Технологическая карта урока на тему "Красная книга"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Технологическая карта урока на тему "Красная книга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_krasnaya_kniga.docx | 33.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Красная книга
(Технологическая карта урока)
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Учитель: Матвеева Екатерина Евгеньевна
Предмет: | Окружающий мир |
Уровень образования: | Начальное общее образование |
Тема | Красная книга |
Тип урока: | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Форма проведения: | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Участники: | Ученики 2А класса |
Цель темы | Создать условия для расширения знаний детей о животном и растительном мире, способствовать формированию представлений о необходимости охраны природы. |
Планируемый результат | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность познакомиться с Красной книгой России; обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе; создать свою Красную книгу. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение. Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Формирование УУД Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: |
|
Базовый учебник: | Окружающий мир, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова Москва «Просвещение»2014год, 1 часть |
Ресурсы |
|
Этапы урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формирование УУД | Коммен-тарии |
I этап. Организа-ционный момент. Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребнос-ти включения в учебную деятель-ность | Демонстрируют готовность к уроку, психологически настраиваются на него, готовят своё рабочее место. | Проводит орг. момент. Позитивный настрой на урок. Повторение правил поведения на уроке. | Прозвенел уже звонок, Встали все у парт красиво, Урок окружающего мира начнём. | РУУД: умение контролировать свою готовность к уроку) ЛУУД : понимают значение знаний для человека; | Мотивация Вызов на положи-тельные эмоции. |
II этап. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Цель: -вовлечь всех детей в активную, познавательную деятель-ность. -организа-ция формулирования темы урока учащимися; -организа-ция постановки цели урока учащимися. | Просматривают мультфильм, отвечают на поставленный вопрос. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Участвуют в выполнении заданий Находят необходимую информацию, на индивидуальных листах. Ученики самостоятельно читают текст и маркируют его указанными знаками. Самостоятельно выводят цели урока. | Включается мультфильм. Организует фронтальную работу по выводу темы урока. Мотивирует к деятельности Организует фронтальную работу, коллективное обсуждение. Организует фронтальную работу, работу с индивидуальными листами. Проверяет умение работать с источниками. Демонстрирует Красную книгу РФ и Новосибирской области | - А начнём мы с мультфильма. Посмотрите фрагмент мультфильма «Смешарики» и определите тему урока. -Кто может назвать тему урока? (Красная книга) (Слайд 1) Кар – Карыч сказал, что бизоны занесены в красную книгу, а кто такие бизоны? (животные) (Слайд 2) - Почему они занесены в Красную книгу? (их мало, они исчезают) -А почему они исчезают? (нечего есть, негде жить) - И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё. Люди вырубают леса, распахивают поля, охотятся на животных, вылавливают рыбу и поэтому их становится всё меньше. -Так что же такое Красная книга? Сейчас мы с вами поиграем в игру “Верю - не верю”. Я предлагаю вам поработать с логическими цепочками. У каждого на листке записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, на ваш взгляд, то рядом ставьте знак “+”, если неверным, то знак “-”: 1. Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных. 2. Существует только одна Красная книга. 3. Красная книга хранится в городе Морже. 4. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими. 5. Красный цвет книги предупреждает об опасности. (Слайд 3) (Приложение 1) У каждого ребенка лежит текст Красная книга Красная книга - это список редких и исчезающих животных и растений. Международная Красная книга была издана в 1966 году в необычном виде. Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!” Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.
Хранится эта книга в швейцарском городе Морже. (Слайд 10) Кроме Международной Красной книги, куда записаны живые существа всей Земли, есть и другие. Например, Красная книга России, Красная книга Москвы и Подмосковья, Красная книга Санкт-Петербурга, Новосибирской области. (Слайд 11) Почему же некоторых животных и растений остаётся очень мало или они совсем исчезают? Люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха и мяса. Угрозой исчезновения является также разрушение мест обитания, вырубка лесов. Среди животных в Красную книгу занесены не только звери, но и птицы, некоторые виды рыб и насекомых. (Приложение 2) - Вам надо прочитать текст и найти информацию, связанную с нашими логическими цепочками. Знаком “+” отметьте то, что вы уже знали, а знаком “-” то, что вы не знали. Если у вас возникнет вопрос, то ставьте знак? Далее проверяются первоначальные представления о Красной книге “Правда ли это?” и подтверждаются текстом. - Сделайте вывод: о чем мы будем говорить на уроке? (О книге, в которую записаны редкие и исчезающие виды животных и растений). | ЛУУД : имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. ПУУД Осуществляют логические действия: анализ, синтез, обобщение. КУУД: Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. РУУД: Ориентируются в дополнительной литературе; контролируют учебные действия. КУУД: Выражают свои мысли, формируют и аргументируют своё мнение. ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. | Изображения красоч-ные, дос-тупные для детей данного возраста Решение учебной задачи (связь с жизнью) |
III этап. Совместное «открытие» знаний. (работа в группах) Цели: - изложение нового материала урока; - организа ция работы по первич-ному закреплению изученного. - учить детей самоорганизации в решении проблемной ситуации. - повысить уровень информации об исчезающих растениях и животных через создание Красной книги. | Проговаривают правила работы в группе Распределяют роли: эколог, краевед, ботаник, журналист, фотограф, редактор. Каждый в соответствии со своей ролью выполняет работу. Работают слаженно в группе с полученными материалами для создания страниц «Красной книги» Оценивают правильность выполнения заданий. | Включает детей в практическую деятельность. Распределяет обязанности между группами на время сбора информации. Организует работу в группе. Обеспечивает контроль за выполнением | Прежде чем работать в группах, давайте повторим правила: - Слушай, что говорят другие. - Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. - Говори спокойно ясно, только по делу. - Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. - Помогай товарищам, если они об этом просят. - Точно выполняй возложенную на тебя роль. Работа в группах. Я вам предлагаю создать группу «Юных экологов». У каждой группы на столе стоит ноутбук с выходом в интернет, энциклопедии, конверт с заданием и листы цветного картона для создания Красной книги. Так как групп получилось 4, то цветов, с которыми вы будете работать тоже 4. Это черный, красный, желтый, и зеленый цвет. Это цвета страниц нашей Красной книги. Вы получаете в конверте названия животных и растений находите в интернете фотографии и небольшую информацию о них, и собираете вместе на одном листе: название, изображение и краткое описание. 1 группа Черные страницы Тур, странствующие голуби, сумчатый волк. 2 группа Красные страницы Снежный барс, амурский тигр, женьшень. 3 группа Желтые страницы Венерин башмачок, лотос, дровосек реликтовый 4 группа Зеленые страницы Зубр, северный олень, ладожская нерпа (Приложение 3) Распечатывается учителем на уроке. | РУУД: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве КУУД: работают в группе, слушают и слышат друг друга ПУУД: Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке РУУД: контролируют свою работу и работу товарища. | Применение полученных знаний на практике. Группы получают конверты с заданиями. |
IV этап Физкульт - минутка Цель: Организция процесса релаксации. | Выполняют упражнения физминутки. | Организует и показывает выполнение упражнений | Физминутка Спал цветок и вдруг проснулся, (Наклоны вправо и влево) Больше спать не захотел. (наклоны вперед и назад) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (покружиться) Физминутка Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись Поклонись и улыбнись. | Движения, которые повторяют дети, позволяют отдохнуть всем группам мышц. | |
V этап. Закрепление изученного Цель: проверить умения учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах. | Представляют свою работу классу. Формулируют вывод: чаще всего экологическое равновесие нарушает человек. Знакомят с правилами поведения. Осуществляют взаимоконтроль и оказывают помощь в сотрудничестве. | Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Организует фронтальную работу, коллективное обсуждение. Организует работу в парах. | Презентация конечного «продукта» (Красная книга) В заключение работы «Юные экологи» сделали следующие выводы:
- Красную книгу мы оставим храниться у нас в классе и будем продолжать над ней работать. - В начале урока мы с вами сказали, что люди не зная и не желая признавать законы природы, вмешиваются и губят ее. - Так будем же нашей природе друзьями и сформулируем правила друзей природы. - На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом
(Приложение 4) Ученики обмениваются листами для взаимопроверки. - Зачем нужно соблюдать правила друзей природы? | КУУД: умение выражать свои мысли, составлять правила и использовать их. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия ПУУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую. РУУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Учащиеся закрепляют полученные знания, в ходе практической работы |
VI этап Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценка и самоконт-роль. Итог урока Цели: организация рефлексии и самооценки учениками собствен-ной учебной деятельнос-ти. | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Самооценка усвоения материала. | Создает ситуацию для осмысления всей работы на уроке. | – Чему вы научились? - Понадобятся вам эти знания в жизни? - Сейчас я предлагаю оценить работу своей группы. (Приложение 5) Самооценка 1.если ты старался не подвести группу, тебе было интересно, и ты справился с заданием, то на полянку наклей зеленое деревце. 2.если задания тебе было выполнять трудно, работа показалась не интересной - наклей красное деревце. Экспертный лист для оценки работы группы (заполняет учитель). (Приложение 6) | РУУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию | Учащиеся оценивают свою работу на уроке в группе и индиви-дуально |
VII этап. Домашнее задание. | - Вам выдается схема «Фишбоуна» с главной проблемой «Почему вымирают растения и животные?» К следующему уроку она должна быть готова. Можете пользоваться любыми видами информации. (Приложение 7) - Спасибо за урок. | Элемент ТРКМ |
Список используемой литературы:
- Красная книга: Животные, растения и грибы / Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды — 2-е изд. — Москва: Арта, 2008. – 528 с.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Красная_книга_России
- Животные, растения: Мифы и легенды. — М.: Аванта+, 2007. — 256 с.
- Энциклопедия животных и растений. Автор: Хекер Франк, Гмошинская Мария Владимировна, Диршке Фолькер - Клуб семейного досуга, 2014. – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России"
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России". УМК "Перспективная начальная школа"...
технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"
технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...
технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс
Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....
Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".
Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «КРАСНАЯ КНИГА, ИЛИ ВОЗЬМЁМ ПОД ЗАЩИТУ» В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Проект "Красная книга, или возьмём под защиту" реализуется в рамках образовательного курса А.А.Плешаков «Окружающий мир». Проект ориентирован на изучение темы "Красная книга" в большом разделе "П...
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс. Тема: "Библия - Священная книга христиан"
Технологическая карта урока и мультимедийная презентация знакомят учеников 4 класса с Библией. Можно использовать материал для проектной деятельности....
Технологическая карта урока по педагогике «Книга в жизни человека»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития интереса к чтению книг, прививать любовь и уважение к книге.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. ...