Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Петр I.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Дубинко Людмила Ивановна

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Петр I.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_i.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

.

Конспект урока по окружающему миру.

Тема урока:  Пётр I

Класс: 4

Цели :

 -  сформировать представления учащихся о времени правления Петра I , его реформах;

 - научить изготавливать бриг в технике оригами;

 -  развивать воображение учащихся, устную речь, делать выводы;

 - воспитывать у учащихся чувство патриотизма, интерес к истории Родины.

Оборудование:

 - демонстрационный плакат с изображением исторических событий эпохи Петра I,

- плакат с эпиграфом к уроку «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия…» А. С. Пушкин,

 - схема складывания лодки;

 - схема изготовления лодки в технике оригами,

 - презентация по теме,

 - компьютер

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Старайтесь всё запоминать,

Всё обдумать и понять.

  1. Актуализация темы.

- Послушайте отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.

- О ком в нём говорится?

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник –

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

 (Это Петр Первый) (Слайд 2)

Работа по теме

  -  О ком мы будем говорить сегодня на уроке?

О русском царе Петре I.

(Всем ученикам выдаются копии таблицы ЗХУ.)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- Вспомните и запишите всё, что знаете о Петре I.

 Работа в парах.

- Поделитесь знаниями с соседом.

Высказывания детей.

- Поделитесь своими знаниями. (Учитель пишет на доске верные и неверные высказывания, дети дополняют свои записи.)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Создал армию

Строил корабли

Стриг бороды

- Мы записали всё, что знаем о Петре I. Эти знания нам пригодятся.

- Чтобы дополнить наши знания о Петре Первом, какими источниками можем воспользоваться? (книги, журналы, интернет, рассказы взрослых)

- Переходим к средней части таблицы «Хочу узнать».

- Подумайте, что бы вы еще хотели узнать о Петре I?

Дети самостоятельно заполняют колонку «Хочу узнать».

 Озвучивание (дети зачитывают то, что записали).

Весной 1682 г. умер царь Федор Алексеевич, не назвав имени наследника трона.

На царство венчали сразу двух царей – 16-летнего болезненного и слабоумного Ивана и 10-летнего смышленого Петра. Из-за молодости обоих царей управление страной было вручено царевне Софье. (Слайд 3)

С победой Софьи в мае 1682 года царица Наталья Кирилловна вынуждена была вместе с сыном удалиться в подмосковное село Преображенское. Здесь, в Преображенском и прошла юность Петра.

Учителем маленького Петра был дьяк Никита Зотов.

Он не стремился подавлять природную любознательность и непоседливость царевича. Никита Зотов привил Петру интерес к истории, военному искусству, дипломатии, географии, научил мастерить.

С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице, плотничал. Особенно увлекался «воинскими забавами». Это была обычная мальчишеская игра в войну. Но на смену «потешным» полкам из царской дворни были сформированы два полка - Преображенский и Семеновский (4).

В дни юности обнаружилось еще одно увлечение Петра - мореплавание. Все началось с обнаруженного им старого английского ботика, на котором можно было плавать против ветра. На этом суденышке Петр обучался кораблевождению на Переславском озере. (5)

  Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии. Старался сам узнать премудрости корабельного дела. Царь - простой мастеровой! Это было в диковинку, и толпы зевак сходились, чтобы посмотреть на него. Всю жизнь он учился. Хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки Он был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. От труда получал удовольствие.

   После нескольких неудач в военных действиях царь Петр понял, что нужно укреплять русскую армию и, самое главное – флот.  В России была открыта

школа математических и навигационных наук, в которой обучались будущие офицеры морского флота, а для практики часто посылались за границу.

Одновременно с этим началось строительство первого военного корабля – фрегата «Штандарт» (6)

Петра творенье - Русский флот.

 В краю Воронежском был создан.

 Страны надежда и оплот.

 Он для врагов силён и грозен.

 Воронеж мой, ты - колыбель

 Российской гордости и славы.

 Ты строил мачты кораблей,

 Приумножавших мощь державы.

 С тех пор прошло не мало лет

 И корабли теперь из стали,

 Но помнить мы не перестали

 Времён тех славных и побед.

В результате преобразований Петра 1 в военно-морском  деле, русский флот был настолько оснащен и укреплен, что во время Северной войны, в битве при Гангуте была одержана первая победа именно на море. Именно после этого Петром 1 были сказаны слова:  "Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, - обе руки имеет".

Те традиции и обычаи, которые были заложены 315-лет назад, чтутся и соблюдаются до сих пор, что и делает русский народ таким самоотверженным и непобедимым.

 

С чего начал создаваться флот?

(Ответы детей)

А как вы думаете – создание корабля – сложный процесс? Мы с вами сегодня тоже попробуем создать свой  флот. Я предлагаю вам изготовить бумажный бриг в технике оригами.

Бриг (7)  (англ. brig) — двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым  парусом на гроте. Это средний по величине военный корабль.

Складывание этой модели  отличается от  того, что мы выполняли раньше. Что мы уже умеем делать?  (Лодку) Этот плакат вам напомнит порядок выполнения работы.

Я предлагаю вам просмотреть видеоролик  с подробной инструкцией изготовления брига. Вы уже в 4 классе и я думаю, что многие из вас

справятся с этой работой. Если же кто-то рещит сложить лодку – это ваш выбор. Итак, приступаем к работе.

Выполнение работы

Вы все прекрасно потрудились. Тех мастеров, кто хорошо выполнял работу, всегда награждают, вот и вы сегодня заработали «пятачки»

Сравнение информации

- Сравним, что знали вначале урока с записями «узнали».

- Вначале урока информации было немного. К концу урока информации стало больше. У каждого были свои знания. Сегодня, каждый нашёл для себя что-то новое.

- Мы доказали, что Пётр I внёс коренные изменения в историю России, во все сферы её жизни. Его преобразования имели большое значение для России и Европы. Европа узнала о сильной, мощной и обновлённой России. Выход в Балтийское море открыл экономические (торговые) пути сообщения.

Оценивание.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 4 класс "Петр I. Российская империя"

Конспект урока по окружающему миру по УМК "Гармония"...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме : Петр I- царь и человек.

Данный урок разработан в соответствии  с ФГОС, учитывая возрастные особенности учащихся. Урок представлен по ходу изучения раздела «Преобразования в России». На уроке используется ИКТ, как с...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: «Патриоты России. Петр Великий»

Конспект урока окружающего мира с учащимися 4 классаТема: «Патриоты России. Петр Великий»Задачи:1)    создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неорд...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Петр Великий"

Цель: Сформировать у учащихся образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике. Задачи: 1. образователь...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Петр Великий

Урок, который поможет охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества, выяснить благодаря чему Россия превратилась в одно из...

Конспект урока по окружающему миру "Петр Великий" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.Планируемые результатыПредметные:-знать о Петре I – первом императоре. ;-уметь опреде...