автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель 2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе Л.В.Занкова есть такой факультатив и я уже 9 лет преподаю эти уроки, а данный коспект предполагает проведение его и в других УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblastnoy_urok.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК В НЕЗНАКОМОМ КЛАССЕ
Урок на областном конкурсе «Учитель года-2008» участника конкурса Семеновой Т.Е.
«Банк экономических знаний»
Конспект урока окружающего мира в 4 классе .
Урок открытия новых знаний.
Цель:- развивать умение наблюдать, характеризовать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;
- формировать новые понятия;
-создать условий, в которых мальчики и девочки могут раскрыть
свои личностные качества и с половой принадлежностью в том числе;
-работать над культурой общения.
Оборудование: таблицы с терминами,
инструкции для работ в группах,
карточки для группировки слов,
магнитофон
I. этап. Организация к учебной деятельности:
(Учитель встречает детей у доски)
Давайте познакомимся.
-Кто из ВАС увлекается спортом?
-Кто родился зимой?
-Кто держит домашних животных?
-Кто смотрит приключенческие фильмы?
-А теперь девочки с длинными волосами возьмут у меня из рук треугольники и сядут туда, где есть такая же фигура.
Девочки с короткими волосами - кружочки
Мальчики в пиджаках - квадраты
Мальчики в жилетках - прямоугольники
-Мы расположились интересными группами: мальчики и девочки отдельно, но правила работы в группах не меняются от этого. Давайте их вспомним.
( дети сами называют то, что им необходимо для слаженной работы в группе)
II.этап. Самоопределение к деятельности:
1-ое задание:
(дети получают задания по группам)
I.группа: ЛИПА, ПШЕНИЦА, СИРЕНЬ, БИРЖА, ГОРОХ, КАМЫШ, ПОЛЫНЬ.
II.группа: МОРЕ, АРЕНДА, РЕКА, БОЛОТО, ОЗЕРО, ПРУД.
III.группа: НАЛОГ, НАСЕКОМЫЕ, РЫБЫ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ПТИЦЫ, ЗЕМНОВОДНЫЕ.
IVгруппа: ПОВАР, БИБЛИОТЕКАРЬ, ВРАЧ, КОНТРАКТ, ИНЖЕНЕР, СЛЕСАРЬ.
-Прочтите слова на карточках. Что скажите? Вам знакомы эти слова?
Что заметили?
+лишние слова
-Назовите.(вывешиваю карточки )
БИРЖА
АРЕНДА
НАЛОГ
КОНТРАКТ
-Можете определить к какой области вашего познания они относятся?
-У нас возникла проблема- новые слова.
Но вы можете определить тему урока - она зашифрована в новых словах.
+ БАНК.
III. Постановка учебной задачи:
-Тема урока «БАНК», а проблема урока –новые слова. Определим задачу нашего урока.
+познакомиться с новыми словами и определить к какой науке их отнести.
-Верно. Я только уточню. Пусть это будет «БАНК НОВЫХ СЛОВ»
- Мы будем строить банк и станем его клиентами. Для строительства банка вы будете получать строительные теоретические блоки, с помощью которых возведете стены этого учреждения. Первые теоретические блоки вы уже заработали с теми словами, которые оказались лишними.
IV. Работа с новыми понятиями:
2-ое задание
(раздаю по одному слову из пословицы «ЗАРАБОТАННАЯ КОПЕЙКА ДОРОГО СТОИТ». Дети у доски выстраиваясь, восстанавливают пословицу)
-Соберите пословицу, которая станет фундаментом банка.
(на доске каждое слово пословицы определенного цвета, которым определено место за столом у группы)
- Строительные блоки будете возводить согласно своему цвету.
-А теперь продолжим зарабатывать блоки.
Какое слово из пословицы напрямую относится к банку?
+деньги
-Найдите синоним этому слову.
+капитал (термин идет в ту группу, которая его назвала)
3-е задание:
:(направленно на особенности пола, т.е. девочкам и мальчикам предлагаются разные задания с учетом особенностей их мышления)
-Вручаю вам небольшие тексты. Прочтите, и через несколько минут поделитесь с нами информацией, выделив из текста новое слово.
1 группа мальчиков:
«В Древнем Риме проводились собрания торговцев на продажных рынках. Здесь распределяли товары, которые поступали со всех концов Римской империи. Н этих торгах совершался________________(бартер) – один товар менялся на другой.» (Это слово мальчики могли расшифровать по знакам
-…/ .-/ .-./ -/ ./ .-.
Б а р т е р
подсказка –азбука Морзе- у детей на столе)
2 группа мальчиков:
«Расписка. Я, Петров Игорь Семенович, удолстоверяю, что 1 сентября 2008 года взял в долг у Волкова Федора Ивановича 2 (две) тысячи рублей и оюязуюсь вернуть эту сумму не позднее 1 января 2009 года. Подпись. Дата.
Именно такая бумага называтся____________(вексель)
Это одна из древнейших ценных бумаг. Её родина Италия.»
(Расшифровываем слово по знакам (помощь-азбука Морзе)
.--/ ./ -.-./ …/ ./ .-../ -..-
В е к с е л ь
1 группа девочек: «Аукцион – это торговля на публике, или как говорят публичные торги. Во время аукциона можно предварительно осмотреть имеющиеся товары, и с последним ударом молотка товары продают тому, кто предложит самую высокую цену. На аукционах происходит покупка или продажа самых различных товаров: шерсти, фруктов, рыбы, кофе. И многого другого.»
ЗАДАНИЕ.
Заполни таблицу, используя текст.
1. | Новое слово | |
2. | Что оно означает? | |
3. | Какой предмет ярко характеризует данное слово? |
2 группа девочек: « Термин «маркетинг» пришел к нам из английского языка. Он происходит от слова «маркет» - рынок. Задача маркетинга- работа с рынком, поиск ответов на вопросы: Что продавать? Как продавать? Кому продавать? Как управлять движением товара? Маркетинг- это планирование работы рынка.»
ЗАДАНИЕ:
Заполни таблицу, используя текст.
1. | Новое слово | |
2. | Что оно означает? | |
3. | Его происхождение. |
Каждая группа представляет свои новые слова и получает эти слова-термины как строительные блоки.
Ф и з м и н у т к а
ЕСЛИ ВЫ УСТАЛИ - ВСТАНЬТЕ
ДРУГА ДО ПЛЕЧА ДОСТАНЬТЕ.
РУКИ ОБЕ ПОТРЯСИТЕ.
ГОЛОВОЮ ПОВЕРТИТЕ.
ЗА КОЛЕНИ ПОДЕРЖИТЕСЬ.
ВПРАВО, ВЛЕВО НАКЛОНИТЕСЬ.
ОТДОХНУЛИ?
СЯДЕМ ДРУЖНО.
ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТУ НУЖНО.
4-ое задание:
-Разгадайте ребусы. (для каждой группы свой ребус. Называя слово, пытаемся определить его значение из своего жизненного опыта)
ПРОИЗВОДСТВО
ТОВАР
СПРОС
КРЕДИТ (термины получают ответившие)
5-ое задание: «Творческая мастерская»
-Продолжите фразу «Чтобы товар пользовался спросом ему необходима……………»(реклама-термин)
-Предлагаю на несколько минут стать производителями и создать рекламу товару, название которого спрятано у вас в конвертах.
(Две группы –мальчики и девочки- слово «скакалка»,
(две другие группы-«футбольный мяч». Время подготовки 3 минуты. Звучание мелодии определяет это время)
Дети выступают со своими рекламами не называя товара, а все угадывают)
-Как назвать тех, кто работал сообща в группе?
+компаньон (термин)
-А те, кто рекламировал один и то же товар, желая продать его?
+конкурент (термин)
V этап. Первичное закрепление.
-Назовите все новые слова, которые добавились к тем, что появились у нас в начале урока. (каждая группа читают слова –блоки ).
Новых слов стало больше и мы можем их объединить под одной крышей нашего банка. Давайте возведем стены банка, отвечая на вопросы.
(по мере ответов дети выходят к доске и вывешивают термины)
VI этап. Закрепление.
(читаю) _Как по-другому?
- Обмен_____________________________________БАРТЕР
- Выдача денег под проценты___________________КРЕДИТ
- Соперник в бизнесе__________________________КОНКУРЕНТ
- Напарник в бизнесе__________________________КОМПАНЬОН
- Планирование_______________________________МАРКЕТИНГ
- Деньги, большая сумма денег__________________КАПИТАЛ
- Оповещение о товаре_________________________РЕКЛАМА
- Изготовление товара__________________________ПРОИЗВОДСТВО
- Продукт труда, созданный для купли-продажи____ТОВАР
- Требование со стороны покупателей_____________СПРОС
- Долговая расписка____________________________ВЕКСЕЛЬ
- Публичные торги_____________________________АУКЦИОН
______________________________________________БИРЖА
______________________________________________АРЕНДА
______________________________________________НАЛОГ
______________________________________________КОНТРАКТ
Есть здание, но без крыши. Крышу мы накроем, если одним словом назовем науку, которой принадлежат эти слова.
(дети предлагают )
+экономика
(все слова объединяем понятием «ЭКОНОМИКА»)
VIIэтап. Рефлексия.
-Вспомните задачу, которую мы поставили перед собой .
+познакомиться с новыми словами и определить к какой области они относятся.
-Справились с задачей?
+у нас таких слов оказалось ещё больше, целый банк новых слов, как мы и хотели.
-У нас получился не просто банк новых слов, а банк новых знаний, экономических знаний.
Банки копят деньги, а мы знания.
-КАКИЕ ЗНАНИЯ ПОЛУЧИЛИ?
-Вам было интересно? Что скажите по этому поводу?
В нашем банке достаточно еще места для новых вкладов в области экономики и других наук.
По законам банковской деятельности вклады, положенные на долгое хранение- преумножаются. Пусть это касается ваших знаний.
Спасибо за работу. Наш урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"
Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....
автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"
Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира (автор А.А. Плешаков) 3 класс "Наше питание"
Урок окружающего мира в 3 классе (автор программы А. А. Плешаков), урок изучения новых знаний.Цели урока:ОбразовательныеПознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами.Дать...
Конспект урока окружающего мира 3 класс (автор А.А.Плешаков) "Организм человека"
Цель урока: познакомить детей с организмом и органами человека, органами чувств и их значением для человека, учить беречь органы чувств. Задачи урока:Обучающие: - познакомить уч...
конспект урока Окружающего мира в 4 классе по теме «Наши подземные богатства» УМК «Школа России»Автор: А.А. Плешаков
Урок Окружающего мира в 4 классеПо теме «Наши подземные богатства»УМК «Школа России»Автор: А.А. ПлешаковТип урока:усвоение новых знанийЦели урока:1. Образовательные: познакомить с полезными бога...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Комментарии
Хорошо разработанный, логично
Хорошо разработанный, логично построенный урок, который включает как знакомство с экономическими понятиями, так и интеллектуальное развитие в целом. Спасибо за разработку.
Ответ Зюзиной Н.О.
Наталья Олеговна, вот только удосужилась прочитать Ваши комментарии (ещё нет опыта пробежать все закоулки сайта) и очень благодарна. На вопрос о презентации к уроку Л.Н.Толстой "Акула" скажу, что не могу загрузить презентацию и всё тут, но буду пытаться ещё. Спасибо. С наступающим Новым годом!