Конспекты уроков
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Старинная женская работа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира во 2 классе | 352.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Старинная женская работа» | Тип: урок «открытия» нового знания | |||||
Цель урока: создать условия для ознакомления детей со старинной женской работой | ||||||
Задачи: -обучающие: познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; -развивающие: развивать интерес к учёбе и труду, коммуникативные способности; -воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к труду как социально значимому человеческому качеству. | ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные: - знать, что такое лён; - знать последовательность трудовых операций при обработке льна; - уметь отличать лён от других растений; - уметь восстановить последовательность трудовых операций при обработке льна. | Метапредметные: Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков. Регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий. Коммуникативные: критично относиться к своему мнению; предвидеть последствия коллективных решений. | Личностные: - перед тем, как начать действовать определять последовательность действий; - научить адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку; - развивать адекватную самооценку. | ||||
Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 2 класс 1 часть (программа «Перспектива»), электронная презентация, проектор, раздаточный материал, цветные карандаши. | ||||||
Ход урока | ||||||
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД | |||
I.Организационный этап | - приветствие, знакомство; - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я – Аня Валерьевна. | Приветствуют учителя | ЛУУД | |||
- эмоциональный настрой к уроку; - Посмотрите на слайд, прочитайте пословицу. Если есть труд - значит, будет и успех. - Как вы ее понимаете? - Правильно. | Настраиваются к уроку | |||||
- проверка готовности у уроку. А вы готовы трудиться? - Тогда вперед к успеху! | Организуют рабочее место | |||||
II. Проверка усвоения материала прошлого урока | - На прошлом уроке мы с вами проходили травянистые растения. Давайте сейчас проверим, как вы усвоили материал. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на вопросы, поднимая руки. 1. Как выглядят травянистые растения ранней осенью? (они желтеют, цветы вянут) 2. Что интересного вы знаете о полыни и крапиве? (полынь имеет очень пряный запах, крапива жжётся, потому что у неё есть волоски, а на них едкая жидкость, а ещё из неё делают суп) 3. Что происходит с травами поздней осенью (заморзки)? (они вянут и их накрывает снегом) - Вижу, что вы хорошо усвоили тему прошлого урока, поэтому мы можем двигаться дальше. | |||||
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. | 1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации) - Ребята, скажите мне, какое сейчас время года? (осень) - А какие вы знаете осенние праздники? - А вы знаете , что в это время у людей было много забот, давайте вспомним при каких совместных работах люди трудятся, поют песни и играют? (на сборы урожая, зерна женщины собирались вместе). - Работы было много у людей в старину. Мужчины занимались охотой, они пахали землю, сеяли, собирали урожаи, занимались строительством и ремонтом. А чем же занимались женщины раньше, вы знаете? (нет) | Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами | ЛУУД | |||
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). -Так о чём мы с вами поговорим на уроке? (о работе женщин в старину). -Молодцы! А тема нашего урока звучит так: «Старинная женская работа». - Как вы думаете, какова будет цель урока? (познакомиться с женской работой в старину). - Молодцы, ребята! | Формулируют тему и цели урока | РУУД | ||||
IV. Организация познавательной деятельности | 1. Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации). - Цель и тема определены. Для достижения поставленной цели нам нужен план действий. - Посмотрите на экран и давайте все вместе прочитаем.
| Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия | РУУД | |||
2. Поиск решения («открытие» нового знания). - У женщин было всегда много забот и дел. Чтобы узнать, какой у них был главный труд, попробуйте отгадать ребус. -Какое слово получилось? (лён) -Молодцы. Его мы можем увидеть на картинке в учебнике, на странице 74. - Давайте опишем его (поднимаю одного ученика, и тот описывает растение по изображению) - Ребята, это не простая трава, а культурное растение. - Что это за растение? Чем оно известно? (из него делают ткань). - Верно. - Ткань из льна сейчас называют северным шёлком. Она прочна, отливает серебром и красива даже без узоров. Часто ткали лён с цветными нитями. А белую ткань украшали вышивкой. - Ребята, давайте проследим, как в старину женщины делали такую прочную и красивую ткань. Работа по карточкам: - Сейчас я вам раздам каждому 1 лист на парту, где написаны все виды работы со льном. Вы прочитаете это в парах, обсудите, а потом будем отвечать на вопросы. Это у нас будет парная работа. Как мы работаем в парах? (дружно, сообща) Посев. - Когда сеют лён? (весной, в теплую влажную землю) - Когда начинают прополку? (когда появляются светло-зелёные стебельки) Теребление. - Когда нужно убрать лён? (до конца августа) - Каким способом убирали лён? (рукой захватывали стебельки у самой земли и вырывали с корнем, горстями; связывали в сноп) Обмолот (околачивание). - Куда везли снопы? (на гумно) - Что такое гумно? (сарай для обмолота зерновых растений.) - Что делали в этом помещении? (колотушками били по льняным головам, выколачивая зерно.) - Что делали с семенами льна? (подкидывали лопатами вверх – просеивали, складывали в мешки.) - Что делали со снопами (остатки) ? (увозили обратно на поле) Расстил. - Что происходило со снопами на поле? (падала холодная роса, стебли становились хрупкими, волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет) - Из обмолоченных семян били масло. Как вы думаете, где крестьяне использовали это масло? (употребляли в пищу, использовали для освещения дома, лечили больных.) Сушка. - Что делали со льном? (везли сушить в дом, на полати русской печи.) Мятка. - Что делали со льном? (стебли льна мяли на мялках.) Трепание. - Что делали со льном? (левой рукой держали лен на весу, правой били по нему тонким ребром трепала.) - Что в это время делали женщины? (сочиняли частушки, смеялись, делились новостями.) Очесывание. - Что делали женщины? (очесывали крупной щеткой, а затем мелкой.) - Что было после очеса? (наступало время пряжи.) - Все правильно. Мы с вами прошли все виды работы со льном. Трудно приходилось женщинам? (да. Это была сложная работа.) - Почему женщины собирались вместе? (работа было монотонной , чтобы им не было скучно.) - Чтобы порадовать себя , мастерицы делали из очёсков льна куколок-льняниц и называли их помощницами в своем нелегком труде. Эти куколки вы можете увидеть на 75 странице. - Ниже есть вопрос. Кто прочитает? - Что делает девушка в зелёном сарафане? (мнёт лён). -Девушка в синем платке? (прядёт, то есть делает пряжу из льна). - А девушка в красном платке что делает за таким большим инструментом? (шьёт скатерть). - А девушка в чёрном платке? (накрывает готовой скатертью стол). -Всё верно, молодцы! - А о каких процессах обработки льна не упоминается в загадке? (посев, расстил, сушка, трепание, очёсывание). - Молодцы! - А сейчас мы с вами проведём физкультминутку. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Давайте прочитаем текст на странице 76. По абзацам. Первый абзац у нас прочитает тот, кто сядет красиво. (чтение). - От какого слова образовано слово «Копотиха»? (копоть, пыль). - Что делали женщины? (собирались три женщины у одной из них дома. Лён мяли, трепали трепалом, расчёсывали щёткой лён) Прочитаем следующий абзац. - Как назывались остатки от обработки льна? (кострика) - Что делали с ней? (сжигали) Прочитаем третий абзац. - Как женщины справлялись с большим объёмом работы? (ходили каждый день в гости и работали сообща). -Молодцы! - А как мы можем справиться с большой работой? (работать сообща). - Да, мы должны работать дружно и сообща. - А сейчас посмотрите на рубрику «Из музейных коллекций». - Что ты видишь? (спросить одного ученика) - Для чего нужны игрушки из ниток льна? (обереги, игрушки для детей) - А самопрялка с льняной пряжей? (делать пряжу из льна) - А зачем нужна льняная ткань? (делать из неё полотенца, одежду, скатерти) - Зачем нужно трепало? (очистить лён от остатков оболочки). - Всё верно! Молодцы! - Также на русских был такой праздник как Дмитриев день. - Про него прочитаем на странице 77. - Когда праздновали Дмитриев день? (конец ноября) - Какое обращение было к детям в этот день? (послушных хвалили, а ленивых - бранили) - Верно! Молодцы! | Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе | КУУД РУУД ПУУД | ||||
3. Первичное закрепление. -Ребята, давайте ответим на вопросы из рубрики «Обсудим». 1. Почему в старину для обработки льна женщины собирались вместе? (это традиция, так было удобнее и быстрее, с песнями хорошо делалась работа) 2. Что можно делать в классе сообща, небольшой дружной группой? (ответы детей) Как распределить работу между девочками и мальчиками? (ответы детей) -Спасибо вам за ответы. Молодцы. | Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД | ||||
4. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) - А сейчас давайте откроем рабочие тетради и выполним 1 задание. -Кто хочет прочитать задание? (один ученик читает задание) -Всем понятно? -А сейчас давайте проверим, какой ответ у нас правильный? (2 слева) | Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД | ||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону. -А сейчас попробуем выполнить 3 задание. -Кто хочет прочитать задание? (один ученик читает задание) -Всем понятно? Выполняем самостоятельно. - А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу. Правильный вариант вы видите на экране. -На экране вы видите критерии оценок. Поставьте оценку другу. 1 ошибка - оценка «5» 2-3 ошибки- оценка «4» 4- 5 ошибок- оценка «3» 6 ошибок- оценка «2» -Хорошо. Молодцы. - А сейчас мы с вами поработаем в группах. - Я раздам вам листочки, ваша задача – расставить по порядку этапы работы со льном. - Теперь сверьте с экраном. Посмотрите на критерии оценивания. Если у вас нет ошибок или 1, то поставьте 5. Если у вас 2-3 ошибки, то поставьте 4. Если больше 3, то поставьте 3. - Поднимите руку у кого 5, теперь у кого 4, у кого 3. -Молодцы. Справились с последним заданием. | Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников | КУУД | ||||
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Соотнесение результатов урока с поставленной целью. - На этом наш урок подходит к концу. Хочу спросить, какая была цель урока? (познакомиться с работой женщин в старину). -Как вы думаете, мы справились? (ответы учащихся) | Отвечают на итоговые вопросы | КУУД | |||
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.). - Прошу вас оценить свою работу на уроке по принципу смайликов. - Красный - вы не поняли ничего, жёлтый - у вас есть затруднения, зелёный - вы со всем справились. - Просто поднимите смайлик соответствующего цвета. (выполняют) Молодцы, я вижу, то многие поняли эту тему. | Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности | ЛУУД | ||||
Выставление отметок. | ||||||
VI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении -Открываем дневники и записываем домашнее задание. Задание №2 стр. 46, стр. 74- 77 на пересказ. -Урок окончен. До свидания. | Фиксируют домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....