Методическая разработка "Создай свой город "Экоград""
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Зиганшина Лариса Николаевна

Вызвать интерес детей ОВЗ к активному познанию окружающего мира, путем создания проекта – «Экограда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_ekograd_dlya_ovz.docx25.15 КБ
Файл ekograd_zanyatie.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Создай свой город - «Экоград»»

Цель занятия: вызвать интерес детей ОВЗ к активному познанию окружающего мира, путем создания проекта – «Экограда».

Задачи:

Задачи деятельности педагога: создать условия для ознакомления с проектной деятельностью учащихся, формировать навыки практической деятельности, способствовать формированию навыков раздельного сбора мусора, воспитывать желание беречь и охранять родную природу.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся обнаруживать простейшие взаимосвязи  деятельности человека на окружающую природу и её загрязнением, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; научиться определять по звукам и внешнему виду объекты живой природы; получат возможность научиться элементарным навыкам практической деятельности по посадке газонной травы и раздельному сбору мусора.

Метапредметные:

Познавательные: знакомство с понятиями «проект», «притча», «травянчик», объектами экологичного транспорта; передавать информацию устным способом, оценивать достоверность информации, формулировать представление об окружающей среде, как среде обитания всех живых существ на Земле, о том, что нужно беречь природу.

Регулятивные: применять эффективные способы решения познавательных задач; определять успешность выполнения задания в диалоге с педагогом; регулировать совместные действия с участниками группы;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других участников коллектива, вступать в беседу на занятии; уметь планировать совместную деятельность в группе при выполнении заданий.

Личностные: проявлять ценностноеотношение к природному миру, формировать осознанную мотивацию к выполнению заданий;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования бережного отношения к природе.

Форма проведения занятия: комбинированное (практическая работа).

Оборудование: мультимедийный экран, проектор, презентация, фигурки оригами объектов живой природы, заготовки для практической работы (стаканчики, кашпо, опилки, грунт, семена газонной травы, перчатки, лейки, маркеры), контейнеры для раздельного сбора мусора, значки «Почётный проектировщик «Экограда».  

Ход занятия

1.Организационный момент

2.Вступительное слово педагога:

Жители города, независимо от того большой он или маленький живут более в комфортных условиях, чем жители сельской местности: например, в городах есть супермаркеты, работают заводы и фабрики, службы такси, кафе, рестораны и т.д.  

Давайте предположим всегда ли это хорошо?

Я предлагаю послушать  притчу о жизни в большом городе.

В одном большом современном городе, жили люди, которые на первый взгляд ни в чем не нуждались. Здесь было создано все для комфортной жизни: супермаркеты  и рестораны, развлекательные центры и школы,   больницы и службы такси. Большой город был наполнен множеством звуков: голосами людей и животных, шумом и гудками машин, музыкой из кафе и парков. Даже по ночам здесь кипела жизнь. Но на лицах жителей этого города не было видно радости. (Картинка на СЛАЙДЕ. Почему?).

Я думаю, что вы догадались: загрязнение воздуха автотранспортом, шум, замусоренность, недостаточное озеленение.

Микровывод: Мы с вами заметили и назвали основные экологические проблемы современного города. Которые мешают полноценной жизни не только людей, но и  природы в целом.

На сегодняшнем занятии мы создадим мини-проект под названием – «СовременныйЭКОГРАД».

Напомню вам, что Проект –это то, что у нас получиться после того, как мы серьезно поработаем над темой, т.е. это все наши идеи и замыслы.

 В результате нашей совместной работы на экране у нас должен появиться макет нашего города – ЭКОГРАДА. Этот город станет настоящим современным экологически-чистым и комфортным для всех его жителей: людей, растений, животных.

Посмотрите на картинку.  Отгадайте загадку и подумайте, чего здесь не хватает?

Дышит, растет, а ходить не может.  Вы правильно догадались это  Растение.

Я думаю, ребята, вы все знаете, что зеленые насаждения в городе являются своеобразным островком природы, который не только радует глаз своим красивым цветом, но и задерживает пыль, регулирует температуру и влажность воздуха, а еще растения являются домом для многих видов животных (живых организмов).

Мы часто слышим выражение: «Впусти природу в город».Так хочется, чтобы травка зеленела, не только на улице (что зимой невозможно в нашем климате, а природа шагнула к нам в дом или как сегодня в детский экологический центр. Так сделаем это, а поможет нам в этом травянчик.

Травянчик – экологически чистая игрушка (изобретение студентов садоводов из Индонезии) Она сделана из простых материалов: газонной травы и опилок. (опилки можно заменить землёй)

Эта чудо-игрушка может использоваться  для озеленения квартир в зимний период. А ещё кошки, собаки охотно едят зелень, восполняя зимний недостаток витаминов в организме, попугайчики, хомяки и др. домашние питомцы.

Также вы можете наблюдать, как развивается растение. А после того как «волосы» травянчика немного подрастут, им можно мастерить причёски, аккуратно подстригая траву так, как вам больше нравится. Позже она обязательно вырастет снова, при хорошем уходе.

А сейчас, я вам покажу, как можно самостоятельно изготовить себе вот такого замечательного Травянчика.

Нам понадобятся: семена ячменя или газонной травы, распылитель, лейка с водой, горшок с землёй, опилки.

Прежде, чем приступить к работе повторим правила техники безопасности:

-надеть перчатки;

- работать аккуратно;

-инструмент применять по назначению;

- при работе с материалами следить, чтобы они не попадали в глаза и в рот;

- после работы убрать рабочее место.

Поэтапное выполнение травянчика:

  1. Увлажним поверхность из распылителя.
  2. Раскладываем семена по поверхности горшочка. (у нас ячмень и газонная трава)
  3. Аккуратно придавливаем, и присыпаем опилками или землей.
  4. Поливаем посадку из лейки.
  5. Снимите перчатки,не забудьте вымыть руки или обработать антисептиком.
  6. Убираем  инструменты на место. Травянчиков поставьте на окно.

Микровывод: Ведь для прорастания семян, необходимы свет, тепло, влага.

Обратите внимание, на экране  Рекомендации по выращиванию травянчиков.

Рекомендации по выращиванию травянчиков. (распечатать)

Игрушку-травянчик разместить на тёплое место, хорошо освещённое солнечными лучами (южный или западный подоконник), но не прямые солнечные лучи.

Поливать систематически в равные промежутки времени.

При появлении ростков, каждый день поворачивать горшочек разной стороной к солнцу.

Кто же еще будет жить в нашем городе? ( Аудиовизуальная викторина«Кто в городе живет?»)

Предлагаю вам угадать по голосам. Готовы? Правильно, кукушка . Ну конечно же это - ворона, собака-друг человека, кошка, совершенно верно, а это дятел, ну и всем известный певец-соловей!

(Кукушка, ворона, собака, кот, дятел, соловей).  Правильно, ребята, но еще в нашем городе будут жить и другие животные.

Микровывод:  Каждый человек должен быть в ответе за тех, кого приручил. Каждое брошенное животное - это чье-то предательство, надо помнить об этом, и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.

В нашем городе имеются прекрасные цветочные клумбы, зеленые насаждения, птицы радуют своим пением, четвероногие друзья дарят нам тепло и уют.

На чем мы будем передвигаться по нашему городу, давайте вспомним, какие виды транспорта бывают (Слайд презентации и педагог комментирует: наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой).

А сейчас я предлагаю немного размяться и побывать в роли настоящих шофёров. Смотрите внимательно и повторяйте за мной:

Физминутка:

 «Мы – шоферы!»

(дети должны показывать движения).

«Едем, едем на машине, (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли («дворники»)

Вправо, влево чистота! Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы – шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх).

Молодцы. Но, а сейчас, я вас познакомлю с экологичным транспортом. Это тот транспорт, который наносит минимальный вред окружающей среде).

Отгадайте загадку:

Я конечно транспорт умный,

Быстрый и почти бесшумный.

Я по рельсам не стучу,

Я колесами кручу,

Без бензина обхожусь,

Я весь день для вас тружусь.

Вот беда! Отключен свет, -

Мне без света хода нет Совершенно верно это – троллейбус.

Выглядит троллейбус как обычный автобус, но с «усами» на крыше, которыми присоединяется к электрическим проводам. Троллейбус ездит почти бесшумно, не грохочет, не выделяет отравляющих выхлопных газов.

Идет по рельсам он всегда,

И держится за провода.

И всякий раз звонок дает,

Что отправляется вперед. Правильно - трамвай.

В настоящее время трамваи есть во многих городах. Электрический ток для трамвая тоже поступает по проводам. Обычно трамвай состоит из одного-двух вагонов. Двигается он быстро, но если вдруг на линию перестает поступать электричество - все трамваи останавливаются.

И троллейбус и трамвай работают от электричества и предназначены для перевозки пассажиров. Это общественный транспорт и он экологичный.

От электричества работает и электромобиль, электроскутер, гироскутер.

Моноколесо (сегвил) – электрический самокат, имеющий только одно колесо и подножки, расположенные по обе стороны от него. Управление таким транспортным средством происходит посредством изменения наклона тела: при отклонении назад моноколесо тормозит или меняет направление, вперед – ускоряется.

В настоящее время выпускаются воздухомобили. Так называются автомобили, для работы которых используется сжатый воздух. Зарядить его можно компрессором на любой заправке. Такой автомобиль использует только воздух, не нанося вреда окружающей среде.

Придумали люди и автомобили, которые работают на солнечных батареях. На крыше автомобиля размещаются фотопанели, которые и снабжают мотор солнечной энергией.

Велосипед - самое доступное средство передвижения. Ребята, у кого из вас есть велосипед? Для того, чтобы ехать на велосипеде, не требуется никакого топлива. Только крути педали! Многие думают, что велосипед - не машина, сел и кати куда хочешь, правил знать не нужно. Но это не так. Велосипед - это транспортное средство, и для езды на велосипеде есть свои правила безопасности и чтобы с вами не случилась беда, нужно всегда выполнять правила дорожного движения.

Картинка на слайде

Ребята, обратите внимание, какую проблему современного города вы видите? Правильно, замусоренность.

Микровывод: мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Для облегчения переработки мусора необходима его сортировка. Уже сейчас в некоторых городах стоят контейнеры для раздельного сбора мусора. Я думаю, что и в вашем городе тоже очень скоро появятся специальные контейнеры.

Некоторые отходы можно отправить на вторичную переработку, чтобы лишний раз не загрязнять окружающую среду. Например, из пластиковых бутылок делают крошку и получают из нее синтепон, которым набивают ваши куртки и одеяла, изготавливают зубные щетки и спортивную одежду.(Педагог демонстрирует пластиковую бутылку и синтепон) Из бумажных оберток делают картон. А  еще из пластмассовой крошки делают ведра, тазы, метлы.

А сейчас, давайте вместе очистим наш город от мусора и выполним весёлую физминутку:

Мы по улице идем (шагаем)

С мусором пакет несем.

Раз бумажка, два бумажка (наклон вправо, влево)

Пластик, банка, промокашка…

Все в корзину или нет?

Скажем правильный ответ.

Мусор бросим вместе (или раздельно)? ( НЕТ)

Молодцы, ребята. В нашем экограде появились контейнеры для раздельного сбора мусора. В городе нашем стало чисто.

Давайте посмотрим на  наш город «Экоград»: чистые зеленые улицы, цветущие клумбы, экологичный транспорт, птицы и четвероногие друзья, радостные лица людей. Все это замечательно, но я думаю, что каждый из вас согласится со мной, что мало изменить город, должен  измениться  и сам человек.

 Итог занятия. Рефлексия.

Надеюсь, что в ваших силах сделать город, в котором вы проживаете настоящим Экоградом. Спасибо вам за работу, до свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Создай свой город - « Экоград »» Зиганшина Лариса Николаевна педагог дополнительного образования МКУ ДО РДЭЦ

Слайд 2

Современный город

Слайд 4

Мини-проект «Современный ЭКОГРАД»

Слайд 5

«Кто в городе живет?»

Слайд 6

«Кто в городе живет?»

Слайд 7

«Кто в городе живет?»

Слайд 8

«Кто в городе живет?»

Слайд 9

«Кто в городе живет?»

Слайд 10

«Кто в городе живет?»

Слайд 11

«Кто в городе живет?»

Слайд 12

«Кто в городе живет?»

Слайд 13

«Кто в городе живет?»

Слайд 14

«Кто в городе живет?»

Слайд 15

«Кто в городе живет?»

Слайд 16

«Кто в городе живет?»

Слайд 17

Экологичные виды транспорта

Слайд 19

Раздельный мусор на переработку

Слайд 20

Современный ЭКОГРАД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к разделу "Ты и твое здоровье. Как закаливать свой организм"

Программа "Начальная школа 21 века". Учебник "Окружающий мир" Н.Ф.Виноградова, Г.С. Калинова...

Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет...

Учебно - методический комплект по истории на тему: "Свой дом - свой простор". 3 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по истории на тему: "Свой дом - свой простор". 3 класс....

Методическая разработка краеведческого урока «Я люблю свою страну, свой край, свой город»

Методическая разработка позволит обобщить знания обучающихся по краеведению, развивать познавательную активность и воспитывать любовь к родному краю....

Методическая разработка "Своя игра"

Интерактивная литературная игра по проекту "Успешное чтение"...