Технологическая карта урока окружающему миру «Луг и человек»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lug_i_chelovek.doc | 90.5 КБ |
lug_i_chelovek_prezentatsiya.pdf | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс:3.
Конспект урока окружающего мира.
Тема: «Луг и человек».
Цели деятельности учителя:
- сформировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе;
- познакомить с разнообразием животных и растений луга, рассказать о значении луга в жизни человека;
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты
Личностные:
- уметь делать выбор, опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся;
- уметь выражать любовь к своему родному краю, заботиться об охране и приумножении природных богатств;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
- закреплять знания учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга;
- расширять знание учащихся о разнообразии живых организмов луга и возможности их совместного обитания, о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по его охране, о правилах поведения в природе.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: учебник 3 класс "Окружающий мир" 2 часть (О.Н. Федорова, Г.В. Трафимова), карточки с заданиями, учебная презентация.
Этапы. Методы. Приемы. | Время | Содержание деятельности учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент Словесный: слово учителя | 09:00- 09:00 | -Здравствуйте, ребята - Добрый день! Я говорю мальчикам (мальчики машут руками) - Добрый день! Я говорю девочкам (девочки машут руками) - Добрый день! Я говорю всем, кто настроился работать. - Можете садиться. | Приветствать учителя. Эмоциональный настрой на урок. | Л: самоопределение; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Мотивационный этап Словесный: фронтальный опрос. Словесный: учебный диалог. | 09:00- 09:03 | - Ребята, повторим тему прошлого урока, отвечайте мне на вопросы по поднятой руке.
-Прочитайте слова на доске. Z, прочитай, пожалуйста, вслух. «Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади.» - Как вы понимаете эти слова? - Что вы можете сделать, чтобы сохранить лес? (беречь книги, карандаши, мебель) - А какие опасности можно встретить в лесу? - Какие правила безопасного поведения в лесу вы знаете? (Обобщения на слайде) - Что делать, если вы заблудились в лесу? (Обобщение на слайде) | Повторять изученное. Отвечать на вопросы. Читать предложения на доске. Отвечать на вопросы. | К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме. |
3. Актуализация знаний Словесный: слово учителя. Наглядно-слуховой: прослушивание звуков | 09:03- 09:05 | -Ребята, сейчас я включу вам аудиозапись, вы внимательно ее слушайте. - Чьи звуки вы услышали? (пчёлы, птички) - Куда пчела может нас пригласить? ( На луг. Пчёл там много.)). | Слушать аудиозапись Отвечать на вопросы. | К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи. |
4. Постановка учебной задачи, целеполагание Словесный: слово учителя | 09:05- 09:07 | -Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно отгадать загадку: Мы по ковру идём с тобой, Его никто не ткал. Он разостлался сам собой, Лежит у речки голубой И жёлт, и синь, и ал! -Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (Луг и человек). | Отгадывать загадку. Формулировать тему урока. Определять цель урока. | Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; Р: целеполагание; |
5. Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы. Практический: отгадывать загадки. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. Практический: чтение текста. Словесный: ответы на вопросы. | 09:07- 09:10 09:10- 09:12 09:12- 09:14 09:14- 09:22 | - Давайте вспомним, что такое луг? (безлесый участок земли, на котором растут только травянистые растения) - Ухаживает ли человек за лугом? -Что такое поле? -Ребята, рассмотрите иллюстрации. Чем поле отличается от луга? (на поле растут культурные растения, а на лугу дикорастущие). -Чем похожи? (безлесные участки земли, покрытые травянистой растительностью). - Ребята, чем богат луг?( на нём много цветов, лекарственных трав) -Давайте с вами о некоторых таких растениях, узнаем из загадок. Разгадывание загадок. - Белая корзинка Золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце. (Ромашка) Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка, Был цветок и нет цветка. (Одуванчик) Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звука нет. (колокольчик) -Как вы думаете, к какой группе отнесём эти растения? (цветковые) - Какое главное богатство луга? (на нём много цветов, лекарственных трав) -Растения луга можно разделить ещё на две группы: лекарственные и ядовитые. -Ребята, какие лекарственные растения вы знаете? -А может, вы знаете от чего эти растения? -Рассмотрите, илююстрации на странице 80, какие из них растут в нашем крае?(Клевер,мята,тысячелистник) -Какие из этих растений относятся к лекарственным?(мята,тысячелистник) -Ребята,на лугу встречаются и ядовитые растения. Например, Лютик редкий. Название «лютик» происходит от слова « лютый» - жестокий, злой. Это связано с тем, что лютик растение ядовитое. - Каких растений на лугу не встретишь? (Деревья и кустарники.) Работа с учебником. -Ребята, странице 79, найдите текст. Начинаем читать его цепочкой, по одному предложению, пока я не остановлю вас. -Скажите теперь, какое главное богатство луга? (кормовые травы) - Какие кормовые травы растут на лугах? Найдите ответ на этот вопрос на странице учебника. (клевер, мятлик, тимофеевка, лисохвост, люцерна – лучший корм для травоядных животных) - В качестве чего использует человек луга? (как пастбища, скашивает душистое сено для домашнего скота) -Z,продолжи читать. - Ребята, скажите, влияет ли выпас скота и ежегодные сенокосы на развитие луговых растений? (Влияет, без охраны и заботы человека луг может превратиться в запущенный пустырь, заросший сорной травой) -Z,продолжи читать. - Что произойдёт, если засеять распаханный луг кормовыми травами? (это уже будет поле – искусственное природное сообщество, которое создал человек на месте природного) - Какое посильное участие вы можете принять в защите и охране луга? (не рвать луговые травы, бережно относится к насекомым , жабам, ящерицам и т.д.) | Отвечают на вопросы. Размышлять, давать ответы.
Отгадывать загадки. Отвечать на вопросы. Рассматривать иллюстрации. Воспринимать новую информацию. Читать текст. Отвечать на вопросы. | К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме; П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: уметь выражать свои мысли. включаться в диалог с участниками образовательного процесса; строить связное высказывание предложений по теме; П: строят речевое высказывание П: умение работать с текстом. анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. строить рассуждение по теме урока под руководством учителя; |
6.Динамическая пауза Словесный: слово учителя | 09:22- 09:25 | Ребята, встанем, немного разомнемся. (Видео- физкультминутка). | Выполнять физические упражнения. | К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме; |
7. Решение частных задач Словесный: слово учителя Практический: отгадывать загадки. Словесный: ответы на вопросы. Практический: выполняют задание в парах Практический: работа в парах; анализ парной работы учителем | 09:25- 09:30 09:30- 09:32 09:32- 09:36 09:36- 09:43 | -Если на лугу растут только травянистые растения, то какие же здесь живут животные? - Почему на лугу не живёт медведь? (Ему там негде спрятаться. Для него мало пищи. Он из другого сообщества. Из леса.) -Животные должны быть маленькие, чтобы прятаться в траве или жить в земле. На лугу очень много насекомых. -Чтобы узнать, какие еще есть насекомые, отгадайте загадки. Разгадывание загадок. 1. Скачет зверушка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. Кто это? … (Лягушка.) 2. Деловитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком – Он поделится медком. (Пчела.) 3. Голубой аэропланчик сел На белый одуванчик. (Стрекоза.) 4. Черен, да не ворон, Рогат, да не бык, Летит – воет, Сядет – землю роет. (Жук.) 5. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) 6. Осенью в щель заберется, А весною проснется. (Муха.) 7. На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.) 8. Волосата, зелена, В листьях прячется она. Хоть и много ножек, А бегать-то не может. (Гусеница.) 9. Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни, и полет Вошли в стихотворения! (Жаворонок.) - Мы узнали что и кого можно встретить на лугу, теперь ответьте на вопрос, луг-это природное сообщество или нет? - Докажите, что представители сообщества луг связаны друг с другом.(Мыши-полевки живут в норах, где они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и дождя. ) Работа в парах. -Ребята, у вас на столах лежат карточки, вам нужно из них составить цепи питания. (Работы учитель проверяет на местах, 2 пары просит озвучить свои цепи питания и обыграть) Червяк – крот – канюк - А чем питается червяк?(перегноем из земли. ) Цветок -цветочная муха-трясогузка. Зелёные растения -кузнечик-ящерица. - Какой вывод можно сделать? (Растения и животные на лугу связаны друг с другом.) Работа в парах. -Ребята, у вас на столах лежат чистые листочки, вы в парах должны составить памятку, которая будет называться: «Как правильно вести себя на лугу». Старайтесь, я буду ходить и проверять, и чья памятка мне понравится больше всего, ту пару я спрошу. | Отвечают на вопросы. Воспринимать новую информацию. Отгадывать загадки. Высказывать свое мнение. Работают в группах. Выполняют задание по карточке. Работать в группах. | П: развитие умения анализировать познавательный объект; К: осознание значимости совместной деятельности; П: развитие умения анализировать познавательный объект; К: осознание значимости совместной деятельности; П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи; К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме; К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками; П: уметь ориентироваться в своей системе знаний. |
8. Итог урока. Домашнее задание. Словесный: слово учителя | 08:43- 08:45 | -Вспомните, какую цель ставили на урок? Достигли ее? -Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня
-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник стр. 79-82, нарисовать экологические знаки «Как вести себя на лугу». | Определяют, достигнута ли цель урока. Проводят самооценку. | Л: определяют личностный смысл изучения темы; Р: умение давать самооценку. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеклассного занятия "Сад доброго человека"
Цель занятия -формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле....
УМК Школа России. Окружающий мир 4 класс.Технологическая карта урока. Тема "Лес и человек"
Окружающий мир 4 классУМК Школа Россиитема "Лес и человек"...
Технологическая карта урока ИЗО «Образ русского человека. Костюм». Коллективное панно «Хоровод» 4 класс
Тема: «Образ русского человека. Костюм». Коллективное панно «Хоровод» Дисциплина: изобразительное искусство Тип урока: комбинированный Цель: создать условия для эмоционально-целостного ...
Технологическая карта "Окружающий мир" "Нервная система человека"
Технологическая карта "Окружающий мир" по теме: "Нервная система человека" 4 класс...
Технологическая карта урока Мир природы и человека "Труд людей осенью"
Создать условия для ознакомления учащихся с трудом людей осенью в поле, в саду, на огороде, для знакомства с корнеплодами, составления правил безопасной работы с сельхоз инвентарём...
Технологическая карта урока "Мир природы и человека". Тема урока: "Дикие и домашние животные".
7. Цель урока: дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие диких и домашних животных, их значение для человека, развивать логическое мышление.8....
Технологическая карта урока "Мир природы и человека"в 1 классе тема "Дикие животные"
изучение нового материала. Знакомство с миром диких животных....