Конспект урока по окружающему миру 4 класс Петр Великий
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок, который поможет охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества, выяснить благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока Петр 1 | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Петр Великий
Цель урока: охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества, выяснить благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.
Задачи урока:
- Формировать образное представление о России начала XVIII века.
- Сформировать представления о времени правления Петра I, его реформах.
- Формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений.
- Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
Познавательные:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Формировать умение овладевать основами синтеза. Осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.
Коммуникативные:
Строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технологии: групповая технология, ИКТ
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы обучения: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапа | Содержание этапа | Методы и формы обучения | |
1.Организационный момент | Настроить детей на деятельность, плодотворную работу | Звучат фанфары труб Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам истории Российского государства. «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить У ней особенная стать В Россию можно только верить» Ф.И.Тютчев | Наглядные, словесные | |
2.Актуализация знаний | Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний | - Из прошлых путешествий вспомним славных сынов земли русской, которые оставили в истории значительный след. - Из предложенных карточек составьте связную цепочку: имя, как его прозвали в народе, дата, событие. (дети работают в группах) Проверка с кратким обоснованием ответа. (презентация слайд 2) - Исторические личности, о которых мы говорили, можно назвать великими? (обоснование) Прочитайте определение слова ВЕЛИКИЙ. ВЕЛИКИЙ - выдающийся по качествам. | Наглядные, словесные. Подводящий диалог | |
3.Определение темы и цели урока. | -Сегодня на уроке мы будем говорить об ещё одной исторической личности. -Кто может узнать этого человека по изображению? (Пётр 1) - В истории России он остался под прозванием Великий. -«Пётр Великий» Так звучит тема нашего урока. -Давайте попробуем предположить, что мы на уроке должны узнать, выяснить. (Узнать какой он был человек, Кто он? Какой след оставил в истории России? Почему его назвали великим?) Итак на уроке мы узнаем:
| |||
4.Открытие новых знаний. | Сформировать целостное представление о Петре I – первом императоре и его преобразованиях. | -Нельзя составить объективное мнение о человеке, ничего не зная о его характере, привычках, внешности ,поэтому познакомимся с Петром 1. По ходу сообщения вам необходимо написать на карточке черты характера Петра I. (сообщение Бусыгина Ксения) - Перечислим на ваш взгляд присущие Петру Первому качества личности. неутомимый волевой целеустремлённый жестокий увлечённый деятельный энергичный любознательный трудолюбивый честный искренний грубый бережливый весёлый -Назовите. Это выдающиеся качества? -Можно ли сказать судя по данным качествам что Пётр1 великий? (пока недостаточно) Дальнейшее изучение исторической личности мы будем по группам. Я буду консультантом и координатором ваших действий. Ваша задача пользуясь предложенной информацией (текст) получить новые знания. 1 группа реформы, связанные с армией, флотом. 2 группа реформы, связанные с народом (бытом), культурой. 3 группа реформы, связанные с просвещением, наукой, образованием. -Что такое РЕФОРМА? Работаем со словарём. (на листочках определение) - Внимательно прочитайте текст, найдите в тексте и выпишите на отдельные листочки реформы. Затем каждая группа представит их и вместе мы составим кластер (схему) Реформы Петра1 Составление кластера. | Словесные, Самостоятельная.работа с источниками Частично поисковый, исследовательский метод. | |
5.Физминутка | -Закройте глаза и представьте что, вы потешные полки Петра I. ( выполняют под музыку марша Преображенского полка) Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь Петра полки! Флот плывёт к родной земле Флаг на каждом корабле. Мы теперь Петра полки! Раз! Два! Три! Мы ладонь к глазам приставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже И направо, и еще Через левое плечо. Раз! Два! Три! Мы теперь Петра полки! | |||
6.Открытие новых знаний. | Сформировать целостное представление о Петре I – первом императоре и его преобразованиях. | Основание города Санкт-Петербурга. (сообщение Менская В.) Добавление в кластер фразу: «Основал Санкт-Петербург» «Россия стала Российской империей» Вывод: Пётр1-великий? Обоснуйте свой ответ. -Подходит ли это слово к оценке деятельности Петра I? | Словесные, Самостоятельная.работа с источниками Частично поисковый, исследовательский метод | |
7. Вторичное закрепление | Систематизировать сформированность знаний о Петре I – первом императоре и его преобразованиях. | -А теперь проверим что вы запомнили. Задания группам. Отгадайте кроссворд 1.Кроссворд 1.Первая русская газета. (ведомости) 2.С 1721 года Россия стала называться Российской ….(империя) 3.На реке Воронеж был построен русский... (флот) 4.В ходе Северной войны появилась регулярная... (армия) 5. Основной денежной единицей стала не деньга, а …(копейка) 6 Он повелел всем боярам ….(сбрить) бороды 7.Кунсткамера - это первый русский... (музей) 2. Интересные факты (шкатулка) | Беседа, Творческое задание | |
8. Итог занятия | Обобщение знаний по теме | - Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе? -Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов. -Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой. | ||
9. Домашнее задание. | Объяснить суть и нацелить детей на выполнение домашнего задания. | Домашнее задание: 1.Стр.99-102 вопросы - учебник 2. Узнать из различных источников каким изображают ПетраI поэты , художники, писатели. |
План урока.
1.Организационный момент
-Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам истории Российского государства.
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
В Россию можно только верить»
Ф.И.Тютчев
2.Актуализация знаний
- Из прошлых путешествий вспомним славных сынов земли русской, которые оставили в истории значительный след.
- Из предложенных карточек составьте связную цепочку: имя, как его прозвали в народе, дата, событие. (дети работают в группах)
Проверка с кратким обоснованием ответа. (презентация слайд 2)
- Исторические личности, о которых мы говорили, можно назвать великими? (обоснование)
Прочитайте определение слова ВЕЛИКИЙ.
ВЕЛИКИЙ - выдающийся по качествам.
3.Определение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы будем говорить об ещё одной исторической личности.
-Кто может узнать этого человека по изображению? (Пётр 1)
- В истории России он остался под прозванием Великий.
-«Пётр Великий» Так звучит тема нашего урока.
-Давайте попробуем предположить, что мы на уроке должны узнать, выяснить.
(Узнать какой он был человек, Кто он? Какой след оставил в истории России? Почему его назвали великим?)
Итак на уроке мы узнаем:
- Каким был Пётр 1?
- Что сделал он для России?
- Пётр 1- великий?
4.Открытие новых знаний.
-Нельзя составить объективное мнение о человеке, ничего не зная о его характере, привычках, внешности ,поэтому познакомимся с Петром 1. По ходу сообщения вам необходимо написать на карточке черты характера Петра I.
(сообщение Бусыгина Ксения)
- Перечислим на ваш взгляд присущие Петру Первому качества личности.
неутомимый
волевой
целеустремлённый
жестокий
увлечённый
деятельный
энергичный
любознательный
трудолюбивый
честный
искренний
грубый
бережливый
весёлый
-Назовите. Это выдающиеся качества?
-Можно ли сказать судя по данным качествам что Пётр1 великий? (пока недостаточно)
-Дальнейшее изучение исторической личности мы будем по группам. Я буду консультантом и координатором ваших действий. Ваша задача пользуясь предложенной информацией (текст) получить новые знания.
1 группа реформы, связанные с армией, флотом.
2 группа реформы, связанные с народом (бытом), культурой.
3 группа реформы, связанные с просвещением, наукой, образованием.
-Что такое РЕФОРМА? Работаем со словарём. (на листочках определение)
- Внимательно прочитайте текст, найдите в тексте и выпишите на отдельные листочки реформы. Затем каждая группа представит их и вместе мы составим кластер (схему) Реформы Петра 1
Составление кластера.
5.Физминутка
-Закройте глаза и представьте что, вы потешные полки Петра I.
( выполняют под музыку марша Преображенского полка)
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Мы теперь Петра полки!
Раз! Два! Три!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
И направо, и еще
Через левое плечо.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
6.Открытие новых знаний (продолжение)
Основание города Санкт-Петербурга.
(сообщение Менская В.)
Добавление в кластер фразу: «Основал Санкт-Петербург»
«Россия стала Российской империей»
Вывод: Пётр1-великий? Обоснуйте свой ответ.
-Подходит ли это слово к оценке деятельности Петра I?
7. Вторичное закрепление
- А теперь проверим что вы запомнили. Задания группам.
Отгадайте кроссворд
1.Кроссворд
1.Первая русская газета. (ведомости)
2.С 1721 года Россия стала называться Российской ….(империя)
3.На реке Воронеж был построен русский... (флот)
4.В ходе Северной войны появилась регулярная... (армия)
5. Основной денежной единицей стала не деньга, а …(копейка)
6 Он повелел всем боярам ….(сбрить) бороды
7.Кунсткамера - это первый русский... (музей)
2. Интересные факты (шкатулка)
8. Итог занятия
- Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?
-Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.
-Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.
9. Домашнее задание.
Домашнее задание:
1.Стр.99-102 вопросы - учебник
2. Узнать из различных источников каким изображают ПетраI поэты , художники, писатели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Петр Великий" по программе "Школа 2100"
открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Петр Великий" по программе "Школа 2100"...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе "Петр Великий".
Форма проведения: урок-исследование. Данный материал помогает сформировать у учащихся образ Петра l , как царя-реформатора, разносторонне развитого человека.Ребята учатся работать с источни...
урок окружающего мира в 3 классе "Петр Великий"
Урок окружающего мира в 3 классе по ФГОС...
урок окружающего мира в 3 классе "Петр Великий"
Урок по ФГОС в 3 классе. Окружающий мир " Петр Великий"...
Урок окружающего мира в 4 классе. Петр Великий
Урок окружающего мира в 4 классе. Петр Великий...
открытый урок по окружающему миру "Время Петра Великого", 4 класс
Урок был проведен на районном семинаре учителей начальных классов. Получил высокий балл. Учебник А. А. Плешакова....
Урок окружающего мира Тема: "Петр Великий", 4 класс
Разработка урока по предмету окружающий мир на тему: "петр Великий", 4 класс...