План-конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему : "Живая и не живая природа"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Гаркуша Дарья Владимировна

План-конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему : "Живая и не живая природа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Тема урока

Неживая и живая природа. Явления природы.

Цель

Создать условия для формирования у учащихся представлений о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы и о явлениях природы.

Задачи

- Дать учащимся первоначальное представление о природе в целом, о неживой и живой природе;

-определить связи между неживой и живой природой;

- сформировать представления о явлениях природы, сезонных явлениях.

Планируемые образовательные результаты(предметные)

Различать объекты живой и неживой природы; устанавливать связи между живой и неживой природой; правильно использовать эти знания в своей жизни.

Личностные результаты

Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; развивать наблюдательность, внимательность, память и кругозор учащихся

Универсальные учебные действия(метапредметные)

Умение оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, отбор информации; формулировать выводы из изученного материала.

Оборудование

ПК, мультимедиа.

                                                                                  Сценарий урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие и проверка готовности рабочего места

-Здравствуйте, дети!

-Садитесь!

-Меня зовут Дарья Владимировна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Снова пришёл долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас, в загадочный мир,

В таинственный мир природы.

Дети готовятся к уроку.

2.Актуализация и пробное учебное действие

1. Индивидуальная работа по карточкам

-Ребята, кто мне скажет, какой раздел мы закончили изучать на прошлом уроке?

-Правильно, дети, это раздел «Где мы живем». Давайте проверим как вы усвоили изученный раздел.

-Я раздам вам карточки, и вы выполните задания самостоятельно. Не забудьте подписать свою работу.

Вариант 1

1.Наша страна

  1. Германия
  2. Россия
  3. Бразилия

2.Допиши предложение. Государственные символы Российской Федерации____________

3.Особенности села:

  1. Крупный населенный пункт, многоэтажные дома
  2. Небольшой населенный пункт, колодец, печка
  3. Много улиц и проспектов, театры и музеи

4.Выбери верное утверждение. К природе относится…

  1. Всё, что нас окружает
  2. Всё, что нас окружает и не сделано руками человека
  3. Всё, что сделано руками человека

5.К объектам природы относится

  1. Цветок
  2. Телевизор
  3. Ряженка

Вариант 2

1.Определи цвета флага Российской Федерации

  1. Белый, синий, красный
  2. Белый, зеленый, красный
  3. Белый, синий, розовый

2.Первые строки гимна России

  1. «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…»
  2. «Россия- священная наша держава, Россия- любимая наша страна…»
  3. «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…»

3.Особенности города

  1. Крупный населенный пункт, многоэтажные дома
  2. Небольшой населенный пункт, колодец, печка
  3. Выращивание овощей, выращивание животных

4.Допиши предложение. То, что создано людьми, принято называть____________

5.К объектам рукотворного мира относится

  1. Оса
  2. Солнце
  3. Йогурт

-Дети, вы закончили работу? Я соберу у вас их. Оценки вы узнаете позже.

-На прошлом уроке мы закончили изучать раздел «Где мы живем»

Учащиеся выполняют самостоятельную работу

1 вариант: 1В, 2 флаг, гимн, герб, 3В, 4В, 5А

2 вариант: 1А, 2В, 3А, 4 рукотворным миром, 5С

3.Выявление места и причин затруднения

1. Самоопределение к деятельности.

А теперь отгадайте загадку, отгадав ее вы узнаете о чем мы с вами будем говорить на уроке.

Посмотри, мой милый друг,

Что находиться вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка, и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг …(природа)

2. Беседа

- Верно ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе.

-Правильно, это слово «природа». Ребята, а что вы наблюдали летом в природе? Какая была погода?

-Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.

-Какая летом бывает вода в водоемах - теплая или холодная?

-Что интересного вы заметили в жизни растений?

-Хорошо, молодцы.

-природа.

-Летом чаще всего бывает теплая погода и даже жаркая.

- Летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы.

- Вода в водоемах теплая, можно купаться.

- Все растения зеленые, многие из них цветут.

4. Построение проекта и решение проблемы

1. Беседа, работа по учебнику

-Как вы думаете, чему мы будем учиться, изучая этот раздел?

-Откройте учебник на 23 странице.

-Прочитайте, правильно ли мы определили.

-Что захотелось изучить из раздела?

-Давайте откроем с.24-25 в учебнике и рассмотрим изображения. На какие группы можно разделить изображенные на них предметы?

-Какие предметы мы отнесем к живой природе? А какие к неживой?

-Объясните почему вы сделали такой выбор?

-Правильно. Живые существа дышат, растут, приносят потомство и умирают.

2. Выполнение заданий в тетради

- Давайте откроем рабочую тетрадь на с.17 и выполним номер 1

-Прочитаем задание.

-Что нам нужно сделать?

-Итак, кто перечислит объекты, относящиеся к неживой природе? А к живой? У всех так получилось?

-Найдите номер 4. Прочитаем задание. Давайте дополним объекты живой и неживой природы своими примерами. Заполните таблицу. Кто хочет прочитать какие объекты написал(а), относящиеся к неживой природе? А к живой?

3. Работа со схемами учебника

-Давайте вспомним, что необходимо растениям и животным для жизни? Откройте учебники на странице 27, рассмотрите схему и объясните, что обозначают стрелки на этой схеме

-Как же связана между собой живая и неживая природа?

-Молодцы! Правильно! Живые существа не могут жить без неживой природы. Солнце- это источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимы также воздух и вода.

-И какой вывод мы с вами можем сделать?

-Правильно, ребята. В природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.

Знакомятся с содержанием раздела «Природа» по учебнику, высказывают предположения, что будут изучать в данном разделе.

-Я думаю, что можно разделить эти слова на 2 группы: живое и неживое

-Я считаю, что к живой природе относятся: дерево, человек, бабочка и медведь.

-Неживая природа- это солнце, камень, облако и сосулька.

-Потому что все, что относится к неживой природе не дышит, не растет, не питается, не умирает.

-Объекты, относящиеся к неживой природе- это солнце, воздух, гранит, созвездие, облако, льдина, сосулька, вода.

Учащиеся читают какие объекты они вписали в таблицу

-Я считаю, что без тепла, света, воздуха и воды живые существа не могли бы жить

- Все в природе взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.

 

5.Реализация сформированной модели

1. Беседа, работа по учебнику, работа в тетради

- В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Кто знает, как это все называется?

-Правильно. Давайте откроем учебник на с.28 и найдем определение, что такое явления природы. Прочитаем его.

-Найдите номер 1 на с.20. Записываем определение, что такое явление природы.

-А теперь давайте рассмотрим рисунки в учебнике на с.28.

-Расскажите, какие явления могут происходить с этими объектами живой и неживой природы и живыми существами.

-Приведите свои примеры явлений в живой и неживой природе. Для этого обратимся к рабочей тетради на с.21, заполним таблицу.

-Итак, кто хочет перечислить явления неживой природы? А живой? У кого еще есть примеры, которых не называли?

-Молодцы, вы все справились с этим заданием.

-Ребята, а кто уже догадался, с чем связаны многие явления природы? Давайте в учебнике на с.29 посмотрим на картинки и подумаем с чем же это связано.

-Все это считается явлением природы

-Все изменения, происходящие в природе называется явлениями природы

-Сосульки могут таять, а могут и расти. Из тучи могут идти дождь, снег, град. Снежинки могут таять. Птицы осенью улетают на юг, а весной снова прилетают. Гусеница может превратиться в бабочку и т.д.

-Явления неживой природы: засуха, метель, таяние снега, землетрясение.

-Явления живой природы: цветение, распускание почек на деревьях, зимняя спячка медведя, опадение листвы и т.д.

6.Первичное закрепление с проговариванием вслух

-Итак, что изображено на картинках?

-Какие времена года вы знаете?

-Все верно. Так с чем же связаны явления природы?

-Правильно. Давайте прочитаем как называются такие изменения в природе на с.29

-Молодцы, справились с заданием.

– Сейчас мы разобьемся на 4 группы, каждая группа будет описывать одно из времен года. Группа должна выявить не менее пяти сезонных явлений и озвучить их.

Детям предлагается выбрать любой жетончик.  Жетончики 4 цветов: желтый, белый, зеленый, красный.

– У нас образовались 4 группы.

– Ребята с жетончиками желтого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Осени). Правильно. 
– Ребята с жетончиками белого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? 
(Зимы). Правильно. 
– Ребята с жетончиками зеленого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? 
(Весны). Правильно.
– Ребята с жетончиками красного цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени  года? 
(Лета). Правильно.

-Хорошо. Выполним в рабочих тетрадях на с.21 номер 4.

-Прочитаем задание.

-Какие 2 времени года изображены на картинках?

-Давайте подумаем, что нарисовано на 1 картинке не так. А на второй?

-На картинках изображены времена года.

-Существует 4 времен года: весна, лето, осень и зима.

-Я думаю, что многие явления связаны со сменой времен года

-Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов). Они называются сезонными явлениями.

-Весной тает снег, прорастают почки на деревьях. Летом созревают плоды, жара. Осенью отлетают птицы, заморозки. Зимой снегопад, иней, гололёд.

-Дети читают задание

-На картинках изображены лето и весна.

-Летом снега, льда не бывает и птицы не отлетают. Весной на деревьях листья не желтею.

7.Самостоятельная работа с самоконтролем

-Перед вами на доске висят явления природы. Прочтите их.

(в хаотичном порядке располагаются явления из представленной ниже табличке, на доске.)

-А теперь самостоятельно расположите их на 2 группы, в один столбик запишите явления неживой природы, а в другой живой.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8faf0cc54b72b05c7badae2d9127ee5b-srl&n=13

- Читают.

Учащиеся выполняют практическую работу

8. Включение в систему знаний и повторений

1. Беседа

-Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

-Правильно! Что такое неживая природа?

-А что к ней относится?

-Правильно! А что такое живая природа? А что к ней относится?

-Правильно! Что такое явления природы? Какие бывают явления в природе?

-Сегодня на уроке мы говорили о живой, неживой природе, явлениях природы

-Неживая: туман, месяц, мороз

-Живая: деревья, птицы, насекомые, человек

Явления в природе: радуга, ветер, молния, снегопад, закат солнца.

9.Рефлексия учебной деятельности на занятии

1. Рефлексия

Оцените свои достижения на уроке с помощью лестницы успеха. Поставьте галочку на верхнюю ступень, если затруднений во время изучения новой темы на уроке не возникло, на вторую ступеньку, если в ходе урока возникали затруднения и на самую нижнюю ступень, если вы ничего не поняли.

2. Домашнее задание

-Откройте дневники, запишите домашнее задание: с.24-31в учебнике читать (запись на доске)

На этом урок окончен. До свидания! Мне было приятно с вами работать.

Оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек

-Записывают домашнее задание, прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку 1 класса по окружающему миру по теме: "Кто такие рыбы?"

На уроке ученики познакомились внешним строением и отличительными признаками рыб....

Урок окружающего мира по теме: «Живая и неживая природа» " УМК Перспектива

Урок направлен на создание условий для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира, развиватие  мыслительных процессов, воспитания интереса к изучению окружающего мира....

Тест по окружающему миру по теме: "Невидимые нити в живой природе"

Тест по теме "Невидимые нити в ждивой природе" 3 класс...

План-конспект урока, технологическая карта по окружающему миру на тему: "Звёздное небо".

   Одной из задач курса «Окружающий мир» является экологическое воспитание учащихся начальных классов. Ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир через п...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия "живая природа", "неживая природа; выделение признаков, присущие объектам живой природы, отличающие от объектов неживой природы. Пла...

План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"

План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"...

Конспект урока окружающего мира на тему "Живая и неживая природа" (1 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Живая и неживая природа" для 1 класса. Программа "Школа России"...