Конспект урока "Почему звенит звонок?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Ефимова Инна Юрьевна

Конспект урока по программе "Школа России" 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационная информация

Класс

1

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Познакомить учащихся с возникновением и распространением звуков.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по окружающему миру; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем, бережно относиться к природе.

Предметные: научатся объяснять причины возникновения звука.

Метапредметные: овладеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Оборудование: бубен, презентация, проектор, учебник, рабочая тетрадь.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Усвоить, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей.

Необходимое оборудование и материалы

Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 1 класс;

Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 1 класс;

Звуковая мультимедийная презентация (Приложение 1);

Мультимедийная установка;

Звучащие предметы: барабан, деревянные ложки, погремушка, резиновая игрушка-пищалка; картинки;

Лабораторное оборудование «Звук»: коробочка-резонатор, металлическая пластина, блюдце с водой, камертон.

Приложение 2Приложение 3Приложение 4Приложение 5Приложение 6.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Учитель: - Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?

Дети: - Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.

-Каким вы хотите видеть наш урок?

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение.

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Ход и содержание урока

СЛАЙД 1 - пустой

1. Сообщение темы

- Сейчас мы видим пустой экран, но если мы ничего не можем увидеть, может быть мы сможем что-то услышать? (аудиозапись различных звуков)

- Что вы сейчас слышали?

- Как это назвать одним словом?

Муравьишка Вопросик  принёс нам загадку:

Кулик не велик,
Целой сотне велит,
То сядь и учись,
То встань, разойдись. (звонок)

- Муравьишка приготовил сегодня для нас новый вопрос, на который мы попытаемся найти ответ на уроке : «Почему звенит звонок?»

СЛАЙД 2

2. Работа по учебнику

- Откройте учебник на стр. 94.

- Рассмотрите внимательно, что изображено на иллюстрации? Подумайте, какие звуки могут издавать эти предметы?

Игра «Оживи предмет»

1 ряд – Вы – трамвай.

2 ряд -  Вы – пчёлы.

3 ряд -  вы- часы.

- А теперь мы изменим правила игры: Муравьишка приготовил картинки и просит вас «оживить» их.

(Несколько человек выходят к доске, получают картинки, не показывая их классу, озвучивают.  Класс должен догадаться, что изображено на картинке.)

- Буду ли я права, если скажу, что это речевые звуки?

Почему? А какие это звуки? (неречевые)

- Рассмотрите внимательно ещё раз рисунок учебника и скажите, что художник изобразил дугами? Почему он так нарисовал, мы с вами ответим немного позже.

3. Практическая работа

- Сегодня на уроке наш класс превратиться в научно-исследовательскую лабораторию. А мы с вами будем младшими научными сотрудниками.

(в руках учителя разные предметы)

- Звучат ли они сейчас?

- А что надо сделать, чтобы услышать звук?(ударить, щёлкнуть и т.д.)

-Почему они сначала молчали, а потом издали звук?

СЛАЙДЫ 3, 4

- От наших действий предметы начали дрожать. Эта дрожь передалась воздуху. Так родились звуки. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до нашего уха. Уши улавливают эту волну, и мы слышим звук.

- Может, кто-то догадался, что художник изобразил дугами? Почему он так нарисовал?

- Мы проведём несколько опытов, чтобы понять, как бежит звук по воздуху.

1 опыт: (у детей гибкие пластины и коробочки-резонаторы)

СЛАЙД 5

- Положите гибкую пластину на край стола и прижмите её коробочкой-резонатором.

- Слышите ли вы сейчас какой-нибудь звук?

А теперь оттяните пластинку и отпустите. Что вы заметили?

- Какой вывод мы можем сделать?

СЛАЙД 6

ЗВУК ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ПРЕДМЕТ КОЛЕБЛЕТСЯ

4. Физминутка

Игра «Где звучит?»

Ученики становятся в круг. Ведущему завязываются глаза. У детей в руках звучащие предметы: барабан, дудочка, резиновая игрушка-пищалка, деревянные ложки и.т.д.

Ведущий должен определить сторону и направление звука: слева - барабан, справа – погремушка ит.д.

2 опыт (у детей камертоны, молоточки и ёмкости с водой)

- Возьмите в руку камертон и молоточек. Слышите ли вы сейчас какой-нибудь звук?

-Кто догадался, что надо сделать, чтобы услышать звук?

- Ударьте молоточком по камертону.

СЛАЙД 7

- А теперь ударьте молоточком по камертону ещё раз и опустите камертон как можно ближе к воде. Что заметили?

- Какой вывод можно сделать?

СЛАЙД 8

ЗВУК – ЭТО НЕВИДИМАЯ ВОЛНА.

СЛАЙД 9

Такими же исследованиями учёные занимались долгое время. И в результате, научились управлять звуковыми волнами. Появились изобретения, без которых мы сейчас не представляем свою жизнь – радио, телефон.

2 июня 1875 г. Алек5сандр Грэхем Белл создал первый телефон. Устройство телефона пока ещё очень сложное для вашего понимания. Но на уроках физики в старших классах, вы познакомитесь с его устройством.

5. Работа по учебнику

- А теперь вернёмся к учебнику стр. 95

- Прочтите текст учебника.

- Правильный ли вывод мы сделали?

- Что такое звук? (невидимая волна)

- Как называется прибор человека, который улавливает эту волну?

Уши- орган слуха. Чаще можно услышать другое название – ушной аппарат. Ухо – это не только его наружная часть. Наше ухо состоит из нескольких частей, которые располагаются внутри черепной коробки.

СЛАЙД 10

- Что является самым опасным для нашего уха? Чего боятся уши?

- Как же мы должны беречь свои уши?

- А у животных есть уши?

6. Работа в тетради

- У Муравьишки-Вопросика много друзей животных. Они тоже пришли к нам на урок. Стр. 37

СЛАЙД 11

- Не у всех животных уши одинаковые. Не у каждого они располагаются на голове, как у нас с вами. Вот у кузнечика, например, уши находятся на передних лапках. Поэтому можно сказать, что кузнечик прыгает на ушах.

- У дельфинов слуховые окошки «примостились» на нижней челюсти.

- У раков слуховой аппарат находится на усиках. Поэтому когда раки «сбрасывают» при линьке свой панцирь, то можно сказать, что вместе с «одеждой» они сбрасывают свои уши.

7. Что такое «Эхо»?

- Мудрая Черепаха тоже приготовила для вас загадку:

Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
а всякий слышит. (эхо)

- Что бы вы хотели узнать про эхо? Как образуется эхо?

- Выскажите свои предположения.

Стр. 95 – Прочтите текст в учебнике.

СЛАЙД 12

8. Работа в тетради

Стр. 38

Домашнее задание

Стр. 95 – Нарисовать Ушастика и придумать о нём сказку.

Рефлексия деятельности на уроке

- Ребята, почему звенит звонок?

- Как получается звук?

- Кому на уроке было интересно?

- Что особенно понравилось?

- Что вызвало затруднения?

- Как вы преодолевали трудности?

Дополнительная необходимая информация

 

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

1. Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 1 класс;

2. Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 1 класс;

3. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. Авторы: Казакова О.В., Сбоева Н.А., М., «Вако», 2004

4. Методические рекомендации к лаборатории кабинета начальных классов «Звук».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Преемственность начального звена со средним звеном

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ  В ОБУЧЕНИИ  НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО...

Планы- конспекты уроков в начальном звене с использованием ресурсов интерактивной доски.

Задача специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появится механизм ком...

Планы- конспекты уроков в начальном звене по развитию речи 1, 4 классы

Уроки развития речи в начальном звене  школы VIII вида  имеют особое значение для коррекции всех сторон речевой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Предложенные уроки ...

Звени, звени, златая Русь!

В  шклое  проходил  конкурс  "Алло!  Мы  ищем  таланты!".Начальные  классы  провели  праздник "Звени, звени,  златая  Русь!"...

Методика изучения учебной мотивации первоклассников, учащихся при переходе из начального звена в среднее звено. Анкета Н. Г. Лускановой

           При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов мною были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его кн...