Технологическая карта урока окружающего мира "Лес и человек" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: ознакомление учащихся с ролью леса в жизни человека, с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине людей, с охранной деятельностью человека.
Задачи урока
Дидактические:
- способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы;
- ознакомить учащихся с экологическими проблемами в лесных зонах;
- дать понятие о разведении костров в лесу.
Развивающие:
- развивать умение поиска необходимой информации и анализа полученной информации;
- развивать концентрацию внимания в процессе работы с текстом;
- развивать этические чувства как регулятор морального поведения.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
- воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах и группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Лес и человек" | 49.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 26.10.2021 Школа: №152 Класс: 4 «б» Урок: 2 Время: 8.50 – 9.30 Кабинет: 209 | Студент: Гилязова Марьяна Группа: 45 Учитель: Евстифеева Наталья Александровна Методист: Пометун Надежда Николаевна |
Тема урока «Лес и человек»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: ознакомление учащихся с ролью леса в жизни человека, с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине людей, с охранной деятельностью человека.
Задачи урока
Дидактические:
- способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы;
- ознакомить учащихся с экологическими проблемами в лесных зонах;
- дать понятие о разведении костров в лесу.
Развивающие:
- развивать умение поиска необходимой информации и анализа полученной информации;
- развивать концентрацию внимания в процессе работы с текстом;
- развивать этические чувства как регулятор морального поведения.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
- воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах и группе.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на | Формы: фронтальная, индивидуальная | 1.Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марьяна Марселевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. -Сейчас тихо сядет первый ряд, второй, третий. | 1.Показывают готовность к уроку. | Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. | |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности | Формы: фронтальная, парная. | 1.Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу. -Начнем наш урок с проверки ваших знаний по предыдущим пройденным темам. В парах решите кроссворд «Я знаю лес»: Вопросы (ключевые слова «БЕРЕГИТЕ ЛЕС»): 1. Какое дерево является символом России? (Береза.) 2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.) 3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.) 4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.) 5. Хвойный лес. (Тайга.) 6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.) 7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.) 8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.) 9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.) 10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.) 11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.) -Проверим. | 1.Воспроизведение учащимися умений и навыков. | Предметные: знать материал предыдущих уроков; уметь применять его при разгадывании кроссворда; уметь работать в парах. Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: планируют учебное сотрудничество Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Кроссворд «Я знаю лес»: |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная. Словесный метод: беседа Проблемный метод: подводящий диалог. | 1.Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации. -Отлично, теперь найдите ключевую фразу в этом кроссворде. Назовите её. -Верно. Ребята, я хочу, чтобы эта фраза стала девизом нашего сегодняшнего урока. -А чтобы понять, о чем мы сегодня будем говорить, чтобы сформулировать тему и поставить цель урока – послушайте стихотворение Сергея Никулина: «Нет ничего милее -Дальше чтение продолжит… -О чем было это стихотворение? -О каких отношениях говорится в этом стихотворении? -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? -Верно! А какую цель мы поставим на этот урок? -Определим задачи урока, с помощью которых мы с вами разберемся в этой непростой теме. Их будет три. 1.Роль леса в жизни человека. | 1.Отвечают на вопросы. -«Берегите лес». Ответы детей. -В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом. -«Лес и человек». -Узнать про роль леса в жизни человека и природы; про роль человека в жизни леса. | Предметные: Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Стихотворение: «Нет ничего милее |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная, групповая. Словесный метод: беседа. Практический метод: работа по тексту. | 1.Решает проблемную ситуацию. -Итак, первый пункт нашего плана – «Роль леса в жизни человека». Чтобы понять, какова же она – поработаем в группах. Каждая группа расскажет, пользуясь учебником и своим собственным опытом об одном из пунктов схемы на странице 103. Пункты: «Дом для растений, животных, грибов»; «Защитник воздуха, водоёмов и почв»; «Место для отдыха человека»; «Источник ягод, грибов, лекарственных растений»; «Источник древесины». -Приступим к рассказу. -Хорошо теперь откройте рабочие тетради на странице 50 и выполните задание 2. | 1.Изучают и рассказывают новый материал. | Предметные: уметь работать в группах. Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Формы: фронтальная. Словесный метод: беседа, рассказ. Практический метод: упражнение. | 1.Осуществляет рассказ по теме. -Мы идём дальше по нашему плану. Прочитайте второй пункт. Как вы его понимаете? -Ребята, как вы думаете, всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? -Да и, к сожалению, пользуясь всеми благами, которые дают нам лесные зоны, люди приводят лес в разорение. -Одна из экологических проблем в этих природных зонах связана с вырубкой леса. -Если раньше лес вырубали по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются страшные картины. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Поэтому на месте вырубленных лесов проводят лесовосстановительные работы, то есть высаживают новые леса. -Какие еще экологические проблемы в лесных зонах вы знаете? -Еще одна немаловажная проблема лесной зоны – браконьерство – незаконная охота. Человек издавна охотился на животных, добывая себе пищу - это было необходимо для выживания людей, но уничтожалось не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные занесены в Красную книгу, находятся под особой охраной. Откройте учебник – рассмотрим некоторые из них. ФИЗМИНУТКА | 1.Работают с учебником. -«Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. -Нет. Ответы детей. | Предметные: знать об экологических проблемах. Метапредметные: П: работать по предложенному плану К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Презентация. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: индивидуальная. Самопроверка. Практический метод: самостоятельная работа. | 1.Организует выполнение самостоятельной работы. -Выполним самостоятельно задание 3 в рабочей тетради. Запишите полный ответ. -Проверим. | 1.Выполняют самостоятельную работу. | Предметные: уметь выполнять самопроверку. Метапредметные: П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач | |
Включение в систему знаний, повторение (6 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученног | Форма: фронтальная. Словесный метод: беседа Практический метод: упражнение | 1.Повторение изученного материала. -Отлично, а сейчас третий пункт нашего плана – «Зависит от каждого!». -Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила. -Одно из самых простых, но тем не менее важных правил: не оставляй в лесу мусора! -Согласитесь, лес теряет всю свою красоту, оставаясь захламлённым. Это ведь не сложно – убрать за собой мусор, а вот об оставленные в лесу острые стекла, консервные банки может пораниться не только человек, но и животные. -К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи и от этого могут вспыхнуть сухие листья и травинки. Тогда в лесу начнется пожар. -Посмотрите видеофрагмент. -Чтобы избежать этой ужасной для лесной зоны участи, нужно знать элементарные правила по разведению и тушению костра. Ознакомимся с памяткой «Как разводить костер» на странице 107. | 1.Повторяют изученный материал. | Предметные: знать пройденный материал. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Презентация. Видеофрагмент «Пожар в лесу». |
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа. | 1.Оценивает деятельность учащихся на уроке. -Итак, наш урок подходит к концу. -Вспомним, тему нашего урока. Какую цель мы с вами поставили в начале урока? Достигли ли мы поставленных нами задач? -Какова роль леса в жизни человека? -Какие экологические проблемы лесных зон вам знакомы? -Молодцы! Спасибо за работу на уроке. До свидания! | 1.Отвечают на вопросы. .-«Лес и человек». | Предметные: анализировать собственную деятельность. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающий мир "Над нашей квартирой" 2 класс, УМК "Школа России"
Класс: 2 «а»Тема урока: «Над нашей квартирой» Э. УспенскогоЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотв...
Технологическая карта урока окружающий мир "Что такое Родина?" 1 класс УМК "Школа России"
Окружающий мир Тема: "Что такое Родина?"...
Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России 2».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое коль...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Города России" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: открытие новых знанийЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о городах России.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с городами России;Формировать знания об ос...
Технологическая карта урока окружающий мир "Равнины и горы России"(УМК "Школа России, 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...