автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Семёнова Татьяна Евгеньевна

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе Л.В.Занкова есть такой факультатив  и я уже 9 лет преподаю эти уроки, а данный коспект предполагает проведение его и в других УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblastnoy_urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК В НЕЗНАКОМОМ КЛАССЕ

Урок на областном конкурсе «Учитель года-2008» участника конкурса Семеновой Т.Е.

«Банк экономических знаний»

Конспект урока окружающего мира в 4 классе .

Урок открытия новых знаний.

Цель:- развивать умение наблюдать, характеризовать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;

          - формировать новые понятия;

          -создать условий, в которых мальчики и девочки могут раскрыть

           свои личностные качества и с половой принадлежностью в том числе;

           -работать над культурой общения.

Оборудование: таблицы с терминами,

                           инструкции для работ в группах,

                           карточки для группировки слов,

                           магнитофон

I. этап.  Организация к учебной деятельности:

(Учитель встречает детей у доски)

Давайте познакомимся.

-Кто из ВАС увлекается спортом?

-Кто родился зимой?

-Кто держит домашних животных?

-Кто смотрит приключенческие фильмы?

-А теперь девочки  с длинными волосами возьмут у меня из рук треугольники и сядут туда, где есть такая же фигура.

   Девочки с короткими волосами - кружочки

   Мальчики в пиджаках - квадраты

    Мальчики в жилетках - прямоугольники

-Мы расположились интересными группами: мальчики и девочки отдельно, но правила работы в группах не меняются от этого. Давайте их вспомним.

( дети сами называют то, что им необходимо для слаженной работы в группе)

II.этап. Самоопределение к деятельности:

 1-ое задание:

(дети получают задания по группам)

  I.группа: ЛИПА, ПШЕНИЦА, СИРЕНЬ, БИРЖА, ГОРОХ, КАМЫШ, ПОЛЫНЬ.

 

 II.группа:  МОРЕ, АРЕНДА, РЕКА, БОЛОТО, ОЗЕРО, ПРУД.

 

 III.группа:  НАЛОГ, НАСЕКОМЫЕ, РЫБЫ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ПТИЦЫ, ЗЕМНОВОДНЫЕ.

 

 IVгруппа: ПОВАР, БИБЛИОТЕКАРЬ, ВРАЧ, КОНТРАКТ, ИНЖЕНЕР, СЛЕСАРЬ.

-Прочтите слова на карточках. Что скажите? Вам знакомы эти слова?

Что заметили?

+лишние слова

-Назовите.(вывешиваю карточки )

БИРЖА

  АРЕНДА

НАЛОГ

       КОНТРАКТ

-Можете определить к какой области вашего познания они относятся?

-У нас возникла проблема- новые слова.

Но вы можете определить тему урока -  она зашифрована в новых словах.

+ БАНК.

III. Постановка учебной задачи:

 -Тема урока «БАНК», а проблема урока –новые слова.  Определим задачу нашего урока.

+познакомиться с новыми словами и определить к какой науке их отнести.

-Верно. Я только уточню. Пусть это будет «БАНК НОВЫХ СЛОВ»

- Мы  будем строить банк и станем его клиентами. Для строительства банка вы будете получать строительные  теоретические блоки, с помощью которых  возведете стены этого учреждения. Первые теоретические блоки вы уже заработали с теми словами, которые оказались лишними.

IV. Работа с новыми понятиями:

2-ое задание

(раздаю по одному  слову из пословицы  «ЗАРАБОТАННАЯ КОПЕЙКА ДОРОГО СТОИТ». Дети у доски выстраиваясь, восстанавливают пословицу)

-Соберите пословицу, которая станет фундаментом банка.

(на доске каждое слово пословицы  определенного цвета, которым определено место за столом у группы)

- Строительные блоки будете возводить согласно своему цвету.

-А теперь продолжим зарабатывать блоки.

Какое слово из пословицы напрямую относится к банку?

+деньги

-Найдите синоним этому слову.

+капитал (термин идет в ту группу, которая его назвала)

3-е задание:

:(направленно на особенности пола, т.е. девочкам и мальчикам  предлагаются разные  задания с учетом особенностей их мышления)

-Вручаю вам небольшие тексты. Прочтите, и через несколько минут поделитесь с нами информацией, выделив из текста новое слово.

1 группа мальчиков:

  «В Древнем Риме проводились собрания торговцев на продажных рынках. Здесь распределяли товары, которые поступали со всех концов Римской империи. Н этих торгах совершался________________(бартер) – один товар менялся на другой.»  (Это слово мальчики могли расшифровать по знакам 

-…/  .-/   .-./   -/   ./   .-. 

  Б    а     р     т    е     р

подсказка –азбука Морзе- у детей на столе)

2 группа мальчиков:

«Расписка.  Я, Петров Игорь Семенович, удолстоверяю, что 1 сентября 2008 года взял в долг у Волкова Федора Ивановича 2 (две) тысячи рублей и оюязуюсь вернуть эту сумму не позднее 1 января 2009 года. Подпись. Дата.  

Именно такая бумага называтся____________(вексель)

Это одна из древнейших ценных бумаг. Её родина Италия.»

(Расшифровываем  слово по знакам (помощь-азбука Морзе)

.--/  ./  -.-./  …/ ./ .-../ -..- 

В     е      к       с       е    л         ь

  1 группа девочек: «Аукцион – это торговля на публике, или как говорят публичные торги. Во время аукциона можно предварительно осмотреть имеющиеся товары, и с последним ударом молотка товары продают тому, кто предложит  самую высокую цену. На аукционах происходит покупка или продажа самых различных товаров: шерсти, фруктов, рыбы, кофе. И многого другого.»

ЗАДАНИЕ.

Заполни таблицу, используя текст.

1.

Новое слово

2.

Что оно означает?

3.

Какой предмет ярко характеризует данное слово?

2 группа девочек: « Термин «маркетинг» пришел к нам из английского языка. Он происходит от слова «маркет» - рынок. Задача маркетинга- работа с рынком, поиск ответов на вопросы: Что продавать? Как продавать? Кому продавать? Как управлять движением товара? Маркетинг- это планирование работы рынка.»

ЗАДАНИЕ:

Заполни таблицу, используя текст.

1.

Новое слово

2.

Что оно означает?

3.

Его происхождение.

 Каждая группа представляет свои новые слова и получает эти слова-термины как строительные блоки.

Ф и з м и н у т к а

ЕСЛИ ВЫ УСТАЛИ -  ВСТАНЬТЕ

ДРУГА ДО ПЛЕЧА ДОСТАНЬТЕ.

РУКИ ОБЕ ПОТРЯСИТЕ.

ГОЛОВОЮ ПОВЕРТИТЕ.

ЗА КОЛЕНИ ПОДЕРЖИТЕСЬ.

ВПРАВО, ВЛЕВО НАКЛОНИТЕСЬ.

ОТДОХНУЛИ?

СЯДЕМ ДРУЖНО.

ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТУ НУЖНО.

4-ое задание:

 -Разгадайте ребусы. (для каждой группы свой ребус. Называя слово, пытаемся определить его значение из своего жизненного опыта)

ПРОИЗВОДСТВО

ТОВАР

СПРОС

КРЕДИТ    (термины получают ответившие)

5-ое задание:  «Творческая мастерская»

-Продолжите фразу «Чтобы товар пользовался спросом ему необходима……………»(реклама-термин)

-Предлагаю на несколько минут стать производителями и создать рекламу товару, название которого спрятано у вас в конвертах.

(Две группы –мальчики и девочки- слово «скакалка»,

(две другие группы-«футбольный мяч». Время подготовки 3 минуты. Звучание мелодии определяет это время)

Дети выступают со своими рекламами не называя товара, а все угадывают)

-Как назвать тех, кто работал сообща в группе?

+компаньон (термин)

-А те, кто рекламировал один и то же  товар, желая продать его?

+конкурент (термин)

V этап. Первичное закрепление.

-Назовите все новые слова, которые добавились к тем, что появились у нас  в начале урока. (каждая группа читают слова –блоки ).

Новых слов стало больше и мы можем их объединить под одной крышей нашего банка. Давайте возведем стены банка, отвечая на вопросы.

(по мере ответов дети выходят к доске и  вывешивают термины)

VI этап. Закрепление.

(читаю)  _Как по-другому?

  • Обмен_____________________________________БАРТЕР
  • Выдача денег под проценты___________________КРЕДИТ
  • Соперник в бизнесе__________________________КОНКУРЕНТ
  • Напарник в бизнесе__________________________КОМПАНЬОН
  • Планирование_______________________________МАРКЕТИНГ
  • Деньги, большая сумма денег__________________КАПИТАЛ
  • Оповещение о товаре_________________________РЕКЛАМА
  • Изготовление товара__________________________ПРОИЗВОДСТВО
  • Продукт труда, созданный для купли-продажи____ТОВАР
  • Требование со стороны покупателей_____________СПРОС
  • Долговая расписка____________________________ВЕКСЕЛЬ
  • Публичные торги_____________________________АУКЦИОН

______________________________________________БИРЖА

______________________________________________АРЕНДА

______________________________________________НАЛОГ

______________________________________________КОНТРАКТ

Есть здание, но без крыши. Крышу мы накроем, если одним словом назовем науку, которой принадлежат эти слова.

(дети предлагают )

+экономика

(все слова объединяем понятием  «ЭКОНОМИКА»)

VIIэтап. Рефлексия.

-Вспомните задачу, которую мы поставили перед собой .

+познакомиться с новыми словами и определить к какой области они относятся.

-Справились с задачей?

+у нас таких слов оказалось ещё больше, целый банк новых слов, как мы и хотели.

-У нас получился  не просто банк новых слов, а банк новых знаний, экономических знаний.

Банки копят деньги, а мы знания.

-КАКИЕ ЗНАНИЯ ПОЛУЧИЛИ?

-Вам было интересно? Что скажите по этому поводу?

В нашем банке достаточно еще места для новых вкладов в области экономики и других наук.

По законам банковской деятельности вклады, положенные на долгое  хранение- преумножаются. Пусть это касается ваших знаний.

Спасибо за работу. Наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира (автор А.А. Плешаков) 3 класс "Наше питание"

Урок окружающего мира в 3 классе (автор программы А. А. Плешаков), урок изучения новых знаний.Цели урока:ОбразовательныеПознакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Дать...

Конспект урока окружающего мира 3 класс (автор А.А.Плешаков) "Организм человека"

Цель урока: познакомить детей с организмом  и  органами человека, органами чувств и их значением для человека, учить  беречь органы чувств. Задачи урока:Обучающие: - познакомить уч...

конспект урока Окружающего мира в 4 классе по теме «Наши подземные богатства» УМК «Школа России»Автор: А.А. Плешаков

Урок Окружающего мира в 4 классеПо теме «Наши подземные богатства»УМК «Школа России»Автор: А.А. ПлешаковТип урока:усвоение новых знанийЦели урока:1. Образовательные: познакомить с полезными бога...


 

Комментарии

Хорошо разработанный, логично построенный урок, который включает как знакомство с экономическими понятиями, так и интеллектуальное развитие в целом. Спасибо за разработку.

Семёнова Татьяна Евгеньевна

Наталья Олеговна, вот только удосужилась прочитать Ваши комментарии (ещё нет опыта пробежать все закоулки сайта) и очень благодарна. На вопрос о презентации к уроку Л.Н.Толстой "Акула" скажу, что не могу загрузить презентацию и всё тут, но буду пытаться ещё. Спасибо. С наступающим Новым годом!