Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Петр Великий"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цель: Сформировать у учащихся образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике.
Задачи: 1. образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого; способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах;
2. развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
3. воспитательная – формировать интерес к изучению истории родной страны; воспитать у учащихся чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране; способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе;
Тип урока: Открытие новых знаний.
Технология: урок поиска истины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petr_velikiy.odt | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
Тема: Петр Великий.
Цель: Сформировать у учащихся образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике.
Задачи: 1. образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого; способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах;
2. развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
3. воспитательная – формировать интерес к изучению истории родной страны; воспитать у учащихся чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране; способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе;
Тип урока: Открытие новых знаний.
Технология: урок поиска истины
Планируемые результаты:
Предметные результаты:расширение объёма знаний по изучаемой теме;
Метапредметные результаты:Учиться добывать новые знания, находить ответы, используя различные источники .
Личностные результаты:формировать умение самостоятельно делать выводы, оценивать результаты своего учебного труда.
Методы обучения: репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самостоятельная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, справочная литература, карточки для учащихся.
Портрет Петра I
Ход урока
1.Организационный момент.
Улыбнулись, подтянулись,
На уроке не зевать.
Ну, ребята все за дело
И друг другу помогать!
Сегодня мы проведем урок поиска истины. К нам пришли гости педагоги школы. А помогать мне вести урок будут учитель истории Нестерова Л.А. с учащимися 8 класса.
На уроке мы будем говорить о событиях которые происходили много много лет назад это конец 17 начало 18 века. Мы узнаем как жили люди в те давние времена и что нового появилось в жизни страны в этот период. Ученики 8 класса помогут нам в этом т.к они изучают историю не первый год и много уже знают. Будем работать двумя командами: 4класс «Юные историки» 8 класс «Эксперты».
Мы сегодня услышим много новых слов, их значение нам поможет понять Архивариус ученик 8 класса -
Обратите внимание, у вас на столах лежит «файл документов», там вы найдете все материалы, нужные для урока. В файле есть «Лист успеха» в него «Эксперты» будут оценивать вашу работу.
-Вы готовы? Тогда вперед!
2.Актуализация знаний.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Учитель: У всех народов мира есть своё настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, как жили его предки. История – это дорога во времени, череда событий. И в этих событиях играют большую роль сами люди, исторические личности. История человечества в своём нелёгком пути опирается на деяния великих людей. И, конечно, в первую очередь, на правителей. Должность правителя в каждом государстве называлась по-разному. Например, в ханстве – это хан, в султанстве – султан, в империи – император. Вспомните, пожалуйста, а как называли правителей во времена Древней Руси? (Князья)
Нередко народ давал своим правителям прозвища, отражая в них всю суть его личности. Давайте вспомним как называли в народе этих великих людей, оставивших след в российской истории.
Задание №1 Соедини имя и прозвище ( на доске вперемешку представлены имена и прозвища, ученики по очереди подходят и соединяют имя и прозвище. На экране демонстрируется правильный ответ)
Иван Грозный
Ярослав Мудрый
Князь Олег Вещий
Князь Владимир Красное Солнышко
Князь Александр Невский
Князь Дмитрий Иванович Донской
Князь Иван Данилович Калита
Юрий Долгорукий
Задание №2
Молодцы, а теперь давайте с помощью теста вспомним этих великих людей и их след в российской истории. (Тесты раздаются каждому ученику)
«Эксперты» - тест
1. Какое историческое событие произошло во времена правления князя Владимира?
а) освобождение Руси от монголо-татар;
б) Куликовская битва;
в) Крещение Руси;
г) нашествие Золотой Орды.
2. Какой князь согласно древнерусской летописи прибил свой щит к вратам столицы Византии?
а) Рюрик;
б) Олег;
в) Игорь;
г) Владимир.
3. Какое изображение появилось на государственном гербе России при Иване III?
а) медведь;
б) орёл;
в) лев;
г) бык.
4. Кто стал первым царём в России?
а) Иван Грозный;
б) Иван III;
в) Иван Калита;
г) Дмитрий Донской.
5. Какой город при Иване Калите стал центром Русского княжества?
а) Киев;
б) Владимир;
в) Москва;
г) Рязань.
6. Как называется первая русская печатная книга для обучения грамоте, созданная Иваном Фёдоровым в годы правления Ивана Грозного?
а) "Повесть временных лет";
б) "Слово о полку Игореве";
в) "Апостол";
г) "Первый русский букварь".
7. В каком веке братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку?
а) в VI веке
б) в X веке
в) в IX веке
г) в XII веке
8. За что московский князь получил прозвище Иван Калита?
а) он строил новые ограждения;
б) он был мудрым и авторитетным князем;
в) он всегда носил на поясе кошелёк с деньгами
г) он оставил в наследство шапку Маномаха.
9. Какой Кремль был построен при Иване III?
а) белокаменный;
б) дубовый;
в) из железа;
г) из красного кирпича.
10. При каком правителе Русь полностью освободилась от ордынской зависимости??
а) Иван Грозный
б) Иван Калита
в) Дмитрий Донской
г) Ивана III.
Тесты сдают «Экспертам» на проверку
Учитель: Вывод: Каждый из этих людей сыграл свою роль в истории государства. Сегодня мы поговорим еще об одном человеке, который сыграл большую роль в развитии Российского государства.
ΙΙΙ.Изучение нового материала.
«Эксперты»-
- А сейчас разгадайте зашифрованный текст. (на доске)
ОВТЕАЛБИРКЫИЧЙНЛЦИАЫРУЬ
Великий царь
- Послушайте краткое описание этого великого царя.
Уч-к 8 кл.: Представьте себе великана, без малого трех аршин ( на слайде значение слова), целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVII веке.
Учитель: Как же звали этого великого царя? (Петр 1)
- Сформулируйте тему нашего урока. опираясь на зашифрованный текст и вспомнив имя царя. Ответы детей
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Петр Великий», его называли Великий царь. (на доске появляется портрет Петра Первого и его характеристика – «Великий царь».)
- В течение всего урока мы будем говорить о периоде царствования Петра 1 и пополнять его характеристику, доказывая то, что он действительно является Великим царем.
Уч-к 4 кл.
Великий русский поэт А.С. Пушкин посвятил Петру Первому такие строки:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Учитель:А почему он так сказал, мы узнаем на этом уроке.
Звон колоколов запись.
Учитель: Рано утром 30 мая 1672 года торжественный звон колоколов в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной. Царевича окрестили в Чудовом монастыре и назвали Петром. (Портрет родителей на доску?
Уч-к 4 кл. С самого детства маленького Петра окружали военные игрушки: солдатики, пушки и корабли. (Если найду картинки с игрушками Петра — показывает) Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернуться, как малыша дома нет - убегал играть с дворовыми мальчишками. Они станут его первыми полководцами. Всю жизнь будут ему верной опорой.
Когда маленькому Петру было 4 года, его отец, царь Алексей Михайлович, умер, оставив на престоле малолетних сыновей - Ивана и Петра. Пока царевичи не выросли, править за них стала старшая сестра - царевна Софья, которая не очень беспокоилась об образовании братьев.
И Петр был предоставлен самому себе. Из дворовых мальчишек сделал он "потешное войско", на реке Яузе построил "потешный флот". (Картинки войска вывесить на доску) Со временем детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.
Учитель: Петр Великий не походил ни на одного из европейских государей, а почему, мы узнаем из учебника. Откройте учебник на стр. 94. (Чтение по абзацам) Словарная работа
Прочитав текст ответить на вопросы
Первичное закрепление.
- Что интересного узнали о детстве Петра?
- Чем любил заниматься Петр в детстве?
- Почему Петр Великий не походил ни на одного из европейских государей
- Выберите слова, которые дают характеристику Петру. (Называют слова, находят карточки, прикрепляют на доску к портрету)
Заботился о пользе Отечества. Трудился плотником на верфях. Царь — простой мастеровой. Неутомимый, волевой. Все хотел постичь сам. Освоил около 14 специальностей. Мог своими руками построить корабль.
Физминутка:
Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам представим,(правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть через плечо.
Наклонились влево – вправо (руки на поясе, наклон влево - вправо)
Получается на славу!
Царь — преобразователь
Учитель: Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить города, заводы, фабрики. В России начались преобразования о которых нам расскажут учитель истории Нестерова Л.А. и учащиеся 8 класса
Слайды
1. Новый год. Календарь.
2. Азбука
3. Кунскамера.
4. Типография. Печатная газета.
5. Первая публичная библиотека.
6. Академия наук.
7. Мануфактуры
ИМПЕРАТОР — словарная работа
Работа с картой. 4 класс в учебнике, 8 класс у доски.
Уч-к: Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли.
Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки. Пототом... а что было потом, вы узнаете прочитав текст на стр. 97. (Читают самостоятельно)
Отвечают на вопросы:
- Кому принадлежат слова? «Морским судам быть!»
- С чего все началось?
- Что произошло после поездки Петра на Белое море?
Словарная работа:
Морская держава Бот (судно) Верфь
Физминутка
«Эксперты» -
Град Петра
Учитель: В России появился флот, а преобразования Петра продолжаются.
Уч-к 8 кл.: 16 мая 1703 г. Царь Петр своими руками срубил березу и сделал из нее крест. Утвердив его в земле, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла», отчего крепость стала называться Петропавловской, а вскоре возникший вокруг нее город – Санкт-Петербургом, т.е. городом святого Петра.
Уч-к 4 кл: А. С. Пушкин написал об этом городе следующие строки:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Экскурсия по Сант-Петербургу проводит 8 клласс
Учитель: А сейчас вспомним все то, о чем говорили на уроке, поиграем в игру «Веришь – не веришь».
(Дети показывают карточки, если верят, то зеленую, если нет - красную)
1. Верите ли вы, что, Петр 1 был провозглашен царем в 10 лет?
2. Верите ли вы, что полки, набранные по указу юного Петра, называли «потешными»?
3. Верите ли вы, что при Петре 1 в России появилось телевидение?
4. Верите ли вы, что, до Петра 1 в России Новый год встречали осенью, 1сентября?
5. Верите ли вы, что, при Петре 1 стали выпускать газету?
6. Верите ли вы, что первый самолет построен при Петре 1?
7. Верите ли вы, что, царь Петр 1 создал в России флот?
8. Верите ли вы, что, царь Петр 1 стал первым императором в России?
9. Верите ли вы, что, царь Петр 1 не любил учиться?
10. Верите ли вы, что, город основанный Петром Великим,- Санкт-Петербург стал столицей России.
Итог.
Учитель:
Прочитаем вывод в учебнике на стр.100. (вслух)
Вывод: - Какие изменения произошли в России в период правления Петра 1?
(Появился свой флот, возникли новые города, новая столица — Санкт-Петербург).
Посмотрите на доску, где мы составляли характеристику Петру 1. Опираясь на все те качества, которые мы узнали сегодня на уроке и характеристику, которую мы составили, можем ли мы сказать, что царь Петр1 действительно является Великим царем и звание его Петр Великий?
Рефлексия
На уроке я узнал(а)...
1.Какой титул получил Петр I в России?
На уроке я узнал(а)...
2.Во сколько лет Петр I был провозглашен на престол?
На уроке я узнал(а)...
3.Какое увлечение было у Петра?
На уроке я узнал(а)...
4.Как назывался его полк?
На уроке я узнал(а)...
5.Из кого набирался этот полк?
На уроке я узнал(а)...
6.Что дала Петру I эта игра?
На уроке я узнал(а)...
7.Чем отличался Петр I от европейских государей того времени?
На уроке я узнал(а)...
8. Каковы главные черты характера Петра?
На уроке я узнал(а)...
9. Что нового появилось в России при Петре?
На уроке я узнал(а)...
10.Какие города основал Петр 1?
На уроке я узнал(а)...
11.Кто основал Российский флот?»?
На уроке я узнал(а)...
12.Когда был заложен город на Неве?
На уроке я узнал(а)...
13.С чего началось строительство города?
Оценки за урок вы увидите в своем «Листе успеха»
Д/з стр. 94-100 рабочая тетрадь, стр. 31-35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру . Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»
Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»Предмет: Окружающий мир 4 класс учебник Плешакова А.А.Класс:4Учитель: Коршунова Ю.Н.Цель деятельности учителя :Сформировать представления учащих...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Великая война и Великая Победа". 4 класс
Урок - "Открытие новых знаний."...
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс "Звёздное небо-великая книга природы "
Данный материал предназначен для учителей начальных классов в помощь при проведении урока по окружающему миру "Звёздное небо - великая книга природы ", УМК "Школа России" Плешаков ...
Конспект урока по окружающему миру по теме -Звездное небо - Великая книга Природы
Конспект урока по окружающему миру по теме -Звездное небо - Великая книга Природы (4 класс)...
Конспект урока по "Окружающему миру", 4 класс, тема: Екатерина великая
Класс: 4АУМК: Школа РоссииТема урока: Екатерина ВеликаяТип урока: Открытие новых знанийЦель: познакомить обучающихся с жизнью России во времена правления Екатерины II.Задачи:Образовательная:-сфор...