Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ordynskoe_nashestvie.rar | 795.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира, 3 класс
(программа Л. В. Занкова)
Тема урока: «Ордынское нашествие»
Цели:
- познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России;
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;
- воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образами русских людей поднявшихся на борьбу, подчеркнуть мужество русских людей, воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока.
1.Приветствие.
Неизмерено, непросчитано,
Сколько лиха
Народом испытано!
2.Актуализация базовых знаний, подведение к самостоятельному формулированию темы урока.
-Какие умения нам потребуются сегодня на уроке? (думать, рассуждать, доказывать, слушать, работать с картой, работать с лентой времени) слад 1
Вы уже несколько уроков путешествуете по далёкому прошлому нашей страны. Как она тогда называлась?
-А о каком временном периоде идёт речь? Покажите на ленте времени.
-Что же произошло с Киевской Русью в Х11 веке?
-Обратимся к картинной ленте времени, последний кадр Слайд 2
- На что была похожа Киевская Русь, если посмотреть на карту того времени? (лоскутное одеяло, лоскутное- состоящее из отдельны лоскутков, кусочков)
Назовите причины ослабления Руси:
(Дети: княжеская междоусобица, русская земля была поделена на « отчины» и каждый из князей владел доставшимся ему уделом.)
-Сегодня мы двинемся в путь дальше и окажемся уже в Х111в.(показ на ленте)
-Я хочу рассказать вам одну историю (притчу).
(Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»)
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, а они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит- сломайте!
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья по одиночке. Отец и говорит:- Так и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь,- вас всякий легко погубит. (на доске).
Так вот, если бы русские князья и были этими сыновьями, как вы думаете, выполнила ли они наказ отца?
3. Подведение к самостоятельному формулированию темы урока.
- Кот уже догадался, о чём сегодня пойдёт речь? ( нападение, вторжение, нашествие- вторжение неприятеля в страну.
- Какое древнее государство напало на Киевскую Русь? (обратимся к карте).
Слайд 3
- Далеко на востоке, в центральной Азии жили монголо-татары. Они были прекрасными наездниками. Занимались скотоводством. Но племя это было исключительно враждебным. Даже между собой они редко жили в мире, а уж с другими народами постоянно враждовали. Государство монголо-татаров называлось Золотая Орда. Они и напали на Русь. Поэтому нашествие и назвали Ордынским.
-Так как же звучит тема нашего сегодняшнего урока?
Ордынское нашествие.
Я забегу вперёд и скажу, что ордынское нашествие закончилось победой монголо-татаров, а нам на уроке надо выяснить, почему это случилось.
Какие вопросы могут возникнуть?
Проблемные вопросы на доске:
-Почему русские князья не могли дать отпор монголо – татарам? Может быть они были лучше вооружены?
-Чем страшно было для Руси монголо –татарское нашествие?
-Расставить в хронологической последовательности города взятые в Батыем ( отвечают летописцы)
4.Изучение нового материала.
Рассмотрим 1 вопрос.
(Просмотр слайдов оружия русских и монголо-татаров) Подготовленный ученик Слайд №4 - 8
Маленькие необыкновенно выносливые лошадки легко покрывали большие расстояния. Сами монголы отличались неприхотливостью и большим терпением, могли не есть по два, три дня, легко переносили жару и холод. У монгольских всадников было по два-три лука, колчан со стрелами, копьё с крюком –стаскивать с коней неприятельских воинов (показ монголо-татарского воина), у богатых была сабля. Для осады крепостей использовлись тараны, орудия для метания камней. , зажигательные сняряды – сосуды с нефтьби смолой. В арсенале русского воина были меч, лук и стрелы. Кольчуга, щит и шлем были его защитой ( показ иллюстрации русского воина).
-Что можете сказать о вооружении воинов? ( монголы были лучше вооружены)
-Как вы думаете, из каких источников мы сможем узнать новое сегодня на уроке? (Учебник, рассказ учителя, энциклопедия, компьютер.)
Физминутка.
Работа с учебником с 117.
-Как вы думаете, как мы сейчас будем работать? (читать, составлять план), (работа с памяткой)
1)Чтение 1 абзаца, подбор заголовка. Страшная угроза.
Сообщение ученика . Слайд № 9-16
Показ на карте места битвы.
2)Чтение 2 абзаца. Страшный разгром..
Сообщение ученика. Слайд 17 - 30
Руси была дана временная передышка… Шёл 1237. На юго- восточных рубежах Киевской Руси высились мощные земляные валы города Рязани . Послал за помощью рязанский князь к князьям Владимира и Чернигова, но не откликнулись они, не пришли на помощь….
3)Чтение 3 абзаца. Русь под чужеземным игом.
Сообщение ученика. Слайд 31 – 36 В 1240 году к Киеву Батый привел огромное войско
Проверим работу летописцев. Восстановите хронологию захвата русских земел. Проверка . Слайд № 37
4)Чтение 4 абзаца. 240 лет ордынского господства. (последний слайд)
Слайд № 38 – 40 рассказ учителя.
5. Первичное закрепление.
Посмотрите, правильно ли записан план на доске?
- Русь под чужеземным игом. 3
- Страшный разгром. 2
- 240 лет ордынского господства. 4
- Страшная угроза. 1
Восстановите план.
Дома подготовьтесь к пересказу по составленному плану об ордынском нашествии. (Памятка для пересказа по плану).
6. Закрепление.
Мы с вами много узнали сегодня о печальных исторических событиях, которые произошли в Киевской Руси более 700 лет тому назад.
Вопрос с доски:
-Почему русские князья не могли дать отпор монголо – татарам.
-Чем страшно было для Руси монголо –татарское нашествие?
Ответы детей. Вывод:Слайд № 41
- Откуда люди узнали об ордынском нашествии? ( археологические находки, древние книги. даже наш русский язык несёт на себе печать 240-летнего господства монголо-татаров).
-А какие учёные разгадывают тайны прошлого? ( археологи, историки, лингвисты).
Мы с вами сейчас тоже превратимся в учёных . Одна группа будет учёными-археологами, а другая учёными-лингвистами.
Учёным-археологам удалось обнаружить при раскопках несколько древних предметов, относящихся к периоду монголо-татарского нашествия. Рассортируйте эти предметы на группы.
Приложение № 1
Карточка №1
А учёные-лингвисты произведут исследование нескольких выражений нашего языка и попытаются обнаружить в них следы пребывания монголо-татаров.
Приложение №2
Карточка №2
Проверка. –У кого получилось? –
Приложение №3. Проверка.
Кому понравилась эта работа?
7. Итог.
-Пригодились ли вам те умения, которые вы назвали в начале урока?
8. Д/з.
-Какое задание вы бы хотели выполнить?
- Подготовить сообщение.
- Составить кроссворд.
- Прочитать учебник и уметь рассказать об ордынском нашествии.
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова
Тема урока "Живая природа. Животные"...
Конспект урока окружающего мира 1 класс система Л.В.Занкова "Что мы знаем о своей стране"
В материале Вашему вниманию представлен конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе с использованием нетбуков. Вот уже третий год наша школа участвует в проекте "Вольное дело". Каждый о...
Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову
Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Конспект урока окружающего мира 4 класс система Л.В.Занкова "Заповедники России"
Конспект урока "Заповедники России"Цели: 1) образовательная – формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека...
конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»
Урок окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...
Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа XXI века" (4-й класс) Тема «Дыхательная система»
Конспект урока по окружающему миру "Начальная школа XXI века" (4-й класс) с использованием карточек образовательной платформы Учи.руТема «Дыхательная сис...