Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
план-конспект урока (4 класс) по теме

 

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформированности отдельных познавательных действий ( отдельных видов познавательной деятельности ), то эту работу должен уметь выполнять и учитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»

Диагностика готовности младших школьников

к обучению в среднем звене школы

Автор: Речкалова Марина Геннадьевна,

 учитель начальных классов

р. п. Варгаши

2010 г.

Диагностика готовности младших школьников

к обучению в среднем звене школы.

Учителю необходимо уметь не только формировать новые виды познавательной деятельности, но и оценивать уровень сформированности уже имеющихся ее видов. Особенно важно это уметь делать в случае отставания учащихся. Если ученик испытывает затруднения в решении тех или иных задач, то учитель, стремится помочь такому ученику. Но для того, чтобы помощь была эффективной, она должна быть направлена именно на те звенья познавательной деятельности, которые не сформированы или не доформированы. В этом случае перед учителем встает диагностическая задача.

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформированности отдельных познавательных действий ( отдельных видов познавательной деятельности ), то эту работу должен уметь выполнять и учитель.

                                      Общие формы диагностирования

                                      различных видов познавательной

                                                      деятельности.

  1. Нужно проводить диагностику не только операционного, но и мотивационно-целевого действия.
  2. Следует предварительно выявить объективное содержание ( операционный состав ) диагностируемого действия.
  3. Необходимо разработать два вида заданий. Первый должен быть рассчитан на применение действий в целом. Второй рассчитан на использование одной из составляющих действие операций.
  4. задания обоих видов должны варьироваться по форме, в соответствии с чем должна варьироваться и форма выполнения действий.
  5. Оба вида заданий должны также варьировать по предметному содержанию, условиям применения действий ( операции ), что позволяет диагностировать меру обобщенности этого действия ( операции ).
  6. Для определения состояния действий по другим его характеристикам – мере развернутости, автоматизированности, осознанности и др. – необходимы следующие диагностические приемы: а) для диагностики меры автоматизированности действия даются задания на совмещение этого действия с другим, о котором заведомо известно, что оно не автоматизировано; возможность совмещения этих двух действий позволяет получить представление о степени автоматизированности интересующего нас действия; б) для определения меры осознанности ( рефлексии ) выполняемого действия испытуемым предлагается проговорить или прописать последовательность выполнения задания и обосновать необходимость выполнения шагов;  в) скорость выполнения действия определяется общепринятым путем: через фиксацию определенных временных интервалов.
  7. Последовательность диагностики отдельных операций действия должна быть следующей: а) вначале проводится диагностика центральной операции; в каждом приеме имеется действие, от сформированности которой прежде всего зависит успешность выполнения приема; она и называется центральной; б) в дальнейшем диагностика операций проводится в порядке, обратном формированию; это требование направлено на то, чтобы избежать при диагностике обучающего эффекта; в) диагностика форм ведется в порядке, обратном формированию, т.е. от умственной к внешнеречевой, затем- перцептивной и, наконец, к материализованной и материальной; г) при диагностике обобщенности действий вначале следует давать задания на менее привычном для испытуемых материале, а затем – на более знакомом.

Формирование познавательной деятельности – не самоцель. Цель учителя – воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.    

Провести диагностику  готовности учащихся к обучению в среднем звене школы можно с помощью углубленного психолого-педагогического обследования. Цель его: диагностирование ряда существенных сторон, по которым можно судить о степени готовности четвероклассников к переходу в 5-й класс.

                              Развитие устной речи учащихся.

Выявление ряда сторон развития учебной деятельности четвероклассников с помощью методики «Сложение чисел с переключением», или «Счет».

Инструкция: учащимся предлагается быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Эта работа продолжается 10 минут. За это время каждый ученик должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами:

- сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строчку ставят верхнее предыдущее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут число единиц;

- сумму ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.

Например: 1 способ

                                  5  4  9  3  2  5  7  2  

                                  9  5  4  9  3  2  5  7

                    2 способ

                                  5  9  4  3  7  0  7  7  4

                                  9  4  3  7  0  7  4  1  5

Надо объяснить и показать сначала эти способы. Затем сказать, что в течение 1 минуты должны действовать по 1-му способу, а потом по сигналу – по 2-му способу, поставив вертикальную черту, затем через минуту перейти к 1-му способу и т.д.

Задание может быть сокращено и до 5 минут.

Оценка: надо найти среднее число сложений, которое произвел ученик за 1 минуту. Если оно близко к 20, то это показывает достаточную работоспособность, а число менее 8, то работоспособность очень мала и требуется ее развитие.

Эта методика позволяет судить и о внимательности ребенка, а также, что очень важно, и об ориентировке ребенка на систему требований. Этот параметр является необходимым условием успешности обучения не только в начальной школе, но и в среднем звене. Несформированность этой способности к концу обучения в 4-м классе служит препятствием успешной работы и в более старших классах. Конечно, применение только одной методики не может дать представления о способности учащихся ориентироваться на систему требований, правил, но получаемая при этом информация полезна для характеристики указанной способности.

Успешное выполнение этого экспериментального задания требует от четвероклассников определенного уровня развития памяти, т. к. им нужно не только понять инструкцию, но и удержать ее в уме в течение некоторого времени.

                          Методики для определения уровня памяти.

1).  Объем запоминания:

Произносится 10 слов, учащимся надо их воспроизвести.

а) стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

б) дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

При нормальном объеме кратковременной памяти учащийся должен воспроизвести не менее 6 слов.

2).   Смысловая память:

10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой перерыв читает лишь первое из слов пары, ученики должны припомнить вторые слова. затем записать эти пары на листке бумаги. Подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, т.е. отношение правильно воспроизведенных пар к общему числу предложенных пар будет 0,6, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

                        Шум – вода               дуб – желудь

                        Стол –обед               дичь – выстрел

                        Мост – река              рой – пчела

                        Рубль – копейка       час – время  

                        Лес – медведь           гвоздь – доска

           Методики, направленные на определение степени овладения логическими                             операциями мышления.   

1).   Способность выделять существенное.

Учитель предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых пять дается в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок, т. е. выделить, два слова, наиболее существенные для слова перед скобками.

Сад ( растение, садовник, собака, забор, земля );

Река ( берег, рыба, тина, рыболов, вода );

Куб ( углы, чертеж, сторона, камень, дерево );

Игра ( шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания );

Кольцо ( диаметр, проба, круглость, печать, алмаз ).

Обработка полученных данных: ученики, которые правильно выполнили задание, очевидно обладают умением выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию. Те, кто допустил ошибки, не умеют выделять существенные и несущественные признаки.

2).   Сравнение.

Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.

Учащимся предъявляются или называются какие-либо 2 предмета либо понятия.

Например:

                 Книга – тетрадь                            солнце – луна

                 Лошадь – корова                           сани – телега

                 Линейка – треугольник                дождь – снег

                 Озеро – река

Каждый ученик на листе бумаги должен написать черты сходства – слева, а справа – черты различия названных предметов, понятий.

На выполнение задания по одной паре слов дается 4 минуты. После этого листки собираются.

Обработка полученных данных: составляется общий список черт сходства и различия названных предметов, затем устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать ученик. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в % - это уровень развития у учащихся умения сравнивать.

3).   Обобщение.

Предлагается два слова. учащемуся нужно определить, что между ними общего. Время 3-4 минуты.

Жидкость – газ

Предательство – трусость

Водохранилище – канал

Школа – учитель

Сумма – произведение

4).   Классификация.

Инструкция: вам даны 5 слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найдите это пятое слово. Учащимся можно предложить 5 заданий. Время – 3 минуты.

а) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг;

б) круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник;

в) смелый, храбрый, решительный, злой, отважный;

г) секунда, час, год, вечер, неделя;

д) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

5).   Анаграмма.

Инструкция: учащимся предлагается анаграммы ( слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв ). Учащиеся должны по данным анаграммам найти исходные слова.

а) лбко              б) раяи             в) упкс              г) еравшн           д) ркдети         е) ашнрри

6).   Анализ отношений понятий (аналогия).

Даны 3 слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, найдите это четвертое слово.

Например:  песня:   композитор = самолет : ?

а) аэродром        б) горючее     в) конструктор     г) летчик    д) истребитель  

школа:    обучение = больница : ?

а) доктор              б) ученик       в) лечение         г) учреждение      д) больной

круг : окружность = шар : ?

а) пространство    б) сфера        в) радиус          г) диаметр           д) половина

слагаемое : сумма = множители : ?

а) разность           б) делитель         в) произведение          г) умножение      д) деление

                                     Примерный вариант работы.

 

1).   В приведенных словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

а) лбко      б) раяи         в) еравшн        г) ркдети        д) рбкадоле

2).   Перед скобками слово, а в скобках еще 5 слов. Найди два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками. Запиши эти слова.

а) чтение ( слово, глаза, книга, печать, очки );

б) сад ( растение, садовник, земля, вода, забор );

в) река ( берег, тина, вода, рыболов, рыба );

г) игра ( шахматы, игроки, правила, футбол, штраф );

д) куб ( углы, дерево, камень, чертеж, сторона ).

3).   Сравни понятия:  книга – тетрадь.

       Общие и отличительные черты выпиши на листе в два столбика.

4).   Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его.

а) дуб, дерево, ольха, ясень;

б) горький, горячий, кислый, соленый, сладкий;

в) дождь, снег, осадки, иней, град;

г) запятая, точка, двоеточие, союз, тире;

д) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

5).   Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего ( очень коротко, предложение должно содержать не более 3-4 слов ).

а) дождь – град

б) нос – глаз

в) сумма – произведение

г) водохранилище – канал

д) предательство – трусость.

6).   Даны 3 слова. два первых находятся в определенной связи. Третье и одно из 5 слов приведенных ниже находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвертое слово.

а) волк : пасть = птица : ?                       ( воздух, клюв, соловей, яйцо, пение );

б) библиотека : книга = лес : ?               ( береза, дерево, ветка, бревно, клен );

в) слагаемое : сумма = множители : ?   ( разность, делитель, произведение, умножение,

                                                                        вычитание );

г) холодно : горячо = движение : ?        ( взаимодействие, покой, мяч, трамвай, идти );

д) запад : восток = обмеление : ?           ( засуха, юг, наводнение, река, дождь );

е) война : смерть = тепло : ?                   ( дыхание, жизнедеятельность, вещество,  

                                                                        температура, гибель );

ж) молния : свет = жара : ?                     ( солнце, трава, жажда, дождь, река );

з) роза : цветок = газ : ?                          ( кислород, дыхание, горение, состояние,

                                                                       вещества, прозрачный );

и) береза : дерево = стихотворение : ?   ( сказка, богатырь, поэзия, лирика, драма ).

Развитие познавательных способностей никогда не может быть сформировано полностью на все годы обучения. Введение новых предметов, новых тем может требовать и новых познавательных средств. И это касается таких видов как специфических ( они могут быть сформированы только при изучении тех предметов, специфику которых отражают, т. е. нельзя сформировать математические приемы мышления, не изучая математики ), логических и общедеятельностных ( особенность в том, что они могут формироваться на любом предметном материале, доступном учащимся ).

Таким образом, все компоненты познавательной деятельности должны формироваться с учетом дальнейшего движения ученика. Только в том случае начальная школа решит главную задачу, стоящую перед ней, - вооружение учащихся познавательными средствами для систематического изучения различных областей науки.

Список литературы курсовой работы

 1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. 208 с.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обу¬чении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические ме¬тодики. Коррекционные упражнения. М.: Изд-во «Ось-89», 2003. 272 с.

3. Бабанский Ю.А. Рациональная организация учебной деятельнос¬ти. М.: Знание, 1981.96 с.

4.Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд-во Ин¬та профтехобразования РАО, 1996. 90 с.

5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Рабо¬та психолога в начальной школе. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 352 с.

6. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. М.: Просве¬щение, 1991. 143 с.

7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личнос¬ти в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

9. Вереникина И. М. Психологические условия перестройки отноше¬ния детей к учебной деятельности на рубеже подросткового возраста: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1988. 18 с.

10. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преем¬ственности между дошкольным и начальным звеньями системы образо¬вания // Начальная школа. 2000. № 1. С. 7-12.

11. Ганюшкин А. Д. Исследование состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях (на материале спортив¬ной гимнастики): Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1972. 18 с.

12.  Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1986. 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Формирование познавательной деятельности – не самоцель. Цель учителя – воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.    Провести диагност...

диагностика для определения готовности младших школьников к обучению в среднем звене

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. О...

Презентация "Проблема психологической готовности младшего школьника к обучению в среднем звене".

      Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенн...

Готовность младших школьников к обучению в среднем звене.

Готовность младших школьников к обучению в среднем звене....

Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу

RjvgktrcКомплексная диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу...

Готовность младших школьников к обучению в средней школе

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптиро...