № 12
( может развивать большую скорость)
Велосипед для туристов называется…
( туристический) Слайд № 13
( оснащён необходимыми для туриста аксессуарами)
Велосипед для перевозки груза называется…
( грузовой) Слайд № 14
( имеет прицеп. Распространён в сельской местности)
Велосипед для езды по дороге называется…
( дорожный) Слайд № 15
( предназначен для езды по ровной, гладкой поверхности)
Велосипед для езды по горам называется…
( горный) Слайд № 16
( широкие шипованые шины предназначены для спуска и подъёма)
Велосипед для артистов цирка называется…
( цирковой) Слайд № 17
- Чем необычен этот велосипед? (одноколёсный)
- А какие ещё бывают велосипеды по количеству колёс? (1,2.3.4.)
- Ребята, поднимите руки у кого есть велосипед? Как его называют? Правильно, ваш велосипед – подростковый. Слайд 18
- А на каком велосипеде вы начинали кататься? Такой велосипед называется детским. Слайд 19
- Это, конечно, не все виды велосипедов. Существуют и другие модели и марки. Так, например, бывают водные велосипеды Слайд 20, складные (удобные для транспортировки) Слайд 21
Разновидностью спортивного велосипеда является тандем – двухместный двухколесный велосипед. Слайд 22
- В каком времени мы сейчас находимся?
- Рисунки с изображением современных велосипедов расположим на ленте в настоящем времени.
Слайд
Физкультминутка (по музыку)
Закрыть доску
- А теперь попробуем ответить на следующий вопрос Кота Леопольда.
- Для чего современному человеку нужен велосипед? ///проверим себя по иллюстрации на с. 23
- Оказывается велосипед очень нужная и полезная вещь. Это самый экологичный вид транспорта. А ещё велосипед укрепляет наше здоровье. Одним из видов спорта является велосипедный спорт.
- Кот Леопольд считает, что любая вещь должна быть безопасной. Вы с ним согласны?
- Кто из вас умеет ездить на велосипедах? Какие правила нужно соблюдать при езде на велосипеде? О правилах безопасной езды расскажут ребята – друзья ПДД.
Ученик.
Прежде, чем отправиться в путь, необходимо проверить исправность велосипеда: работу тормозов, звонок, фонарь и руль.
Ученик.
Управлять велосипедом на проезжей части разрешается детям с 14 лет. До 14 лет можно ездить во дворах, на стадионах или в парках.
Ученик.
Если человек не едет на велосипеде, а катит его, то он считается пешеходом. Если вам надо пересечь дорогу, сойдите с велосипеда и, держа его за руль, пройдите по пешеходному переходу.
Ученик.
Запрещается брать на буксир другой велосипед, а так же запрещается перевозить пассажиров на багажнике или на раме.
Ученик.
Запрещается ездить на велосипеде, не держась за руль или держась одной рукой.
- А еще для безопасности велосипедисту желательно надеть специальный шлем.
- Спасибо, садитесь.
Открыть доску
- Для велосипедистов существуют специальные знаки:
Слайд 23
Вот хороший знак дорожный.
Ты педалями крути.
Здесь кататься детям можно,
Здесь никто не запретит.
Щелчок
Белый круг с обводом красным.
Значит, двигаться опасно.
У тебя велосипед?
Посмотри: проезда нет!
- Знать и выполнять правила езды на велосипеде должны все велосипедисты.
5. Актуализация знаний на этапе закрепления
Цель: самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний; усвоить принципы саморегуляции и сотрудничества; осуществлять самоконтроль результатов учебной деятельности.
- А теперь проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Кот Леопольд приготовил для вас игру «Верю – не верю».
Слайд 24
- У вас на столах лежат таблицы, возьмите их. Не забудьте взять ручку. В табличке записаны номера с 1-го по 8-ой. Я буду читать вопросы, а вы ставите знак +, если верите, или – если не верите.
Вопросы:
Верите ли вы, что
….., первый велосипед изобрели 10 лет назад (-)
….., первый велосипед был деревянный (+)
….., у первого велосипеда не было педалей (+)
….., бегунок, паук, костотряс – это всё названия разных видов транспорта (-)
….., есть велосипед с одним колесом (+)
….., есть двухместные велосипеды (+)
….., для велосипедистов не существует правил езды (-)
….., на велосипеде по улице можно ездить с 14 лет (+)
- Проверьте Щелчок
-Оценим свою работу с помощью светофора.
6. Рефлексия
Цель: иметь собственную оценку результатов урока в целом и своей учебной деятельности в частности.
- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили на этот урок? Вернемся к нашему кластеру. Все ли поставленные задачи были решены? Слайд 24
С историей создания велосипеда познакомились?
Устройства велосипеда вспомнили?
Роль велосипеда в жизни человека узнали?
Правила езды на велосипеде постарались запомнить?
- Прочитайте вывод Мудрой Черепахи в учебнике на с.23
Слайд
- Коту Леопольду очень интересно, как вы себя оцените, возьмите светофоры.
- Зеленый смайлик - было интересно.
- Желтый смайлик - было интересно, но не все запомнилось.
- Красный смайлик - было трудно или неинтересно.
- Вам понравился урок?
- Вы сегодня поработали очень хорошо! Спасибо вам за работу.
7. Актуализация субъективных знаний
Цель: объяснение цели и содержания домашнего задания.
- Задачи урока мы выполнили, а в каком времени не побывали сегодня на уроке? Слайд 25
- И вот задание от Кота Леопольда поможет нам в нем побывать. Помогите ему придумать велосипед будущего. Дома нарисуйте рисунок.
Урок окончен!
Листок заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"
Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель 2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...
Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.
Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Конспект урока окружающего мира 1 класс "Школа России" на тему:"Когда появилась одежда?"
Предлагаю конспект урока, презентацию и дидактический материал к уроку по окружающему миру....
Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...
Конспект урока окружающего мира (1 класс). Тема: Когда наступит лето? УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:формирование представлений о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; объяснение зависимости природных явлений от смены времен года.Планируемые р...