План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Сукочева Алла Викторовна
Тема урока: «Старинная женская работа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx40.63 КБ
Файл demonstr_material_na_dosku.docx14.96 КБ
Файл razdat_mat.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока окружающего мира 2 класс

УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир»

Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Тема: «Старинная женская работа»

Цель урока:

  • познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;
  • закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей;
  • воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

Тип урока:

    формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.

Планируемый результат:

  • уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;
  • называть орудия труда, используемые для обработки льна;
  • определять особенности льняной ткани.

Предметные результаты:

  • называть последовательность трудовых операций в работе со льном;
  • называть орудия труда, используемые для обработки льна;
  • определять особенности льняной ткани.

Метапредметные результаты:

  • распределять операции между собой в паре для выполнения задания учителя;
  • исследовать на ощупь лоскутки ткани из льна;
  • реконструировать после просмотра мультфильма последовательность трудовых операций в старинной работе со льном;
  • соотносить эти операции;
  • обобщать итоги совместной работы.

Личностные результаты:

  • осознавать нравственное значение совместной работы людей;
  • испытывать уважение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие.

Оборудование: лен, лоскутки льна, предметы домашнего обихода из льна, старинная одежда из льна, индивидуальные карточки с заданиями, лоскут из хлопка, прялка, самопрялка, ступа.

Межпредметные связи: литературное чтение

Ресурсы: учебник «Окружающий мир»  Авторы: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая (часть первая). Методическое пособие, компьютер, мультимедийнный проектор, экран.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Ход урока.

Учитель раздаёт лен (траву) на парты.

-Что это? (Ответы детей)

- Послушайте загадку: В поле рос, скатерть принёс? (лён)

(Слайд 1)

Если дети не ответили, можно предложить разгадать ребус (,АЛЁНКА,,)

- А что такое лён? (это трава). Рассмотрите это растение. Расскажите, какие листья, стебли, цветы.

(Слайд 2)

(Лен – это травянистое однолетнее или многолетнее растение, высотой 1,5 метра. Листья и стебли растения цилиндрические, ровные, вверху разветвленные. Во время цветения льна появляются цветки, чашечка которых состоит из трех лепестков с белоснежными краями, корона состоит из пяти лепестков василькового цвета. Плод — коробочка с пятью гнездами, каждое гнездо которой делится ещё на два отсека, хранящих по одному семени. Семена маслянистые, овальной формы, бурые, с янтарной полоской по бокам)

(Слайд 3)

- До чего красив цветущий лён, всё поле в голубых цветочках .

- А где в жизни вы сталкивались с такими словами лён, льняная? (Ответы детей)

- Сейчас одежда из льна стоит дорого и её мало производят, а раньше люди на Руси носили в основном льняные вещи. Сейчас лен – почти забытая культура в наших деревнях: невыгодно, трудоемко, неперспективно. Утрачиваются навыки ручной обработки льна, которые из века в век, из поколения в поколение передавались мастерицами.

-Но мы должны помнить, что в хозяйстве России всегда были две главные культуры – рожь и лен. Мы не должны забывать трудовые традиции своего народа

Выставка изделий изо льна

-Ребята, а сейчас посмотрите на изделия, которые находятся на выставке в нашем классе. Многие эти изделия, которыми пользовались наши бабушки и прабабушки уже стали музейными экспонатами (старинная рубашка, рушники, скатерти, салфетки из льна). На перемене можно подойти и поближе всё рассмотреть.

Работа в паре.

- А сейчас предлагаю вам выполнить задание в парах. Перед вами лежат образцы льна, потрогайте и изучите ткань. Устно опишите образец. Расскажите о ваших ощущениях, какая ткань: грубая, тёплая, шершавая, гладкая, плотная, прочная.

Чья пара будет готова ответить первой, дайте мне знать. (Ответы описание тканей )

- Какая это ткань? Прочная и долговечная.

-Посмотрите на просвет. Видно что-нибудь? (Нет, ничего не видно).

-Сомните ткань. Что вы видите? (Ткань легко мнется)

-Попробуем порвать ткань. Не получилось. Попробуем порвать хлопковую ткань. Получилось. Вывод: ткань не просвечивается, легко мнется, крепкая.

-Лен называют северным шелком. Шелк очень дорогой, но по полезны свойствам и по качеству лен не уступает ему. Самое главное – это натуральный материал. В самый жаркий день в льняной одежде вам не будет жарко, а зимой эта ткань вас согреет.

Проблемная ситуация

-Ребята, а о чём вы думаете глядя на эти вещи и на цветущее поле?

Какие мысли у вас возникают? (А как делали такие вещи?)

Работа по теме урока

-А хотели бы вы узнать, как же получали такую ткань?

- Мы сегодня познакомимся с важнейшей старинной женской работой, как женщины из семечек получали льняную ткань.

-На доске вы видите карточки с названиями этапов работы. На столах у вас тоже лежат такие же карточки. (Посеяли в землю  семена. Повыдергали  лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть. Головки отрезали, лён вымочили и высушили.

Лён били, мяли, трепали, расчёсывали. Пряли нити, ткали ткани. Холст отбелили и сшили рубашку.)

-Какая из них будет первая? (Посеяли в землю  семена.)  Последняя? (Холст отбелили и сшили рубашку.)

Учитель выставляет первую и последнюю карточки на доске, дети на столах.

-А остальные этапы вы последовательно выложите сверху вниз после просмотра мультфильма «Как рубашка в поле выросла», снятого по одноименному произведению К.Д. Ушинского.

Просмотр мультфильма

Проверка работы. (Слайды 4-13 с этапами работы)

-Давайте проверим, что у вас получилось.  (Исправление ошибок, соотнесение названий инструментов с этапами работы: трепало, льномялка, прялка, самопрялка, ткацкий стан)

-Поднимите руки, у кого карточки выложены в той же последовательности. Молодцы!

-Сколько времени прошло от посевных работ до готовой рубашки? (1,5 года)

-За полтора года женщина совершала более 30 операций. Две из них я выполнила – выдернула лен и высушила, две операции предлагаю сделать вам – оборвать головки и очистите семена от шелухи. Рассмотрите семена. Опишите цвет, форму, размер. (Ответы детей)

-Как вы думаете, а семена льна люди как использовали? (Ответы детей)

-Из собранных семян люди делали льняное масло, а на посев покупали на ярмарке (свои семена давали не такие высокие всходы).

ФИЗМИНУТКА Шутливый массаж «Били лён»

Били лён, били  (стучать кулачками по спине).

Топили, топили  (растирать ладонями).

Колотили, колотили  (похлопывать).

Мяли, мяли (разминать пальцами).

Трепали, трепали (трясти за плечи, круговые движения).

Белы скатерти ткали (чертить ребрами ладоней).

На столы накрывали (поглаживать ладонями).

Работа в группах. Работа с пословицами (Слайд 14)

-Орудия труда, используемые при обработке льна нехитрые, да большая физическая сила должна быть к ним приложена. Все это нашло отражение в русском народном творчестве. Вот несколько поговорок, очень точно отражающих суть дела. Разделите эти пословицы на группы, в зависимости от их смысла.

  Лён любит поклон.

  Лён ручки любит.

  Посеешь лён – пожнёшь золото.

  Много льна – денег закрома.

  Кто в лён одет – доживёт до ста лет.

  Лён вымотает – лён и озолотит.

  Мни лён доле, волокна буде боле.

Обсуждение смысла поговорок, деление их по группам.

(Пословицы о тяжёлом труде женщины, пословицы об уникальных качествах льна, пословицы о стоимости льна)

Виртуальная экскурсия. Работа в ТПО. Самостоятельная работа.

Стр. 47. (Слайд  15)

-Ну а теперь отправимся на экскурсию. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. В 2005 году построила и создала уроженка города Костромы Забавина Наталья Павловна.

Сказочный теремок окружают зелёные лужайки, яркие цветники, ручеек.

-Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани.

-Впишите номера их названий в кружочки

Самопроверка (документ - камера)

Работа по учебнику

-Как должны были трудиться женщины, чтобы всю работу сделать быстро? (дружно, сообща)

-Что можно в классе делать сообща, небольшими группами? (Убирать класс, раздавать тетради, готовиться к уроку технологии, изобразительного искусства…)

Вывод стр. 77 (Ученик читает)

Домашнее задание. (Слайд 16)

Узнать для чего использовали ступу с пестом, когда обрабатывали лен.

Выводы и обобщения

-Итак, о каком растении, дающим прочную красивую ткань, мы сегодня узнали?

-Как выглядит это растение? (Тонкий стебель с голубыми цветочками)

-А теперь перечислим по порядку все этапы работы со льном.



Предварительный просмотр:

ПРЯЛКА САМОПРЯЛКА

ЛЬНОМЯЛКА

ТРЕПАЛО

ТКАЦКИЙ СТАН

Посеяли в землю  семена.

Головки отрезали,

лён вымочили и высушили.

Лён били, мяли, трепали, расчёсывали.

Повыдергали  лён с корнем, навязали снопиков и поставили

их на поле просохнуть.

Пряли нити,

ткали ткани.

Холст отбелили и сшили рубашку



Предварительный просмотр:

Посеяли в землю  семена.

Посеяли в землю  семена.

Повыдергали  лён с корнем,

навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Повыдергали  лён с корнем,

навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Головки отрезали, лён вымочили и высушили.

Головки отрезали, лён вымочили и высушили.

Лён били, мяли, трепали, расчёсывали.

Лён били, мяли, трепали, расчёсывали.

Пряли нити, ткали ткани.

Пряли нити, ткали ткани.

Холст отбелили и сшили рубашку.

Холст отбелили и сшили рубашку.

Посеяли в землю  семена.

Посеяли в землю  семена.

Повыдергали  лён с корнем,

навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Повыдергали  лён с корнем,

навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Головки отрезали, лён вымочили и высушили.

Головки отрезали, лён вымочили и высушили.

Лён били, мяли, трепали, расчёсывали.

Лён били, мяли, трепали, расчёсывали.

Пряли нити, ткали ткани.

Пряли нити, ткали ткани.

Холст отбелили и сшили рубашку.

Холст отбелили и сшили рубашку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

рабочая программа 1 класс УМК "Перспектива" по окружающему миру

программа содержит пояснительную записку, УУД, календарно - тематическое планирование....

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...

рабочая программа 3 класс УМК Перспектива по окружающему миру Плешаков. Новицкая

программа содержит пояснительную записку и КТП с УУД на 2 часа в неделю...

Проверочные работы по окружающему миру. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник. Окружающий мир.Авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Осень в живой природе".2 класс..УМК "Перспектива".Проверочная работа по окружающему миру по темам:  "Зимние месяцы", "Зима в неживой природе". 2 кл...

Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором  необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность  в саморазвитии, самообразовании и...