Технологическая карта урока окружающего мира «Лес и человек»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цель деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию
у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
по теме «Лес и человек»
Учитель: Корытникова Елена Юрьевна
Цели | Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам |
методы и формы | Частично-поисковый, исследовательский; групповая, фронтальная, парная, индивидуальная |
Оборудование | Презентация; видеосюжет «Пожар в лесу», конверты с заданиями для групп |
Основные | фитонциды |
Технологическая карта урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятель-ность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | ||||||||||||||
I. Мотивация деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. - Как вы понимаете смысл пословицы? - Человек не может знать все в жизни. Это нормально, не нужно стыдиться ошибок. Самое важное - учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями. - Знайка прислал нам приглашение совершить исследовательскую экспедицию. Наша исследовательская экспедиция отправляется в путь. | Слушают, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные :понимают значение знаний для человека | ||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний | Проверка | Викторина «Я знаю лес». 1. Какое дерево является символом России? 2. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. 3. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. 4. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. 5. Дерево с листьями в форме сердечка. 6. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? 7-10 Узнать дерево по форме шишки и хвое. Взаимопроверка по образцу | Отвечают на вопросы | Индивидуальная, парная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета Познавательные :осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, опираясь на правило контроля. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | ||||||||||||||
III. Изучение нового материала | Выявление темы урока и постановка целей | Отгадайте загадки. Слова-отгадки помогут сформулировать вам тему нашего урока. 1. Весной веселит, Летом холодит, Грибами, ягодами одаривает, Осенью умирает. Весной опять оживает. (Лес) http://mirdetstva5.ru/zagadki-pro-les 2. Ходит он на двух ногах, Мыслит, радуется, спит, Учится, детей растит, Огорчается, смеётся. Как, ребята, он зовётся? Он сильнее бурь и рек И зовётся … (Человек). http://www.poemsonalltimes.ru/zagadki/o-zhivotnyx Вы догадались какая тема нашего урока? -Тема нашего урока – «Лес и человек». - Как вы думаете, какие проблемы мы будем исследовать на уроке? -А как вы думаете, какие цели на уроке мы перед собой поставим? -Сегодня мы с вами
| Делятся Отвечают | Фронтальная, групповая. | |||||||||||||||
Работа Самостоятельная работа по группам Организация познавательной деятельности чтение текста с. 106 чтение текста с. 109 |
2.Проблемы леса - А теперь нам предстоит выступить в роли экологов? - Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? -Не по его ли вине возникают у леса проблемы? Давайте попробуем их исследовать. Задания 1 группе прочитать стихотворение Н. Некрасова «Саша» и обсудить, о какой проблеме идёт речь в стихотворении? (В этом стихотворении говорится о вырубке лесов). - Решите экологические задачи: 1) Каждую минуту вырубают 20 га леса. Сколько вырубят за 10 минут? За 60 мину? 2) 1 тонна макулатуры спасает от вырубки 10 взрослых деревьев. Сколько тонн макулатуры надо собрать, чтобы спасти рощицу из 1000 деревьев? 2 группе прочитать строки из песни «Просьба». Какую проблему раскрывают эти строки? (Браконьерство) 3 группе прочитать стихотворение А Сметанина «Благодарность за пикник». Какую проблему раскрывают эти строки? (Проблема загрязнения леса мусором) - Пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные и другие люди. -Помните! Консервная банка разлагается 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков. А об осколки банки или бутылки можно пораниться даже через 1000 лет! - Какую острую проблему мы ещё не озвучили? Показ сюжета «Лесной пожар» https://www.youtube.com/watch?v=FIUAWXcwnHA - Отчего возникают лесные пожары? - Кто может предотвратить эту беду? - А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила и разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорелся снова. Познакомимся с памяткой «Как разводить костер» Правила разведения костра (прочитать по одному) -Кто может решить эти проблемы? -Какие существуют способы охраны леса от пожаров? -Какие существуют способы охраны леса от вырубок? После пожаров, вырубок в лесу остается много пустынных, голых мест. -Как искусственно можно возобновить лес? (производят посадки и посевы леса) -Что создает человек для охраны леса, животных леса? (заповедники, заказники) Заповедник — это особо охраняемая территория или акватория, полностью изъятая из хозяйственного использования с целью сохранения всего природного комплекса, т.е. здесь запрещены все виды деятельности человека. Посещение заповедника возможно только по-особому. | читают текст, выполняют задания. Читают заранее подготовленный текст Выдвигают предположения. Отвечают читают текст, Называют лесные правила Внимательно слушают. высказывают свои пожелания, отвечают на вопросы. | групповая Коллективная. Групповая Фронтальная, индивидуальная. | ||||||||||||||||
IV. Практическая деятельность | Самостоятельная работа по группам | – Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. - Давайте подумаем, какие правила должен соблюдать человек, чтобы сохранять лес? - Теперь вам предстоит выступить в роли защитников леса. Задание: Создать знаки на тему «Защитим лес…»
| Выполняют задания, высказывают свои пожелания. | индивидуальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные: понимают значение знаний для человека | ||||||||||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | Продолжи фразу: Сегодня я узнал… Я могу себя похвалить… Мне было интересно…. Мне было трудно… Меня удивило… Мне захотелось… Я хочу сказать спасибо… – Как вы оцениваете свою работу, работу класса на уроке? Заполните карточку личного контроля. КАРТОЧКА ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ Фамилия __________________________ Имя ___________________ 1 балл – Я был, в основном, слушателем. 2 балла – Я старался принимать участие в выполнении заданий. 3 балла – Я активно принимал участие в выполнении заданий.
Критерии оценки набранных баллов: 12-11 баллов – «5» 10-8 баллов – «4» 7-5 баллов – «3» | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/неуспеха | ||||||||||||||
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Подготовить сообщение о любом растении, животном Красной книги или заповеднике России | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные :осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Береги природу, человек!».
Технологическая карта урока окружающего мираТема: «Береги природу, человек!»....
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс Человек и птицы
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Человек и птицы" 1 класс. УМК "Гармония"...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока окружающего мира "Строение тела человека" и мультимедийная презентация) 2 класс
Тема урока: «Строение тела человека»Цели урока: познакомить с внешним и внутренним строением тела че¬ловека, основными внутренними органами и их функциями; нау¬чить определять местонахождение основных...
Технологическая карта урока окружающему миру «Луг и человек»
Конспект урока...
Технологическая карта урока окружающего мира "Лес и человек" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с ролью леса в жизни человека, с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине людей, с охранной деятельност...
Технологическая карта по окружающему миру по теме « Человек и окружающий мир. Взгляни на человека». 1 класс
Технологическая карта урока окружающего мира по теме « Человек и окружающий мир. Взгляни на человека». 1 класс...
Технологическая карта урока окружающего мира «Человек в обществе. Права человека» (УМК «Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правах человека в обществе.Планируемые результатыПредметные:1. Знать общие права и обязанности человека.2. Уметь использовать права в жизни.Лично...