Преемственность начального звена со средним звеном
статья на тему
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_po_preemstvennosti.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Головченко Л.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей «Технико-экономический» г. Новороссийск
Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом учебном году? Каждый думает только о хорошем. И вот новый учебный год. Дети рады, полны решимости свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. А год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.
В учебном курсе «Философия науки» преемственность трактуется так: «Объективной основой преемственности является то реальное обстоятельство, что в самой действительности имеет место поступательное развитие предметов и явлений, вызываемое внутренне присущими им противоречиями»[1]. Очень образно этот процесс описали А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она, кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта»[2].
Учителя предметники понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения, в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные и ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям условия безболезненно преодолевать данную проблему.
В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителям предметникам необходимо посещать уроки, полезно понаблюдать за работой учащихся, за особенностями работы учителя и учащихся на уроке присмотреться к отдельным учащимся, внимательно понаблюдать за требованиями предъявляемыми учителем. Обратить внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала уроку. Важно отметить, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. Следует помнить, что отношение учителя к предмету непосредственно влияет на качество преподавания и результаты обучения. Обратить внимание, как используется метод совместных оценок «Учитель – ученик», «ученик- ученик». А так же, как учитель общается с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока. Учителю предметнику провести несколько уроков в данном классе, обозначить новые возможности ведения урока, введения и опроса темы. Желательно провести совместные математические олимпиады или тематические праздники, родительские собрание, как в конце 4 класса, так и в начале 5 класса.
Необходимы взаимопосещения уроков. Учителю начальной школы следует посетить ряд уроков учителя предметника. Присмотреться к его профессиональной деятельности, умению работать с подростками. Конкретно для каждой пары « учитель начальной школы - учитель предметник» разработать программу переходного этапа, которая будет затрагивать конец 4 класса и начало 5 класса. В данной программе хорошо отразить не только формы и методы подачи материала, контроля и оценивания, но следует включить и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и возможностей учащихся.
Многолетний опыт работы показывает, что формирование новых знаний с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая математическая терминология, одновременно это помогает развивать логическое и аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и учителей среднего звена по определению единых требований к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе, дают хорошие результаты. Очень полезно проведение совместных семинаров о возрастных особенностях развития детей данного возраста.
Сфера взаимоотношений учитель-ученик неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь учителей, которые оценивают знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.
Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...
Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена
Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого каче...
Преемственность начальных классов и среднего звена школы.
Поступление в школу и переход из начального звена в среднее – это переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому полож...
Преемственность начальных классов и среднего звена школы
Поступление в школу и переход из начального звена в среднее – это переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому полож...
Публичные выступления Преемственность начальной школы и среднего звена
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно упр...
Педагогический совет "Преемственность начальной школы и среднего звена"
Доклад выступления на педагогическом совете "Преемственность начальной школы и среднего звена"...
"Преемственность начальной школы и среднего звена, методика организации урока (из опыта работы)".
Правильно организованная работа по вопросу преемственности на всех этапах школьного обучения – залог успеха обучения детей в школе....